Арабский халифат

СОДЕРЖАНИЕ 1. Основание Арабского халифата….2. Халифат муджахиров… 3. Исламское государство. Организация власти и управления 4. Местные органы государственного управления и судебная система 5. Упразднение Арабского халифата 6. Организация власти и управления 13 Список использованной литературы 1. Основание Арабского халифата Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками.

В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Исследованию развития мусульманского права, основанного на исламе, посвящено много работ. Так Массэ некоторое внимание уделяет положению населения в Арабском халифата, рассказывает о налоговой системе, об управлении завоеванными территориями.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгом отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского». Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.

Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого «снизошли откровения», записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога – Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк – «посланник Аллаха на земле». Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее – Медина, «город Пророка»). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов.

Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям – иудаизму и христианству, но только подтверждает уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть.

Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть». В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры. 2.

Халифат муджахиров

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теокр... были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских... В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират... В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченн... Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции...

Местные органы государственного управления и судебная система

Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные и... Однако при Омане право по наложению наказаний (худуж) было отнято у су... Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение. Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные ... 5.

Упразднение Арабского халифата

страной фактически стали управлять визири. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и д... Однако при Омане право по наложению наказаний (худуж) было отнято у су... По мнению В.В. Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения закон...

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1.Арабо-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М.: Мысль, 1999. С. 633-740. 2.Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей.

М 1992. 3.Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 744 с. 4.История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 624 с. 5.Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 191 с. 6.Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока.

Душанбе, 1999. 7.Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). М 1984. 8.Хрестоматия по исламу / Пер. с араб. М 1994.