Заключение. Значение философско-правовых учений Древней Греции для развития философии права

Заключение. Значение философско-правовых учений Древней Греции для развития философии права. В Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли.

Античные мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики позднейших времен. Каждый из мыслителей обрел множество учеников, последователей или философов, развивающих его учение, и уже одним этим внес свой неоценимый вклад в развитие европейской цивилизации.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. С Гераклита ведут свое начало естественно-правовые доктрины античности и Нового времени, подразумевающие под естественным правом некое разумное начало норму всеобщего разума, которое должно выражаться в позитивном законе.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он способствовал распространению знаний, просвещению граждан искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, чести и т.д. открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании впервые ввел диалогический метод нахождения истины в свободном споре воспитал много учеников, продолжателей своего дела. Диалектический метод обучения Сократа, применяемый в Академии Платоном - обсуждение тезисов, который был обычной формой преподавания в античности - стал в дальнейшем использоваться и в средневековых университетах.

Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма. Платон также считается творцом такого жанра литературной прозы, как диалоги.

Для философии права имела большое значение изложенная в Законах мысль Платона о том, что для блага полиса государства при необходимости к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона. Договорная трактовка права, сделанная Эпикуром, подразумевает равенство, свободу и независимость членов договорного сообщества и по существу представляет собой исторически первую философско-правовую концепцию либерализма и либерального индивидуализма.

Из договорно-правовой концепции Эпикура родились идеи общественного договора Нового времени. Размышления скептиков, в первую очередь Пиррона, через много лет были продолжены и углублены философами Нового времени типа Дэвида Юма и Бертрана Рассела. Философия стоицизма пользовалась большим влиянием не только в античные времена и не только в Греции, но и в Риме, но и в Средние века и в эпоху Возрождения.

Начиная с античных времен и до настоящего времени она связывается с так называемыми республиканскими добродетелями. Ее притягательность проявляется в возможности рационального упорядочения жизни и бегства от бесцельных бурь, свойственных человеческой природе. Там, где добродетель начинает терять центральное место, немедленно возникает стоическая манера мышления и действий. Стоицизм остается одним из постоянных вариантов морали в культурах Запада Джон Уитборн Рим, папы и призраки. М. Мир . 1997. стр. 359 . Из этого можно сделать закономерный вывод, что основы всей современной европейской цивилизации практически были заложены уже в античные времена в древней Греции.