Молодежная субкультура и досуг

РЕФЕРАТ По предмету: социология молодежи НА ТЕМУ: Подготовила: студентка гр.861, II курса Дятлова Ирина СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 5 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ 8 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 12 ДОСУГ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ МОЛОДЕЖИ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВВЕДЕНИЕ Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Субкультура (Subculture) От лат. Sub - под + Cultura – воспитание.

Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.

Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Проблема молодежной субкультуры и досуговой деятельности подростков и молодежи является мировой актуальной проблемой. Необходимо отметить, что для нашей страны, она наиболее актуальна, это связано с тем, что в начале 90-х годов, когда перестали существовать нравственные ценности и ориентиры СССР, новых ценностей и ориентиров для молодежи государством и властью «представлено» не было. В этой работе мы предприняли попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.

Особое внимание уделено причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций, их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества. Проведены социологические исследования по составленным анкетам. На их основе были выведены диаграммы, графики и сделаны выводы, а также проработаны практические предложения. Для составления работы использованы различные источники информации, в том числе и ресурсы Интернета.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения — с позиций социол... В.Т.Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализац... Можно сделать вывод, что мировоззрение выступает как часть ценностного... Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, прин... Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни ...

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ

Рассмотрим их состояние на текущий момент и роль в формировании мирово... е. Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже н... По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в 1989г. Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991...

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Дерутся. "Прикидка" – элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или... "Банды" не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в о... Численность экологических неформальных объединений, как правило, невел... А, строго говоря, только одну — предоставление молодым художникам возм...

ДОСУГ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ МОЛОДЕЖИ

ДОСУГ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ МОЛОДЕЖИ. Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после ис... Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна ... Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бы... Из них: 47% составили юноши и 53% - девушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию молодежи.

В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения.

На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем». Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры.

Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”. Социально-психологический негативизм - обратная сторона конформизма. Это способ самоутверждения в мире, доказательство самостоятельности “от противного”. Хотя многие неформальные группы объединяются на основе общих интересов, последние выступают не в своей действительной сути, а в иллюзорной или извращённой форме.

Интерес в этом случае отражает стремление личности упрочить или повысить свой личный статус, престиж. Он носит скорее символический характер, так как происходит лишь частичное, внешнее усвоение того, что лежит в основе данного интереса. Принцип, на основе которого группа консолидируется противопоставление возникающего группового “мы” обществу взрослых людей и их ценностям. Однако неформальные группы выполняют функции удовлетворения потребностей и интересов, которые по разным причинам не реализованы в других общностях - семье, школе, творческой студии.

Вступление в неформальную группу для многих молодых людей обозначает реальный путь изменить свою жизнь, возможность на что-то влиять своей собственной активностью, сделать что-то по собственному желанию, а не по указке старших, способ самоактуализации. Правда, в большинстве случаев противопоставление себя старшим представляет собой не сущностную, а скорее словесную и поведенческую непримиримость, ведь каждое отрицание определяется не столько тем, как, а что оно отрицает.

Поэтому в оценке различных сторон молодёжного сознания и поведения следует исходить не из внешних, специфических возрастных признаков, а из общего социального контекста. В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Раковская О. Эберта/ Л. Горшков. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ ... В.А.Бобахо, С.И.Левикова Современные тенденции молодёжной культуры: ко...