Гражданское общество и право по Гегелю

Гражданское общество по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю Гениальныймыслитель, диалектик.Огромное влияние на формирование воззрений молодогоГегеля и все дальнейшее его духовного развития показала французская революция,символизировавшая наступлению нового разумного мира. Признавая основную идеюфранцузской революции, разделяя на ранних этапах своей творческой эволюции,взгляды о необходимой антифеодальной, антидеспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонниковРобеспьера.

Проблемыгосударства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапахтворческой эволюции его возрений.Эта тематика обстоятельно освещается вомногих его произведениях, в том числе таких как КонституцияГермании , О научных способах исследования естественного права, егоместе в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве , философия права , философия духа , философияистории и др. Философияправа , где наиболее цельно изложено учение о государстве и праве Гегеляявляется одним из самых значительных произведений в истории политических иправовых учений.

Основная задача философии права - это научное познаниегосударства и права, а не указание на то, какими они должны быть Нашепроизведение - пишет Гегель- поскольку в нем содержится наука о государстве иправе будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечторазумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальшевсего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть . Наука о праве подчеркивает он есть часть философии.

Она должнапоэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из понятия или, чтотоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого предмета . Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытиесвободной воли, диалектика, которая совпадает с философским конструированиемсистемы права, как царство реализованной свободы.Понятие право употребляется в гегелевской философии права в следующихосновных значениях I. Право,как свобода идея права , где на ступени объективного духа всеразвитие определяется идеей свободы, свобода , право выражают единый смысл.

Отношение свобода и право опосредуются через диалектику свободной воли.II. Право,как определенная ступень и форма свободы, где система права как царствореализованной свободы и представляет собой иерархию особых прав . Навершине иерархии особых прав стоит право государства.

Поскольку вреальной действительности особые права всех ступеней личности, еесовести, преступника, семьи, общества, государства даны одновременно и следовательнов актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схемеокончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.III. Право,как закон - где оно является одним из Особых прав . Гегель пишет То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии,т.е. определено для сознания мыслью и определено так то , что есть право исчитается правом, что известно как закон право есть вообще, благодаря этомуопределению, как положительное право. Превращение права в себе в законпутем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлиннойопределенности.

Предметом законодательства могут быть лишь внешние сторонычеловеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Различая право и закон,Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление.Как крупноенедоразумение расценивает он прекращение отличие естественного илифилософского права от положительного в противоположное и противоречие междуними . Гегель признает, что содержание права может быть искажено впроцессе законодательствования но не все данное в форме закона есть право,поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.Он также различает игражданское общество.

Под гражданским обществом по существу имеется в видубуржуазное общество.Гегель изображает гражданское общество как раздираемоепротиворечивыми интересами антагонистическое общество как войну всех противвсех.

Тремя основными моментами гражданского общества являются системапотребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации.В структурегражданского общества, Гегель выделяет три сословия 1 субстанциальное землевладельцы - дворяне, крестьяне 2 промышленное фабриканты, торговцы, ремесленники 3 всеобщее чиновники .Освещаясоциально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерномбогатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностьюи возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную частьнаселения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не всостоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблемубедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его общество выйтиза свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации.В разделе о гражданскомобществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия идеятельности полиции, хотя эта тематика должна была рассматриваться в той частиФилософии права, где речь идет о государстве. Гегель исходит из того, что всфере гражданского общества имеет место реальное функционированиесобственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите ее состороны закона, суда и полиции.

Эти институты призваны, в стихии частных целей,отстаивать всеобщие интересы данного строя.Развитие гражданскогообщества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.

В действительности поэтому подчеркивает Гегель, государство естьвообще скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в гражданскоеобщество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента.

Гражданское общество восвещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаясяна господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей.

Формированиетакого общества, которого не было в античности и средневековье, связано сутверждением буржуазного строя.По теоретическим заслугамГегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о взаимосвязи исоотношении социально-экологических и политических сфер, гражданского обществаи политического государства, о необходимом, закономерном диалектическомхарактере этих связей и отношений.