Положение личности в государстве - как теоретическая проблема

Положение личности в государстве - как теоретическая проблема. Различные научные теории по-разному определяют положение личности в государстве.

К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.17 Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством: - постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов; - признается автономия индивидуальной воли; - предполагается рациональность и добродетельность человека; - государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека; - признается существование неотчуждаемых прав человека; Государство никогда, ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав; - утверждается договорный характер отношений между государством и личностью; - провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона; - объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ограничены только необходимыми для общества и человека функциями; - частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна; - в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.18 Анархизм, как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества.

Цель анархизма, как учения уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.

Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей.

Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут. Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности.

При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.19 Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе. 2.2