Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего Китая

Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего Китая. Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в древней Индии. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н.э именуемых в целом Ведами.

В Ведах говорится о делении общества на четыре варны сословия которые созданы богами из Пуруми мирового тела и духа брахманом стали его уста, руки - Кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног создана шудра. Мировой закон рта определяет конституцию строение общества, место, роль и положение в том числе и правовое положение различных варн сословий, а, следовательно, права и обязанности также и членов этих варн. Все варны и их члены должны следовать божественно представленных для них дхарме - закону, долгу, обычаю, правилу поведения.

Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями в этом отношении пользуются драхманы. С критикой ряда основных положений Вед и брахмонистской идеологии в целом выступал Сиддхартха, прозванный Буддой.

Он отвергал мысль о боге как о верховной личности и нравственном правителе мира в первоисточнике закона Брахман для буддистов - это не член привилегированной варны, а всякий человек, который независимо о своей сословной принадлежности достиг совершенства путем личных усилий. В понимании буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон.

Мировоззрение раннего буддизма пронизано проповедью гуманизма, доброго отношения к другим людям. Буддистская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны объясняет и характерные для буддизма невнимания к реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как часть общей цепи в земных несчастьях. Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге Лунь Юй Беседы и высказывания, составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подчиненных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия людей строится на принципе неравноправия людей. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Конфуций призывал правителей, чиновников и подчиненных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противоставляется управлению на основе законов. Основатель моизма Мо-цзы развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

В поисках единого образа справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. В древности, говорит он, не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости, между людьми царила вражда. Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. Высказывания подчеркивает он - должны применяться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной. Основателем даосизма считается Лао-цзы, взгляды которого изложены в Книге о дао и дэ. Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную законность.

Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате Шан цзюнь шу. Ряд глав трактата написан Ман Ян. Этот теоретик легизма и одни из основателей школы законников фа-цзя выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы фа и суровые наказания.

В целом вся концепция управления, предложенная Ман Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств, что посредством насильственных мер жестоких законов их можно подчинить желательному порядку. Существенное значение в деле организации управления Ман Ян и его последователи наряду с наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности.

Глава 2.