рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение и развитие учений о правовом государстве

Возникновение и развитие учений о правовом государстве - Курсовая Работа, раздел Право, Гражданское государство и правовое общество Возникновение И Развитие Учений О Правовом Государстве. Признаки Правового Го...

Возникновение и развитие учений о правовом государстве. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице его различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан — преимуществен¬но обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства у, гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед государством.

Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности ни перед общест¬вом, ни перед отдельными гражданами не несут. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязятелен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона писал Аристотель нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о праве и государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавели и Ж. Боден. В своей теории Макиавели на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли также Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность.

Важнейшим признаком публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путём принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчинен¬ных правовым законам». Там, где государство действует на ос¬нове конституционного права, отвечает общей воле народа, там го¬сударство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной дея¬тельности.

В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражда¬нину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную, принад¬лежащую парламенту, исполнительную—правительству, и судеб¬ную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Философская концепция правового государства по Канту ока¬зала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строитель¬ства цивилизованного общества. Гегель рассматривает государство в контексте общей сис¬темы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Го¬сударство в трактовке Гегеля — это тоже право, но наиболее раз¬витое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав — прав личности, семьи и общест¬ва. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и об¬ществом, Гегель доказывает, что бытие государства предшеству¬ет развитию гражданского общества.

В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, по¬скольку в реальной действительности общество возникает раньше государства, а последнее является продуктом и результатом раз¬вития общества.

Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организа¬ция общественной жизни, в которой все строится на правовой ос¬нове, представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравст¬венные ценности человека. Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль Главное—эта четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества.

Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно может отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю. «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из ор¬гана, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный». Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли.

Они излагались в трудах Д И Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Ра¬дищева, П. И. Пестеля, И. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и фи¬лософов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других.

Их государственно-правовые воззрения - предмет изучения истории политических и правовых учений. В этой работе я кратко рассмотрю лишь те концепции, в которых обобщенно излагаются главные идеи и принципы правового государства с точки зрения русского правоведения. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирова¬ния и основные параметры правового государства: 1) для устра¬нения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,— отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству до¬статочно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы но¬вый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполните¬льной власти законодательную, утвердив самостоятельность су¬дебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выбор¬ные общественные элементы. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фун¬даментальные воззрения западной политико-правовой мысли. «Правовым называется государство,—отмечает он,—которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы.

Правовое госу¬дарство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним». В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Пра¬вовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках пар¬тийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности. Советская государственно-правовая наука в период тотали¬таризма не воспринимала идею правового государства, считай ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.

Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили ре¬альные контуры будущего правового государства в нашем обще¬стве. Концептуальные положения и пути формирования правово¬го государства с учетом конкретных условий развития страны из¬лагаются в трудах С. С. Алексеева.

А.В.Венгерова, В.Е.Гулиева, Н.Н.Деева, В.Д.Зорькина, В.Н.Кудрявцева, Б.Л.Лаза¬рева, Р.З.Лившица, В.С.Нерсесянца, М.И.Пискотина, Ю.А.Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А.Халфиной, З.М.Черниловского, В.А.Четвернина и других. Правовое государство—многомерное развивающееся явле¬ние. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конк¬ретным условиям существования общества и уровню его разви¬тия. Непреходящим общим началом любого правового государст¬ва является его связанность правом.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной влас¬ти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

При этом пра¬во играет приоритетную роль лишь с том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законода¬тельство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитар¬ных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспе¬чивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирова¬ние являлось антиподам правового государства.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства. 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, орга¬низации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой.

Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сфе¬рах, охраняют нравственные ценности общества (например, зако¬ны о собственности, о предпринимательстве, об акционерных об¬ществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о пе¬чати и другие). Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положе¬ния законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «под¬правлять», не «изменять» закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия зако¬нодателя. В законах должны выражаться объективно складываю¬щиеся общественные отношения, тенденции их развития и само¬обновления. Различного рода законодательные ограничения и за¬преты субъективного характера подрывают основы правового го¬сударства, сдерживают общественный прогресс. Основной закон правового государства—конституция.

В ней сформулированы правовые принципы государственной и об¬щественной жизни. Конституция представляет собой общую пра¬вовую модель общества, которой должно соответствовать все те¬кущее законодательство. Никакой другой правовой акт государ¬ства не может противоречить конституции. Приоритет конститу¬ции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому право¬вое государство — это конституционное государство. Верховенство закона, и, прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливо¬го правового порядка в обществе. 2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного раз¬вития.

В социально-политической жизни свобода человека высту¬пает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» госу¬дарственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспе¬чивается судебной защитой.

В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено», — и наоборот: «Все, что не дозволено власти - ей запрещено». Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию.

Но главное в них - это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т. д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками. 3. Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедли¬вость в отношениях с каждым гражданином.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и внесут ответственность за нарушения или невыполнение этих обя¬занностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депу¬татов перед избирателями (отзыв депутата): ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинар¬ная, гражданско-правовая или уголовная ответственность долж¬ностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность лич¬ности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонару¬шения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складываю¬щегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства.

Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве. Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства. IV. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без подза¬конных, ведомственных актов.

В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них поло¬жений. В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных законов или подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособ¬ности или же в процессе реализации права на образование? Нет, конеч¬но. Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.

Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подза¬конные, ведомственные акты. Существование их неизбежно.

Оно обус¬ловлено самой природой и характером регулируемых ими обществен¬ных отношений. Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количес¬твенном и качественном отношении в общей системе нормативно-пра¬вовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содер¬жания самих законов. В России и других странах, ставящих своей целью формирований правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных ак¬тов вполне возможно и нужно изменить.

В противном случае призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными призывами и установками, Среди других черт и особенностей правового государства следует указать на такие, как полная гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установ¬ление и поддержание принципа взаимной ответственности граж¬данина и государства.

Как граждане несут ответственность перед госу¬дарством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Однако всегда ли это имело место в нашей стане? Гарантировались ли раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере — да. Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантии действовали и действуют в основном в отношении власть имущих. Вместе с тем определенные гарантии сохранялись и сохраняются и ношении прав и свобод остальных, «рядовых» граждан.

В прежнем СССР и в современной России отнюдь не всегда формальной декларацией являлись и являются конституционные положения, закрепляющие равенство граждан перед законом, также их социально-политические и личные права и свободы. Это становится особенно очевидным тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, на отдых, на получение образования, медицинское обслуживание, пользование достижениями культуры и др. Данные права в значительной мере га¬рантировались в СССР. В определенной мере они гарантируются для всех граждан и в современной России.

В то же время очевидным является и то, что в силу экономических социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядо¬вой гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.

Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице его различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан — преимуществен¬но обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства у, гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед государством.

Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности ни перед общест¬вом, ни перед отдельными гражданами не несут. В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров. Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся право¬вого государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений.

Наличие их без сом¬нения свидетельствовало бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации демократии. В числе важнейших признаков и черт правового государства вы¬ступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках. Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должно быть достигнуто реальное обес¬печение прав и свобод рядовых граждан.

Должен быть создан ме¬ханизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального соче¬тания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Помимо названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство И принципиально отличающие его от не правового государства.

Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, что есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, како¬вы условия его формирования и функционирования. Последнее является принципиально важным, особенно для совре¬менной России, равно как и для других стран, ставящих перед собой задачу формирования на базе существующих государственных струк¬тур правового государства.

Ибо если в стране нет реальных — объективных и субъективных условий для создания, а затем — нормаль¬ного функционирования правового государства, то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы. Что же собой представляют эти условия или предпосылки? С чем они связаны? Прежде всего, они ассоциируются с необходимостью достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.

Актуальными еще и поныне являются слова В.И.Ленина, сказан¬ные вскоре после Октябрьской революции о том, что для участия масс в решении государственных и общественных дел «кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь». Принципиально важными предпосылками создания правового го¬сударства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государст¬венными и общественными делами: наличие в обществе прочного пра¬вопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни обще¬ства и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере эко¬номики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни обще¬ства принципов реальной демократии.

Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является также создание внутрен¬не единого, непротиворечивого законодательства.

Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют, Эта борьба разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве.

Пренебрежительное отношение к федеральным за¬конам автоматически порождают такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. Современная жизнь дает тему множество весьма печальных примеров. В том числе примеров, связанных с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью дутых в политические и другие конфликты невинных людей.

Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, что законы, пока они действуют в интересах всех слоев и классов общества, жизненно важно — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае их устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между различными институтами и людьми.

Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. «Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности». В настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков.

Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гражданское государство и правовое общество

Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и… Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей,… Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время.Основная причина такого внимания к правовому…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение и развитие учений о правовом государстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития концепции гражданского общества
История развития концепции гражданского общества. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права.

Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства
Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. ПРЕДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги