Книга как феномен человеческого познания

Книга как феномен человеческого познания. Во все времена книга осознавалась не только как хранитель, но и как средство познания окружающего мира. Через посредство книги обыкновенный человек познает этот мир и себя, ученый получает знание о предмете своего исследования, картину закономерностей развития объекта своей науки, определяет степень ее разработанности. Из этого следует, что книга предмет как гносеологический феномен.

С древнейших времен книга была и предметом познания - для библиотекаря, книжника, писателя. Постепенно складывается ее теоретический феномен. Как предмет методологического анализа книга представляет собой системное образование, состоящее из материальных, мыслительных и духовных слоев.

Причем материальное и идеальное не всегда тождественны. Для историка книга объективизированный образ исторической действительности, для книговеда - ее вещественно - структурный образ. В первом случае книга выступает как гносеологический феномен (отражение документа), являя собой различия между сознанием реальности (сознание автора) и объективированным сознанием. Во втором случае нельзя в полной мере понять и осознать книгу как материально - предметное образование. «Содержание книги» - понятие абстрактное и выражается через более конкретные понятия: литературное произведение, книжная графика, элементов справочного аппарата, которые в свою очередь, конкретизируются посредством понятий книжного текста, рисунка, чертежа, примечаний, комментариев.

Феномен книги, в контексте концептуальной системы книжной динамики, выражен следующим комплексом методологических факторов категории - динамика, функции, энергетика, воздействие, восприятие; законы сохранения и преобразования энергии.

Немало ценного можно обнаружить, обратившись к определенным сторонам инфенерной психологии, эвристики, бионики, биокибернетики, теории информации, ибо различные материальные реализации структурно - функциональных схем ИД - деятельности успешно осмысливаются на междисциплинарном уровне познания. Вместе с тем, каким бы позитивным не были экскурсы книговеда в бионические и биокибернитические области познания, их значение и роль в воспроизведении энергетических моделей книги весьма ограничены и не направлены на проникновение в энергию сущности книги.

И закономерно выдвигается вопрос о формировании специальной книговедческой дисциплины - дионики книги. Предмет ее познания - энергетический потенциал книги. Дионика книги призвана изучать процессы энергетического воздействия автора на читателя и преобразование последним энергии книги в собственную. Целостность книги (интегральных категорий ее статистики и динамики) как универсума культуры, как вида ИД - деятельности, как функционального явления повседневной социальной жизни (как ИД - система) во многом порождает трудности ее познания. Книга как деятельность субъекта есть инобытие книги как универсума и как системы деятельности социальных институтов: науки, образования, производства.

Познавая книгу как универсум культуры, исследователь не обращает внимания на ее субъективированное инобытие. В тоже время при изучении книги как ИД - деятельности субъекта он неизбежно рассматривает все универсальные и социальные качества и стороны в виде того же инобытие, но уже по отношению к книге как деятельности. Как всеобщее книга всегда больше своих составляющих.

И чтобы познать книгу в целом, необходимо фиксировать все отношения между элементами - и отношения связи, и изолированности, ибо книга существует и функционирует благодаря совокупности этих отношений. Структура организации книги очеркивает границы и место содержательного материала. 2.3.