рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности - Курсовая Работа, раздел Право, Краснодарский Юридический Институт (Представительство В Г. Армавире Краснодар...

Краснодарский юридический институт (Представительство в г. Армавире Краснодарского края) КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Уголовное право» Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности» ПЛАН Введение. 1. Авторское право. 2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм). 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности. 4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК РФ. 5. Другие вопросы объективной стороны преступления. 6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ. Заключение.

Введение История видеобизнеса в нашей стране сравнительно немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены основы очередного специфического российского кризиса: «пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало» кинопрокат.

Третий, современный этап (середина 90-х годов) ознаменован началом легального, лицензионного видео. Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний, выпускающих только лицензионную видеопродукцию. Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом «Видео – территория закона», начавшаяся после принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству, вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые видеокассеты с двумя фильмами.

Однако отечественные видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных видеокассет. Россия характеризуется высоким уровнем распространения кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со средним показателем 18% для большинства западных стран и 33% - стран Восточной Европы.

Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки киноиндустрии зарубежных стран, отечественному кинематографу, российским правообладателям. Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят организованный характер, совершая их «пираты» используют транснациональные связи, контрабандным путем ввозя «пиратские» копии фильмов в Россию. Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ, связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев прекращаются на основании малой социальной значимости последних.

Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило, не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г. Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Расследование же преступлений, связанных с видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего, с тем, что данный вид правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не только навыков расследования этой категории дел, но даже и соответствующего умения правильной квалификации содеянного. Следующая трудность заключается в том, что российский видеобизнес имеет сложные разветвленные связи, сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции, предпринятых в Москве правоохранительными органами в сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы легального видео либо свертывают свою деятельность, либо переключаются на продажу пиратской продукции.

При расследовании таких преступлений следователи должны использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических подразделений. Других специалистов. Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в полном объеме обеспечить информацией и консультациями сотрудников правоохранительных органов по фактам видеопиратства.

Не зная соответствующей методики нельзя отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от подлинных видеокассет правообладателя. Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме экономических законов – законов «рынка» необходимо знать основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем, чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны видеопиратов.

Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых, потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь представление об особенностях видеобизнеса в России и признаках квалификации подобных преступлений. Потребителям – любителям «важнейшего из искусств», стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком, идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки. Цель данной курсовой работы помочь понять особенности видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает охрану и защиту авторского права в данной сфере. 1. Авторское право Российский законодатель счел целесообразным включить норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ. Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, образующих авторское право, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания, составляющих смежные права, регулирует специальный Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется: 1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; 2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; 3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 4) существующие в какой-либо объективной форме: - письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.); - устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.); - звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.); - изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино те¬ле видео- или фотокадр и т. д.); - объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, соору¬жение и т. д.); - в других формах.

Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса находятся также следующие имущественные права автора (правообладателя): воспроизводить видеопрограммы, распространять экземпляры видео¬программ, публично демонстрировать фильмы в кинозалах и по ка¬бельному телевидению. 2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм) В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее распространенных способа незаконного использования объектов авторского права.

Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у тиражи¬рующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих клиентов у прилавков магазинов или на расположенных неподалеку остановках транспорта.

В других случаях предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на их же торговых точках.

Часто сам «пират» их туда и поставляет.

Иногда студии, тиражирующие «пиратскую» продук¬цию, дают объявления в местных газетах.

Так, в октябре 1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была пресечена дея¬тельность такого «подпольного» цеха, руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ предлагали свои «пиратские» услуги.

Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет. Это связано с дополнительными расходами по приобретению1: а) видеомагнитофонов; б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть, необходим канал их поставок); в) специального упаковочного материала (термоусадочный целлофан), а также приспособлений для «закатки» видеокассет (может быть использован и простой утюг!); г) «балок» - чистых видеокассет различного метража; д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их последующего тиражирования.

Кроме того «бизнесмену» придется искать помещение для тиражирования (используется собственная квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих (часто их роль выполняют родственники предпринимателя). 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность.

Последний вид ответственности вытекает из диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объ¬ектов авторского права и смежных прав, а равно присвое¬ние авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб ». Поскольку каждый состав преступления представляет со¬бой четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет осуществляться согласно этой классификации преступлений, установившейся в отечественной уголовно-правовой доктри¬не. Объект преступления — авторские и смежные права.

Напомним, что к объектам авторских прав относят произве¬дения науки, литературы и искусства. К произведениям искус¬ства относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора (авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей (артистов). В понятие «автор» входят и другие термины, упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик», «режис¬сер-постановщик», «художник-постановщик» , причем авто¬ром по законодательству России может быть только физиче¬ское, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и смежных прав дается и ст. 1 «Закона». «Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и ком¬пакт-диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или кабельного вещания (ст. I «Закона»). Мы отметим два обстоятельства разграничения «автор¬ских» и «смежных» прав. Первое.

Субъектом авторских прав является только физи¬ческое лицо, именуемое словом «автор». Второе.

Субъектом смежных прав может быть физическое и юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не используется слово «автор». Субъектами смежных прав признаются: исполнители, производители фонограмм, органи¬зации эфирного или кабельного вещания. Несмотря на указанные различия «авторских» и «смеж¬ных» прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой степени защищает права авторов (авторское пра¬во) и права субъектов смежных прав (смежные права). Имен¬но поэтому ст. 146 УК РФ и имеет название «Нарушение ав¬торских и смежных прав». Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 ст. 146 УК РФ, включает и себя: а) незаконное использование объектов авторских и смеж¬ных прав; б) присвоение авторства; но в том случае, если: в) противоправное деяние причинило крупный ущерб.

Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ, зако¬нодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от детального либо исчерпывающего перечисления таких спо¬собов.

Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, не¬возможно перечислить все те действия, которые могут так или иначе привести к преступному нарушению авторских и смеж¬ных прав. Оценку «незаконного использования объектов ав¬торских (смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт причинения «крупного ущерба» — производит дознава¬тель и (или) следователь, а затем и суд. В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дозна¬ние) обязано доказать, помимо события преступления, ви¬новности обвиняемого и мотивов совершенного им преступ¬ления, также и другие обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности, включая и обстоятельства, ха¬рактеризующие его личность, в том числе характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Кроме того, органы дознания и следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие преступлению.

Уяснение всех указанных выше об¬стоятельств входит в уголовно-правовую характеристику дан¬ного преступного деяния. Кроме того, дознаватель, следова¬тель и прокурор, осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех элементов состава преступления и, в осо¬бенности, его объекта и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в расследовании данного вида пре¬ступления.

Рассмотрим первый признак объективной стороны: «неза¬конное использование объектов авторских и смежных прав». Под незаконным использованием объектов авторского, права понимается их использование без согласия автора: опубликование, воспроизведение и распространение произве¬дения; «переработка», внесение каких- либо изменений в само произведение, в его название или обозначение имени автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями или пояснениями; использование произведения автора другими лицами, включая перевод на другой язык; принудительное соавторство.

Это также и незаконное распро¬странение чужого произведения, как-то: реализация, публич¬ное исполнение, представление, причем вопреки воле автора. Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило, не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ро¬лей в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др. (ви¬деоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское вознаграждение по соответствующему авторскому договору, передав на определенное время свои исключительные ав¬торские права видеокомпаниям, а последние передают права на распространение своим полномочным представителям, на¬пример, таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО «Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.

Указанные общества либо организации (предприятия), охватываемые единым понятием «юри¬дические лица» именуются правообладателями.

Однако авторские права (права авторов видеофильмов, видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных выше обстоятельствах, исходя только из условий текста ав¬торского договора. Так, например, согласно авторскому дого¬вору, автор (авторы) передал исключительные права на изго¬товление и тиражирование видеопроизведений на условиях получения авторского вознаграждения за каждый единичный случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в свет каждого произведения.

Ущерб при этом наносится, естественно, и правообладателю. В данном конкретном случае, с учетом специфики созда¬ния видеопроизведений, под незаконным использованием объ¬ектов авторского права понимается незаконное использова¬ние физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического лица, права на изготовление, тиражирование и распространение той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции, принадлежащей конкретному правооблада¬телю. Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а равно то и другое действие одновременно без соответствую¬щей лицензии либо без особой доверенности правообладателя означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав», из¬ложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или юриди¬ческое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об авторских и смежных правах», является нарушителем ав¬торских и смежных прав. Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирую¬щее) и (или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи» (копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо правообладателя, выпускает «контра¬фактную продукцию». «Закон» (ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия «контрафактная продукция», а лишь ука¬зывает, что контрафактными являются экземпляры произве¬дения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»). Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлени¬ем» понимается изготовление с помощью имеющейся записи «контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров (ко¬пий) записи на материальных носителях.

Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon — фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственно¬сти, и в правоприменительной практике России употребляется, как «нарушающий авторские или смежные права». В последнее время под термином «контрафактный» подразуме¬вают «пиратский», как производное от английского неологиз¬ма «piracu» — также нарушение прав интеллектуальной собственности.

В то же время следует иметь в виду, что «Закон» употреб¬ляет слово «контрафактный» лишь по отношению к экземпля¬рам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм (аудио¬кассетам и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а также к экземплярам видеозаписей исполнений и телевизионных пе¬редач.

Следовательно, понятие «контрафактности» в «Законе» находит несколько суженное применение2 . И последнее о «контрафактности» произведений и фоно¬грамм.

Контрафактная продукция произведений (фонограмм) может быть не обязательно изготовлена в России.

Так, со¬гласно п. 4 ст. 48 «Закона» контрафактными экземплярами произведений и фонограмм признаются: * импортируемые и Россию без согласия обладателей ав¬торских и смежных прав из другого государства, но в том случае, если; * они в соответствующей зарубежной стране «никогда не охранялись или перестали охраняться». Последнее вы¬ражение следует понимать так, что произведения (фоно¬граммы) являются общественным достоянием, а их импорт в Россию осуществлен без согласия правообла¬дателя.

Указанный контрафактный товар, как правило, ввозится контрабандным путем. Поэтому квалифицировать такие преступные действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ (ч. 1 или ч. 2), но и по ст. 188 УК РФ «Контрабанда». Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной сто¬роны диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ. Рассмотрим незаконное использование объектов смеж¬ных прав применительно к аудиокассетам и компакт-дискам.

Как мы отметили выше, понятие «контрафактность» относится и к фонограммам, коими, разумеется, и являются указанные объекты: аудиокассеты и компакт-диски. Напом¬ним, что «Закон» подразделяет сферу действия смежных прав за «исполнителем» и «производителем» фонограммы. Испол¬нитель — всегда физическое лицо, тогда как производителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако у исполнителей отсутствует право на распространение воспроизведенной записи.

Под незаконным использованием объектов смежных прав в использовании фонограмм следует понимать нарушение ис¬ключительных прав исполнителей (п. 2 ст. 37 «Закона»): за¬пись ранее не записанного исполнения или постановки; вос¬произведение записи исполнения (постановки) без согласия исполнителя (за исключением п. 3 ст. 37 «Закона). Под незаконным использованием объектов исключитель¬ных прав производителей фонограмм понимается использо¬вание следующих действий без разрешения производителя фонограмм: * воспроизведение фонограммы; * переделывание или переработка иным другим способом фонограммы; * распространение экземпляров фонограммы: продажа, сдача и прокат и т. д.; * импортирование экземпляров фонограмм в целях рас¬пространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Последнее исключительное право производителя фоно¬грамм об импорте экземпляров фонограмм включает в себя два узловых момента.

Первый момент. Если экземпляры фонограмм ввезены на территорию России и здесь распространяются, то их распро¬странение подпадает под право на распространение. Второй момент. Однако же, если экземпляры фонограммы лишь ввезены на территорию России для последующего рас¬пространения, но еще не распространяются, то эти действия должны производиться с разрешения производителя фоно¬граммы. Вторым признаком объективной стороны может быть присвоение авторства.

Под ним имеется в виду выпуск в полном объеме или част чужого произведения под своим именем (плагиат); издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами без указания их фамилий, использование в своих трудах произведений других авторов без ссылки на них и т.п. Относительно такого объекта авторских прав, как создание видеопроизведений в форме видеокассет, присвоения автор¬ства, в прямом смысле этого слова, почти не бывает. Лицо, производящее контрафактную видеокассету, всегда перепи¬сывает (тиражирует) видеопроизведение, права на которое принадлежат определенному лицу (правообладателю). Поэто¬му видеопират, в буквальном значении этого слова, не при¬сваивает себе авторство Лицо, тиражирующее контрафактную видеопродукцию, не присваивает себе авторство, а, напротив, осуществляет под¬делку видеокассеты, упаковки, товарного знака фирмы и даже голограммы с целью скрыть свое подлинное имя, свои пре¬ступные намерения, дабы замаскировать контрафактный то¬вар под лицензионное произведение определенного правооб¬ладателя, как правило, видеокампании.

Присвоение авторства при создании видеопроизведений теоретически может быть только в одном случае. Например, видеокампания создала видеофильм, скажем в 10-и экземплярах, но по каким-то причинам не распространила его в дальнейшем.

Какой-то видеопират украл один экземпляр этого фильма либо переписал его и в дальнейшем оттиражировал, «вмонтировав» в такой фильм (в титрах) свое имя. В этом случае, конечно, будет иметь место присвоение авторства (плагиат), но практика пока таких случаев не знает.

При выявлении контрафактных видеопроизведений в том случае, если действия нарушителей авторских прав подпадают под признаки ст. 146 УК РФ, квалифицирующим признаком объ¬ективной стороны будет являться не присвоение авторства, а незаконное использование объектов авторского права в виде тиражирования и (или) дальнейшего распространения (продажи) контрафактных экземпляров видеопроизведений.

Очень важно знать, что передача авторских прав производится почти всегда по авторскому договору, заключаемому в письменной форме (п. 1 ст. 32 «Закона»). Поэтому дознание (следствие) должно во всех случаях приобщать к уголовному делу авторский договор. Из авторского договора должны усатриваться следующие обстоятельства: а) передал ли автор правообладателю исключительные авторские права; б) либо автор только передал неисключительные права. При этом следуем иметь, в ввиду, что исключительное ав¬торские право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру.

Таким образом, исключительное пра¬во — абсолютное право, а неисключительное — относительное (обязательственное) право. Путем сопоставления условий авторского договора с фактическими обстоятельствами уголовного дела (способы ис¬пользования произведения, объем передачи авторских прав, включая срок и территорию их использования и т.д.) следст¬вие (дознание) должно определить факт незаконного использования исключительных объектов авторского права.

В этой связи крайне важны следующие пять обстоятельств: 1. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. 2. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут по истечении пяти лет с даты ею заключения, если пользова¬тель будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. 3. Все права на использование произведения, прямо не пе¬реданные по авторскому договору, считаются не переданны¬ми. 4. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. 5. Сторона, не исполнившая пли ненадлежащим образом исполнившая обязательства но авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 34 «Закона»). Теоретически, реже практически, права авторов, а юриди¬чески «режиссеров-постановщиков», могут нарушать и сами правообладатели.

Например, режиссер-постановщик, почти всегда являющийся одновременно и автором видеопроизведе¬ния либо соавтором (экранизация произведения но книге, в том числе и в соавторстве с автором (соавторами) книги), пе¬редал исключительные авторские права видеокампании сро¬ком на 3 года на условиях распространения видеофильма, скажем, только на территории России.

Через пять лет авторы и соавторы узнают, что созданный ими видеофильм демонст¬рируют в Болгарии и Польше, к тому же видеофильм переве¬ден (дублирован). Поскольку авторы своего согласия на вос¬произведение видеофильма за рубежом не давали, то остается выяснить только один вопрос: давала ли российская видео¬кампания официальное право зарубежной фирме на воспроиз¬ведение тиражирование видеофильма или нет? Если видеокампания России все-таки давала официальное разре¬шение на дальнейшее воспроизведение такого видеофильма, то она — нарушитель авторских прав. Если такого письмен¬ного разрешения не давалось, то нарушитель авторских прав — соответствующая зарубежная фирма.

Вернемся к вопросу о присвоении авторства применитель¬но к смежным правам.

Подчеркнем, что «присвоения авторства» в прямом смысле этого слова в области смежных прав не бывает. Рассмотрим третий признак объективной стороны — причинение крупного ущерба.

На наш взгляд, этот вопрос является камнем преткновения. И вот почему. Законодатель относительно ст. 146 УК РФ не обозначает понятие «крупный ущерб», в т.ч. и не дает какого-либо отправного критерия, а точнее суммы крупного ущер¬ба. Существующая на сегодняшний день судебная либо даже судебно-арбитражная практика также не дает никакого опре¬деленного судебного прецедента на этот счет. Нет единого мнения по вопросу крупного ущерба и в юридической литера¬туре. Так, авторы постатейного комментария к Уголовному ко¬дексу РФ указывают: «Критерии крупного ущерба: степень нарушения конституционных прав гражданина, характер и размер понесенного им материального ущерба, число потер¬певших граждан, тяжесть причиненного им морального вреда.

В последние годы судебная практика признает под крупным ущербом ущерб, который превышает десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодатель¬ством РФ»3. Все существующие комментарии к УК РФ также указывают, что крупный ущерб в УК РФ применительно к рассматри¬ваемому составу преступления (ст. 146 УК РФ) не определен.

Поэтому данный признак является оценочным На наш взгляд, при определении крупного имущественного ущерба применительно к нарушению авторских и смежных прав не¬обходимо, исходя из юридической природы и специфики дан¬ного деяния, руководствоваться объективным и субъективным критериями Объективным критерием может служить размер гонорара за произведение, а субъективным — оценка ущерба (имущественного или морального) как крупного самим автором»4 . Примерно такой же позиции придерживается и учебно-правовая литература: «Ущерб оценивается как круп¬ный, исходя из размера материального вреда, с учетом мате¬риального положения потерпевшего, возможности воспро¬изводства оригинала и других обстоятельств дела в их совокупности»5. Таким образом, научная и учебно-правовая литература России, при анализе диспозиции ст. 146 УК РСФСР по вопро¬су причинения крупного ущерба, не дает правоприменителю подтверждения конкретной суммы этого крупного ущерба, а считает его оценочным понятием. Кроме того, мы бы хотели заострить внимание и на следующем обстоятельстве, очень важном при квалифика¬ции «ущерба» вообще и «крупного» ущерба в частности.

Так, все действующие кодексы России (ГК РФ и УК РФ, ГПК РФ и УПК РФ) не дают пока еще единого и легального понятия ущерба.

Помимо всего, в различных кодексах Российской Федерации содержится разный подход законодателя к упот¬реблению термина «ущерб», как такового.

Например, в УПК РФ в ст. 42 при признании лица потерпевшим речь идет не о причинении «ущерба», а «вреда». В ст. 42 УПК РФ дословно сказано, что «потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный моральный вред». В то же время в ст. 73 УПК РФ, к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу, законодатель относит: «характер и размер вреда, при¬чиненного преступлением» (п. 4 ст. 73 УПК РФ). Подчеркнем, определяющая роль принадлежит доказыванию именно «вреда», а не «ущерба». В Уголовный же кодекс РФ в ст. 146, напро¬тив, оперирует понятием «ущерб», что характерно и для пре¬ступлений в сфере экономической деятельности, а точнее «крупный ущерб» (гл.22 УК РФ). 5.

О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч

1, ст. 158 УК РФ «Кража», в 500 МРОТ аналогично использовать примени¬тельно к... Другие суды также считают, что с учетом товарооборота видеокомпании «X... 146 УК РФ должна быть признана сумма, эквивалентная 50 МРОТ, ибо сумма... Он заключается в исчислении суммы убытков по принципу «один к одному»,...

Другие вопросы объективной стороны преступления

146 УК РФ, опять-таки при условии причинения авто¬ру либо правообладат... 1 ст. 146 УК, следователь (дознаватель) столкнется с массой трудностей, опре... Они развозят контра¬фактные кассеты по торговым точкам, собирают де¬не... Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны.

|сходным мотивам с прямым умыслом из корыстных побуждений.

Например, кража, грабеж, разбой, мошенничество, на¬правленные на завладение чужим имуществом9. Преступление не признается неоднократным: * если за ранее совершенное преступление лицо было ос¬вобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75), примирением с потерпев¬шим (ст. 76), изменением обстановки (ст. 77); * если судимость за ранее совершенное лицом преступле¬ние была погашена или снята. без предварительного сговора является наиме¬нее опасной и малораспространенной формой соучастия.

При совершении преступления в форме соучастия без предварительного сговора и качестве группового следует при¬знать только преступление, совершенное соисполнителями (простое соучастие), хотя между ними и может быть разделе¬ние ролей (п. 1 ст. 35 УК РФ). Для данной формы соучастия свойственна минимальная степень согласованности, что обусловлено невозможностью сговора до начала преступления.

Эта форма соучастия пред¬полагает возможность сговора между участниками лишь во время совершения преступления, после начала выполнения объективной стороны преступления. Самой (место, где изготавливается, складируется, учитыва¬ется контрафактная продукция и откуда отправляется в торговые точки); гр-н Б. предоставляет указанную «базу», всю аудиозаписывающую аппаратуру подыскивает «лже-операторов». Гр-н В в свою очередь, берет на себя функцию реализации контрафактной продукции на торговых рынках, отслеживает выручку и доставляет ее сообщникам.

Налицо — заранее спланированный сговор, как форма соучастия в преступлении и как квалифицирующий признак диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ, являющийся одновременно и отягчающим обстоятельством. Сговор может быть словесный, письменный и в форме молчаливого согласия (конклюдентные действия), что на практике бывает очень редко.

Для ч. 2 ст. 146 УК РФ характерным обстоятельством яв¬ляется следующий факт. Так, в диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ речь идет не о любом соучастии по предварительному сгово¬ру, а о совершении преступления по предварительному сгово¬ру группой лиц, что «обязывает установить соисполнительство, т.е. непосредственное участие всех в выполнении объективной стороны преступления». 10 Последний квалифицирующий признак объективной сто¬роны ч. 2 ст. 146 УК РФ — совершение преступного деяния орга¬низованной группой.

Тут важно знать следующее. Хотя для вменения обвиняе¬мым ч. 2 ст. 146 УК РФ достаточно будет доказать только один квалифицирующий признак данной уголовно-правовой нормы: * неоднократность; * либо факт совершения преступления только группой лиц по предварительному сговору. Совершение преступления организованной группой явля¬ется более опасной разновидностью соучастия, нежели анало¬гичное преступление, совершенное неоднократно и (или) по предварительному сговору группой лиц. Исходя из указанного умозаключения, мы считаем необхо¬димым показать различие между понятиями: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и орга¬низованной группой. «Организованная группа» и «группа лиц», совершающая преступления но предварительному сговору, сходны, пожа¬луй, в одном: преступление совершают два и большее число лиц, которые предварительно сговорились для совершения одного или нескольких преступлений.

Следовательно, общий признак для указанных видов соучастия — предварительный сговор.

Организованная же группа имеет свои специфические, от¬личительные признаки. 1. Устойчивость. Это — наличие постоянных связей между членами организованной группы и специфических мето¬дов деятельности по подготовке и (или) совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость во всех случаях предполагает также предварительный сговор между членами организованной группы.

Устойчивость организованной груп¬пы характеризуется также п наличием отлаженной схемы согласованности действий между ее участниками. Вторым квалификационным признаком ч. 2 ст. 146 УК РФ может быть совершение преступления группой лиц по предва¬рительному сговору или организованной группой. В ныне действующем УК РФ законодатель в отдельной (ст. 35 УК) сформулировал совершение преступления: а) группой лиц без предварительного сговора; б) группой лиц по предварительному сговору, если оно со¬вершено преступным сообществом (преступной организацией); в) организованной (устойчивой) группой лиц. Соучастие без предварительного сговора Преступление признается совершенным группой лиц, если в нем участвовали два или более исполнителя без предвари¬тельного сговора (п. 1 ст. 35 УК РФ). 2. Соучастие Профессионализм.

Он предполагает знание механизма совершаемого противоправного деяния, куда входит и тща¬тельная подготовка «кадров» для совершения преступления.

Профессионализм предполагает также включение в состав ор¬ганизованной группы достаточно большого количества лю¬дей, работающих в органах государственной власти и госу¬дарственного управления, руководителей различных предприятий, работников банков, торговли и т.п. По одному из уголовных дел видео аудиопираты, безус¬ловно, работая профессионально, сумели получить государст¬венный кредит в сумме 1,5 млрд. рублей (1997 г.) на одну из своих подставных фирм, что позволило им длительное время извлекать большие доходы от тиражирования и продажи кон¬трафактной продукции.

Таким образом, устойчивость и профессионализм — ос¬новные, но не исчерпывающие признаки организованной пре¬ступной группы. Заключение Наиболее существенными факторами для характеристики преступного нарушения авторских и смежных прав является общественная опасность этого вида противоправного деяния, характеризующаяся следующими обстоятельствами. Первое. Нарушаются, в первую очередь, конституционные авторские и смежные права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности: авторов музыкальных и кинематографических произведений, программ для ЭВМ и т.п. Второе.

Грубо нарушаются права правообладателей, которые уплатили соответствующее вознаграждение (как правило гонорар) авторам за право воспроизведения (тиражирования) и распространения того или иного объекта интеллектуальной собственности. Третье. Нарушаются права государства, недополучающего огромное количество налоговых поступлений в бюджет.

Четвертое обстоятельство, которое можно поставить в разряд первых. Это – «сращивание пиратов» с преступными группировками, «отмывающими» деньги и использующими их не только для незаконного оборота, но в целях коррупции. Со всей очевидностью ясно, что нарушение авторских и смежных прав – крайне негативное социальное явление, наносящее ощутимый, а зачастую и огромный ущерб не только авторам и законным правообладателям, но и государству. Анализ изучения гражданских и уголовных дел данной категории позволил выявить следующие обстоятельства.

Органы предварительного следствия, как впрочем и органы дознания, не исключая некоторых прокуроров, осуществляющих надзор за расследованием преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав, на первоначальном этапе оказались не готовы к их расследованию и надзору за ними (ст. 146 УК РФ) как в психологическом, так и в методическом плане. Причем, в психологическом отношении доминируют три момента.

Первый. Санкция ч. 1 ст. 146 УК РФЮ, как известно, предусматривает максимальное наказание до 2-х лет лишения свободы. Поэтому, в силу п. 2 ст. 15 УК РФ «Категории преступлений» часть 1 статьи 146 УК РФ признается преступлением небольшой тяжести, а часть 2 статьи 146 УК РФ – преступлением средней тяжести (п.3 ст. 15 УК РФ). Таким образом, учитывается только сам факт законодательного закрепления степени общественной опасности данного деяния («небольшой» и «средней» тяжести), но не возможный характер повышенной степени общественной опасности указанного преступления, заключающийся в «сращивании» его с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

Второй момент. В чисто психологическом аспекте состав ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УК РФ сильно отличается от дел традиционно прокурорской подследственности (убийства, изнасилования, похищения и т.д.). Поэтому следователи не восприняли введенную норму, как равноправный состав подследственности органов прокуратуры. Данное нарушение также не воспринимается, как серьезное преступление.

Обстоятельства рассматриваются таким образом, что какой-то безработный или студент подрабатывают торговлей контрафактными видео аудиокассетами или компакт-дисками, нарушая при этом, как правило, интересы какой-то далекой заграничной корпорации, владелец которой к тому же самый богатый человек в мире. Результатом этого зачастую и является поверхностное отношение как к расследованию, так и предъявлению исков в интересах авторов в порядке гражданского судопроизводства. И третий момент.

Психологически работники следствия до конца не осознали, что незаконное использование объектов авторских и смежных прав в сфере видео аудионосителей, программ для ЭВМ, книг с неизбежностью ведет также к падению международного авторитета страны, потенциальной потере зарубежного репертуара распространенной, а поэтому наиболее опасной формой соучастия в преступлении, является соучастие по предварительному сговору. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, за¬ранее договорившиеся о совместном совершении преступле¬ния (п. 2 ст. 35 УК РФ). В объективную сторону ч. 2 ст. 146 УК РФ включено поня¬тие «предварительный сговор», означающий соглашение со¬участников о выполнении действий до начала выполнения деяния.

Например, г-не А Б. и В. до начала совершения пи¬ратских действий договорились о «распределении» роли каж¬дого в преступном деянии. Так, А. закупает чистые (не запи¬санные) видео аудиокассеты и компакт-диски, доставляет их на «базу». Список использованной литературы 1. Трунцевский Ю.В. Видеопиратство: уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений.

Пособие – М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. – 256 с.; 2. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторских и смежных правах» М.: Изд-во «Спарк», «Фонд правовая культура». – 1996. – С. 192; 3. Комментарий к УК РФ (Под общей ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М.). М. — ИНФРА-М-НОРМА. — 1996. — С. 317.; 4.Уголовное право.

Российское Особенная часть. Учебник, М. —1997. —С. 11З.; 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2002. – 246 с.

– Конец работы –

Используемые теги: нарушение, авторских, смежных, прав, области, интеллектуальной, собственности0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Гражданское, наследственное и право собственности по Судебникам 1497 и 1550 гг. Различия этих судебников в других отраслях права, кроме гражданского, наследственного и права собственности
В состав Судебника входят 4 части 1. Постановление о суде центральном. 2. Постановление о суде местном провинциальном, наместничьем. 3.… Ст. 54 Статья исходит из постановлений ПСГ ст. ст. 40 и 41 о договорном… В условиях развития товарного производства, городов, когда у верхов феодального общества растет потребность в умелых…

Содержание права собственности на землю. Ограничения права собственности на землю
Он не допускал существования частной собственности на землю. Он убедительно доказал свою неэффективность и несовместимость с всенародными… Исключение земли из товарной массы, противостоящей на рынке денежной массе,… Первые шаги к пересмотру конституционных основ земельного законодательства были непоследовательно и противоречиво…

Стандарты ТРИПС в отношении авторского права и смежных прав, товарных знаков и патентов
Сущность этого права заключается определении своей личности во мнении общества в качестве создателя определённого произведения. Смежные права возникают при создании соответствующего объекта автоматически, и… Не требуется этого и для их осуществления. [Калятин,198-203] Срок охраны авторских прав не может быть короче периода,…

Понятие уголовного права: науки и отрасли. Предмет и метод уголовного права. Задачи уголовного права
Понятие уголовного права... Задачи науки уголовного... Предмет уголовного...

Сущность собственности. Правомочия собственника. Пучок прав собственности А. Оноре
Сущность собственности Правомочия собственника Пучок прав собственности А Оноре... Формы собственности Основные схемы перехода...

Место административного права в правовой системе РФ. Источники и система административного права
Общественные отношения регулируемые административным правом... Методы и функции административного права...

Разграничение понятий конституционного права как системы правовых норм отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.. 2 2. Источники конституционного права в зарубежных странах. 2
Источники конституционного права в зарубежных странах... Материальная и формальная фактическая и юридическая конституция в... Принятие изменение и отмена конституций в зарубежных странах...

Б1. 1. Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права РФ. Соотношение уголовного права с другими отраслями права
Действие уголовного закона в пространстве это вопрос определения территории на которой применяется уголовный закон определения места совершения... Территориальный принцип действия уголовного закона в котором находит... Исключение согласно УК представляют лица пользующиеся дипломатическим иммунитетом Вопрос об уголовной...

Вопрос 1. Предмет гражданского права как отрасли права. Как все отрасли права
Гражданское право это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения имущественно го и личного неимущественного характера... Гражданское право как отрасль права регулирует право отношения возникающие... Как все отрасли права гражданское право имеет свои предмет и метод правового регулирования отличающие граж данское...

Понятие трудового права как отрасли права. Предметом любой отрасли права являются общественные отношения
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения специфические именно для данной отрасли Благодаря предмету формируется отрасль... Если человек трудится единолично самостоятельно определяя основные параметры... Предмет трудового права отвечает на вопрос какие виды общественных отношений им регулируются...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам