Правовой нигилизм и правовой идеализм

План Введение Глава 1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений 2. Правовой нигилизм и правовой идеализм Глава 1. Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма 2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений Заключение Введение Свою курсовую работу я решил написать по теме, которая касается правового нигилизма.Эта тема представляет для меня большой интерес, так как именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России.

В своей работе я попытаюсь определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России и определить роль государства в явлении правового нигилизма. В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно. 1

Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений

2. Эти определения – малая часть всех определений, которые существуют в т... На данном этапе не имеет значения с какой точки зрения рассматривать с... Матузов); 3. В современном способе построения общественных отношений огромную роль ...

выводы: 1. Любое государство – союз политических сил, издающий правовые нормы. 2. Государство имеет единую территорию. 3. Неотъемлемая часть государства - право 1. Право – система общеобязательных норм. 2. Право устанавливается и охраняется государством, выражая волю политической элиты общества. 3. Право служит регулятором общественных отношений. Ни теоретически, ни практически право невозможно отделить от государства, а государство – от права.

Государство и право представляют собой единую систему, которая взаимодействуя своими составными частями, стремится к той или иной цели (в большинстве случаев этой целью является становление правового государства). Государство и право постоянно поддерживают друг друга (государство в своей деятельности опирается на право и конкретные правовые нормы, правовые нормы устанавливаются государством на основе возникновения общественных отношений). Наличие и грамотное применение права является важнейшим признаком государства и залогом успеха взаимоотношений общества и государства.

Государство, выражая право в виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает правовую систему, совершенствует ее и претворяет нормы права в жизнь. Социальное назначение государства лежит в определении его сущности.

Государство – средство социального компромисса общества и самого государства.

Устанавливая конкретные правовые нормы, государство воздействует на общество в целом, на духовный мир и материальные отношения его членов (субъектов права). Пытаясь выяснить социальное назначение права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ долинного и возможного (Н.И. Матузов). Помимо правовых норм в число социальных норм входят моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные нормы, нормы традиций и обычаев, деловые нормы, нормы этикета.

Объектом регулирования, выполняемом социальными мерами, нормами являются отношения между людьми и их объединениями.

Указывая границы "должного и возможного". Социальные нормы регулируют (причем довольно полно и всесторонне) систему жизни современного общества, за исключением случайностей, которые не могут быть отражены в конкретной норме.

Право не являясь только более конкретной социальной нормой регулируют отношения в обществе. Выявить социальное назначение права можно из его многолетних определений и определений сущности права, т.к. именно право вступает регулятором общественных отношений, а способ его применения формирует определенный вид правосознания, развивает и предопределяет правовую культуру личности. При посредничестве права государство реализует ряд своих внутренних функций, которые влияют и на социальные взаимоотношения в обществе (это и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения и ряд других). Таким образом, государство и право окружают человека со всех сторон, не вторгаясь лишь в его внутренний мир. Подводя итог всему вышесказанному мы можем сделать несколько выводов: 1. Государство и право играют большую роль в системе регулирования общественных отношений; 2. Государство и право оказывают косвенное влияние на формирование правовой культуры общества, причем влияние это может быть как отрицательным, так и положительным. Учитывая тему моей курсовой работы, следует подробно рассмотреть влияние государства и права на общество, особенно на качество этого влияния.

Право реализуется государством различными средствами и по-разному воздействует на сознание и поведение людей.

Качество влияния права, как я уже писал, может быть либо положительным, либо отрицательным.

Положительное влияние права мы видим, когда права и правовые нормы действуют в обществе и соблюдаются (принимаются) его членами. Примером отрицательного воздействия права на общество служит правовой нигилизм неприятие права. Учитывая важность права в современном государстве, следует выяснить причины, вызывающие правовой нигилизм. 2. Правовой нигилизм и правовой идеализм (понятие и причины явлений) Для начала следует разобраться, что же такое нигилизм вообще.

Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни (*Кр словарь по философии под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205). Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов. Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания и мироощущения личности. По утверждению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического учения связан с именами таких философов, как Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и ряд других авторов.

Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.

Яркие примеры нигилистов мы можем найти в художественной литературе XIX века. В основном это произведения Тургенева ("Отцы и дети", представитель нигилизма – Базаров). Российский нигилизм того периода носил революционный характер. Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль новой молодежи следует искать "в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах - в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля". (* Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву.

С.П.б 1906. с. 293. ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994). По утверждению С.Л. Франка России присущ нигилизм, нигилистическое отношение к большинству ценностей того периода: "Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояние на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей". (* Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехн. Из глубины.

М 1991. с. 170,172,173). Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия": " Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя.

Для небольшого количества, может быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и со всей знатною челядью, она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница". (*М.А. Бакунин, Собр. Соч. "Государственность и анархия".). При таком отношении пусть даже теоретика к государству ( оно во многом правильное) неизбежно возникают предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм.

Отрицание – понятие более широкое чем нигилизм, оно присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению. В работах философов ( в основном, социалистов) нигилизм упоминается в весьма положительном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата - в движении, которое обычно называют нигилизмом (*Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41). Вообще, борьба против антинародных режимов (или "революционное движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова.

Здесь происходит слияние нигилизма и естественной борьбой против устаревшей системы. Несмотря на ряд положительных ситуаций ( в частности, упоминавшаяся выше), нигилизм в общественном сознании сочетается с деструкцией (объект деструкции зависит от формы выражения нигилизма). Очень часто нигилизм принимает весьма радикальные формы своей реализации, выливаясь в антиобщественные и асоциальные действия.

В своих наиболее крайних и редких проявлениях он объединяется с анархическими, лево – и праворадикальными движениями, политическим экстремизмом и максимализмом. Проявления социального и культурного нигилизма мы можем наблюдать в поведении членов движения Панков (современная или относительно современная молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость государства и государство в целом; отличаются радикализмом в стиле поведения одежды, причесок и т.д.) и скинхедов ( неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И.Матузова "Нигилизм – стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает" (* гл-л. Из ВУЗ, правоведение №2, 1994, " Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали ", стр.4). Примером того, что нигилизм свойственен молодежи, может быть и ситуация из прошлого – социалистам – революционерам XIX века базой поведения служил радикализм (террор) как метод воздействия на политическую власть.

Учитывая тот факт, что нигилизм и радикализм "как стереотип мышления" ( а зачастую и поведения) принадлежит молодежи, более интересно выяснить причины правового нигилизма в современном обществе.

Еще одной характерной чертой нигилизма является не объект отрицания (он может только определять конкретную форму нигилизма), а "степень, интенсивность, категоричность этого отрицания – с преобладанием субъективного точнее индивидуального начала" (Н.И. Матузов). Действия нигилистов в наиболее интенсивных и категоричных своих проявлениях зачастую становится фактически антиобщественными и асоциальными, как то преступление, нарушение конкретных правовых и моральных норм. Характерно для нигилистов и отсутствие программы их действий.

Разновидностью социального нигилизма является так называемый правовой нигилизм.

Правовой или юридический нигилизм выражается стратегическим и негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы (* В.А. Туманов, журнал "Советское государство и право" №10,19, 1989 г. Стр. 20). Корни правового нигилизма лежат в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права.

Интересно, что некоторые ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа. Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву, несоответственное его восприятие обществом. В современной России право расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление в общественной и политической жизни.

По утверждению Н.И. Матузова " стойкое предубеждение ; неверие в высокое предназначение права, потенциал, возможности и даже необходимость права – таков морально – психологический генезис данного феномена. Наконец, отношения к праву может быть просто индифферентным(…), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей". Выявить причины вызвавшие правовой нигилизм в России, особого труда не представляет.

Но для этого необходимо проследить историю развития правового нигилизма в нашей стране. По-моему мнению правовой нигилизм вступил в наиболее острую фазу своего развития в XIX веке. Неверие в силу права присуще России издавна. Еще А.И. Герцен писал "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности.

Русский, такого бы звания он ни был обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает правительство". (*Герцен А.И. Собрание сочинений, т.7 М.: 1959 стр. 251). Бакунин соглашается с Герценом и считает испытанием всех бед государство: " Всякий сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский должен понимать что наша империя не может переменить своего отношения к народу. Всем своим существом она обречена быть губительницею его, его кровопийцею.

Народ инстинктивно ее ненавидит, а она неизбежно его гнетет, так как на народной беде построено все ее существование и сила. Для подержания внутреннего порядка, для сохранения насильственного единства и для поддержания внешней даже не завоевательной, а только самосохраняющей силы ей нужно огромное войско, а вместе с войском нужна полиция, духовенство… Одним словом, огромный официальный мир, содержания которого, не говоря уже о его воровстве, неизбежно давит народ. Нужно быть ослом, невеждой, сумасшедшим, чтобы вообразить себе, что какая-нибудь конституция, даже самая либеральная и самая демократическая, могла бы изменить у лучшему это отношение государства к народу (выделено мной); ухудшить его; сделать еще более обременительным, разорительным – пожалуй, хотя и трудно, потому что зло, доведено до конца; но освободить народ, улучшать его сознание – это просто нелепость". (*М.А. Бакунин, Государство и анархия", Собр. Избр. Сочинений, стр.356). После проведения либеральных реформ 60-70 х. гг. в России начинается активный процесс развити.