рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия правосознания

Философия правосознания - раздел Право, Сущность правосознания Философия Правосознания. В Данной Работе Я Исследую Вопрос О Сущности Правосо...

Философия правосознания. В данной работе я исследую вопрос о сущности правосознания. Дело в том, что в последнее время многие учёные правоведы стали выделять правосознание в отдельную отрасль правовой науки. Объясняя это непреходящим значением феномена правосознания в системе форм общественного сознания и огромным влиянием его на правовую дейст¬вительность.

В данной работе я сделал попытку исследовать право¬сознание с точки зрения правой теории. Место правосознания в системе форм общественного сознания Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общест¬венной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса.

Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное раз¬витие, а следовательно, проблема сознания—это изу¬чение характера и направленности деятельности чело¬века, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность. Какие бы вопросы ни исследовала юриди¬ческая наука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индиви¬дов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения людей именно в этой области.

Проблема правосознания как субъективного фактора, определяющего деятельность людей в государ¬ственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию харак¬тера этих общественных отношений и деятельности лю¬дей. Сознание человека, отражая объективные потреб¬ности общественного развития, является предпосылкой и регулятором поведения человека. Роль сознания в ре¬гуляции поведения человека следует понимать широко: речь идет не только о регуляции поведения отдельно взятого индивида; регулятивная роль сознания – это его воздействие на всю социальную систему, в пределах которой складываются определенные общественные отношения, направление деятельности данной системы.

Сознание как высшая форма отражения общественного бытия придает целенаправленный характер человечес¬кой деятельности, позволяет предвидеть ее результаты, планировать поведение в целях достижения поставленных задач.

Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей — это в то же время изучение уровня и состояния сознания. Содержание сознания, его на¬правленность детерминированы материальными усло¬виями жизни общества. И отражение этих условий, поз¬нание объективных закономерностей общественного развития — важная функция сознания. Однако его роль не может быть сведена лишь к отражательной, позна¬вательной функции. Не менее важной является органи¬зующая, регулирующая функция сознания, без которой было бы невозможно нормальное функционирование со¬циальной системы как коллективного субъекта челове¬ческой деятельности, соответствующим образом коорди¬нированной.

Организация социальной системы нераз¬рывно связана с функционированием сознания как специ¬фической деятельности человеческого мозга, с изучением природы и функций сознания индивидуального и соз¬нания общественного. Для выявления роли правосознания в формировании социальной активности человека оно должно изучаться на различных уровнях и срезах во всём многообразии его проявления и особенностей: как сознание индивидуальное, групповое, общественное; как синтез идеологических и социально-психологических компонентов; как система включающая различные формы (виды) отражения общественных отношений – политические, правовые, этические, философские, религиозные.

Общественные отношения людей – это их социаль¬ная деятельность, осуществляемая в процессе производ¬ства, преобразования природы, организации повседнев¬ных условий жизни, а также те устойчивые взаимосвязи, которые создаются между людьми, между человеком и объективным миром.

В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди всту¬пают в определенные связи и отношения, и только в рам¬ках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

Организация, координация разнообразных форм деятельности людей невозможны без сознания; в то же время сознание возникает и формируется в процессе ре¬гулирования социальной деятельности. Воздействуя на окружающий мир, целенаправленно преобразуя его, сознание изменяется в ходе практической деятельности, обогащается новыми идеями и категориями, новыми спо¬собами отражения и познания объективной действитель¬ности. Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенные цели, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Это отношение не является чем-то абст¬рактным—оно объективируется в системе потребностей, интересов, мотивов, целей человека, в его волевой актив¬ности, т. е. в сознании.

Отражение в сознании объектив¬ных процессов общественного развития создает усло¬вия для социального управления людьми, регуляции и координации их деятельности. Общественное бытие, социальные отношения чрез¬вычайно многогранны.

Определяя содержание и сущ¬ность общественного сознания, общественное бытие вместе с тем предопределяет различные способы отра¬жения разнообразных сторон объективной действитель¬ности, различные аспекты познания и оценки этих сторон, что находит проявление в различных формах об¬щественного сознания. Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой системы отражения общест¬венного бытия. Поэтому подлинная оценка роли и назначения той или иной формы может быть дана лишь с учетом ее тесного взаимодействия с другими формами.

Ни одна из форм общественного сознания не действует изолированно от другой; все они усиливают и дополняют друг друга и, выступая в качестве единой системы, оказывают воз¬действие на деятельность людей, на развитие обществен¬ных отношений в направлении, нужном об¬ществу в целом. Единство различных форм общественного сознания определяется рядом факторов. Прежде всего это единая основа их возникновения — условия жиз¬ни общества, которые объективно порождают определен¬ные потребности.

Эти потребности, осознаваемые как интересы общества, становятся целью челове¬ческой деятельности. Назревшие потребности должны быть опосредствованы сознанием, чтобы принять форму целеполагания. Осознание потребностей и интересов общества приводит в движение социальный механизм, порождает деятельность людей, направляя ее на достижение поставленных целей. Поэтому общественное соз¬нание с необходимостью включается в движение опре¬деленной социальной системы в направлении, определяемом назревшими потребностями общественного развития.

В философской литературе широкое распростране¬ние получило положение, согласно которому идеологи¬ческие формы различаются тем, что они отражают и как отражают, т. е. по предмету (объекту) и способу отра¬жения. Нам представляется, что разграничить идеологи¬ческие формы по предмету отражения едва ли возможно, поскольку все идеологические формы отражают об¬щественное бытие, проявляющееся в общественных от¬ношениях людей. Причем одни и те же стороны общест¬венного бытия отражаются подчас всеми идеологичес¬кими формами: и политическими воззрениями, и моральными, этическими, философскими взглядами, и правосознанием.

Специфику каждой идеологической формы обусловливает не объект отражения, а способ отражения, который определяет функции, социальное назначение той или иной идеологической формы. Единство форм общественного сознания определяет¬ся не только предметом отражения, но и тем, что формы общественного сознания дают ценностно-нормативную ориентацию обществу.

Создавая ценностно-нормативную систему, общественное сознание как бы выдвигает оп¬ределенные идеалы, нормы долженствования, выступа¬ющие в качестве ориентиров при регулировании поведе¬ния людей. Каждая форма общественного сознания оказывает активное влияние на поведение людей, специфика же правосознания состоит в том, что нормативный, волевой момент в нем выражен наиболее ярко. Регулирующая роль правосознания обусловлена еще и тем, что закон отражает не все стороны социальных отношений, а лишь основные и существенные.

Человек же волен избирать из нескольких возможных вариантов поведения тот. который больше всего соответствует его интересам и потребностям, сообразно собственному отношению к праву, но этот выбор не должен выходить за рамки закона. В противном случае это ведет к несовместимости общественных интересов и интересов личных. Роль правосознания в процессе исполнения правовых норм состоит в том, что он обеспечивает целесообразное их применение, помогает правильно в каждом отдельном случае, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать вопрос о нарушении права и социальной ответственности личности, об опасности того или иного лица для общества.

Правосознание включает взгляды и идеи людей на нормы права в государстве, правомерность и неправомерность поведения граждан, представления людей о своих собственных правах и обязанностях. Правосознание знание можно выделить как особую форму сознания и благодаря специфике составляющих его элементов: эмоциональных, логических и нормативно-оценочных.

Любое общество—это взаимодействие индивидов, их больших и малых групп, страт. В процессе такого взаимодей¬ствия сталкиваются различные интересы, установки, различная направленность целей и воль. Ни одно обще¬ство не могло бы существовать, если бы оно не регули¬ровало поведение индивидов, групп, страт в соответ¬ствии с определенными, объективно складывающимися потребностями.

Регулирование социального поведения индивидов, необходимое во всех сферах их жизни и дея¬тельности, невозможно без системы норм и институтов, установленных в обществе. Такая институализация об¬щественной жизни является способом осуществления со¬циального контроля за деятельностью членов общества. Создание институализированной системы ценностей про¬исходит в результате развития человеческой культуры и является ее составной частью. Нормы и ценности образуют так называемую социо-нормативную культуру, которая является средством ор¬ганизации общественной жизни и выступает одним из важных элементов человеческой культуры. Создание системы норм и ценностей –необходимое условие су¬ществования общества.

Путь от поступка, суждения о конкретном факте к формированию нормы очень дли¬телен и сложен. Общественное сознание из множества повторяющихся поступков и действий отбирает те, ко¬торые отражают социально значимые тенденции, пот¬ребности социальной группы, страты либо общества.

В результате такого отбора создается модель поведения, которая с необходимостью должна осуществляться в том или ином обществе, группе, страте, формируется система норм и ценностей как указатель должного по¬ведения члена той или иной социальной общности. Под влиянием ценностно-нормативной структуры об¬щества, вырабатываемой общественным сознанием, про¬исходит становление личности, ее социализация. Поэто¬му общественное сознание, создающее систему ценно¬стей и норм, призвано путем институализации регули¬ровать отношения индивида и общества. «За явления¬ми ценности, — правильно подчеркивает О. Г. Дробницкий, — часто скрывается проблема личности и обще¬ства, проблема включения жизнедеятельности индивида в движение социального целого». Общественное сознание вырабатывает социальные нормы различного характера: политические, правовые, этические, нормы приличия, обычаи, обыкновения и т. д. Эти нормы воплощают определенные понятия о ценностях данного общества, класса, группы.

Они вы¬ступают в качестве ценностно-нормативной системы, опосредствованной различными формами сознания, тес¬но взаимодействующими и составляющими единство.

Выработка ценностно-нормативной ориентации обще¬ства, класса, социальной группы — важнейшая функция общественного сознания, определяющая единство и взаимодействие всех его форм. Учение об институализации общественных отноше¬ний, о создании ценностно-нормативной ориентации класса или общества, содержащей представления о должном,—важные проблемы современной социологии, решение которых необходимо для более широкого и все¬стороннего подхода к анализу системы регулирования общественных отношений, социально-психологических аспектов поведения индивида, его взаимоотношений с обществом, классом, государством.

Это учение позво¬ляет глубже понять характер социальных норм как си¬стемы ценностей данного общества. Обсуждая ценно¬сти на человеческом уровне, оценивая деятельность че¬ловека, необходимо прибегать к термину «нормы». Лю¬ди часто не имеют даже смутного представления о том, что их деятельность пропускается через нормативный фильтр.

Общественное сознание во всех его формах выраба¬тывает суждения о ценностях, которые являются пред¬посылкой формирования нормы. Суждение о ценности, полезности того или иного способа поведения, которое соответствует осуществлению интересов общества, группы, становится независимым от данной конкрет¬ной деятельности, поступка, но приобретает значение масштаба, критерия оценки будущих форм поведения. Будучи объективированной, оценка выступает в виде требования к .будущим поступкам.

Так происходит транс¬формация суждения о ценности в норму. Такой процесс происходит уже сегодня, и он оказывает большое влияние на усиление взаимодействия и взаимопроникно¬вения всех форм общественного сознания. При рассмотрении взаимодействия правосознания, за¬конности и права следует неизменно учитывать тесный сплав всех форм общественного сознания. Нет ни одной формы сознания, безразличной, нейтральной к праву, за¬конности.

Но степень воздействия каждой из них на пра¬во и законность различна. Вполне понятно, что более активно взаимодействуют с правом так называемые идеологии «первого порядка»—политические взгляды, правосознание, этические воззрения. Философия, искус¬ство, религия связаны с правом опосредствованно. Напри¬мер, для правильного отражения назревших потребно¬стей общественного развития право и законность должны строиться на основе знания философских законов и категорий.

Человек, обладающий научными философски¬ми воззрениями, всегда будет выполнять требования за¬конности, понимая их социальную необходимость и спра¬ведливость. Даже такая удаленная от права область, как эстетика, оказывает свое влияние на право. В отличие от правосознания право (здесь и в дальнейшем мы будем говорить о праве в узком смысле слова) существует не только как совокупность установленных государством, зафиксированных в законе юридических отражающих волю господствующего класса и закрепленных в разных формах права (гражданское, трудовое, административное, конституционное, уголовное и т.д.), но и как определенная система правовых отношении.

В рамках этого различия между правом и правосознанием существует взаимосвязь и взаимозависимость. Она заключается в том, что право и его законы, нормы, принципы, и прежде всего система соответствующих правовых отношений, выступают как основа формирования правосознания, поскольку именно на базе действующей системы права в основном вырабатываются представления людей о правах и обязанностях, о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, о целесообразном и нецелесообразном существовании тех или иных правовых норм. Однако такое взаимодействие время не снимает существующего качественного различия между правом и правосознанием.

Во-первых, содержание правосознания и права характеризуется как совпадением одновременно их частичным несовпадением. Последнее выражается в том, что в правосознании могут содержаться взгляды, которые не отражены в праве, его нормах, а потому не могут быть реализованы в соответствующих правовых отношениях и поведении людей.

Вторая особенность правосознания заключается в том. что оно может быть реализовано, лишь посредством применения соответствующих правовых норм. Это значит, что только через посредство права правосознание может воздействовать на экономические и другие отношения, оказывать не только идеологическое влияние, но и опираться на принудительную силу государства.

Например, воздействовать на искусство методами государственной цензуры, на религию — путем регламентации деятельности религиозных организаций и т. п. Специфичность связи каждой из форм общественного сознания с правом отнюдь не означает отсутствия общих для них путей и способов взаимодействия, позволяющих говорить о соотношении общественного сознания в един¬стве различных форм с правом, законностью. Эта пробле¬ма имеет большое практическое значение.

Следует учи¬тывать, что в обыденной жизни в «чистом» виде не существует ни одной формы общественного сознания. Короче говоря, право и законность взаимодействуют не с какой-то одной формой сознания, а со всеми формами в их взаимопереплетении и взаимопроникновении. Поэто¬му без анализа состояния общественного сознания в це¬лом, без анализа системы ценностно-нормативной ориен¬тации общества нельзя понять особенностей права, тен¬денций его развития. Единство и взаимосвязь различных форм обществен¬ного сознания ни в коей мере не означают отсутствия специфики каждой из этих форм. Каждая из форм об¬щественного сознания имеет свои особенности, и выявле¬ние этих особенностей необходимо для того, чтобы опре¬делить механизм соотношения права с той или иной формой.

В научной литературе существует множество мнений о понятии правосознания, но большинство правоведов сходятся на том, что оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем: 1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни.

Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений. 2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий.

К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства. Правосознание - особый элемент правовой действительности. Главная черта, присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, "чистая", хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания. Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная.(см. схему 1.) Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр. Схема 1 наглядно показывает как правосознание осуществляет воздействие на личность и общественные отношения, необходимо только отметить, что результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта права в виде правомерного или противоправного поведения.

Таким образом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют политические, правовые, нравствен¬ные взгляды, взятые не в отдельности, а в виде сплава, т. е. образований, которые возникают в результате взаи¬модействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти образования выступают как состояние об¬щественного сознания. А. Уледов правильно, на мой взгляд, отмечает, что в процессе формирования состоя¬ний общественного сознания проявляются закономерно¬сти связи между различными формами сознания. СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ. Правосознание — сложное структурное обра¬зование.

Его структурная характеристика может быть дана в раскры¬тии составляющих элементов — правовой идеологии и социально-правовой психики; его можно исследовать как правосознание общественное, групповое, индивидуальное; можно показать структуру правосознания через осуществляемые им функции. В данной работе я раскрываю структуру правосознания в единстве правовой идеологии и правовой психологии.

В основе взаимодействия и взаимосвя¬зи идеологических и социально-психо¬логических элементов правового созна¬ния лежит отражение этими структур¬ными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений общественного разви¬тия. Тесная связь правовой идеологии и общественной. психологии отчетливо проявляется в функциях правового сознания: гносеологической, прогностической, правового моделирования и регулирующей. В осуществлении всех этих функций неизменно присутствие обоих структурных элементов правового сознания –идеологического и социально-психологического, рационального и эмоционально¬го. Но характер соотношения данных элементов опреде¬ляется и особенностями конкретной функции правового сознания, и сферой общественных отношений, на познание, моделирование и регулирование которых она нап¬равлена, и особенностями структуры сознания социаль¬ных групп или личностей, которые находятся в сфере действия функций правового сознания.

Правовая идеология выступает всегда как систематизированное, проникнутое единством. осознание в юридических категориях (законности, спра¬ведливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития; с точки зрения интересов рабочего класса и трудящегося крестьянства (в современных условиях—всего общества). Это осознание построено на подлинно научной основе, однако процесс познания и формирования правовых идей и принципов идеологии невозможен без социально-психо¬логических компонентов.

Социально-правовая психология приводит в движение правовую идеологию, придает дей¬ственность правовым идеям.

Правовая идеология выражается и функционирует через психологические меха¬низмы. Следует отметить, что соотношение идеологических и психологических элементов различно, в различных фор¬мах общественного сознания.

В политическом, правовом, философском сознании преобладают идеологические эле¬менты; в этических, эстетических, религиозных формах сознания — социально-психологические. Но независимо от удельного веса каждого из этих элементов они неизменно присущи любой форме социа¬листического общественного сознания, в неразрывном единстве отражают общественное бытие во всем его мно¬гообразии. Эту мысль правильно подчеркивает Р. Самсонов, отмечая, что соотношение идеологических и психологи¬ческих элементов в различных формах общественного сознания не одинаково. Политика, право, общественные науки, философия—наиболее рациональные явления, зна¬чительно ближе примыкающие к идеологии, чем к соци¬альной психике, хотя последняя играет немаловажную роль в становлении и развитии этих форм сознания. Не¬сколько иную позицию занимает А. В. Дроздов, который считает, что общественная психология не является «сквоз¬ным» элементом, входящим во все формы общественного сознания.

По его мнению, не бывает и не может быть философских чувств и настроений. С этим положением едва ли можно согласиться.

Конечно, было бы упроще¬нием выделять в социальной психологии специальную группу философских взглядов и настроений. Но несомнен¬но то, что социальная психология всегда включена в выработку, формирование философских концепций и сис¬тем, которые затем оказывают обратное воздействие на развитие определенных общественных настроений, норм поведения.

Известно, например, огромное влияние фило¬софии Конфуция, идеи которого в течение многих столе¬тий оказывали значительное воздействие на настроения всех слоев китайского общества. Можно напомнить и о большом влиянии на умы и настроения индийской идеалистической философии – брахманизма. В любую эпоху формирование философских учений и теорий неразрывно связано с определенным состоянием общественной пси¬хики тех или иных слоев, социальных групп, общественных классов, с определенным воздействием на общест¬венные чувства и настроения. Поэтому едва ли правильно говорить, что есть формы сознания без социально-пси¬хологического содержания.

Такое содержание наличест¬вует в любой форме сознания, иначе формы сознания, как таковой, быть не может; речь могла бы идти в таком случае лишь о философской идеологии (если стать на позицию А. В. Дроздова). Вполне понятно, что политическое сознание, правовое, философское сознание более «рационалистичны», но их формирование и движение невозможны без социально-психологических элементов. «Только сфера психики, — пишет Б. Поршнев,—непосредственно связана с действи¬ем идей. Идеи только тогда становятся силой, заставля¬ют людей действовать, когда они преломляются в их психике, в их чувствах, настроениях, воле, в их симпатиях и антипатиях, влечении и отвращении» . Эту же мысль подчеркивает Б. Д. Парыгин, отмечающий, что рацио¬нальность теоретических систем науки, философии, права и политических учений вовсе не исключает активного и нередко значительного влияния на них общественной психологии. В этой связи следует остановиться на встречающемся неправильном, на мой взгляд, утверждении о том, что общественная психология является низшей ступенью развития общественного сознания. Социальная психоло¬гия—это не низшая ступень развития общественного сознания, а иной способ отражения общественного бытия, отличный от идеологии.

Этот способ связан с непосредст¬венным, в значительной степени эмоциональным восприя¬тием общественных отношений, в то время как идеоло¬гия — результат научного осмысливания, концептуальной обработки общественных отношений.

В целом же идео¬логия и общественная психология создают единый эмо¬ционально-интеллектуальный сплав, который всесторон¬не отражает общественное бытие.

Их взаимное влияние велико, поскольку познавательный процесс отражения действительности осуществляется в единстве эмоциональ¬ных и рациональных факторов. Идеология активно воз¬действует на формирование общественной психологии, различные идеологии отражают в себе свойства психики. Как бы ни был высок уровень общественного сознания, оно всегда будет выступать в единстве своих структурных элементов: идеологии и общественной психологии, кото¬рые наиболее глубоко и всесторонне отражают, различ¬ные стороны общественного бытия.

Наряду с теоретическим, системным осознанием действительности всегда будут существовать эмпирическое познание, выражаю¬щее отношение к различным сторонам действительности, определенные общественные настроения, психологические состояния, характерные для каждого данного историчес¬кого этапа развития.

Эти сферы присущи и правосозна¬нию, отражающему общественные отношения в единстве правовой идеологии и общественной психологии. Право¬вое осознание общественных отношений осуществляется не только в идеологической форме, но и в форме общест¬венных настроений, чувств, привычек, традиций и т. д. Обе стороны правосознания неизмен¬но учитываются и в правотворческой, и в правореализующей деятельности государства.

Неук¬лонное развитие правовой идеологии, обогащение ее новыми научными идеями, выводами, кон¬цепциями ни в какой мере не снимают вопроса о социаль¬но-психологической стороне правового сознания. И это связано не только со специфичностью отражения об¬щественного бытия в категориях правовой психологии, но и с тем, что в правовой психологии заложен механизм, приводящий в движение всю систему правового сознания, в частности весь психологический комплекс, связанный с волевыми действиями.

Выше уже отмечалось, что без элементов механизма правовой психологии невозможны ни формирование идеологии, ни ее действенная роль в жизни общества. В социально-психологической литературе нет единства во взглядах на структуру социальной психологии. Между тем решение этого вопроса имеет большое значение, так как позволяет понять те факторы, которые лежат в основе поведения, деятель¬ности больших и малых социальных групп. Для выяснения структуры социальной психологии нужно прежде всего выявить составляющие ее элемен¬ты. Отсюда и начинаются разноречивые положения.

Возможно, эти разноречия определяются неточностью понятий и терминов, которыми оперируют представите¬ли науки социальной психологии. Так, А. И. Горячева включает в структуру социальной психологии следующие элементы: психический склад социальной группы (при¬вычки, обычаи, традиции, предрассудки); эмоциональ¬ную сторону (потребности, интересы, социальные чувст¬ва, настроения, аффекты); социально-психические явле¬ния непосредственного взаимодействия группы. Но едва ли правильно относить исключи¬тельно к эмоциональной стороне социальной психологии категории потребности и интереса.

Эти элементы со¬циальной психологии относятся прежде всего к ее ра¬циональной, познавательной стороне и включены в социально-психологический механизм перевода эконо¬мических факторов в определенные

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность правосознания

Мало того, именно слепое бессознательное повинове¬ние этим влияниям и зовам умаляет его достоинство, ибо достоинство его в том, чтобы быть… Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и потряс¬шее всю жизнь… И, как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия правосознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги