рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Право Киевской Руси

Право Киевской Руси - раздел Право, План: 1. Влияние Христианства На Укрепление Государственности Киевской Руси....

План: 1. Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси. Соотношение компетенции церкви и государства 2. Общественный строй Киевской Руси. 3. Государственный строй Киевской Руси. 4. Суд и процесс в Киевской Руси. 5. Правовая система Киевской Руси. Преступление и наказание по Русской Правде.Гражданское право 6. Библиография. Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси. Соотношение компетенции церкви и государства 1. Предки наши в период господства языческой веры соприкасались со многими религиями, которые заметно повлияли на их собственную веру, такими как христианство, ислам, иудаизм и др. Вероятно, через их влияние они уже тогда дошли до понимания еди¬ного Бога. Что это действительно было так, подтвер¬ждает греческий историк VI века Прокопий, который писал о наших предках, что они «признают владыкой всех единого Бога, который посылает молнию; в жер¬тву ему приносят коров или другую жертву». Но новая вера — христианство — с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX веке все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру. Нельзя сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело своих сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея Перво¬званного.

С давних времен приходило оно разными путями: с греческих колоний, с Балканского полуос¬трова, с Хазарского каганата, с Великоморавского го¬сударства.

Но эту веру принимала главным образом элита общества — князья, бояре, городская аристо¬кратия, которые не решались открыто стать христиа¬нами, а тем более не допускали даже мысли о креще¬нии народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами были князь Оскольд, князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла сделать хри¬стианином своего сына Святослава, но привила лю¬бовь к новой вере внуку Владимиру, на плечи кото¬рого и легла почетная задача — провозглашения хри¬стианства государственной религией Киевской Руси. Владимир был весьма мудрым политиком, чтобы не понимать, что старая вера не могла объединить его государство — достаточно самостоятельным и демок¬ратическим оно было. Без сомнения, еще большее влияние на него оказывало то, с какой скоростью хри¬стианство завоевывало народы и страны.

В 864 году приняла крещение Болгария, в 928-935 годах — Че¬хия, в 962-992 годах — Польша.

Для Владимира ста¬ло очевидным, что, только приняв христианство.

Ки¬евская Русь сможет войти как равноправная в число европейских государств. Из летописей неизвестно, где и при каких услови¬ях принял христианство Владимир. «Повесть времен¬ных лет» утверждает, что сделал он это в Корсуни. В 987 году Византийский полководец Варда Фока вос¬стал против императоров Василия II и Константина. Последние обратились к Владимиру за помощью. Как условие этой помощи он изъявил желание прежде заключить брак с сестрой императоров Анной, а они как предпосылку брака — его крещение.

Тогда Вла¬димир и крестился. С его помощью Варда Фока был разбит. Однако, избавившись от опасности, византий¬ские цари отказываются от своего обещания — отдать в жены Владимиру свою сестру. Они исполняли за¬вещание своего деда — Константина Порфирородно¬го, который писал: «Когда хозары, турки или русы или какой иной северный народ начнет просить или добиваться чтобы породниться с императором ро-меев, взять у него дочку за себя или свою дочку от¬дать за императора или его сына — нужно ответить на такое позорное домогательство, что на то есть зап¬рет, страшное и нерушимое постановление святого и великого Константина». В ответ на это Владимир берет в осаду, а потом и захватывает одну из наилучших византийских ко¬лоний в Крыму — Корсунь.

Это принудило Византию исполнить обещание и направить Анну в Корсунь, где она была обвенчана с Владимиром. Это был апогей его славы. Единовластный хозяин огромного государства, получивший моральное благословение Второго Рима, он мог отважиться привести свой народ к новой вере. Случилось это в 988 году. Согласно «Повести временных лет», крещение Руси происходило чрезвычайно просто: Владимир прика¬зал скинуть в Днепр старых богов и в назначенный день выйти всем к реке. Люди с песнями входили в воду, а священники читали молитвы. И была «ра¬дость на небеси и на земли, толико душ спасаемых». В действительности же, не все было так просто.

После крещения киевлян, кратко замечает летописец, «начал Владимир ставить по городах церкви и свя¬щенников, и сгонять людей на крещение по всех го¬родах и селах». Думается, что крещение народа рас¬тянулось не на один десяток лет. Первыми крещение получили киевские земли, главным образом, большие города, поскольку села принимали новую веру довольно неохотно.

Занялся Владимир также и крещением северных земель го¬сударства, тех, которые позже составили Московское княжество. Здесь христианство натолкнулось на большие препоны. Так, в 991 году Владимир послал епископа в Новгород с целью подготовить новгород¬цев к новой вере. Как рассказывают летописи, кре¬щение проходило здесь силой: «Путята (тысяцкий) крестил их мечом, а Добрыня (посадник) — огнем». Крещение Руси вызвало множество дискуссий по поводу того, какое духовенство крестило народ.

Изве¬стные историки, в частности, историки церкви И. Го-лубинский, В. Пархоменко придерживались взгляда, что крестить народ Владимиру помогало византийское духовенство. Но эта концепция вызвала возражение.

Во-первых, в византийских источниках не упомина¬ется такое важное событие, как крещение Киевского государства при Владимире, тогда как во многих из них упоминается крещение отдельных лиц при Ос-кольде. Во-вторых, трудно представить себе успехи христианизации при помощи византийского духовен¬ства, которое проповедовало чужым для украинско¬го народа языком. Эти несоответствия привели к появлению в 1913 го¬ду гипотезы М. Приселкрва, который доказывал, что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло не с Ви¬зантии, а из Болгарии, с Охриды, где существовал не¬зависимый патриархат.

Вскоре эта точка зрения ста¬новится преобладающей, и не безосновательно. С Бол¬гарией Украина-Русь имела интенсивные отношения. В политическом отношении Болгария была менее опасной, чем Византия. Весомым аргументом была близость языков, и священники-болгары могли лег¬ко достичь понимания с новой паствой. Интересную черту в эту гипотезу добавил П. Куренной. Исследуя остатки Десятинной церкви, которую построил Вла¬димир в Киеве, он пришел к выводу, что техника по¬ строения этого здания аналогична храмам Охриды в Болгарии, а не Византии.

Все это говорит о том, что первыми учителями христианства и церковными проповедниками на Руси были болгары. Следовательно, сделаем некоторые выводы. При¬знание христианства государственной религией от¬крыло перед Киевской Русью дверь богатой византий¬ской культуры, которая переживала в то время свое возрождение. Новая вера способствовала укреплению связей с другими христианскими государствами.

Киев ста¬новится не только политическим, но и духовным цен¬тром государства. Христианство внесло в жизнь народа высшую мо¬раль, высшие идеалы и культуру, ячейками которой и стали храмы. 2. Прежде всего, рассмотрим вопрос об отношени¬ях между церковью и государством. Ответ на него дал Христос, когда сказал: «Царство мое не от мира сего». Или когда на вопрос фарисеев, платить ли дань кеса¬рю, ответил: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Бо¬гу». Этим Христос провел границу между церковью и государством.

Эти две институции преследуют раз¬ные цели. Церковь должна, в первую очередь, заботить¬ся о душах верующих, о воспитании их в духе учения Христового, о приближении их к Христу, об единении их с Христом. Государство должно заботиться о по¬рядке и мире в обществе, защищать права и свободы каждого из его членов, заботиться о материальном благосостоянии граждан. Отличаются церковь и государство и объемом своей деятельности. Государство ограничивается территорией, а церковь является вселенской.

Нако¬нец, есть разница и в способе влияния на своих чле¬нов. Государство часто применяет принудительные методы, тогда как церковь не должна употреблять их никогда и действовать только путем убеждения и примера. Но это не значит, что между церковью и государ¬ством нет никакой связи. Христос не запретил пла¬тить дань кесарю, а апостол Павел писал: «Хозяин — Божий слуга тебе на добро. А делаешь ты зло, то бой¬ся, поскольку не зря он носит меч, поскольку он — Божий слуга, мститель в гневе преступнику. Поэтому необходимо подчиняться не только из-за гнева, но и из-за совести.

Через это вы и налоги даете, поскольку они слуги Божие, именно тем всегда занятые. Итак, отдай¬те надлежащее всем кому налог — налог, кому пошли¬на — пошлина, кому страх — страх, кому честь — честь» (поел. к Римлян XIII, 4-7). А поскольку государственная власть, как сказано в Святом Письме, является от Бога, то между церко¬вью и государством должно быть сотрудничество. Известия об организации первой церкви в Украине очень скупые.

Патриарх Фотий писал, что в 864 году по просьбе князя был выслан в Русь епископ. Теперь мы с уверенностью можем утверждать, что Владимир 14 августа 988 года не крестил Русь, а только провоз¬гласил христианство единой государственной религи¬ей. Христианство распространялось в Украине со вре¬мен Андрея Первозванного. Иное дело, что в течение почти ста лет украинская митрополия возглавлялась греками, которых посылал Константинопольский пат¬риарх, без согласования с киевскими князьями.

Согласно с практикой Византии, митрополии не толь¬ко пребывали в духовной зависимости от патриарха, но и вся их территория подчинялась византийскому царю. Но это было только теоретически, поскольку на прак¬тике такой зависимости быть не могло: Византии не ~ хватало реальной силы, чтобы воплотить это в жизнь. Епископов, как правило, назначал князь. При Изяславе II собор епископов вторично самостоятель¬но в 1147 году избрал митрополитом Клима Смоля- тича. Следовательно, мы видим стремление Киевской Руси к автономной церкви.

Православие XI-XII веков в целом не было враж¬дебно настроено против других религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами — варягами, немцами, уграми, поляками, арабами, иудеями — спо¬собствовали толерантности в религиозных вопросах. Так, в XII веке ирландские купцы основали в Киеве костел св. Девы.

Общественный строй Киевской Руси

По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штраф... В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен¬ ство — мо... Он стал примером для других монастырей и имел огром¬ное моральное влия... В Киев¬ской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвобо... Зависимые(невольные) люди назывались холопа¬ми.

Государственный строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодаль-ной монархии. За все время существования Киевской Руси был только один случай, когда... Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного пра... После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на насле¬дован... Он должен был «володеть и су¬дить».

Суд и процесс в Киевской Руси

Среди судебных органов Киевской Руси необходи¬мо выделить прежде всего... Значительное количество дел проходило через цер¬ковный.. Суд и процесс в Киевской Руси. Община судила в соответ¬ствии с обычным правом. Изгнание из общины, как самое тяжкое наказание, было включено в Русску...

– Конец работы –

Используемые теги: право, Киевской, Руси0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Право Киевской Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право
Это подтвердили и археологические раскопки. Ремесло, достигшее в некоторых отношениях высокого развития, начинает уже отделяться от земледелия,… Каждая семья получала по жребию определенный надел, с которого кормилась и… Базилевс был военным вождем, он осуществлял суд в присутствии народа, выполнял жреческие функции.Главной обязанностью…

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО. ПРАВООТНОШЕНИЯ. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО. СЕМЬЯ. РОДИТЕЛИ. ДЕТИ
Тема ЧТО ТАКОЕ ПРАВО... Что такое... Формы источники права Система законодательства...

Торгово-экономические связи Киевской Руси
Древние славяне жили семейными дворище, и соседскими общинами.Основой хозяйственной жизнедеятельности древних славян являлось земле- делие. Еврейский путешественник того времени Ибн-Якуб сообщает, что славянская земля… Хлеб и мясо - это обычная жертва славян, по словам Константина Багрянородного, а значит и пища и, ко- нечно не новая,…

Международное частное право: конспект лекций Международное частное право
Международное частное право конспект лекций... Ирина Викторовна Гетьман Павлова...

правовое положение различных категорий населения в киевской руси
Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует. Русская Правда была кодексом… В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной… Основное содержание Русской Правды отражает интересы княжеского хозяйства управления.При сравнении отдельных ее частей…

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ... НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI XV СТОЛЕТИЙ...

Конституционное право РФ. Конспект лекций Конституционное право РФ
Конституционное право РФ Конспект лекций... Сергей Иванович Некрасов...

Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв.
Карамзин писал, что, «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах… Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны,… До 988 г. Русь была языческой, а потому культура Древней Руси делится на два периода: языческий и христианский.

Экологическое право. Курс лекций В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право
Предисловие... В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право обязательной для всех юридических высших...

Предпринимательское право, дивидендная политика, лицензирование, конституционное право
При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распре 2 - деляется между остальными участниками пропорционально… Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть… Это имущество является неделимым и не может быть расп- ределено по вкладам долям, паям, в том числе между работниками…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Право власностi та право повного господарського ведення: спiльне та вiдзнаки Правове регулювання вдносин власност одним з найважливших напрямкв нормативно дяльност держави.За допомогою права держава регулю належнсть тих або… Сукупнсть даних правових норм, що регулюють вдносини власност, визначають… Володння закрплення матеральних благ за конкретними власниками ндивдами та колективами, фактичне утримання реч у сфер…
  • История возникновения монастырей в 10-13 веках Киевской Руси Я выбрала эту тему, потому что, на мой взгляд, она несколько таинственна, малоизвестна. Цель моей работы - проследить историю происхождения,… Выбор временного периода обусловлен тем, что это время, когда после… Монастыри Киевской Руси Монахи и монастыри появляются в христианском мире с IV века. Традиционно монастырь считался…
  • Создание и развитие Киевской Руси Вступ Понад одинадцять столть тому схдн слов яни створили свою першу державу.Лтописи та нш пам ятки давньорусько лтератури називають Руссю, або… На величезному обшир вд Чорного до Блого морв, вд Карпатських гр до Волги… У Кив, а дал в Новгород та нших мстах Рус складалися лтописи, в яких описувалось славне минуле й аналзувалося сучасне…
  • Уголовное право на Руси в XI-XIII в Государство не рассматривалось как объект преступления. Объективная сторона преступления предполагала наличие двух стадий совершения преступления:… Холопы за совершенные ими правонарушения не отвечали, имущественную… В некоторых случаях потерпевший мог сам расправится с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам,…
  • Право собственности на субъекты частной собственности. Римское право Это,по их мнению, сформировало такие его черты, как строгость,жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость.Подобные качества… Действительно, римские граждане славились своим законопо- читанием. Но элемент… К таким особенностям справедливо относят то, что римское право было приспособлено к мировому обороту, так как Рим…