рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава II. Философия права эпохи высокой классики

Глава II. Философия права эпохи высокой классики - раздел Право, Филосовско-правовая мысль Древней Греции Глава Ii. Философия Права Эпохи Высокой Классики. Ii.1. Софисты Поиски Естест...

Глава II. Философия права эпохи высокой классики. II.1. Софисты Поиски естественных основ права в природе человека и человеческого общества продолжили в V- IVвв. до н.э. софисты.

Они совершили еще один шаг вперед от мифологического, божественного истолкования правовой реальности, подчеркивая идею земной природы законов Гиппий, а следовательно, и моральной ответственности людей за их установление. Софисты в переводе с греческого - мудрецы, учителя мудрости сами себя они называли любителями мудрости - философская школа в древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

Среди софистов выделяются группы так называемых старших софистов V в. до н.э Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский, а также более поздних младших софистов IV в. Дон.э Ликофрон, Алкидамант, Трассимах или Фрасимах. Для философии софистов характерно -критическое отношение к окружающей действительности -стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли -отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании -стремление доказать условность государства и права, их несовершенство -восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет возможной критики -субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

В учении Протагора впервые высказывается мысль о законах и правопорядке как результате договора между людьми.

Можно выделить следующие подходы софистов к праву 1 справедливость Пифагора трансформируется у софистов в естественное право, которое отличается от закона и вообще от официально установленных правил 2 писаный закон отличается от неписанной справедливости как сущности дела, божественного и всеобщего закона 3 природа природа вещей, веления природы - это естественное право и противостоит у софистов ошибочному, искусственному, полисному закону т.е. позитивному праву 4 позитивное право понимается софистами как условное, изменчивое, временное, зависимое от воли законодателей 5 естественное право воспринимается как неписаные законы, одинаковые для граждан любой страны 6 все люди по природе считаются равными одинаковость естественных потребностей. В целом с философской точки зрения софизм был весьма эклектичным направлением, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. Видным представителем старших софистов являлся Протагор ок. 490 до н. э ок. 420 до н. э Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании Человек есть мера всех вещей. Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека окружающий мир относителен объективное истинное познание недостижимо существует только мир мнения вне человеческого сознания ничего не существует нет ничего раз и навсегда данного что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то это значит, что оно является вредным и плохим в действительности вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека.

Протагор пользовался большим авторитетом у потомков.

Его учение оказало влияние на Демокрита, Платона, Антисфена, Еврипида , Геродота и, вероятно, на скептиков. Протагор является главным героем диалога Платона и одного из произведений Гераклита Понтийского. Большинство софистов были агностиками или атеистами и современниками назывались безбожниками. Так, Протагор утверждал, что не знает ответа, существуют ли боги. Фрасимах полагал, что боги не обращают внимания на людей. Продик представил теорию происхождения религии люди сначала стали воздавать божественные почести полезным для них вещам хлебу, вину, солнцу, луне и рекам - всему, что необходимо для поддержания жизни, а затем их создателям он первый объяснил происхождение религии психологическими причинами чувством благодарности. Критий вообще объявил религию выдумкой, созданной для того, чтобы принуждать людей соблюдать законы и удерживать их от тайных преступлений из-за страха перед всеведущим божеством Википедия.

Софисты. К IVв. начался упадок софизма.

Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо. Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они провели критическую оценку окружающей действительности и распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями. Дальнейшее развитие многих идей, обсуждавшихся или только намеченных греческой софистикой, происходило в сократических школах, особенно в философских школах Платона и Аристотеля.

II.2. Сократ С именем Сократа ок. 470-399гг. до н.э связано качественное изменение в истории европейской культуры.

Учение Сократа знаменует поворот в античной философии- от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Сократ является родоначальником концепции, получившей наименование философско-правового рационализма. Своими методами анализа понятий майевтики метод извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов и диалектики один из основных методов философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Суть этой концепции выражается тезисом о том, что в основе поведения людей находится либо знание, либо незнание. Человек, не знающий законов и требований справедливости, считал Сократ, не может поступать правильно.

Лишь тот, кому известно, что есть добро и зло, справедливость и несправедливость, никогда не нарушит моральные и правовые нормы. Сократом были выдвинуты два типа основ обоснования морали и права- объективные и субъективные. Говоря об объективных основах морали и права, Сократ подчеркивал, что в основе человеческого бытия, социальной жизни и социального порядка лежат божественные высшие законы- неписаные предписания и запреты, которые имеют космическое происхождения.

Поэтому объективные и всеобщие морально-правовые нормы, существующие в обществе как производные от божественных законов, носят не относительный, а абсолютный характер. Субъективной основой морали и права, по Сократу, является знание. Знание разум утверждает себя в добродетели. Только человек, знающий, что такое справедливость и добродетель, может быть справедливым и добродетельным. Знание, считал Сократ это путь к нравственному поведению, а незнание- путь к порокам и преступлениям. Поэтому когда Сократ говорит Я знаю, что я ничего не знаю, он фактически утверждает, что нет в мире ничего более важного, чем добродетель, и нет для разума другого предназначения, кроме как искать путь к добродетели. Говоря о справедливости, Сократ отождествляет ее с законностью.

Сократ был принципиальным критиком софистов. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права.

Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области. Официальными властями Сократ воспринимался как опасный человек, не чтящий богов, подрывающий устои общества и сбивающий с толку молодежь. По обвинению в этом он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и по решению суда принял чашу с ядом. Последователями Сократа стали Платон, Ксенофонт, Аристотель и большинство западных философов.

Карл Маркс назвал Сократа олицетворением философии Википедия. Биография Сократа. В честь Сократа его учениками были созданы так называемые сократические школы, каждая из которых развивала одно или несколько направлений из многогранного учения Сократа. Сократические школы - философские школы, созданные учениками Сократа в IV веке до н. э. для развития идей великого ученого. К ним относятся Академия, созданная Платоном, Школа Киников - основатель Антисфен Киренская школа Киренаики - основатель Аристипп из Кирены Мегарская школа Мегарики - основатель Евклид из Мегары Элидо-Эретрийская школа - основатель Федон из Элиды. Многие ученики Сократа не дали начала отдельным школам, хотя продолжали развивать его учение.

Учеников Сократа и представителей этих школ принято называть сократиками. Академия Платона - это религиозно-философская школа, основанная Платоном около 387 г. до н. э. в Афинах. Она имела целью исследование философских и других научных проблем, почитание богов и муз и пр. В Академии проходили занятия по сократовскому методу диалектики.

Обычно в ходе занятий на обсуждение выставлялся тезис, то есть вопросительное предложение типа можно ли научить добродетели? Один из двух собеседников оспаривал тезис, а другой защищал. Диалектика учила не только опровергать или с умом задавать вопросы, но также и отвечать, избегая ловушек спрашивающего. Обучающиеся в Академии должны были не только освоить рациональный метод мышления благодаря изучению математики и логики, но и достичь внутреннего преображения.

Их главной целью должно стать стремление к высшему благу. Метод диалога как одна из главных форм обучения и воспитания, применявшийся в этой Академии это не навязывание своей точки зрения другому, а совместный поиск истины. В Академии на протяжении почти 40 лет вел преподавание и сам ее основатель - Платон. Академия Платона просуществовала почти 1000 лет до VI в. н.э. и была закрыта римским императором Юстинианом I http msk.treko.ru show dict 1156 . Школа киников - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества асоциальной свободы. Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

От слова киник произошло в русском языке слово циник. Наиболее известными представителями киников являлись основатель школы Антисфен и его ученик Диоген Синопский, развивший учение Антисфена в направлении наивного материализма.

Диоген отвергал цивилизацию, в частности государство, объявлял культуру насилием над человеческим существом и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние. Себя он объявлял гражданином мира, проповедовал общность жён и детей. Своё безразличие к морали и общественности Диоген демонстрировал тем, что жил на базаре в бочке, питался подаяниями и даже, говорят, прилюдно отправлял естественные надобности.

За это его прозвали Сократ, сошедший с ума. Киренская школа - основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы киренаики выступали против изучения природы высшим благом и целью жизни считали наслаждение счастье воспринимали как совокупность наслаждения, а богатство - как средство для достижения наслаждения. Мегарская школа - логико-гносеологическое направление сократической философии, сформировавшееся на базе сократического метода, философии элейской школы и софистики. Школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители - Евбулид из Милета, Диодор Крон, Трасимах, Стилпон из Мегары и другие.

Основой изучения мегаритов стали логика и теории познания. Мегарцы считали, что есть абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию Бог, разум, жизненная энергия, а противоположного высшему благу явлению абсолютного зла - не существует. Помимо теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность фактически занимались софистикой и получили прозвище спорщики. Представители мегарской школы Евбулид стали авторами известных апорий, то есть парадоксов не путать с софизмами. Элидо-эретрийская школа существовала в 4-3 вв. до н. э. Основана Федоном из Элиды, впоследствии была перенесена Менедемом в Эретрию.

По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники этой школы в основном занимались вопросами этики.

Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, которое представляет собой постигаемую разумом истину. II.3. Платон Ученик и последователь Сократа Платон 427-347гг. до н.э. считал, что основной наукой, определяющей собой все прочие, является диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.

Метод обучения в форме диалогов казался Платону наиболее подходящим для представления диалектического метода и индуктивных выводов Сократа и его попыток определения понятий, которые он предпринимал с учениками в дискуссиях. Платон различал два рода познания познание чувствами и познание умом. При помощи чувств мы познаем окружающий нас действительный мир, идеи же воспринимаются умом. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами в его диалогах рассматриваются такие вопросы как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей и в жизни общества.

По мнению Платона, существуют два мира мир идей эйдосов и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Справедливость, согласно Платону, предполагает определенное равенство, надлежащую меру. Он различает два вида равенства геометрическое равенство по достоинству и добродетелям и арифметическое равенство меры, веса и числа. Позже это положение было развито в учении Аристотеля о двух видах справедливости- уравнивающей и распределяющей. Платон развивает положение, высказанное Сократом, о том, что законное и справедливое суть одно и то же. По мнению Платона, право имеет две сущности- идеальную и земную.

Идеальное естественное право- это то право, которое существует в мире идей, а в реальной жизни его нет. Земное живое право- это лишь бледная тень идеального права. Оно существует в социальной реальности и составляет то, что мы называем позитивным правом. Деятельность Платона в Академии, которая стала школой будущих политиков и юристов, и два величайших произведения Государство и Законы свидетельствуют, что одну из главных задач своей жизни он видел в работе по исправлению государственного устройства.

Платон выделял три основные формы правления - монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной царь или насильственной тиран аристократия может быть владычеством лучших или худших олигархия демократия может быть законной или беззаконной насильственной. Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства.

Платон описывает четыре несовершенные формы государства 1. Тимократия - власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Но под их управлением государство постоянно воюет.

Войны- это всегда добыча, а значит, и чьё-то обогащение. А богатство - это власть, таким образом формируется олигархия. 2. Олигархия - власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, которых всегда большинство и которые, в свою очередь, захватывают власть. 3. Демократия - власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных, ведет к восстаниям бедных. 4. Тирания - бесконтрольная власть одного. Тиран появляется из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии. 18 Платон решительно выступал против демократии как власти многих большинства, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью.

Порождаемая ею тирания - наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы и демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства.

В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Теорию идеального государства он полнее всего представил в Государстве и развил в Законах. В них Платон описывает политическую утопию, которую он противопоставляет реально существующим государственным формам. Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни полиса.

Совершенным является только то государство, которое стремится к благу и справедливости. Справедливость в общественной жизни- это такой порядок, где каждый занимается своим делом и где существует твердый и надежный правопорядок. Таким образом, достигается высшая цель государства- справедливость. В идеальном государстве власть находится в руках лишь немногих мудрецов и философов, которые одни понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. По Платону, цари должны философствовать, а философы причём лишь немногие, знающие истину царствовать, Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта.

Однако, Платон понимал, что менее разумные сыновья этих мудрецов, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, могут совершить переворот и установить власть военных. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Государство должно служить идеям мира и справедливости.

В соответствии с 3 основными его функциями управление, защита и производство материальных благ население делится на 3 касты правящие мудрецы-философы, воины и ремесленники. Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Античные писатели. Словарь. СПб, изд-во Лань , 1999 Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления 1. над всеми стоят правители. 2. все подчиняются законам.

На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством. Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один царская власть. Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским аристократическое правление. Важнее непосредственно законодательная мысль Законов для блага полиса при необходимости к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия.

Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона. Википедия. Платон II.4. Аристотель Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля 384-322гг. до н.э. В основе философско-правовых взглядов Аристотеля лежат вопросы согласования деятельности человека и государства.

Человек, по его мнению, наделен особой политической природой, и рассматривается как политическое животное, т.е. существо, живущее в социуме. По мнению Аристотеля, цель и смысл человеческого бытия не в поисках наслаждений, а в добродетельном и законопослушном существовании. Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности и этике.

Таким образом, этика у него предстаёт как начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида справедливости уравнивающую и распределяющую, понимаемую как геометрическое равенство и соразмерность доли общественного богатства, получаемой гражданином в соответствии с его достоинством и заслугами. Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Второй вид справедливости он назвал социальным равенством.

В русле концепции справедливости Аристотель рассматривал и закон как беспристрастную меру справедливости. Справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному слою общества. Эту справедливость Аристотель называет политической справедливостью и трактует ее как политическое право. Определяя право как политическую справедливость, Аристотель делил его на естественное- неизменное, существующее независимо от его легитимности, и условное.

К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. При этом он говорит о писаном и неписаном законе. Неписаный закон он относится к волеустановленному, то есть позитивному праву - это правовые обычаи обычное право. Под условным волеустановленным правом у Аристотеля позднее начинает обозначаться позитивное положительное право. Аристотель выступает против сведения всего права к праву волеустановленному условному, установленному людьми. Несмотря на то, что область права изменчива, понятия о справедливости и праве, согласно Аристотелю, изменчивы только в известной степени.

Аристотель развил идеи своего учителя о формах государства. В своих произведениях Политика , Этика Аристотель обращается к политико-правовым проблемам. Само право, по Аристотелю, опирается на свободу, богатство, благородное происхождение и добродетель. Именно с этими понятиями он связывал главные черты правосудия, равенства, закона и центральной категории своего философско-правового учения- о справедливости. 18 Государство, по Аристотелю продукт естественного развития.

В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным образованиям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели и завершения. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.

Рассматривая проблему государства и права, Аристотель в трактате Политика пишет, что общество не может существовать без государства, которое является необходимой формой человеческого общежития. И типы государства различаются им в зависимости от количества правящих один, немногие группа людей или все власть большинства. Каждый из этих видов государства может оказывать как положительное воздействие на жизнь людей, так и разрушительное. В этом случае возникают шесть форм государственного устройства три неправильные - тирания незаконная власть одного, олигархия власть богатых, демократия власть бедных, и три правильные разновидности- монархия правление одного, аристократия правление немногих, полития правление большинства, при которых власть преследует цель достижения общего блага. Олигархия власть богатых и демократия власть бедных рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.

Симпатии Аристотеля на стороне политии, ибо она как смешанная форма золотая середина сочетает в себе преимущества других форм добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии.

Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить Спарта и Крит. Причину смены различных государственных форм Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежащих в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Филосовско-правовая мысль Древней Греции

В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов. Необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний… Умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава II. Философия права эпохи высокой классики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I. Ранние философско-правовые концепции в Древней Греции
Глава I. Ранние философско-правовые концепции в Древней Греции. Историки, философы, культурологи до сих пор спорят о чуде Древней Греции, оставившей столь заметный след в истории развития человечес

Солон из Афин
Солон из Афин. Будучи избранным в 594-593 гг. до н.э. архонтом правителем Афин, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего, Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались у

Глава III. Философия права эпохи поздней классики
Глава III. Философия права эпохи поздней классики. Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века д

Заключение. Значение философско-правовых учений Древней Греции для развития философии права
Заключение. Значение философско-правовых учений Древней Греции для развития философии права. В Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги