рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественный строй Киевской Руси

Общественный строй Киевской Руси - раздел Право, Право Киевской Руси Общественный Строй Киевской Руси. Для Феодального Общества Характерно Деление...

Общественный строй Киевской Руси. Для феодального общества характерно деление населения на сословия.

Сословие — это замкнутая социальная группа, име¬ющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процес формирования сословий толь¬ко начался. Все население Киевской Руси условно можно раз¬делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал вое¬вод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхуш¬ки — родовитой, знатной, местного происхождения.

Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — бояртво. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на раз¬ные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все пре¬ступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золо¬та, меньших бояр — в 3 гривны золота, городских лю¬дей — в 3 гривны золота, а простых людей — в 60 резан (ст. 30). Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери про¬стых людей наследовать не могли.

Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определен¬ные заслуги в бояре мог попасть смерд и даже ино¬странец — варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от куп¬цов, от городской элиты.

Со временем в городах со¬здается патрициат, который был более связан с горо¬дом, чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев. Украинские города, особенно Киев, переживали ос¬трый процесс борьбы городского населения как с кня¬жеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство го¬родского патрициата привели в 1113 году к восста¬нию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.

К свободному населению относилось также духо¬венство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен¬ ство — монашествующее. В монастырях жили и ра¬ботали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали раз¬личные школы.

Первое место среди монастырей Ки¬евской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огром¬ное моральное влияние на князей и все общество. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей. Влияние христианства в Украине-Руси было дос¬таточно сильным, и это еще раз дает основание пола¬гать, что его корни здесь проникали значительно глуб¬же времен Владимира.

Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение детям» Владимира Моно¬маха. Он советует регулярно посещать церковь, мо¬литься днем, ночью, в дороге повторять молитвы. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представля¬ли крестьяне — смерды. Они владели землей и ско¬том. Смерды составляли подавляющую часть населе¬ния Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, лич¬ность и хозяйство смерда, как свободного, но наказа¬ние за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Украине-Руси увеличивается боярское земле¬владение? и в связи с этим уменьшается число независимых смердов.

Растет количество смердов, кото¬рые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными. Полузависимые (полусвободные) люди. В Киев¬ской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так назы¬вали смердов, которые по разным причинам времен¬но утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность об¬рести ее снова.

Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него винов¬ный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредито¬ром на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность.

Попытка продажи за¬купа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от креди¬тора без уплаты долга, он превращался в холопа. Зависимые(невольные) люди назывались холопа¬ми. Сначала этим термином называли лиц мужско¬го пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех невольных людей. Основными источниками холопства были: • плен на войне; • брак с невольным; • рождение от холопов; • продажа при свидетелях; • злостное банкротство; • побег или воровство, осуществленные закупом.

Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозя¬ин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступ¬ление, совершенное холопом.

Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холо¬пов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы пере¬ходили в категорию изгоев. К изгоям относились люди, которые в силу различ¬ных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в дру¬гую. Все эти люди переходили под защиту церкви.

Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Право Киевской Руси

С давних времен приходило оно разными путями: с греческих колоний, с Балканского полуос¬трова, с Хазарского каганата, с Великоморавского… Но эту веру принимала главным образом элита общества — князья, бояре,… В 864 году приняла крещение Болгария, в 928-935 годах — Че¬хия, в 962-992 годах — Польша.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественный строй Киевской Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Государственный строй Киевской Руси
Государственный строй Киевской Руси. Киевская Русь сложилась в форме раннефеодаль-ной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский сов

Суд и процесс в Киевской Руси
Суд и процесс в Киевской Руси. Среди судебных органов Киевской Руси необходи¬мо выделить прежде всего суд общины, как наиболее древний судебный орган. Община судила в соответ¬ствии с обычным правом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги