рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие и сущность государства (правовая культура)

Понятие и сущность государства (правовая культура) - раздел Право, Содержание 1. Понятие И Сущность Государства. 2. Правовая Культура И Правосоз...

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ 7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Понятие и сущность государства. Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т. е. главного, определяющего, устойчивого, законо¬мерного в данном явлении, и социального назначения — служеб¬ной роли и исторической цели. Марксизм научно обосновал, что политическая власть явля¬ется одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности.

Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское по¬нимание государства, которое более семидесяти лет воспринима¬лось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмысле¬нии и уточнении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической лите¬ратуре трактовку государства исключительно с классовых пози¬ций, исходя из основополагающих указаний классиков марксиз¬ма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы.

Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию по¬литической власти экономически господствующего класса, ору¬дие его диктатуры. «Политическая власть в собственном смысле слова,— писа¬ли К. Маркс и Ф. Энгельс,— это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство,— утверждал Ф. Энгельс,—есть не что иное, как машина для подавления од¬ного класса другим» . Вслед за Энгельсом В. И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одно¬го класса над другим». «Государство,— считал он,— есть орган господства определенного класса, который не может быть при¬мирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)» . Хотя приведенные и подобные им другие положения, выра¬жавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами, начиная со второй половины 40-х гг. XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрес¬сивную роль в объяснении происхождения, сущности, функцио¬нирования и развития государства, нельзя было придавать им всеобщего значения, превращать в догму и распространять на все времена и страны, тем более в изменявшихся на глазах исто¬рических условиях.

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представ¬ление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее пони¬мание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного яв¬ления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Поэтому понятно, что в связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после второй мировой войны, трактовка государства исключи¬тельно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в Рос¬сии и других странах СНГ. Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал как идеалистические и не¬научные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в за¬падноевропейской социал-демократии и современных буржуаз¬ных теорий.

Несмотря на разнообразие и особенности этих уче¬ний, в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в той или иной мере отражая многовеко¬вой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага.

Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.

В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вы¬текающих из природы всякого общества, и специфические клас¬совые функции. К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь ми¬моходом при рассмотрении другого вопроса применительно к ра¬бовладельческому и буржуазному государству, не получил даль¬нейшей специальной разработки ни в самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последователями.

Между тем именно в приведенном суждении Маркса получа¬ет краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и немарксистском подходах к государству; делается шаг в направлении преодоления одно¬сторонности в трактовке государства, понимания его как единст¬ва двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой.

И действительно, любое государство, наряду с решением су¬губо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество.

К выпол¬нению общих дел относится прежде всего осуществление разно¬образных коллективных потребностей общества: организация здра¬воохранения, образования, социального обеспечения, средств транс¬порта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п. Общечеловеческое предназначение государства в более ши¬роком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социаль¬ного компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поис¬ка согласия и сотрудничества различных слоев населения и об¬щественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловече¬ское, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный офици¬альный представитель.

Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого обще¬ства, и специфических классовых задач. Только учитывая общечеловеческое и классовое в государст¬ве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной од¬носторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико- государственного развития, достиг¬нутый уровень прогресса и демократии. Соответственно в определенных условиях, например, в рабо¬владельческих и феодальных государствах, в буржуазных госу¬дарствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социаль¬ного назначения государства на первый план выступает классо¬вое господство, насилие, подавление.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заме¬тить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценно¬стей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно про¬является в последние десятилетия в развитых государствах Аме¬рики и Европы и в современном Российском государстве.

Государство, представляющее собой преимущественно ору¬дие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализ¬мом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, ох¬раной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д. При этом демократия, обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества законность и правопорядок.

Демократическое, цивилизованное государство, в котором процесс формирования и деятельности всех государственных ор¬ганов строго основывается на праве, существует разделение вла¬стей, обеспечивается верховенство закона и отношение к челове¬ку, его правам и свободам как к высшей ценности, является пра¬вовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю многовековую историю развития государства.

Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловече¬ской и классовой сущности и социального назначения государст¬ва, можно предложить один из возможных вариантов его кратко¬го общего определения. Государство — это организация полити¬ческой власти, необходимая для выполнения как сугубо классо¬вых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие.

Сказанное, однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в определении государ¬ства вообще. При этом достаточно исходить из его наиболее об¬щих начал — общечеловеческого и классового. 2.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ

Очевидно, что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может ... И. Б. А. Об¬щечеловеческое и национальное — два ведущих компонента со¬циальной ...

– Конец работы –

Используемые теги: Понятие, Сущность, государства, Правовая, Культура0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие и сущность государства (правовая культура)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 1.1 Понятие и сущность менеджмента
ПЛАН... Понятие и сущность менеджмента Виды и функции менеджмента предприятий сервиса и туризма Понятие и классификация методов менеджмента...

Ответы к зачету по дисциплине Правоохранительные органы 1. Понятие правоохранительной деятельности государства. Понятие правоохранительных органов и их система
Понятие правоохранительной деятельности государства Понятие правоохранительных органов и их система... Предмет и система курса Правоохранительные органы РФ... Классификация правовых актов курса Правоохранительные органы РФ по содержанию и правовой силе...

Понятие и признаки государства. Функции государства
Госуда рство политико территориальная организация суверенной власти в обществе обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать... Функции государства С этой целью государство выполняет ряд задач...

Понятие, сущность и назначение государства
Г осударство – 1. по К. Марксу и В. И. Ленину – машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного… В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические… Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих…

Предмет и задачи курса Основы идеологии белорусского государства. Понятийный аппарат курса Понятие источников идеологии. Источники идеологии белорусского государства
Предмет и задачи курса Основы идеологии белорусского государства Понятийный аппарат курса... Эволюция содержания понятия идеология и его современное значение Теория... Понятие источников идеологии Источники идеологии белорусского государства...

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

Понятие и сущность нового уголовного процесса. Сущность уголовного процесса как отрасли права. Принципы уголовного процессуального права Украины
ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ... Экономико правовой факультет в г Симферополе... КАФЕДРА УГОЛОВНО ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Понятие культуры по работе Швейцера - Культура и этика
Самая известная работа Швейцера «Культура и этика» вышла в свет в 1923 г. Но когда листаешь её страницы, невольно возникает ощущение, что написана… Служению этим целям подчинена у него философия культуры. "Благоговение перед… Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями…

0.047
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...
  • Понятие культуры, культура и цивилизация В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…
  • Понятие и сущность государства Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества.К ним… Особая публичная политическая власть - один из главных признаков государства.… Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.…
  • Правоведение. Тема Понятие и сущность государства Лекции... Тема Понятие и сущность государства... План занятия...
  • Культура: понятие и сущность Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох,… II. Развитие представления о культуре в истории философии. 1.) О понятии… Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры. В любом обществе.Хотя само слово "культура" вошло в обиход…