рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ закона 1997 г

Работа сделанна в 1990 году

Анализ закона 1997 г - Реферат, раздел Право, - 1990 год - Юридическая характеристика деятельности религиозных организаций в России в 90-е гг. Анализ Закона 1997 Г. О Свободе Совести И Религиозных Объединениях При Написа...

Анализ закона 1997 г. О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ При написании этой главы использовались источники Кудрявцев А. И. О деятельности органов юстиции по применению федерального закона О свободе совести и религиозных объединениях Религия и право М 1999 1 С. 6-10. Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть Государство и право М 1998 4 С. 19-25. Дозорцев А. И. Государство не может быть нейтральным Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 71998, С. 61-70. Новацией Закона явилось признание особой роли православия, представленного сегодня не только Русской православной, но даже старообрядческими и другими православными традициями, в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.

Это положение бесспорно, ибо православные духовные ценности явились в многовековой истории России фундаментом, на котором выстраивались государство и общество, развивалась его культура. Что касается каких-либо правовых преимуществ и привилегий перед католиками, мусульманами, буддистами или другими конфессиями, то их новый Закон для Русской православной церкви не устанавливает.

Одновременно в преамбуле Закона подчеркивается уважительное отношение государства к иным религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Таким образом, не нарушая конституционный принцип равенства религий пред законом и не разделяя их по сортам , Закон, тем не менее, определяет приоритеты государства во взаимоотношениях с религиозными организациями и относит новые религиозные движения к религиям второго плана. Безусловным достоинством Закона является его 4-я статья, раскрывающая основные принципы отделения религиозных объединений от государства и устанавливающая взаимные обязанности и ограничения, исключающие возможность их вульгарного толкования.

Одновременно новый Закон исправляет основной недостаток прежнего, по существу отстранявшего государство и его органы от возможности как-то отслеживать и влиять на происходящие в религиозной сфере процессы.

Он отменяет надуманные ограничения в осуществлении государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, создании соответствующих органов исполнительной власти, прикрывавшиеся рассуждениями о нейтральности государства в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений. Государство уважает мировоззренческий выбор своих граждан и не регулирует внутреннюю деятельность религиозных организаций, но оно не может и не должно быть нейтральным, когда под воздействием малоизвестных и зачастую опасных культов нарушаются права граждан, разрушается личность, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, подрывается безопасность государства, разрушаются семьи, традиционные культурные и духовные устои общества.

Не касаясь феномена и причин появления и быстрого распространения нетрадиционной религиозности можно сказать, что в настоящее время в российском обществе сложились две полярные точки зрения на эту проблему. Первая - когда галопирующий рост конфессиональных новообразований объявляется нормальным, естественным процессом, не требующим никакого законодательного регулирования, а возникающие при этом противоправные проявления - своеобразной платой, которую демократическое общество должно платить за наличие религиозных свобод.

И вторая - когда все религиозные новообразования изначально, без какого-либо изучения их сути, объявляются порочными и нежелательными. Думается, что обе точки зрения не верны. Вопросы создания, деятельности и государственной регистрации религиозных движений должны законодательно регулироваться, а их вероучения и культовая практика тщательно изучаться, дабы отделить зерна от плевел и оградить общество от опасных и сомнительных культов.

Положения Закона, регулирующие вопросы создания религиозных объединений, их государственной регистрации и ликвидации, претерпели кардинальные изменения. Законом предусматриваются две организационные формы религиозных объединений, отражающие существующие в стране реалии религиозная группа, создаваемая без образования юридического лица, и религиозная организация, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лицо ст. 6. При этом недостаточно одного декларативного заявления, что создаваемое объединение является религиозным.

Оно должно обладать определенными специфическими признаками, закрепляемыми в учредительных документах и подлежащими экспертной оценке. В случае непризнания создаваемой организации религиозной она не подлежит государственной регистрации.

Поскольку наличие религиозного статуса согласно российскому законодательству автоматически предоставляет организации существенные налоговые и иные льготы ч.3 ст.4, ч.2 ст.21, ч.1 и 2 ст.22 Федерального закона О свободе совести и религиозных объединениях, данная норма Закона является вполне оправданной. Кроме того, религиозная организация обязана представить сведения об основах своего вероучения и тех ограничениях а отношении гражданских прав и обязанностей, которые накладываются на ее членов и служителей ч.5 ст. 11. Исходя из Закона, государство уважает и принимает внутренние установления религиозных организаций В то же время они не должны противоречить законодательству Российской Федерации, посягать на личность, законные интересы и права других лиц. В этом случае они не подлежат применению и влекут ответственность по закону.

В отличие от прежнего Закона, полностью уравнивающего права граждан и неграждан в России, независимо от их правового статуса, по новому Закону иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями и участниками религиозных объединений только в случае их постоянного проживания в Российской Федерации.

Туристы, бизнесмены и иные временно пребывающие в России иностранные граждане такого права Законом лишены и могут удовлетворять свои религиозные потребности индивидуально или в действующих храмах. Кроме того, согласно п.1 ст. 9 Закона иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями местных религиозных организаций.

Безусловно, эта норма позволит определенным образом стабилизировать религиозную ситуацию в стране, ибо не секрет, что создание и насаждение новых религиозных течений и культов, вызывающих беспокойство общества и его институтов, инициируются преимущественно иностранными миссионерами и проповедниками. По смыслу Закона иностранные граждане, не являющиеся резидентами, т. е. проживающие за пределами Российской Федерации или временно пребывающие на ее территории, не могут возглавлять религиозную организацию в России, что широко практиковалось при действии прежнего Закона.

Как и прежде, государственная регистрация религиозных объединений не является обязательной. Регистрация производится по инициативе религиозной организации для получения правоспособности юридического лица. Не является обязательным и уведомление органов государственной и муниципальной власти о создании и деятельности религиозной группы.

В то же время, если участники намерены в последующем зарегистрировать группу в качестве религиозной организации, они обязаны уведомить о ее создании органы местного самоуправления. Процедура уведомления Законом не определена и устанавливается на местах нормативными актами республик, краев и областей Российской Федерации. Порядок создания и государственной регистрации религиозных центров с принятием нового Закона больших изменений не претерпел. Они образуются в соответствии с конфессиональными иерархическими установлениями при наличии не менее трех местных организаций данного вероисповедания.

Закон регламентирует лишь право таких религиозных организаций именоваться российскими, увязывая его с историческими истоками. Этим правом обладают лишь те организации, организационные структуры которых просуществовали в России на законных основаниях не менее 50 лет. В свою очередь, централизованные религиозные организации наделены правом создания религиозных учреждений и управлений, духовных учебных заведений.

Закон в ст. 12 установил конкретные основания, по которым религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации Они просты и понятны. При этом отказ или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд, что защищает религиозную организацию от возможного произвола со стороны должностных лиц. Если заявитель устранит замечания, по которым ему было отказано в регистрации, то Закон предоставляет ему право повторно без судебного разбирательства обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации религиозной организации.

Предусмотрев определенные барьеры при регистрации новых малоизученных религиозных движений, Закон, к сожалению, оставил открытым другой вопрос возможность проникновения и распространения новых культов под видом благотворительных, образовательных, культурно-просветительских, оздоровительных и иных организаций и учреждений. В то же время многие движения и организации, отнесенные в международной и отечественной практике к религиозным культам, не афишируют свой религиозный характер и легализуются под видом вышеуказанных организаций Подробнее об этом Информационно-аналитический вестник 1, Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, Изд-е 2-е, переработ, и дополн.

Белгород, 1997 459 с Целесообразно распространить проведение государственной религиоведческой экспертизы и на подобные организации. Ибо согласно ст. 23 Федерального закона Об общественных объединениях Российская газета 1995. 25 мая. регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации общественного объединения, если представленные на регистрацию документы содержат недостоверную информацию, т. е. замалчивают религиозный характер создаваемой организации.

Подробнее об общественных объединениях см. Залесский В. В. Некоммерческие организации в российском гражданском праве Право и экономика М 1996 1920 С.20-27. В новом Законе ст. 14 значительно расширены основания, по которым может быть принято судебное решение о ликвидации религиозной организации и запрете ее деятельности В то же время эти новации не являются изобретением разработчиков Закона, а повторяют соответствующие нормы Конституции, Уголовного кодекса и иных актов федерального законодательства, нарушение которых влечет ответственность по закону.

Права и условия деятельности религиозных организаций в части проведения религиозных обрядов и церемоний, производства и реализации религиозной литературы и предметов культа, благотворительной, культурно-просветительской и иной деятельности существенных изменений в новом Законе не претерпели.

Более того, в ст. 18 государство продекларировало готовность оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также в реализации ими общественно значимых программ и мероприятий, что открывает возможность для опосредованного оказания религиозным организациям в этих целях материальной помощи.

Кроме того, Закон восстановил норму бывшего союзного Закона о свободе совести и религиозных организациях, устанавливающую, что на имущество богослужебного назначения религиозных организаций, перечень которого будет установлен Правительством, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Это положение исключит попадание в случайные руки культовых зданий и иного имущества, специально предназначенного для богослужебных целей. Важной новацией и актом доброй воли со стороны государства является установление в Законе, наряду с правом гражданина на замену по религиозным мотивам военной службы на альтернативную гражданскую, возможности предоставления священнослужителям в мирное время отсрочки от призыва на военную службу решением Президента Российской Федерации.

Механизм реализации этого права будет установлен специальными нормативными актами Президента и Правительства страны, которые в настоящее время разрабатываются. ГЛАВА V. ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. При написании этой главы использовались источники Информационно-аналитический вестник 1, Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, Изд-е 2-е, переработ, и дополн.

Белгород, 1997 459 с. Аналитический вестник. Государственная Дума. Аналитическое управление. Серия Оборона и безопасность-8. Выпуск 28. Москва. 1996. Аналитический вестник. Государственная Дума. Аналитическое управление. Серия Оборона и безопасность-13. Выпуск 19. Москва. 1997. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера.

Справочник. Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Белгород. 1997. Начало 90 годов ознаменовалось началом широкомасштабной, хорошо спланированной самой настоящей религиозной войны против российского народа. В нашу страну хлынули мутные потоки западных проповедников, зачастую бездуховных и безграмотных. Думается, что главной задачей для нас является описание тоталитарных сект, сект деструктивного характера т. к. они наиболее опасны и каждый член общества может оказаться их жертвой.

Опасность тоталитарных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Криминальные наклонности сект следуют из их фанатичности и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству.

Кроме ритуальных, они часто совершают и провоцируют обычные преступления. Например, с вовлеченных подростков требуют деньги, подталкивая их на кражи у собственных близких заставляют выкупать жилплощадь и оформлять завещание на секту нападают на неугодных лиц как своих, так и посторонних. Существуют крайне агрессивные и очень криминальные секты, выделяющиеся даже на общем отрицательном фоне тоталитарных сект. В нынешней духовно дезориентированной массе населения России новую секту создать очень просто.

Но искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. Она, в случае преследований со стороны государства, уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Ее проявления напоминают метастазы раковой опухоли. Радикальное лечение возможно лишь созданием условий, стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания.

Оперативное распознавание сектантов в ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых по религиозным мотивам, возможно лишь при знании наиболее существенных сторон традиционной для России православной веры. Это связано с тем, что сектанты часто маскируются под христиан или произвольно используют фрагменты христианского вероучения. Кроме того, каждая тоталитарная секта имеет свою специфику в противоправных действиях и приемах сокрытия преступлений, вытекающую, в частности, из их религиозных взглядов.

Поэтому перед сотрудниками органов внутренних дел стоят задачи не только выявления причастности к правонарушению сектантства как такового, но и конкретизации секты-правонарушителя. А это требует сравнительного анализа их догматических и мировоззренческих установок, что значительно проще осуществлять, опираясь на опыт Православия. Основой контактов с представителями сект должно быть ясное понимание того, что любая вера затрагивает и изменяет фундаментальные и наиболее глубинные слои психики и бытия людей.

Как правило, религиозная деятельность есть не просто те или иные учения, а особые мировоззрения, суть и форма самой жизни человека. Они определяются системой религиозных принципов, догматов. Сектанство - это эклектическая смесь односторонне взятых фрагментов нескольких религий, а также суеверий и придание им крайних форм. Поэтому у человека, связавшего свою жизнь с сектой, коренным образом изменяются и сужаются все ценностные критерии жизнедеятельности и мировоззрения.

Сектант постепенно отгораживается от мира, деградирует и переходит на особый язык общения. Несмотря на внешнее разнообразие сект, их внутренние правила схожи. Члены секты подчиняются жесткой дисциплине, носящей часто характер тоталитарного порабощения с подавлением личности. У многих российских сект руководящие центры и основные источники финансирования находятся за рубежом. Авторитет учителя в сектах чрезвычайно высок. Под ним находятся близкое окружение доверенные лица, среднее звено - активисты и рядовые сектанты.

Иерархические структуры сект и преступных группировок весьма схожи. Во имя интересов секты их членам обычно разрешаются любые поступки, обман, предательство и т.п. вплоть до уголовно наказуемых деянии. Секты почти всегда тщательно скрывают свои главнейшие интересы и задачи. Правду знает лишь узкий круг верхних руководителей сект. Принцип утаивания применяется относительно внешнего мира и внутри секты - вводятся многослойные уровни посвященных.

В печатных изданиях в большинстве анонимных истинные цели не публикуются. Вместе с тем руководители многих сект учителя активно взаимодействуют между собой по вопросах отношений с государством и традиционными религиозными конфессиями, особенно в конфликтных ситуациях. Несмотря на внешнюю пестроту и даже разнополярность, они стремятся помогать друг другу, причем, как показывает практика, делают это быстро и, чаще всего, скрытно. Для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей.

Секта стремится войти в сферу интересов новичка и завлечь его. Такой человек зачастую не знает, что уже начал взаимодействовать с сектой. Он может быть уверен, что посещает кружок любителей рок-музыки или театра, желающих изучать Библию, или стремящихся укрепить свое здоровье и волю, или уметь драться. Любимые заманивающие способы сект - приглашение на бесплатные курсы обучения или выгодную работу, индивидуальные беседы в общественном транспорте или визиты на квартиру, настойчивые телефонные звонки, организация массовых мероприятий, выдавание себя за международные организации, студенческие движения, центры здоровья или семьи и т . п. В духовном плане главный приоритет их деятельности дискредитация традиционных вероисповеданий.

Здесь они спекулируют на неосведомленности большинства граждан России в религиозных вопросах. Постановка парадоксальных и неожиданных для неопытных людей мировоззренческих вопросов, спекуляция на суевериях, напористость и безапелляционность, наглое лукавство, подтасовка фактов и полуправда - вот типичные методы сектантских проповедников.

Высокая криминогенная опасность деструктивных религиозных организаций обуславливается самой их природой. Полная непредсказуемость действий к ожидаемая вероятность участия адептов деструктивных религиозных организации в антиобщественных выступлениях, террористических актах или массовых самоубийствах обусловлены следующими факторами 1. Апокалиптическая направленность определенного числа деструктивных религиозных организаций, проповедующих конец света, даты которого ими или уже определены или могут быть названы в любой момент. 2. Основатели и духовные лидеры некоторых деструктивных религиозных организаций являются психически больными людьми или откровенными авантюристами. 3. Распространение среди адептов некоторых деструктивных религиозных организаций психических расстройств и использование их лидерами техник контроля сознания своих адептов. 4. Провозглашение некоторыми деструктивными религиозными организациями целью приход к власти и создание на территории России тоталитарного религиозного государства. 5. Наличие связей некоторых деструктивных религиозных организаций с зарубежными филиалами и организациями. Отмечались контакты с иностранными спецслужбами, в частности, в книге Гандоу Т. Империя преподобного Муна Клин Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995 называются связи Церкви Объединения Муна с южнокорейской разведкой. 6. Прогнозируемый отказ адептов некоторых деструктивных религиозных организаций от ведения конструктивных переговоров или переговоров вообще в критической ситуации или чрезвычайная сложность ведения таких переговоров. 7. Высокая степень эзотеричности и конспиративности при большой сложности правильной их идентификации некоторых деструктивных религиозных организаций вследствие их отличной мимикрии и частой смены своих названий. 8. Деструктивность в отношении внешней среды.

Большое количество деструктивных религиозных организаций рассматривает государство как чужеродную и враждебную силу, которую необходимо использовать в своих интересах всеми доступными способами.

Оценка действий государства производится только с этой позиции.

Безусловно, степень контроля сознания адептов зависит от многих факторов, но среди массы адептов руководители деструктивной религиозной организации в состоянии отобрать группу таких, которые по их приказу пойдут на любое преступление и пожертвуют собственной жизнью.

Широкое распространение в среде деструктивных религиозных организаций практики отказа руководства от своего адепта, обвиненного в совершении преступления, когда заявляется, что тот не является адептом культа, а действовал самостоятельно, преследуя личные цели, ставит под сомнение предположение о том, что деструктивные религиозные организации не будут участвовать в каких-либо антиобщественных акциях, в том числе в организации террористических актов, из-за опасения ответного запрещения и преследования на территории данной страны и других государств.

Факторами, потенциально превращающими некоторые деструктивные религиозные организации в высококриминальные сообщества, а в наихудшем варианте - в высокоэффективные террористичекие группы, являются 1. Жесткая иерархическая структура, строгая дисциплина и беспрекословное повиновение лидерам. 2. Наличие значительных финансовых средств, что дает возможность широко использовать подкуп отдельных должностных лиц при подготовке террористического акта и обеспечивает высокий уровень технической подготовки планируемой акции. 3. Конспирация, взаимная слежка среди адептов, наличие собственной службы безопасности.

Это сводит к минимуму или полностью исключает возможность утечки информации о готовящемся террористическом акте и затрудняет последующее расследование властями деятельности культа. 4. Контроль сознания адептов, вплоть до превращения части из них в роботов, запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов, включая готовность отдать свою жизнь во имя целей культа. 5. Специальная подготовка адептов методы шпионажа, конспирации, слежки, ухода от слежки, поведения при аресте и пр 6. Высокая мобильность некоторых деструктивных религиозных организаций, в частности, Белого Братства не более трех дней в одном городе, крайне затрудняющая в критической ситуации задержание руководства и адептов, подозреваемых в преступной деятельности. 7. Подготовка адептов к столкновению с правоохранительными органами, вплоть до изучения соответствующих законов и т.п. На случай столкновения с правоохранительными органами готовят своих адептов Белое Братство и некоторые сатанистские секты.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Юридическая характеристика деятельности религиозных организаций в России в 90-е гг.

Такая мысль приходит на ум в связи с тем, что обращение к истории религиозных организаций освежило не только историческую память народа, но и старые… Вс это сделало актуальной задачу развития законодательства в сфере… В этом смысле показательны слова Дж. Вашингтона Любые традиции и тенденции, способствующие политическому процветанию,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ закона 1997 г

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

На пути к свободе совести
На пути к свободе совести. При написании этой главы использовались источники Основы религиоведения под ред. И. Н. Яблокова М Высшая школа 1998 С. 462-465 С.А. Авакьян. Свобода вероисповедани

Закон РСФСР О свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г
Закон РСФСР О свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ. Более десяти лет прошло со времени принятия Закона РСФСР О свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. Срок вполн

Необходимость изменения законодательства
Необходимость изменения законодательства. Закон РСФСР О свободе вероисповеданий был, безусловно, демократичным актом, в немалой степени способствовавшим освобождению России от наследия тоталитарног

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги