Разнообразие определений государства

Разнообразие определений государства. Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.

В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства. Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что “государство есть постоянный, единый организм таких установлении, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости. Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы.

Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки.

Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как “общественный союз. представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми”. Трубецкой считает, что “государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории”. Хвостов писал, что государство — “это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление.

Его учение соответственно подразделяется на “социальное” и “правовое”. “Так как право — существенный элемент государства, — пишет Еллинек, — то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве”. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Авторы учебника “Теория государства и права” М. П. Карева, С. Ф. Кечекьян, А. С. Федосеев.

Т. И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что “государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за ее пределами.

В работах 60—70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авторы многотомного издания “Марксистско-ленинская общая теория государства и права” считают, что государство — “это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства”. В несколько иной интерпретации определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: “Государство — это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и юлю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть”. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.

Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Познание закономерных свойств и признаков государства “вообще”, видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества.

Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении.

Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть.