рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - Курсовая Работа, раздел Право, Понятие, сущность и назначение государства Происхождение Государства. Теории Происхождения Государства. Происхождение Го...

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. Происхождение государства.

П роблема возникновения государства и права остает¬ся и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воз¬зрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этногра¬фическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к произ¬водящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно пере¬шел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделе¬ниям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия.

В изме¬нившихся условиях возросла роль мужского труда, ко¬торый стал явно приоритетным по сравнению с жен¬ским домашним.

В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община посте¬пенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности.

Прибавочный продукт как следст¬вие роста производительности труда обусловил появле¬ние экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения перво¬бытного общества, образования классов, зарождения государства и права. И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способ¬ствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отноше¬ний, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели—половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего по¬требовались суровые меры пресечения неизбежно встре¬чавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего.

Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщи¬нами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности. Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраня¬ются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружи¬ны. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разру¬шающие вековые порядки.

Формирование государства — длительный процесс, ко¬торый у различных народов шел разными путями.

Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические от¬ношения и структуры родового строя — земельная об¬щина, коллективная собственность. Управление общест¬венной собственностью становилось важнейшей функ¬цией родоплеменной знати, которая постепенно превра¬щалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интере¬сов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант воз¬никновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (го¬сударственно-чиновничий аппарат), а общественная (кол¬лективная) собственность тоже постепенно превраща¬лась в государственную.

Частная собственность тут не имела существенного значения. На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общест¬венных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирри¬гационных систем и др.), предопределивших возникно¬вение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолют¬ными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их со¬ставляла государственная собственность.

Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуа¬тировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства. По другому историческому пути шел процесс возник¬новения государства на территории Европы, где глав¬ным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным фор¬мированием частной собственности на землю, скот, рабов.

По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли¬тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре¬зультате побед последних в нем утвердились демокра¬тические порядки: равноправие всех свободных граж¬дан, возможность каждого быть одновременно земле¬владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре¬чия, повлекшие создание мощной государственной ма¬шины. По вопросу возникновения государства на террито¬рии Западной и Восточной Европы в литературе выска¬заны две точки зрения.

Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (ска¬занное относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феода¬лизму длительный период, в ходе которого знать выде¬ляется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю.

Этот период они называют профеодализмом, а государ¬ство — профеодальным. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархаль¬ной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общест¬ва, обостряются его противоречия, вследствие чего ро¬довая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

Теории происхождения государства. Т еории о происхождении государства стали возни¬кать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.

Оста¬новимся на некоторых из них. Теологическая теория является одной из самых древ¬них. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать хрис¬тианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям,—говорится в послании апостола Павла к римлянам,— ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Не затрагивая науч¬ности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необхо¬димости создания и функционирования земного госу¬дарства, обеспечения надлежащего правопорядка.

При¬давая государству и государственной власти божествен¬ный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стра¬не и укрепления российской государственности.

Патриархальная теория была широко распростране¬на в Древней Греции и рабовладельческом Риме, полу¬чила второе дыхание в период средневекового абсолю¬тизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение чело¬века с себе подобными невозможно.

Как существа общественные люди стремятся к объединению, к обра¬зованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В средние века, обосновывая существование в Анг¬лии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечес¬кого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публи¬цист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Вид¬ный историк М. Н. Покровский также считал, что древ¬нейший тип государственной власти развился непосред¬ственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожида¬ние чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, от¬ветственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения.

Наиболее уродли¬во эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправ¬дывала, но и всячески восхваляла концентрацию не¬ограниченной власти в руках Сталина, сразу же пре¬вращая каждый его шаг в «исторический», «судьбо¬носный», «решающий». Вся страна оказалась вовле¬ченной в это грандиозное восхваление, почти эпичес¬кую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеве¬дения, всесилия и всезнания одного человека.

Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человечес¬кая личность ни социально, ни юридически не была защищена. Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподоб¬ляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасите¬лем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологи¬ческие «оруженосцы». Патриархальную теорию критиковали многие и в раз¬ное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «дет¬ские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Органическая теория – ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему.

Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение). Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим.

Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результа¬те договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

У Эпикура «впервые встречается пред¬ставление о том, что государство покоится на взаимном дог.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие, сущность и назначение государства

Г осударство – 1. по К. Марксу и В. И. Ленину – машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного… В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические… Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги