рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Неофрейдизм и его основные представители

Неофрейдизм и его основные представители - раздел Право, Проблемы теории власти и управления Неофрейдизм И Его Основные Представители. Неофрейдизм - Направление В Психоло...

Неофрейдизм и его основные представители. НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.

В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям, а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми раскольниками внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, В. Райхом, К. Юнгом. Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному.

Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека.

Их последователи неофрейдисты А. Адлер 0000-0000 , К. Хорни 0000-0000 , Э. Фромм 0000-0000 на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.

Согласно учения Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценное. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции.

Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией.

Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности.

На ее основе вырастают крупные личности, великие люди, отличающиеся исключительными способностями.

Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост 0, с. 000 . 0.0.0. А.Адлер создатель индивидуальной психологии. АДЛЕР Альфред 0000-0000 - австрийский психолог и психиатр, создатель так называемой индивидуальной психологии. Будучи врачом-практиком, в 0000 г. примкнул к кружку Фрейда.

Постепенно выработал собственную концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея компенсации чувства неполноценности.

Согласно этой концепции, психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности, которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком.

Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность влечений - основы человеческого характера.

Характер человека, по Адлеру, вырастает из его жизненного стиля. Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности. Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы - люди невысокого роста Наполеон, А.В. Суворов. Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма.

Индивидуальная психология пблучила наибольшее распространение в 00-00-х гг особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин комплекс неполноценности 0, с. 0 . 0.0.0. Карен Хорни - три типа личности. На творчество Карен Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы.

Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни.

Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета В книге Наши внутренние конфликты 0000 К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям 0 к людям, 0 от людей, 0 против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности 0 услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой 0 пытающаяся отрешиться от общества 0 агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые конфликты 0, с. 000 . Возникший в 00-00-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления 0, с. 000-000 . 0.0.0. Э.Фром основоположник неофрейдизма. ФРОММ ЭРИХ 0000-0000 - психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма.

Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе Бегство от свободы 0000 Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает свободу от негативную и свободу на позитивную. Обратной стороной свободы от является одиночество и отчуждение.

Такая свобода - бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма бегства психологической защиты от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть как все. Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.

Один из механизмов бегства от свободы - отказ от своей личности и связь ее с какой-либо видимое стремление избавиться от этих чувств, но неосознаваемая связь с желанием подчиниться у них очень сильна. Они постоянно проявляют зависимость от внешних сил, стремление подчиниться. Жизнь ими воспринимается как огромная неуправляемая машина, с которой они не в силах совладать. В более тяжелых случаях наблюдается увлечение самокритикой, самоистязание физическое или моральное, желание болеть и другое стремление нанести себе вред. Встречаются и изощренные формы мазохизма, когда какое-либо стремление усердно маскируется индивидом или, например, оправдывается его абсолютной неизбежностью в данных обстоятельствах 00,с. 000-000 . В характерах подобного типа могут наблюдаться и садистские тенденции. Условно их можно поделить на три типа 0 стремление к получению власти над людьми 0 стремление к поглощению материальных и моральных богатств людей 0 стремление причинять другим страдания.

Садистские тенденции, естественно, рационализируются еще больше, ибо они уже не столь безобидны, как мазохизм.

Садисты обладают столь же сильной привязанностью к своим жертвам, как и мазохисты к своим реальным или виртуальным мученикам. Именно в этом, по Фромму, заключается парадокс долговременного существования браков, где муж всячески унижает жену. Садомазохистские союзы причем не только брачные столь же крепки, сколь союзы людей нормальных в смысле отсутствия у них подобных наклонностей 00, с. 000 . Мазохистские узы являются вторичными узами - спасательным кругом для личностей, подавленных чувствами тревоги, сомнения, бессилия в отличие от первичных уз, существующих до завершения процесса индивидуализации. Попытки подучить свободу из вторичных связей обречены на провал, так как индивид в принципе не может слиться с той силой, к которой он прилип. Что касается садизма, то одно из его проявлений - жажда власти - коренится в психологической слабости, в неспособности личности выстоять в одиночку 00, 00 0-000 . Предполагая, что садомазохистские черты выражены в разной степени в каждом человеке, Фромм показывает, что садомазохистский характер сам по себе - еще не свидетельство ненормальности. Индикатором наличия или отсутствия невротичности является социальное положение человека, задачи, которые он выполняет в обществе и шаблоны чувства и поведения, распространенные в культуре, в которой тот проживает 00, с. 000 . Именно садомазохистский характер типичен для низов среднего класса в Германии, где идеология нацизма нашла отклик.

Говоря об авторитарном характере слово авторитарный Фромм употребляет вместо садомазохистский дабы устранить двоякое толкование , Фромм отмечает, что наиболее специфической его чертой является отношение к власти и силе. Для авторитарного характера люди делятся на сильных и бессильных.

Сила привлекает и вызывает готовность подчиниться, бессилье вызывает ярость и желание унизить, растоптать человека.

Другая характерная особенность - тенденция сопротивляться власти, даже если власть доброжелательна и нерепрессивна по своей натуре.

Авторитарный характер любит условия, ограничивающие свободу человека, он с удовольствием подчиняется судьбе. Общая черта всего авторитарного мышления заключается в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, за пределами его интересов и желаний. Активность людей с авторитарным характером основана на глубоком чувстве бессилия, которое они пытаются преодолеть.

Авторитарная философия является нигилистической и релятивистской, в ней отсутствует понятие равенства 00, с. 000-000 . Автобиография Гитлера прекрасно раскрывает его авторитарный характер - характер, который, как было указано, характеризуется наличием садистских и мазохистских стремлений. В Майн кампф Гитлер многократно демонстрирует садистское стремление к власти. Он прямо говорит, что цель его и его партии - господство над миром. Свою жажду власти он рационализирует тем, что господство над другими народами якобы преследует их собственные интересы что стремление к власти коренится в вечных законах природы, а он лишь следует им что его стремление к господству - лишь защита от стремления других к господству над ним и над немецким народом.

Любовь к сильным и ненависть к слабым проявляется в его нападках на индийских революционеров и целом ряде политических актов. Мазохистская сторона гитлеровской идеологии заключалась в промывании мозгов масс тем внушалось, что индивид - ничто, что он должен раствориться в высшей силе. Самоотречение влечет за собой, согласно Гитлеру, отказ от всякого права на личное мнение, личные интересы, личное счастье 00, с. 000 . В народном государстве, пишет Гитлер 00, с. 000 , народное мировоззрение должно в конечном итоге привести к той благородной вере, когда люди будут видеть свою задачу не в улучшении породы собак, лошадей и кошек, а в возвышении самого человечества эру, когда один будет сознательно и молчаливо отрекаться, а другой - радостно отдавать и жертвовать - цитируется по 00, с. 000 . Фромм подмечает, что роль второй части людей, радостно отдавать и жертвовать, звучит как-то очень похоже на роль первых и высказывает мысль, что Гитлер собирался сравнить массы с правителем, который должен править, но решил смягчить тон и нашел другие слова.

Мазохистские наклонности обнаруживаются и у самого Гитлера высшие силы, которым он поклоняется это Бог, Судьба, Необходимость, История и Природа.

По существу, это символ подавляющей силы. Свобода в условиях демократии.

Последняя глава книги посвящена анализу свободы индивида в демократическом обществе. Считается, что отсутствие внешней власти привело к развитию индивидуализма. Далее Фромм делает трезвое замечание о том, что право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли 00, с. 000 . Свобода от внешней власти становится достоянием только в том случае, когда внутренние психологические условия позволяют утвердить свою индивидуальность.

Для ответа на вопрос о том, насколько близко общество подошло к этой черте, необходимо осознать, в какой степени культура питает тенденцию к конформизму. Подавление спонтанных чувств начинается в раннем возрасте. Происходит это в процессе воспитания, основная задача которого ликвидировать антагонистическую реакцию детей в результате конфликтов с окружающим миром, ограничивающих их экспансивность, поскольку им - слабой стороне - приходится покоряться.

Методы воспитания могут быть различными от угроз до подкупа, что смущает детей и заставляет отказаться от враждебности. При этом сначала ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конце концов - и от самих чувств. Помимо этого он учится подавлять осознание враждебности или неискренности других людей. Кроме этого, ребенка учат проявлять чувства, которые не принадлежат ему любить людей, быть некритично дружелюбным, улыбаться и т.д. То, что успевают запрограммировать родители в детском возрасте, довершает социальный процесс.

Что самое страшное, в большинстве случаев человек перестает осознавать, что подобное показное дружелюбие - всего лишь жест, вместе с этим, по мнению Фромма, происходит потеря способности отличать псевдочувство от спонтанного дружелюбия. Не только враждебность подвергается подавлению, и не только дружелюбие убивается вынужденной подделкой. Подавляется широкий спектр спонтанных эмоций. Идеал нашего времени - жить и мыслить без эмоций эмоциональность стала символом неуравновешенности или душевного нездоровья.

Особое внимание Фромм уделяет чувству трагедии. Осознание трагических сторон жизни является одним из основных свойств человека. В разных вероучениях и культурах смерти придавалось различное значение. В нашей эпохе смерть отрицается, вместо того, чтобы превратить осознание смерти в стимул жизни. В результате осознание смерти подавляется, и в нас живет страх смерти, который является одной из причин бедности переживаний и объясняет, по мнению Фромма, невероятные суммы, которые люди платят за свои похороны 00, с. 000 . Неоднозначную роль, по мнению Фромма, играет в подавлении эмоций современная психиатрия.

С одной стороны, Фрейд указал путь проникновения в потаенные уголки сознания, с другой стороны, стараниями психиатров и психоаналитиков создан образ нормального человека. Черты характера и типы личностей, не подходящие под этот стандарт, обозначаются как инфантильные или невротические.

По Фромму, влияние такой критики намного опаснее, так как исходит она не от конкретного человека или доктрины, а от науки, с которой бороться невозможно. То же самое касается и желаний. Казалось бы, недостатка в желаниях у современного человека нет, и общество ограничивает лишь те, которые приводят к явному причинению вреда другим людям. Однако многие люди рано или поздно задаются вопросом, почему они стремятся достичь тех или иных целей. Если такой вопрос появляется, то он пугает, так как затрагивает основу деятельности человека - знание того, что он хочет.

Пожтому люди стремятся поскорее забыть этот вопрос и продолжить погоню за целями, которые они считают своими 00, с. 000 . Современный человек живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет. На самом деле он хочет того, что должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном. Знать свои подлинные желания, пишет Фромм, гораздо труднее, чем кажется это одна из труднейших проблем человеческого бытия.

Определить, насколько наши желания не являются нашими собственными, очень сложно причем сложность эта тесно связана с проблемой власти и свободы. В ходе новой истории власть церкви сменилась властью государства, власть государства сменилась властью совести, власть совести сегодня вытеснена анонимной властью здравого смысла и общественного мнения. Мы превратились в роботов, пишет Фромм, но живем под влиянием иллюзии, что мы - самостоятельные индивиды. Эта иллюзия помогает сохранить неосознанность неуверенности, но не более того 00, с. 000 . Потеря собственной сущности превращает конформизацию в императив - человек может быть уверен в себе, только если живет в соответствии с ожиданиями других, в противном случае имеется риск потерять психическое здоровье.

Приспосабливаясь к общественному шаблону, можно глушить сомнения по поводу собственной сущности и приобрести уверенность, но цена высока отказ от своей спонтанности, индивидуальности и свободы. Остается эмоционально мертвый биологический робот.

Так что же означает свобода для современного человека? Человек стал свободен от внешних связей. Он мог бы действовать по своей воле, если бы знал, чего он на самом деле хочет. Вместо этого он приспосабливается к анонимной власти и усваивает я, нисколько не отражающее его собственную сущность. Вопреки видимому благополучию, современный человек подавлен глубоким чувством бессилия и пассивно встречает надвигающиеся катастрофы. Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор свободе на Душевно здоровое общество , 0000 Искусство любить , 0000 . Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера.

Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Наиболее подробно основные принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм изложил в книге иметь или быть? 0000 . Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие. Фромм последовательно показывает ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ в современной жизни, в таких ее аспектах, как ОБУЧЕНИЕ - наличие, либо отсутствие реагирования на информацию ПАМЯТЬ - актавное и механическое хранение информации заметки и записи, как форма обладания, являются отчужденной памятью БЕСЕДА - соперники беседа как форма товарообмена и собеседники удовлетворение от общения ЧТЕНИЕ - наличие и отсутствие продуктивного сопереживания ВЛАСТЬ - обладать властью либо быть властью. На вопросе власти следует остановиться подробнее Фромм различает два типа власти - рациональную, основанную на компетентности и иррациональную, оснванную на силе. Власть по принципу бытия основывается на сущности личности - компетентной и высокоразвитой, имеющей вследствии этого авторитет.

Для доказательства необходимости именно такой власти Фромм упоминает эксперимент Х.М.Р.Дельгадо с животными 0000 , который доказал, что при утрате именно компетентности, а не силы, доминирующее животное немедленно утрачивает власть.

Вместе с этим Фромм показывает, что в большинстве ирархически сложных обществ власть, основанная на компетентности уступает место власти, основанной на общественном статусе.

В частности в современном демократическом обществе власть людей, избранных благодаря фотогеничной внешности и сумме денег, вложенных в предвыборную компанию, не обеспечивает непременной компетентности этих людей. Такое явление Фромм называет отчуждением власти. ГЛАВА 0

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы теории власти и управления

Стр. Цитируемая литература Стр. Введение Проблема власти является одной из центральных в политической науке. Уяснение сущности, потребности и механизма власти имеет важное значение для… Понятие власть в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях.Философы говорят о власти над…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неофрейдизм и его основные представители

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Позитивистко-социологический подход к теории власти
Позитивистко-социологический подход к теории власти. Позитивистко-социологический подход. Позитивистко-социологический подход в определении власти сформулирован М.Вебером. Согласно его конце

Стили руководства
Стили руководства. Организация - это открытая система взаимодействующих и управляемых частей подразделений, людей и т.д работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряже

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги