рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Законодательство об иностранных произведениях

Законодательство об иностранных произведениях - раздел Право, Авторское право Законодательство Об Иностранных Произведениях. Рассмотрим, Как В Росси...

Законодательство об иностранных произведениях.

Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопублико¬ванных произведений. Согласно статье 5 Закона "Об авторском праве и смежных правах", охрана по авторскому праву предоставляется неопубликованным произве¬дениям иностранных авторов следующим образом: - если они находятся в какой-либо объективной форме на территории России, то они охраняются по Российскому законодательству во всех слу¬чаях; - если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, то получают охрану на основе международных до¬говоров.

Что касается первой группы неопубликованных произведений, выде¬ленной законодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранные произведения, которые находятся на территории России, ох¬раняются по Российскому авторскому праву. Поскольку само произведе¬ние в определенной материальной форме находится на Российской терри¬тории, все противоправные действия в отношении этого произведения (на¬пример, обнародование без согласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на ее территории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию.

Охрана, предоставленная такому произве¬дению, носит условный характер, так как она поставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае если публикация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться под охраной.

Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произведение Россий¬ским авторские правом охраняться не будет вследствие истечения срока предоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России к Бернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произве¬дение было впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утра¬тило правовую охрану, Россия, согласно пункту 2 статьи 18 Бернской Кон¬венции, не обязана вновь ставить это произведение под охрану.

Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностран¬ных авторов, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайне сложен. Российским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениям предоставляется лишь на основании международных дого¬воров. Если предположить, что Закон адекватно отражает российскою практику охраны неопубликованных произведений иностранцев, то все иностранные произведения, находящиеся в объективной форме за рубе¬жом, независимо от того, были ли они обнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территории России с этой даты. И, следова¬тельно, другие члены Бернского Союза могли бы выдвинуть справедливые возражения против участия России в Бернской Конвенции без обратной силы. Занятая российским законодателем позиция в отношении охраны ино¬странных неопубликованных произведений была подвергнута критике специалистами, которые указывали на то, что она служит источником воз¬никновения множества проблем на практике.

Например, будет ли охра¬няться произведение, один экземпляр которого находится за границей, а другой - на российской территории? Или, с какого момента подлежат ох¬ране созданные за рубежом произведения: с момента создания иди с мо¬мента пересечения границы? На последний вопрос практика, причем широко распространенная дает следующий ответ: когда неопубликованное произведение иностран¬ного автора попадает на территорию России, оно подлежит охране по рос¬сийскому авторскому праву с момента его создания.

И, хотя подход зако¬нодателя, отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478 Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ граждан¬ского законодательства 1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения, находящиеся в материальной форме за преде¬лам Российской федерации, не охраняются по российскому законодатель¬ству. В литературе отмечалось, что "неопубликованные произведения ино¬странных авторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться" в России как произведения, "постоянно находящиеся в сфере обществен¬ного достояния", и, следовательно, подлежат охране наравне с произведе¬ниями, находящимися на ее территории.

Необходимо также отметить, что нередко при заключении двусторон¬них договоров охрана неопубликованных произведений вообще не огова¬ривалась, например, статья 2 Соглашения с Польшей об охране авторских прав гласит: "Каждая договаривающаяся Сторона признает авторские права граждан и организаций другой договаривающейся Стороны их правопре¬емников на произведения науки, литературы искусства, независимо от места их первого опубликования, а также авторские права граждан третьих стран и их правопреемников на произведения, впервые выпущен¬ные в свет на территории Советского Союза или Польской Народной рес¬публики ". Из приведенной цитаты видно, что определяется судьбам лишь опубликованных произведений.

На мой взгляд, такая формулировка - это результат того, что не было необходимости предусматривать взаимных обязанностей по охране неопубликованных произведений, так как произ¬ведения иностранных авторов и так подлежали охране в обоих договари¬вающихся государствах.

Итак, российское (а до 25 декабря 1991 года советское) авторское право фактически охраняло, и охраняет любые неопубликованные произ¬ведения иностранных авторов с момента их создания.

Но, если это произ¬ведение впервые публикуется не в России и не в стране, связанной с Рос¬сией международным договором, то такое произведение становится в Рос¬сии общественным достоянием, так как ранее предоставленный срок ох¬раны истек.

Именно поэтому Россия смогла присоединиться к Бернской Конвенции. Это означает, что в отношении граждан стран, участвующих и в Бернской, и во Всемирной Конвенции, в России будут охраняться только те произведения, которые будут опубликованы после 26 мая 1973 года (дата присоединения СССР к Всемирной Конвенции). Что касается граж¬дан государств, участвующих только в Бернской Конвенции, то в России будут поставлены под охрану только те их произведения, которые впер¬вые опубликованы в этих странах после 13 марта 1995 года. Естественно, что крупным издательствам под силу выплачивать ог¬ромные гонорары за приобретение исключительных прав на распростране¬ние произведений иностранных авторов на территории России.

Это им действительно выгодно, так как их затраты окупятся через реализацию книжной продукции, в стоимость которой включаются и суммы авторских гонораров, и передача неисключительных прав на использование другим издательствам, в конечном итоге за счет Российских читателей.

Присоеди¬нение с обратной силой к Конвенции, по мнению иных издателей, также не "позволило бы встать на ноги молодым издателям", не имеющим боль¬шого стартового капитала. На мой взгляд, это также прекратило бы приток в Россию множества произведений зарубежной литературы, что, в конеч¬ном счете, отразилось бы как на развитии только появившееся книжной индустрии, так и на культурно-духовной сфере нашего общества.

Действительно, при принятии ответственных правовых решений, ка¬ким является решение о присоединении к Бернской Конвенции, необхо¬димо исходить из интересов всего общества, а не отдельных его групп. Учитывая то, что нормы Конвенции действуют не в идеальных, а реальных условиях, должны приниматься во внимание и те экономические последст¬вия, которые могло бы повлечь предоставление охраны произведениям, ранее считавшимся в России общественным достоянием.

Итак, постановление содержит указание на то, что произведениям, ставшим на территории российской федерации общественным настоянием не момент присоединения к Бернской Конвенции, охрана вновь предостав¬лена не будет. Рассматривая обоснование возможности присоединения России без обратной силы, нами приводилось положение статьи 28 Закона РФ "Об авторском праве смежных правах", согласно которому причиной перехода произведения в общественное достояние служит истечение срока охраны. Однако статья 28 предусматривает и иную причину: перешед¬шими в общественное достояние также считаются произведения, охрана которым на территории России никогда не предоставлялась.

В формули¬ровке, данной правительством, не указывается, по какой именно причине не будут охраняться произведения, ставшие на территории РФ обществен¬ным достоянием, хотя такой причиной является истечение сроков охраны.

Нами было отмечено, что на законодательном уровне охрана предоставля¬ется лишь тем иностранным неопубликованным произведениям, которые находятся на российской территории, хотя практика и иначе решает этот вопрос. Однако, именно то, что на практике охранялись, и охраняются все неопубликованные произведения иностранных авторов, позволило истол¬ковать статью 18 Бернской Конвенции как не обязывающую, предостав¬лять охрану с обратной силой. Тем не менее, зарубежные специалисты, не знакомые с российской практикой, могут провести анализ на законода¬тельном уровне и сделать вывод, что Россия, присоединяясь к Конвенции, приняла решение не охранять иностранные произведения, ставшие на ее территории общественным достоянием в силу того, что они никогда не ох¬ранялись.

По такое решение противоречило бы пункту 2 статьи 18 Кон¬венции, которой все причины неохраняемости, кроме истечения срока ох¬раны, безразличны. Если формулировка правительства будет истолкована таким образом, это может послужить основанием возникновения споров с другими членами Конвенции по поводу применения Бернской Конвенции.

Думается, что лучшим способом устранить имеющееся противоречие до присоединения к Конвенции было бы привести действующее законода¬тельство об авторском праве в соответствие с практикой, закрепив, что ох¬рана по российскому законодательству предоставляется всем иностранным неопубликованным произведениям, независимо от того, на территории ка¬кого государства они находятся.

Это значительно упростило бы аргумен¬тацию принятого Россией решения о присоединении без обратной силы. Иначе эту проблему можно было бы решить, указав при подаче ноты, что действие Бернской Конвенции не будет распространяться на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России уже являются не ее территории общественным достоянием вследствие истечения ранее пре¬доставленного срока охраны. Сегодня же, на мой взгляд, единственный способ устранить всякую возможность возникновения спорной ситуации - дополнительно уведомить страны Союза о причинах, по которым ино¬странные произведения перешли в сферу общего достояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и ис¬кусства (авторское право) Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение; Авторское право распространяется на произведения науки, лите¬ратуры и искусства, являющиеся результатом творческой деятельно¬сти, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Необходимо акцентировать внимание на соответствие формулировки переходной нормы действительной воле, намерению законодателя. Неточ¬ность формулировок порождает возможность неоднозначного толкования, что может привести не только к трудностям в практике применения автор¬ско-правовых норм, но и к полному извращению воли законодателя, что в конечном итоге отразится на жизни общества в целом.

Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А ,что есть у нации кроме культуры, нет культуры нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и безусловно авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в на¬стоящее время.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Авторское право

Это просто один из его разделов. Не очень большой, но и не маленький.Это специфическая область граждан¬ского права, которая является синтетической… Действие норм авторских прав. Авторское право распространяется: на… Произведение также считается опубликованным в Российской Фе- дерации, если в течение 30 дней после даты первого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Законодательство об иностранных произведениях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объекты авторского права
Объекты авторского права. Объектами авторского права являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произве

Основные положения об авторстве
Основные положения об авторстве. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществле¬ния авторского права не тре

Присоединение России к Бернской конференции
Присоединение России к Бернской конференции. В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать участниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляе¬мой по национальном

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги