Историческая справка

Историческая справка. Золотая жила Раздача милостыни относится к числу христианских добродетелей, и проповедники уже на протяжении двух тысячелетий призывают свою паству подавать нищим.

Постепенно люди привыкли подавать тем, кто просит. Тут-то и оказалось, что для большинства просителей сбор подаяний является не единственным способом выжить, а доходным бизнесом. Профессиональные попрошайки всегда шли вслед за действительно нуждающимися. По свидетельству историков, распространению в Европе нищенства способствовали возникшие в XIII веке нищенствующие монашеские ордена, источником существования которых был сбор подаяний.

Примеру францисканцев, приучивших народ доставать при виде нуждающегося кошелек, последовали разнообразные сомнительные личности, не имеющие к монашеству никакого отношения. В России давно существовали узаконенные формы сбора подаяния. Милостыню просили заключенные и находящиеся под следствием, для которых эти деньги оказывались единственным источником существования.

По всей стране ходили сборщики на ремонт и строительство храмов. Следовало лишь иметь специальное разрешение и бухгалтерскую книгу для записи подаяний. Наконец, существовало значительное количество странников по святым местам, которых крестьяне охотно пускали переночевать, кормили и снабжали деньгами. В этом не было ничего зазорного. Со странничества и, соответственно, сбора подаяний начинали многие монахи.

В 30-е годы XX века духовник Александро-Невской лавры архимандрит Серафим (Бирюков) так вспоминал о своей юности и путешествии по монастырям: "Вошли в другой дом. Та же обстановка, такое же прошение, но только я уже не засмеялся, даже не усмехнулся. Василию дали пятачок, а мне аршин холста. Теперь он и сам захотел идти в третий дом вместе, но с тем, чтобы просил я. Это меня сначала испугало, но я скоро овладел собой и задачу выполнил блестяще. Получено было по пятачку, и мы разошлись: Василий пошел по одной стороне улицы, а я по другой.

В конце улицы мы сошлись Холст собрался в порядочном количестве, и я не знал, что с ним делать: сумки, чтобы удобно его нести, не было. От холста мы избавились тут же, продав его за полтора рубля по три копейки за аршин, и последовали дальше". Для того чтобы получить милостыню, совершенно необязательно было быть странником, заключенным или погорельцем. Достаточно было лишь оказаться в нужное время и в нужном месте.

Дело в том, что организованной благотворительности в России почти не было, зато на раздачу нищим люди не скупились. Например, московский купец Губкин, умерший в Москве в 80-х годах XIX века, оставил для раздачи нищим 50 тыс. руб. Известен и поступок купца Сыромятникова, который в течение 40 дней после смерти своей жены раздал нищим 10 тыс. руб а птицам раскидал несколько пудов зерна. Во многих домах милостыню раздавали в дни свадеб и похорон, в дни Великого поста. В эти дни каждый, кто заходил в дом с просьбой о помощи, получал милостыню.

При этом во всех близлежащих кабаках в эти дни резко возрастал доход. Детский труд Многие начинали постигать специфику профессии с раннего детства, тем более что детям всегда подавали куда более охотно, чем взрослым. Грудного ребенка можно было взять напрокат (в петербургских трущобах таких детей называли родимчиками). Слепые нанимали себе детей в качестве поводырей, платя их родителям 3-8 руб. в год. Поскольку уродам подают лучше, чем здоровым детям, купленных детей нередко специально калечили.

Такие "пластические операции" имели весьма почтенную традицию, и упоминание об этом содержится еще в царских указах XVII века. Возбудить уголовное дело по обвинению в сознательном калечении детей было сложно, но в печати рассказы о таких историях появлялись регулярно. Например, в 1869 году киевские газеты рассказали о нищенке, которая появилась в Белой Церкви (Киевская губерния). Эта женщина возила с собой на тележке слепую девочку с вывихнутыми руками и ногами.

Нищих калек в округе было немало, поэтому особого внимания на ребенка никто не обращал, пока однажды девочка не услышала, как около нее две женщины разговаривают на идише. Оказалось, что это ее родной язык, и девочка закричала: "Отнесите меня к маме!" Собралась толпа, выяснить, откуда ребенок родом и где его изуродовали, не удалось. Нищенка же сказала, что эту девочку ей подарили и она ничего про нее не знает. Конечно же, проще было не уродовать здорового ребенка, а купить ребенка-калеку прямо у родителей. Для крестьянской семьи инвалид был серьезной обузой, а поместить его в богадельню удавалось далеко не всегда.

А тут ребенка не только учили ремеслу, но и платили за него реальные деньги. Нормальные, неискалеченные дети ценились меньше, но и они могли пригодиться хотя бы для массовки. Ситуации, когда попрошайки брали числом, а не умением, возникали нередко. Например, среди купцов существовал обычай: в определенный день давать по копейке всем пришедшим в дом нищим.

Стоит ли удивляться, что в эти дни в купеческие дома устремлялись женщины, окруженные кучей детей, ведь монетка полагалась каждому вошедшему. Госконтроль По традиционным представлениям хороший властитель должен был не бороться с нищенством, а щедро раздавать милостыню. В летописях содержится рассказ о том, как князь Владимир раздал нищим 300 гривен. Не будем пытаться переводить эту сумму в у. е а поверим летописцу на слово: это очень много.

В "Домострое" содержится такое требование: "Нищих и больных, и странников призывай в дом свой и, по силе, накорми и напои". И власть до поры до времени следовала этим призывам. На поминках по царю Федору Алексеевичу накормили 300 нищих и, как сообщает летопись, каждому из них было дано по чарке вина двойного и по кружке меду. А после Пасхи 1665 года в покоях Алексея Михайловича отобедало 60 нищих, которым кроме обеда выдали еще и по 7 руб. денег. Разрушил эту идиллию Петр I, который не только запретил попрошайничество, но и ввел штрафы для тех, кто давал милостыню.

Первый раз уличенного нищелюбца следовало оштрафовать на 5 руб а пойманного повторно на 10 руб. В одном из петровских указов говорилось, что нищие "сочиняют душевредные песнопения и их с притворными стенаниями пред народом поют, и дурачат простых невежд, получая за это вознаграждение. Младенцам очи ослепляют, руки выворачивают и иные члены вредят, чтоб были прямо нищие". Петр хотел, чтобы те деньги, которые раздавались в виде милостыни, шли на организацию монастырских приютов для бомжей.

Но создать флот и победить шведов оказалось более легкой задачей, чем победить нищих. Как только не пытались их наказывать: били батогами, отправляли на каторгу, записывали в солдаты, просто высылали с глаз долой ничего не помогало.