рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемы взаимодействия права и религиозных норм

Проблемы взаимодействия права и религиозных норм - раздел Право, Правовые и религиозные нормы: вопросы взаимодействия Проблемы Взаимодействия Права И Религиозных Норм. Назначением Религии Являетс...

Проблемы взаимодействия права и религиозных норм. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих че-ловеку так или иначе ос¬воиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» по¬ведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установ-ленных различными вероисповеданиями и имею¬щих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержатель¬но определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же оп-ределенным образом институционализированы и документально зафиксирова-ны в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают, в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве ил¬люстрации таковых являются не только страны мусульман-ской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Ев¬ропы). В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисто-рий, Книга Правил Священного Правительствующего Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной пра-вовой системы. Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей ме-жду нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и социальных соглашений.

Это, несомненно, объяс-няется тем, что религии в состоянии формировать общественные и иногда по-литические силы значительного масштаба, в ряде случаев балансирующие на грани слепого убежденного фанатизма.

Отсюда — наличие правовых систем, полностью отделенных от религи-озных норм и, даже враждебно настроенных в отношении любого религиозного влияния.

Таковы, в частности, марксистские атеистические коллективистские общества, в которых одной из задач права является воспрещение любых рели-гиозных проявлений и рассуждений.

Наряду с этим, существуют правовые системы, полностью построенные на той или иной религиозной концепции. Речь идет об особом случае так назы-ваемых теократических обществ, в которых принципы и правила общественно-го поведения одновременно имеют характер божественных установлений и юридических норм. Со времен средневековья до наших дней наиболее яркими примерами теократической организации общества являются исламские страны.

Во многих обществах сформировались более уравновешенные правовые системы, где право, не отождествляясь с религией, учитывает в то же время ре-лигиозные правила, придавая некоторым из них качество юридических норм. Например, правовые системы различных государств Западной Европы восприняли значительное количество норм религиозного происхождения. Это количество скромнее в странах с сильным светским фактором, таких, как Франция, Германия, и намного внушительнее в странах, где сильно влияние ка-толической церкви — в Италии и, особенно, в Испании.

Даже в странах с сильным светским фактором ряд писаных норм права и судебных решений носят на себе специфический отпечаток религиозных пра-вил. Это находит свое выражение в применении некоторых особых принципов в личных, профессиональных, дисциплинарных, бюджетных, налоговых и иных областях. Так, например, во Франции священник, преподающий в частном коллеже или состоящий при государственной больнице, подчиняется не директору кол-лежа или больницы, а непосредственно епископу, который в любой момент может отозвать его из учреждения; в ходе судебного процесса допускается принесение мусульманином клятвы на Коране.

В Германии налогоплательщики сами, в зависимости от их религиозных убеждений — католических или про-тестантских, — распределяют часть своих налогов на прибыль. В странах с более сильным религиозным влиянием религиозный фактор в праве может выступать активнее, идет ли речь об установлении особых обязан-ностей тех или иных индивидов или групп или о предоставлении им особых привилегий, некоторые из которых многим нашим современникам могут пока-заться излишними.

В частности, в Испании вплоть до 1976 года священник, об-винявшийся в совершении уголовного преступления, представал перед госу-дарственным судебным органом только при наличии предварительного согла-сия на то местного епископа; при этом процесс проходил при закрытых дверях, и в случае осуждения обвиняемого срок заключения отбывался им не в тюрьме, а в монастыре.

В той же Испании, в порядке отступления от общих принципов законодательства на основании Кодекса канонического права, до 1979 года все католические священники были освобождены от военной службы; до сих пор, во исполнение соглашений 1979 года, прохождение священниками военной службы обставлено многочисленными условиями. В то же время между правом и религией существуют прин¬ципиальные различия.

Секуляризация общественной жизни, ут¬верждение свободы совести одновременно означает, что сфера дей¬ствия религиозных норм значительно уже права. Влияние права на религию, в известной мере, достаточно спе¬цифично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон «О свободе совести и религиоз-ных объединениях» гарантируют свободу со¬вести и вероисповеданий, равно-правие конфессий, возможность для верующих замены военной службы аль-тернативной граждан¬ской службой.

В то же время право не должно быть безу-частно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в част¬ности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавля¬ющим личность и пу-тем зомбирования превращающим ее в сле¬пого исполнителя воли «гуру», «мас-тера», «учителя» и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом. Светский характер определения права (правил), — казалось бы, четко различает регулятивные свойства права и религии. Но дело усложняет то об-стоятельство, что на определенных этапах истории и в ряде стран право полу-чало выражение именно в религиозных догмах.

Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в са-крализации многих правовых правил в раннеклассовых обществах, но и в появ-лении на рубеже XI-ХIII веков такого феномена, как каноническое право. Более того, в XIII веке в Европе вообще была предпринята кодификация каноническо-го права — был создан «Corpus Juris Canonica». Семейно-брачные отношения, наследование, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследственной массы), иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов, декреталии пап регулиро-вали вполне светские отношения, а иные — получали даже государственную поддержку.

Все же развитие права пошло в двух направлениях: светское начало все более уходило под «крышу» государства, а церковное право сосредоточивалось на регулирование тонких внутрицерковных отношений.

Закрепление светского характера государства во многих конституциях, отделение церкви от государ-ства, школы от церкви, иные положения — все в большей степени превращают общественные церковно-государственные отношения в объект регулирования светским правом. И предложенное выше определение права учитывает эту ос-новную тенденцию. Иные тенденции, например, предложение некоторых религиозных деяте-лей в России превратить православие в единую государственную идеологию и на этой основе строить государственно-правовую систему, а в ряде других му-сульманских стран усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора) заслуживают, разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от процесса, который в XX веке может быть обозначен как «этатизация» права.

Словом, определение правовых норм и определение религиозных норм позволяют провести между ними четкую грань и также свидетельствуют о пра-вильной формулировке определения права.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими уста-новлениями : в известной степени формализованы и содержательно определе-ны; определенным образом институционализированы, хотя и в значительно меньшей степени, и документально зафиксированы в таких источниках, как Библия (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буд-дистов и др. Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию.

Две из заповедей Нагорной проповеди Христа звучат, как «не убий» и «не укради». При этом также нужно учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимыми инструментами поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. 1. Сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия права. Так предписания Торы распространяются исключительно на лиц, испо-ведующих иудаизм, Корана – на исповедующих ислам и т.д. 2. Различны механизмы действия права и религии. В частности, нормы религии обосновывают в своих Священных текстах абсолютную непрелож-ность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало». На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными.

Харак-тер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регу-ляции общества определяется их связью с моралью, а также связью с государ-ством. Государство, используя правовую форму, может определять свои отно-шения с религиозным организациями и их правовой статус в данном конкрет-ном обществе. Хотя государство, будучи светским, отделено от церкви, это не означает, что политика и религия тоже должны быть отделены друг от друга.

Религиоз-ные конфессии – различные направления христианства, ислам, буддизм, иуда-изм – их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно участво-вать в политической жизни общества.

Особенно заметно это проявлялось на ре-гиональном уровне и по национально-этническим признакам. В то же время религиозные иерархи нередко высказывают свое отноше-ние к вопросам организации светской жизни. Например, бывший глава римской католической церкви Папа Иоанн Павел II в своих трудах (12 энцикликах) так определял свою политическую позицию: «Я могу сказать, что испытываю поч-ти политическое неприятие коммунизма, однако когда я вижу, что представляет собой общество цивилизации на Западе, невольно задаюсь вопросом: какой из двух режимов лучше?». В построении государственно-религиозных отношений всегда домини-руют взаимные интересы обеих сторон.

Все народы и государства имеют свои исторические особенности и правовые традиции в выстраивании этих отноше-ний, привнося в них характерные черты ментальности наций. Одно из важней-ших обязанностей государства является его обязанность по созданию реальных условий реализации гражданами их религиозных убеждений.

Так, в ряде государств, несмотря на их светский характер, действуют от-дельные законы, а чаще всего это выражается в статьях (например, в России) уголовных или административных кодексов, предусматривающих жесткую юридическую ответственность (прежде всего гражданско-правовую) за свято-татство. Они предназначены защищать государством религиозные догмы с це-лью сохранения стабильности и устоявшегося баланса интересов в обществе. Диалектика развития общественных отношений выявила в этом вопросе существенные недостатки.

Например, в современных европейских государствах национальное законодательство отдает предпочтение в применении защитных мер только в отношении отдельных религий. В Англии, существующий более 300 лет вопрос от святотатстве предусматривает защиту только христианских догм, а с 1938 г. и вовсе только догматы англиканской церкви. Ранее наказание должен понести каждый, кто публично позволит себе усомниться в устоявших-ся догматах христианской веры. Теперь возможно применение денежного штрафа или лишение свободы лишь в отношении лиц, выставляющих «Бога, святых или евангелие в непристойном свете». Во Франции закон, регулирующий отношения государства с религией был принят достаточно давно – в 1905 г. Однако специального закона о бого-хульстве, понятие которого весьма расплывчато, там нет. В царской России православие являлось государственной религией. Не-редко в отношении лиц, публично сомневавшихся или не различавших догматы российской православной церкви, применялась такая мера, как отлучение от церкви.

Наиболее известным случаем является действующее до сих пор опре-деление Святейшего Синода в феврале 1901 г. Об отлучении от церкви знаме-нитого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

До сих пор на его моги-ле запрещено ставить крест. В современной России действующий Уголовный Кодекс Российской Фе-дерации (1997 г.) в ряде статей предусматривает возможность применения уго-ловной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии: 1. Нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, нацио-нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе-ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям…(ст. 136 УК РФ «Нарушения равноправия граж-дан»); 2. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправ-ных деяний…(ст. 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на лич-ность и права граждан»); 3. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства, а равно пропа-ганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации… (ст. 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или рели-гиозной вражды»). 4. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение нацио-нальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятст-вования деторождению принудительной передачи детей, насильственного пе-реселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физиче-ское уничтожение членов этой группы… (ст. 357 УК РФ «Геноцид»). К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идео-логическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти.

Россия в этом вопросе не исключение, хотя со-гласно Конституции «российская Федерация – светское государство» и «рели-гиозные объединения отделены от государства». Таким образом, из религиозных норм формируется так называемое рели-гиозное право.

Религиозное право – одна из основных исторических форм права, при котором в качестве первоисточника рассматривается не светская государствен-ная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях.

В формальном смысле источниками религиозного права могут быть непосред-ственно тексты священных писаний, их толкование Богословской доктриной, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные зако-нодательные акты, в которых закрепляются и систематизируются государст-венно-правовые нормы.

Характерной особенностью религиозного права явля-ются его персональный, а не территориальный характер.

Предписания религи-озного права в большинстве случаев распространяются только на представите-лей данной религиозной общины в стране: иноверцы изъяты из-под их дейст-вия. А.В. Поляков отмечает специфику проявления религиозных норм, что среди методов правового регулирования в определенном сочетании им исполь-зуется Акривия и Икономия.

Такой подход вытекает из самого духа Евангель-ского Богословия.

Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения, и применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существо-вания Церкви и христианства. Икономия означает метод правового регулирования допускающий «снис-хождение к человеческим немощам и слабостям» в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящий догматического характера.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что ныне в боль-шинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, на-рушение общественной морали (вступление в брак, погребение усопших), од-нако, однако правового значения такого рода акты не имеют. Религиозные запреты и дозволения, представляя собой, элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей.

Этот источник божест-венной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, мораль-ного существования человечества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Правовые и религиозные нормы: вопросы взаимодействия

Также на протяжении весьма длительного времени человечество не отде-ляло религию и право друг от друга, тем самым, вырабатывая религиозные нормы.… Так правовая система Германии отражает некоторые нормы Канонического права, а… Отсюда следует, что, затрагивая религию, он одновременно касается и религиозных норм. Лично меня эта тема…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы взаимодействия права и религиозных норм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозные нормы: понятие и признаки
Религиозные нормы: понятие и признаки. Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые ус-танавливаются различными вероисповеданиями на основе религиозных пред-ставлений и имеют обяз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги