Становление института Уполномоченного по правам человека

Становление института Уполномоченного по правам человека. До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие.

Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека.

В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека. Само понятие “омбудсмен” (ombuds или omdudsperson) является иностранным и для русского, и для английского языка. Оно пришло из Скандинавии и первоначально переводилось в англоязычных странах (например, в Новой Зеландии и Великобритании) как “парламентский комиссионер”. Но впоследствии, ввиду неадекватности перевода, было заимствовано полностью.

Существует несколько этимологических версий в отношении термина “омбудсмен”. Так, в средневековом шведском языке слово “umbud” означало силу и авторитет. Норвежским словом “ombud” первоначально называлось лицо – посол или делегат, — которое обращалось с посланием к народу от имени короля. В средневековых германских племенах “омбудсменами” были лица, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы.

Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением “омбудсмена” стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных. Официальным основателем института омбудсмена в его современном понимании считается Швеция, где в 1809 г. впервые была учреждена должность особого парламентского комиссара (justitieombedsman) для надзора за соблюдением законодательных актов парламента судами и другими органами власти.

Со времени учреждения омбудсмен был наделен функциями по осуществлению конституционного контроля за деятельностью исполнительной а также других органов власти и способствовал защите прав граждан от произвола администрации. Идея омбудсмена из скандинавских стран постепенно распространилась во многие другие государства, относящиеся как к системе континентального, так и общего права. Сегодня институт национальных омбудсменов является неотъемлемым элементом правовой системы в странах Европейского Сообщества, а также в Австралии, Новой Зеландии, Израиле.

Создан также Европейский Омбудсмен как институт европейского права6 . Аналогом омбудсмена в России является уполномоченный по правам человека, введение должности которого предусматривается Конституцией. Его статус регламентируется в настоящее время Федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Активную поддержку идея омбудсмена получает в США. Соответствующие должности вводятся с 1969 г. на Гавайях, с 1971 – в Небраске, с 1972 – в штате Айова, с 1975 – на Аляске, и т. д. Помимо омбудсменов штатов назначаются городские омбудсмены.

Подобная инициатива исходила от школы права Университета Буффало (именно в этом городе была впервые использована эта идея). Опыт оказался успешным и был использован в других городах. Кроме того, стали создаваться и региональные омбудсмены для округов1. Функции национальных институтов омбудсмена кроме рассмотрения жалоб и обращений граждан, как правило, включают в себя взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, мониторинг ситуации с соблюдением прав и свобод человека, анализ внутреннего законодательства в целях выявления его несоответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам страны в области прав человека, правовое просвещение граждан по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.

В последнее время омбудсмены все больше и больше вовлекаются в широкий круг информационно-просветительской деятельности.

Они все чаще берут на себя обязанности формировать культуру прав человека, в частности путем просветительской деятельности и разработки информационных программ образования и просвещения в этой области. Процесс постепенного распространения омбудсмена по всему миру свидетельствует об отнесении его к числу общечеловеческих правовых ценностей, о его приемлемости в различных системах и способности к трансформации в соответствии с национальными особенностями того или иного государства. 2.