рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Солон из Афин

Солон из Афин - раздел Право, Филосовско-правовая мысль Древней Греции Солон Из Афин. Будучи Избранным В 594-593 Гг. До Н.э. Архонтом Правителем Афи...

Солон из Афин. Будучи избранным в 594-593 гг. до н.э. архонтом правителем Афин, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего, Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств. Кроме того, Солон принял важные меры против безжалостного разорения аттического крестьянства. Главным бичом деревни было ростовщичество, усиливавшее обезземеливание крестьян. Земля в то время была неотчуждаемой родовой собственностью, ее нельзя было ни продать, ни завещать, ни отдать за долги.

Однако эвпатриды греческая знать, занимавшиеся ростовщичеством, нашли способ обходить эти установления. Они давали общинникам ссуды под залог земли и на заложенных участках ставили долговые столбы с именем заимодавца. Если должник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила во владение кредитора, хотя продолжала формально считаться собственностью рода должника.

Крестьянин работал по-прежнему на своей земле, но значительную часть урожая он отдавал кредитору. Такие должники назывались пелатами, или шестидольниками, так как они должны были отдавать хозяину-эвпатриду от 1 6 до 5 6 долей урожая. В Аттике накануне солоновых реформ начало VI в. до н. э. масса мелких землевладельцев оказалась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю у богачей или же брали деньги под залог личной свободы. Заимодавцы, согласно суровым обычаям долговой кабалы, имели право обратить неисправного должника и членов его семьи в том числе жен и детей в рабство и продать за пределы Аттики.

Важнейшая из реформ Солона состояла в том, что он ликвидировал долговое рабство и приказал снять долги и убрать все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Впредь запрещалась личная кабала и продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Отныне должник расплачивался за долг своим имуществом, но не личной свободой и не свободой членов своей семьи.

Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, Солон велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, т.е. стряхивание бремени. Историческое значение отмены долговой кабалы как в Аттике, так и в других греческих полисах, где проводились аналогичные реформы, заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общины, что подрывало основы ее социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

Солон прославился также и законом о завещаниях. Прежде это было невозможно, имущество и домашнее хозяйство должны были оставаться в роду умершего. Солон предоставил право завещателю передать свое имущество кому угодно, если только у него нет законных детей, т.е. он сделал имущество достоянием собственников. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Таким образом, родовая собственность на землю была заменена частной.

Солон провел также ряд мероприятий, направленных на развитие ремесел, в том числе наделил многих приезжих ремесленников - неграждан правами афинского гражданства. Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством также и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения.

Это пентакосиомедимны самые богатые, всадники способные содержать боевого коня, зевгиты собственники - крестьяне средней руки и феты малоимущие. Граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане феты имели право участвовать только в народном собрании и в судах присяжных. Передача судебных функций судам присяжных, в значительной мере состоявшей из неимущих, была одним из самых демократических мероприятий Солона. Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу орган власти в Древних Афинах, который был создан как совет старейшин, позднее стал чем-то вроде римского сената. Законы Солона были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.

I. 4. Пифагорейцы С идеей необходимости преобразования политических и правовых порядков на философских основах выступили Пифагор и пифагорейцы Архит, Лизис, Филолай и др а также Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления лучших - умственной и нравственной элиты. Пифагор Самосский 570-490 гг. до н.э древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Чтобы не отвлекаться на общественные дела, Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется или безоговорочно, как дети родителям, или сознательно, подчиняясь моральному авторитету.

Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвящённых, состоящий из единомышленников. Среди последователей и учеников Пифагора оказалось немало представителей знати, которые пытались изменить законы в своих городах в соответствии с пифагорейским учением. Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части научный подход к познанию мира более развитый его последователями и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором.

Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели, но, главным образом, проповедовала освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения мистическое учение о круговороте переселений души. По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

В изречениях Пифагора содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для посвящённых, то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта, но сошла на нет в IV в. до н. э в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Пифагор считается великим математиком известна теорема Пифагора и космологом древности. Сам Пифагор не писал трактатов. Из устных наставлений для простого народа невозможно составить трактат, а тайное оккультное учение для избранных нельзя было доверить книге.

Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, приписываемые Пифагору О воспитании , О государстве и О природе. Пифагор и его последователи пытались выразить правопорядок через математическое равенство и гармонию. Согласно учению пифагорейцев, справедливость- это воздаяние равного за равное, следование божеству и нравственным правилам справедливость обеспечивает гармонию в обществе полисе. Но определение воздаяние равного за равное - это не что иное, как философская интерпретация древнего принципа талиона т.е. принципа о возмездии, равному по силе преступлению око за око, зуб за зуб. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы.

Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию, т.е. безвластие, неподчинение властям.

Критикуя её, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания. Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни. I. 5. Гераклит Гераклит Эфесский 544 -483гг. дон.э - древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение- О природе. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

Его философская система контрастировала с идеями Демокрита. Гераклит отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. По некоторым данным, он принадлежал к роду басилевса царя- жреца, однако добровольно отказался от привилегий, удалился и стал жить в горах, кормясь травами. Биографы подчёркивают, что Гераклит не был ничьим слушателем.

Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель. Согласно учению Гераклита, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием.

Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них. Логос всеуправляющий разум в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. Гераклит придерживался мнения, противоположного пифагорейскому мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают Логоса, которому надо следовать. Исходя из этого, он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Социально-политическое неравенство оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению, для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании главное в законе - его соответствие всеобщему Логосу, понимание чего одному лучшему более доступно, чем многим.

Провозгласив Логос всеобщим законом природы, Гераклит заметил, что наряду с ним существуют законы, которые вводятся и отменяются смертными законодателями. Проникнуться смыслом требований космического Логоса, считал Гераклит, это значит искать и соблюдать меру во всем, блюсти справедливость в правосудии, чтить законы в общественных делах. Через меру и справедливость человеку открывается путь к космической гармонии и высшему совершенству. В их соблюдении- смысл человеческого бытия. Гераклит высказал важную для античности идею - стремление определить человека через разум, что роднит его с Логосом, с порядком космоса.

С Гераклита ведут свое начало естественно-правовые доктрины античности и Нового времени, подразумевающие под естественным правом некое разумное начало норму всеобщего разума, которое должно выражаться в позитивном законе. I. 6. Демокрит Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права Демокримт Абдерский ок. 460 до н. э ок. 370 до н. э древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

Из учеников Демокрита известен Бион из того же города Абдеры. Последователем Демокрита был Эпикур. Философские воззрения Демокрита характеризуются как созерцательный и метафизический материализм истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об атоме - неделимой частице вещества, не разрушающейся и не возникающей атомистический материализм. Он описал мир как систему атомов в пустоте.

Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве Великой Пустоте хаотично, сталкиваются и либо сцепляются, либо разлетаются. Движение- свойство, естественно присущее атомам. Тела- это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка их сборки. В эпоху Демокрита зарождается античная теория естественного права, суть которой заключается в провозглашении необходимости того, чтобы законы государства соответствовали природе людей и вещей.

Если же закон противоречит их природе, он несправедлив, недолговечен и подлежит изменению. Именно в незыблемости законов Демокрит усматривал причину анархии и несправедливости. Кроме того, законы, по его убеждению, не должны мешать людям жить, они должны лишь ограничивать пороки- стяжательство, стремление к богатству и др. В итоге законы и правопорядок призваны обеспечить человеку достижение эвтюмии - благостного и спокойного расположения духа, лишенного страстей и крайностей.

Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера- это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. В государстве, по Демокриту, должны быть представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

Демокрит считал, что все несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла и считала мудрость средством достижения счастья. Необходимы единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. Законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону.

Законы нужны только для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. Мудрому человеку подобные законы не нужны. Демокритовская разработка проблем различия естественного и искусственного, истины и общего мнения, природной справедливости и закона оказали большое влияние на дальнейшую разработку естественно-правовой мысли у софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Филосовско-правовая мысль Древней Греции

В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов. Необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний… Умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Солон из Афин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I. Ранние философско-правовые концепции в Древней Греции
Глава I. Ранние философско-правовые концепции в Древней Греции. Историки, философы, культурологи до сих пор спорят о чуде Древней Греции, оставившей столь заметный след в истории развития человечес

Глава II. Философия права эпохи высокой классики
Глава II. Философия права эпохи высокой классики. II.1. Софисты Поиски естественных основ права в природе человека и человеческого общества продолжили в V- IVвв. до н.э. софисты. Они соверши

Глава III. Философия права эпохи поздней классики
Глава III. Философия права эпохи поздней классики. Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века д

Заключение. Значение философско-правовых учений Древней Греции для развития философии права
Заключение. Значение философско-правовых учений Древней Греции для развития философии права. В Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги