Феодальная политика в Крае

Феодальная политика в Крае. Основной массе татар было предложено креститься. Христианизация представителей верхов враждебной России династии Казанских ханов имела целью создать послушную царскому правительству прослойку казанских татар. Кое-чего удалось добиться. Часть казанских феодалов, по-видимому, не только приняла крещение, но и вошла в состав служилого сословия российского дворянства.

К примеру, в Новгородской области были сформированы татарские отряды, которые участвовали в походе к шведскому рубежу. В отношении основной массы населения бывшего Казанского ханства проводилась иная политика – политика возвышения части средних слоёв до положения господствующих кругов среди нерусской части населения. Таким образом формировались две основные группы нерусского населения: служилые татары, которые в определённом смысле получали права, чем то напоминающие права русского служилого сословия. И ясачные люди, которые должны были содержать феодальное государство и подвергались эксплуатации со стороны, как местных феодалов, так и российского дворянства.

К началу XVIIв. стала уже привычной форма раздачи поместий выходцам из Казанского ханства при условии службы. Те феодалы, которые переходили на сторону России, получали жалованные грамоты и большие привилегии. В нерусском служилом землевладении Казанского края достаточно чётко выделились два типа поместий: к первому относятся поместья в селениях, полностью принадлежащих одному или нескольким феодалам, ко второму – поместья в селениях, часть земли которых находилась во владении служилых татар, а большая часть оставалась в руках ясачного населения.

Мелкие помещики по своему социальному положению занимали промежуточное место между служилыми татарами более высоких категорий и ясачными людьми. Таким образом, звание «служилых татар» получили все представители феодальной верхушки Казанского ханства, которые перешли на службу России.

Но всё же в основной своей массе «служилые татары» вышли из ясачного населения и не являлись потомками старой знати. Основной привилегией служилых людей было освобождение от ясачных платежей и поместное жалование. Создание верной царскому правительству прослойки служилых татар было решением лишь одной задачи, которую поставило перед собой правительство Москвы.

Второй не менее важной, а скорее основной задачей было создание мощного слоя русского населения и дворянского землевладения в крае, ибо он был завоёван вовсе не для нужд местного населения, а для нужд русского дворянства. Крупным событием в феодальной колонизации края явилась организация опричнины и связанная с ней политика массового выселения и перемещения русских феодалов. Наряду с поместным землевладением широкое развитие получило монастырское и церковное землевладение. Церковные организации проявили большую активность в феодальном освоении земель края. Для распространения христианства правительство стало способствовать насаждению монастырей.

Церковь создавала феодальные вотчины, к примеру: Богородицкий, Спасо-Преображенский, Успенский монастыри. Одновременно с образованием церковных организаций царское правительство передавало в их владение самые лучшие земли. Одной из важных сторон экономической политики царского правительства было налоговое обложение местных народов.

Главным образом это выражалось во взимании ясака. Ясак представлял собой традиционную форму налога в виде денежного и натурального сбора за пользование землёй. Правительство контролировало взимание ясака, и заботилось о расширении. Таково было состояние социально-экономических отношений в Казанском крае, накануне «смутного» времени, времени обострения классовых, социально-экономических и политических отношений, проявившихся в широком участии трудового населения края в крестьянской войне.