Система преступления и наказания по Соборному Уложению 1649 года

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМИТИКИ МЭСИ КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу История государства и права России на тему Система преступления и наказания по Соборному Уложению 1649 года . Преподаватель Белоновский В. Н. Выполнил Никишов А. В. гр. ДЮ-201 Москва 1997 г. Введение. В 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго.В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уло- жение.

Составление проекта занималась специальная комиссия, его цели- ком и по частям обсуждали члены Земского собора по палатам по сос- ловно. Источники Соборного Уложения, судя по пометам, можно разделить на такие основные группы 1 Кормчую книгу, 2 Литовский статут, 3 судебники 4 царские указы, 5 боярские приговоры и пр. Из Кормчей книги взяты постановления из Моисеева закона, из второзакония, из за- кона градского.В сущности это скорее ссылки на основания, почему вво- дится то или иное узаконение, опирающееся на авторитет Кормчей книги, как общепризнанного в России церковно-юридического пособия.

В высокой степени любопытно, что особенно много ссылок сделано на градский закон с его жестокими византийскими наказаниями, несмотря на архаичность его постановлений, восходящих в IX в. Из иностранных источников значительное количество ссылок сдела- но на Литовский статут.Это заимствование очень показательно для ха- рактеристики Уложения как кодекса законов,утверждавших дворянское гос- подство в государстве, так как Литовский статут возник и условиях по- беды шляхетства в Речи Посполитой.

Некоторые статьи взяты были из старого судебника,то есть судебника 1550 г. и Стоглава. Но основными источниками являлись царс- кие указы, уложения и т. д обозначенные годами в уложении 143 года написано, в уложении 150 года написано и т. д то есть ссыл- ками на постановления 1635, 1642 и других годов.Обширная литература, посвященная источникам Соборного уложения 1649 г доказала, что составители его широко использовали записные книги различных приказов Поместного, Земского, Разбойного и т. д. В значительной мере были использованы царские указы и боярские приговоры.

Так источником 66 статьи XX главы Соборного Уложения счита- ют боярский приговор 1634 г ряд статей XVI и XVII глав Уложения яв- ляются почти дословным переложением указов, внесенных в Поместную кни- гу, и пр. При этом необходимые указы и приговоры выписывались для Со- борного Уложения почти дословно, только с некоторыми поправками в язы- ке чисто литературного порядка кто вместо хто, третьяго вместо третьева и пр Таким образом, Соборное Уложение 1649 г. явилось своего рода сводкой правительственных указов и приговоров, следовательно, отрази- ло на себе предшествующую ему правительственную практику, главным об- разом времени царствования Михаила Федоровича.

На полях Уложения имеются и пометки о вновь со ставленных статьях вновь прибавлено.

Соборное Уложение состоит из 25 глав разделенных на статьи. Общее количество статей - 967. Для удобства главам предшествует под- робное оглавление, указывающее содержание глав и статей указ главам книги сия. Уложение начинается предисловием, в котором утверждается, что оно составлено по государеву указу общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людем, от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делех всем ровна.Составление Уложения было поручено боярину Никите Ивановичу Одоевскому, а для того своего госу- дарева н земского великого царственного дела было постановлено выб- рать добрых и смышленых людей. 3 октября 1649 г, царь вместе с Думой и духовенством слушал Уложение, а выборным людям оно было чтено.

Со списка Уложения был список в книгу, слово во слово, и с тое книги напечатана сия книга.Первая глава Уложения о богохульниках и церковных мятежни- ках рассматривает дела о преступлениях против церкви 9 статей, в которых наказывается смертью хула против бога и против богородицы тюремным же заключением - бесчинное поведение в церкви.

Глава вторая о государьской чести и как его государьское здо- ровье оберегать, 22 статьи говорит о преступлениях против царя и его властей, называя их изменой.К ней примыкает глава третья о госу- дареве дворе, чтоб на государевом дворе ни от кого какова бесчиньства и брани не было, 9 статей со строгими наказаниями за ношение оружия на дворе и пр. Глава четвертая о подпищекех и которые печати подделывают, 4 статьи говорит о подделках документов и печатей, а глава пятая 2 статьи - о денежных мастерах которые учнут делати воровские денги.

В главе шестой 6 статей сообщается о проезжих грамотах в иыные гоударьства. Близко связаны с ними по содержанию следующие главы седьмая о службе всяких ратных людей Московского государьства, 32 статьи и восьмая о искуплении пленных, 7 статей.B девятой главе говорится о мытах и о перевозех и о мостах 20 статей.

Собственно с десятой главы о суде, 277 статей начи- наются наиболее важные постановления Уложения. К этой статье примыкает глава 11 суд о крестьянех, 34 статьи, глава 12 о суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян, 3 статьи, глава 13 о монастырском приказе, 7 статей, глава 14 о крестном целова- нии, 10 статей, глава 15 о вершеных делах, 5 статей.Глава 16 о поместных землях, 69 статей объединена общей те- мой с главой 17 о вотчинах 55 статей. Глава 18 говорит о печатных пошлинах 71 статья. 19 глава носит название о посадских людех 40 стаей.

Глава 20 заключает суд о холопех 119 статей, глава 21 го- ворит о розбойных и татиных делех 104 статьи, 22 глава заключает в себе указ за какие вины кому чинити смертная казнь и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание 26 статей.Последние главы - 23 о стрельцах, 3 статьи, 24 указ о атаманах и о казакех, 3 статьи, 25 указ о корчмах, 21 статья - очень кратки . Соборное Уложение 1649 г. во многих отношениях отличается от предшествующих ему законодательных памятников.

Судебники XV-XVI вв. представляли собой свод постановлений преимущественно процедурного, процессуального свойства.Уложение 1469 г. значительно превосходит предшествующие памят- ники русского права прежде всего своим содержанием, широтой охвата различных сторон действительности того времени - экономики, форм зем- левладения, классово-сословного строя, положения зависимых и не зави- симых слоев населения, государственно-политического строя, судопроиз- водства, материального, процессуального и уголовного права.

Второе отличие - структурное. В Уложении дана довольно опреде- ленная систематика норм права по предметам, которые расположены таким образом, что легко могут быть объединены по разновидностям права - го- сударственное военное, правовое положение отдельных категорий населе- ния, поместное и вотчинное, судопроизводство, гражданские правонаруше- ния и уголовные преступления.Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в не- измеримо большом объеме Уложения в сравнении с другими памятниками.

Наконец, Уложению принадлежит особая роль в развитии русского право вообще.И Русская Правда и судебники прекратили свое существова- ние, сказав на Уложение в сравнении с другими его источниками напри- мер, указными книгами приказов довольно скромное влияние, Уложение же как действующий кодекс, хотя и дополняемое многими новыми установлени- ями, просуществовало свыше двухсот лет. Общетеоритические положения.

В области уголовного права Соборное Уложение уточняло понятие лихое дело, разработанное еще в Судебниках. Субъектами преступления могли быть, как отдельные лица так и группы лиц. Закон разделяет их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников.В свою очередь, соучастие может быть как физическим содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект прес- тупления, так и интелектуальным например, подстрекательство к убийс- тву. В этой связи субъектом стал признаваться даже раб, совершавший преступление по указанию своего господина.

От второстепенных субъектов преступления соучастников закон отличал лиц, только причастных к со- вершению преступления пособников создавших условия для совершения преступления , попустителей обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого, недоносителей не сообщивших о подготовке и со- вершении преступления , укрывателей скрывших преступника и следы преступления.

Субъективная сторона преступления обусловливалась степенью ви- ны Уложение знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. Характерно, что за неосторожные действия совершивший их на- казывается так же, как за умышленные действия. Здесь сохраняется арха- ический и репрессивный принцип объективного вменения наказание следует не за мотив преступления, за его результат.В признаках объек- тивной стороны преступления закон выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства.

К первым относятся состояние опьянения, неконтролиру- емость действий, вызванная оскорблением или угрозой эффект, ко вто- рым повторность преступления, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений. Закон выделяет отдельные стадии преступного деяния умысел который сам по себе уже может быть наказуем , покушение на преступле- ние и совершение преступления.Закон признает понятие рецедива сов- падающее в Уложении с понятием лихой человек и крайней необходи- мости, которая является ненаказуемой только при соблюдении соразмер- ности ее реальной опасности со стороны преступника.

Нарушение сораз- мерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказыва- лось. Объектами преступления Соборное Уложение считало церковь, госу- дарство, семью, личность, имущество и нравственность.Система преступлений по Соборному Уложению выглядела следующим образом а преступления против церкви богохульство, совращение православ- ного в иную веру, прерывание хода литургии в храме б государственные преступления любые действия и даже умысел, направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена по этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие в преступления претив порядка управлениях злостная неявка ответчи- ка в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, ак- тов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без имеющегося разрешения питейных заведений и самогонова- рение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских по- казаний, ябедничество или ложное обвинение В последнем случае к ябеде применялось то наказание, которое было бы применено к челове- ку, ложно им обвиненному здесь явно действовал древний принцип та- лиона око за око зуб за зуб, т.е. модификация кровной мести гпреступления против благочиния содержание притонов укрывательст- во беглых, незаконная продажа имущества краденого, чужого, неоформ- ленного должным образом, недозволенная запись в заклад боярину, в монастырь, к помещику обложение пошлинами освобожденных от них лиц ддолжностные преступления, лихоимство взяточничество, неправо- мерные поборы, вымогательство, неправосудие заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью, подлоги по службе фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах , и пр воинские преступления нанесение ущерба частным ли- цам, мародерство, побег из части епреступления против личности убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное убийство родителей детьми, убийство господина ра- бом, нанесение увечья тяжелого телесного повреждения, побои, ос- корбление чести в виде обиды или клеветы, распространение порочащих слухов вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления. ж имущественные преступления татьба простая и квалифицированная церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка, разбой совершаемый в виде промысла и грабеж обыкновенный или квалифицированный совершенный служилы ми людьми или детьми в отношении родителей, мошенничество хищение, связанное с обманом, но без насилия, поджог пойманного поджигателя бросали в огонь, насильственное завладение чужим имущест- вом землей, животными, порча чужого имущества з преступления против нравственности непочитание детьми родите- лей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, блуд жены но не мужа, половая связь господина с рабой.

Для системы наказаний были характерны следующие признаки 1. Индивидуализация наказания.

Жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние.

Однако пережитки архаической системы наказаний были еще живы и выразились в сохранении института ответственности третьих лиц помещик убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина сохранялась процедура правежа, в значительной мере поручительство походило на ответствен- ность поручителя за действия правонарушителя за которого он поручал- ся. 2. Сословный характер наказания.

Он выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность так, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин - кнутом, гл.Х. 3. Неопределенность в установлении наказания.

Этот признак был связан с целью наказания - устрашением.

В приговоре мог быть указан не сам вид наказания и использовались такие формулировки как государь ука- жет, по вине или наказать жестоко.

Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения наказать смертью или мера срок наказания бросить в тюрьму до государева укай. Принцип неопределенности дополнялся принципом множественности наказаний.

За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества.

За кражу наказания устанавливались по нарастающей за пер- вую кражу - битье кнутом и урезание уха, два года тюрьмы и ссылка за вторую - битье кнутом, урезание уха, четыре года тюрьмы за третью - смертная казнь. Неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника.Целям уст- рашения служила особая символика наказаний преступнику заливали горло расплавленным металлом, к нему применяли то наказание, которое он же- лал бы для оклеветанного им человека ябедничество, т. е. применяли архаический принцип талиона, эквивалентного возмездия.

Публичность казней имела социально-психологическое назначение. В Соборном Уложении применение смертной казни предусматривалось почти в 60 случаях даже курение табака наказывалось смертью.Смерт- ная казнь делилась на квалифицированную сожжение, залитие горла ме- таллом, закапывание живьем в землю и простую отсечение головы, пове- шение. Членовредительные наказания включяли отсечение руки, ноги. уре- зание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей.

Эти наказания могли применяться как дополнительные или как основные. Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функцию означивания преступника, выделения его из окружающей массы людей. К болезненным наказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте на торгу.Тюремное заключение как специальный вид наказания могло уста- навливаться сроком от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания иногда как основной назнача- лась ссылка в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения.

В самом общем плане в Уложении можно выделить применение лише- ния свободы в отношении двух категорий правонарушителей профессио- нальных в гл. XXI о разбойных и татиных делах и непрофессио- нальных преступниках.В первом случае государства стремилось лишить виновного всех материальных благ, соединяя тюремное заключение с нака- занием кнутом.

Сроки тюремного заключения непрофессиональных преступ- ников редко были длительными. Краткосрочное заключение нарушителей непрофессионалов - один из важнейших принципов русского средневекового уголовного права. Как дополнительный вид наказания иногда как основной назнача- лась ссылка в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения.К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести ч прав, варьирующийся от полной выда- чи головой т.е. превращение в холопа до объявления опалы изоля- ции, остракизма, государевой немилости.

Обвиненного могли лишить чи- на, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд условно говоря, это напоминало частичное объявление вне зако- на. Широко применялись имущественные санкции гл.Х Уложения в семи- десяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов за бесчестье в зависимости от социального положения потерпевшего.Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника.

Наконец, в систему санкций входили церковные наказания покая- ние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др. Разбор текста Уложения. Система наказания Уложения весьма жестока часто встречается различного вида смертные казни, изувечения, и телесные наказания.Во- обще можно сказать, что наказания разделялись на гражданские и церков- ные к первым принадлежали смертная и телесная казни, конфискация,ли- шение чести и др. к церковным отлучение от церкви, покаяние и т. п. XXII.3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходити им к церкви божии, и у церкви божим обьявляти тот свой грех всем людем в слух. Смертная казнь имела четыре вида и производилась сожжением II.4. А будет кто умышлением и изменою город зажжет, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зажечь безо всякого милосердия , залитием горла металлом V.1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь или олово или свинец, и тем государеве козне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло , вешанием VII.20. А будет кто, будет на государеве службе в пол- кех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельския полки, и в неприятельских полкех сказывали про вести и про государевых ратных лю- дей, и в том и на него кто известит и сыщется про то допряма, и такова переезщика казнити смертию, повести против неприятельских полъков, а поместья его и вотчины и животы взяти на государя и закапыванием в землю XXII.14. А будет жена ученит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то до пряма, и ея, то подмети, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, то не похоро- нят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.

Приговоренный к смерти преступник сажался в особую избу на шесть недель для покаяния и потом подвергался казни XXI.34. А которые тати и разбойники доведутся казнити смертью, и их для покаяния посадити в тюрьме и в иызбу на шесть не- дель, и как им отойдут урочные дни, и таких татей и разбойников казни- ти. Приговоренный к смерти не имел права доноса ему ни в чем не ве- рили XXI.93. А на которых людей языки учнут говорить с первые и з другие пытки, а с третьие пытки тех языков доведется казнить, и те языки, идучи к казни, учнут с тех людей на кого они говорили, зговари- вать, и тому их зговору не верить.

Беременная женщина не наказыва- лась и содержалась под стражей в тюрьме до рождения ребенка XXII.15. А которая жонка приговорена будет к смертной казни, а в тепоры она будет беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смертно не казнити, а казнити ея втепоры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрь- ме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла. Болезненные наказания имели несколько видов . Под торговым по- нимается наказание преступника кнутом публично.

I.5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкину- ти в тюрьму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестие вдвое.

По свойству своему, торговая казнь была простая или нещадная VII.28. А будет кто, будучи на службе в полкех, у кого украдет ружье, и того бити кнутом нещадно, а что украл, что на нем доправить и отдать тому, у кого он украл.

Она производилась на торгах или у при- каза при многих свидетелях. Все сословия подвергались торговой казни и телесному наказанию.

Битье кнутом могло длиться до трех дней, число ударов оставалось на усмотрение судьи.

Этот вид наказания сохранился до середины XIX в. На практике обычно наносили тридцать-пятьдесят уда- ров, часто это наказание приводило к смерти . Иногда в приговоре прямо предписывалось забить до смерти.

Битье батогом тонким гибким пру- том также бывало простым и нещадным . Эта процедура называлась пра- веж и первоначально являлась средством принуждения к исполнению су- дебного решения по имущественным искам.Длительность правежа зависи- ла от искомой суммы долга обычно за 100 рублей на правеж стояли ме- сяц. На правеж ставился ответчик, либо его поручитель, либо зависимые от ответчика люди крестьяне и холопы . Хотя в 1649 году русские не знали слова конфискация, но такое наказание уже существовало и во многих случаях имение преступника от- биралось в пользу царя II.5. А поместия и вотчины и животы измен- ничьи взяти на государя.

Порядок конфискации регламентирован в Со- борном Уложении конфискации подвергалось как движимое, так и недвижи- мое имущество, имущество жены политического преступника и его взросло- го сына. Все поступало в государственную казну.Что же касается членовредительских наказаний, то они производи- лись с удивительным зверством отрубали руки III.4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружие, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука, уши, носы, ноги, губы XXII.10. А будет кто не бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит под кем нибудь мучительское поругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обожжет, или глаза выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругательство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его из животов тому, над ним такое наругатель- ство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу 50 же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятдесят рублев.

Посягавшие на имущество, честь и здоровье частных лиц наказывались по Уложению наказывались штрафом.

Размеры платы за бесчестие были дифференцированы было бесчес- тие простое, двойное и тройное.К этому добавлялась сложная шкала штрафных санкций за каждый вид телесного повреждения. Надо отметить, что исполнители казней выбирались из вольных лю- дей, содержались они правительством XXI.96. А в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками, и госуда- рево им жалование давать из государевы казны из Разбойного приказу но тюрьмы строились и содержались на общественный счет. В Уложении 1649 года тюремное заключение упоминается более со- рока раз и как мера предварительная, и как основное наказание.

Срок наказания колеблется от трех дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные, монастырские и опальные для по- литических заключенных.

В монастырских тюрьмах, как и в других, осу- ществялись охрана заключенных и их использование на тюремных работах, в политических тюрьмах полностью исключались любые контакты с заклю- ченными. Церковные наказания производились духовной властью.Карательное право drot penal Соборного уложения основывалось во многих случаях на правиле подобного возмездия poena talions.

Та- ким образом поджигатель наказывался сожжением X.228. А кто некия ради вражды, или разграбления зажжет у него двор, и после того он бу- дет изыман, и сыщется про него допряма, что пожар он учинил нарочным делом, и такова зажигальщика казнити зжечь убийца - смертью I.4.А будет кто, пришед в церковь божию, учнет бити кого нибути, и убьет кого до смерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же отрезавший ухо, ногу, губы, нос - потерею уха, ноги губы, носа XXII.10. А будет кто не бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит под кем нибудь мучительское поругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обожжет, или глаза выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругательство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его из животов тому, над ним такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу 50 же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятдесят руб- лев. Что касается системы преступлений drot criminel, то из об- щественных преступлений самым серьезным считалось богохульство с это- го начинается Уложение 1649 года. Квалификацией состава этого преступ- ления рассматривается не только как оскорбление словом бога, но глав- ным образом как неверие, отрицание бога, что считалось посягательством на основы христианского вероучения.

Виновные наказывались смертной казнью через сожжение I.1. А будет кто имноверцы, какия ни буди ве- ры или русский человек, возложит хулу на Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив казнити, зжечь Совращение в иную веру подлежало той же казни XXII.24. А будет кто бусурман ка- кими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется до то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия . Нарушение церковной литургии во время службы наказывалось смертью I.2. А будет какой бесчинник пришел в церковь Божию во время святыя литургии, и какими ни буди обычаем бо- жественныя литургии совершати не даст, его изымав и сыскав про него допряма, что он как учинит, казнити смертию безо всякия пощады непристойные речи, обращенные к совершавшим служение, влекли торговую казнь I.3. А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное пение вшед в церковь в церковь Божию учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учиниттся , и сыщется за то допряма, и тому бесчинникуза ту его вину учинити торговая казнь . За кражу церковного имущества наказывали смертью и имение этого человека отдавалось церкви XXI.14. А цер- ковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их отдавати в церковныя татьбы . Государственная измена состояла в оскорблении царя и в бунте.

Злой умысел на царя, на государство, измена, порицание царских намере- ний, выезд за границу для измены, подстрекательство к бунтам и смутам все это считалось государственной изменой и наказывалось смертной казнью VII.20. А будет кто, будум на государеве службе в полкех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельския полки, и в неприя- тельских полкех сказывали про вести и про государевых ратных людей, и в том и на него кто известит и сыщется про то допряма, и такова пере- езщика казнити смертию, повести против неприятельских полъков, а по- местья его и вотчины и животы взяти на государя . Неопределенность определения государственной измены имело вредные последствия самый небольшой проступок мог быть отнесен к категории государственных прес- туплений и влек за собой смертную казнь.

За преступлениями против правительственной власти, следуют преступления против судебной власти. Ябедник человек дающий ложные свидетельские показания или ложное обвинение подвергался телесному наказанию, а за третью ябеду , кроме того лишался права быть пове- ренными и судиться XX.49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех людях запрется, и скажет что у него тех людей нет, и в тех людех тот ответчик отцелуется, а после того те люди объявятся у него, а истец тех своих людей вымет, и таким ответчикам за то, что он накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как написано в суде о крестьянех выше сего . Лихоимец человек нарушивший установлен- ный порядок судопроизводства из Думских людей заседавшие в Боярс- кой думе, к думским чинам принадлежали бояре, окольные и думные дво- ряне подвергались лишению чести и денежной пени лихоимец не из думных людей, наказывались телесно, кнутом X.5. А будет который боярин или окольничий ,или думной человек, или иной какой судья, истца или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обви- нит, а виновного оправит, а сыщется про то допряма, и на тех судьях, взяти исцов иск втрое, и отдати исцу, да и пошлины и пересуд и правой десяток взяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и у околничего у думного человека отняти честь.

А будет который судья та- кую неправду учинит не из думских людей, и тем учинити торговая казнь, и въпредь у дела не быти Преступления потив общественной казны наказывались очень строго фальшивомонетчику заливали в горло расплав- ленный металл V.1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь или олово или свинец, и тем государеве козне учнут чи- нити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, за- лити горло за содержание без имеющегося разрешения питейных заве- дений, самогоноварение, продажу табака наказывали денежной пеней и кнутом XXV.1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит, и на тех впервые заповеди по пяти рублев, а на питухах полупол- тине на человека.

А у кого корчму вдругоряд вымут, и на тех людех за- поведи править вдвое, по десяти рублев, а с питухех по полтине на че- ловеке, да тех же людей, у которого корчму вымут вдругоряд, бити кну- том по торгом, а питухов бити батоги контрабандисты подлежали те- лесному наказанию кнутом и платили пять рублей IX.5. А которые торговые всяких чинов люди по перевозам и по мытом учнут пролыгатца имяны служилых людей, а про то сыщетца, и тем людем по тому же чинити наказание, бити имати на государя пени по пяти рублев с человека.

А имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье. за укрывательство контрабандиста наказывали кнутом и тройной платой пошлины IX.4. А будет которые московских чинов вся- кие люди, и городовые дворяне, и дети боярские и иноземцы по мытом и по перевозом и по мостам учнут с вобою провозить торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщетца, и тех людей бить кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщику и перевоз в трое, и отдать мытовщиком и пе- ревозъщиком и мостовщиком . Подделка документов, печатей и подписей наказывалась смертью IV.1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски, или в подлинной государевой грамоте и в иных каких приказных письмах что приправит своим вымыслом мимо государева указу и боярского приговору, или думных приказных людей и подъячески руки подпишет, или зделает у себя печать такову, какова государева печать, и такова за такия вины по сыску казнити смертью . Нарушение клятвы подвергалось кнуту, по торгам по три дни, годичному тюремному заключению, и лишению чести.

XX.49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех лю- дях запрется, и скажет что у него тех людей нет, и в тех людех тот от- ветчик отцелуется, а после того те люди объявятся у него, а истец тех своих людей вымет, и таким ответчикам за то, что он накриве крест по- целовал, чинити указ против того, как написано в суде о крестьянех вы- ше сего . Самоуправство строго запрещалось X.213. А будет кто у кого и насильсвом землю хлебом посеет, и ему земли искати судом, а собою не управлятися, и хлеба с поля без указу не свозити, и животиною не толо- чити и не травити . Безнравственность и запрещенные половые связи относились к ду- ховному праву XX.80. А кто учнет у себя делати беззаконие с рабою, з жонкою или с девкою, и приживит с ней детей, и в том на него та раба учнет государю бити челом, и таких жонок и девок, и на кого они учнут государю бити челом, отсылати на Москве на Патриарш двор патриаршим приказным людем, а в городех к митрополичьим и к архиепископлим при- казным же людем, и велеть про них сыскивати святительским судом, и указ им чинити по правилом святых апостол и святых отец, и по допросу обеих их отцов духовных . Из преступлений против личности, Уложение 1649 года наиболее полно рассматривает убийство. К группе умышленных убийств относились преступления совершенные насильством, скопом и заговором, что расс- матривалось как отягчающие обстоятельства.

Вообще всякое умышленное убийство наказывалось смертью XXI.72. А кто кого убьет с умышле- ния, и сыщется до то допряма, что с умышления убил, такова убойцу са- мого казнити смертию . За убийство мужа жена живьем закапывалась в землю XXII.14. А будет жена ученит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то до пряма, и ея, то подмети, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, то не похоро- нят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.

Убийство детей никогда не наказыва- лось смертью, виновный сажался в тюрьму на год и потом подвергался публичному церковному покаянию XXII.3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отси- дев в тюрьме год, приходити им к церкви божии, и у церкви божим обьяв- ляти тот свой грех всем людем в слух. Убийство совершенное неумыш- ленно, нечаянно и при самообороне не считалось преступлением и не на- казывается XXII.20. А будет кто, стреляющий ис пищали, или из сука по звери, или по птице, или по премете, и стрела или пулька вспловет, и убьет кого за горою, или за городью что такое убийство учиня- лось не нарочно, без умышления, и за такое убийство никакого смертию не казнити, и в тюрьму не сажати потому, что такое дело учиниться грешным делом без умышления . За нанесение увечий виновный наказывался штрафом и нанесением ему аналогичных увечий - принцип талиона XXII.10. А будет кто не бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит под кем нибудь мучительское поругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обожжет, или глаза выколет, а сыщется про то допря- ма, и за такое его наругательство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его из животов тому, над ним такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу 50 же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятдесят рублев.

Ранивший судью лишался руки X.106 А будет кто судью чем зашибет, или ранит, и его за то казнити, отсечи рука за драку или увечье нанесенные в церкви или в суде , подвергались торговой казни, тюремному месячному заключению и взысканию двойного бесчестия I.5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрьму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестие вдвое.

За увечья, нанесенные животным, их хозяин должен получить вознаграждение X.282. А будет кто у кого собаку убьет нарочным де- лом, и на нем по сыску велеть за ту собаку, доправя указанкю цену, от- дати исцу За изнасилование женщины преступник подвергался смерти XXII.16 А будет кто умысля воровски придет в чей дом и похочет того дому над госпожею какое дурно дело учинити, или ея ис того домупохочет куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чи- нити тем людем, кто по нее приедет, а после того про такое их дело сы- щется, и тех воров, кто таким умыслом в чюжой дом приедет, и которыя люди им на такое воровство учинят помочь, всех казнити смертию . В имущественных преступлениях Соборное Уложение 1649 года обра- щает особое внимание на похищения разделяя их на разбой совершаемый в виде промысла, татьбу кражу и мошенничествохищение, связанное с обманом, но без насилия.

Татьба была простая и квалифицированнаяцер- ковния, на службе, конокрадство, совершенная в государственном дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка.

За первый разбой виновный лишался правого уха, сажался на три года в тюрьму и потом ссылался на Украину XXI.16. у таго разбойника за первой разбой после пытки отрезать правое ухо, а в тюрьме сидеть три годы, а животы его дати в выти исцом, а ис тюрьмы выимая его, посылати в кайдалах работати вся- кое изделье, где государь укажет.

А как он в тюрьме три годы отсидит, послати в Украинные городы . За второй разбой он лишался жизни XXI.17. А будет разбойника поймаютна разборе другие, и его потому же пытать в иыных разбоях.

Да будет он повинится только в дву разбоях, а убийства хотя и не учинил, и его за другой разбой казнити смертию, а животы его отдать в выть исцом За первую татьбу виновный подвер- гался наказанию кнутом и лишению левого уха, двухгодичной тюрьме и ссылке на Украину XXI.9. и того татя за первую татьбу бить кну- том и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдати исцом в выть, и ис тюрьмы выимая его посылать в кай- далах работать на всякие изделия, где государь укажет.

А как он два года в тюрьме отсидит и его послать в Украинные городы во вто- рой раз он наказывался кнутом, лишался правого уха, сажался в тюрьму на четыре года и потом ссылался на Украину XXI.10. А будет того же татяизымают на другой татьбе, и его потому же пытать в иыных тать- бах. Да будет он повинится только в дву татьбах, а убийства он не учи- нил же, и его после пытки бить кнутом и урезав у него праваго уха, по- садить в тюрьму на четыре года, а ис тюрьмы выимая его послать на вся- кия государевы изделия потому же в кайдалах. А как в тюрьме урочные лета отсидит , и его сослать в Украинные же городы, где государь ука- жет , и дать ему письмо, что он за другую татьбу урочные годы в тюрьме отсидел и ис тюрьмы выпущен. третья татьба всегда наказывалась смертью XXI.12. А приведут татя, доведут него татьбы три, или четы- ре, или больши, и того татя пытав, казнити смертию . Мошенничество считалось наравне с первой татьбой и также наказывалось XXI.11. Да и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу . Уничтожение, порча чужого имущества наказывались не менее жес- токими наказаниями.

Поджигатель подвергался огню II.4. А будет кто умышлением и изменою город зажжет, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зажечь бе- зо всякого милосердия . Убытки от пожара выплачивались виновником X.224. А будет кто учнет жечь на нивах своих жечь солому, или на лу- гах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чужие нивы и огоро- ды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскати.

Да будет по сыску объявится, что он учинил то хитростью, пустил огонь по ветру, и чужие инвы и огороды не отнял своею леностью, а отняти было мощно, и на нем исцам убытки их велеть доправит по сыску , но не умышленный пожар не влек за собой никаких взысканий X.226. А будет у кого за- горится двор не нарошным делом , и от того и иных людей дворы погорят, и на том, чей двор напередь загорится, никому ни чего не правити пото- му, что дому его запаление учинилось не по его умышлению . Завладе- ние чужим имуществом наказывалось кнутом, недельною тюрьмой и пенею.

Беглые наказывались тем, что возвращались во владение их хозяина.

Заключение.

Впервые в истории русского законодательства в светскую кодифи- кацию были включены преступления против религии, ранее находившиеся в юрисдикции церкви.

В системе преступлений они были поставлены на пер- вое место.

Подобный пересмотр системы имел двоякое значение с одной стороны, церковь как основная идеологическая сила и ценность занимала в ней особое место, что свидетельствовало о росте ее влияния, с другой - принятие церкви под защиту государственных институтов и законов ука- зывало на их приоритет в политической системе, развивающиеся по пути к абсолютной монархии.

Так же впервые в истории русского законодательства дано систе- матическое описание государственных преступлений и определен процесс по ним. Таким преступлениям предан политический характер они квалифи- цируются как измена государю и Русскому государству, а их целью приз- нается стремление самому быть государем самозванно.

В особый разряд выделены военные преступления, основными из которых считались переход на сторону неприятеля и любые формы сношения с ним. Впервые введено понятие умысла и наказание за него. В Уложении уточнено понятие преступления как противления царской власти и правопорядку, установленному государством, и даны стадии преступления умысел, покушение на преступление и совершение преступления.

Впервые в истории русского законодательства дана класси- фикация преступления антигосударственные, против церкви, уголовные, гражданские правонарушения. По систематике преступлений и их правовой квалификации Соборное Уложение - несомненный шаг вперед.

Из уголовных преступлений большее внимание уделено убийству.

Санкция определялась взависимости от наличия умысла или его отсутствия, социального лица преступника и потерпевшего и место совершения преступления в церкви, в царском дворе или вне этих мест. Увечье побои и членовредительство наказывались физически, не исключая принципа талиона, а также возмеще- ние бесчестья.

Крупнейшими преступлениями считались разбой и татьба.

Разбой как более опасный вид преступления наказывался суровее чем татьба.

Получено дальнейшее развитие вменения вины. Уложение закрепило возникновение в законодательстве предшествующего периодапонятие умыс- ла, неосторожности, случайности, хотя не было еще сколько-нибудь чет- кого разграничения.

Были введены обстоятельства, влияющие на определе- ние степени виновности или на ее устранение необходимая оборона, крайняя необходимость.

Однако применение средств самообороны и ее пос- ледствия не ставились в связь со степенью опасности.

Отягчающими вину обстоятельствами признававлась повторность преступления.

Получили бо- лее подробную чем в судебниках, разработку вопросы соучастия в прес- туплении.

Выделяется главный виновник от пособников, укрывателей и не- доносителей, попустителей.

Наконец, в отличии от ранний стадий разви- тия русского права, уголовная ответственность ложилась теперь на все прослойки населения.

Цели наказания по Соборному Уложению различны. Во первых не чужды цели которыми руководствовалась власть времен Русской Правды - это возмездие и имущественные выгоды.Принцип наказания, который при- сущ Уложению 1649 г. с большою основательностью есть возмездие. внеш- нее или материальное, т.е. воспроизведения в состав наказания состава преступления, или лишение преступника того блага, которого он лишил другого.

Принцип материального соответствия наказанию преступления можно видеть в в казни сожжением за поджог, в залитии горла расплав- ленным металлом за фальшивомонетчество. Тот же принцип материального возмездия появляется в направлении казни на тот орган, которым совер- шается преступление за кражу - отсечение руки, за лжепресягу - уреза- ние языка.Именно этим началом внешнего возмездия объясняется в неко- торых случаях явное нарушение внутреннего соответствия между тяжестью преступления и тяжестью наказания.

Но принцип материального возмездия не может считаться не только единственным, но и главным принципом. Вторая цель наказания унаследованная из Русской Правды это иму- щественные выгоды. Сюда нужно отнести только те виды наказания которые избраны и установлены по имущественным соображениям, т.е. пеня, кон- фискация, ссылка.Этими двумя древнейшими целями отнюдь не исчерпываются кара- тельные задачи напротив, уголовное право по Соборному Уложению отли- чается от уголовного права Русской Правды и судебных грамот именно но- выми карательными задачами чисто государственного характера.

Эти зада- чи состоят в защите общества от преступников и преступлений. Такая об- ширная задача может быть осуществлена весьма различными способами.А именно Существует мнение, что основной целью наказаний по Соборному Уложению должно быть признанно истребление преступников но согласить- ся с этим можно было бы лишь тогда, когда бы за всякое преступление полагалась лишь смертная казнь, или вечное изгнание и заключение, од- нако мы видим что было и много других разнообразных видов наказания, которые отнюдь не вели к указанной цели. С большей основательностью указывают на устрашение, как главную цель наказаний по Соборному Уложению чтоб иным на то смотря не по- вадно было так делать. Принимая во внимание пропорциональное отношение друг к другу видов наказания мы можем признать одним из главных принципов наказания - лишение преступника средств повторить преступление . К указанной цели ведет прежде всего предложение об исправлении самого преступника государство только тогда прибегает к безповоротным карам, когда общество признает преступника неисправимым.

С технико-юридической точки зрения Уложение как кодекс феодаль- ного права явилось значительным шагом вперед в сравнении с судебниками и указными книгами приказов в нем дана более развернутая система права.

Будучи действующим сводом права своего времени, Уложение 1649 г. служит крупным памятником юридической мысли.

В нем в отношении ох- раны собственности, жизни и здоровья людей, государства и особы царя определены, обобщены и систематизированы правовые понятия, которых в такой степени обобщения и конкретизации не было в предшествующем зако- нодательстве.Список используемой литературы 1. Уложение, по которому судъ и расправа во всякихъ делахъ в российскомъ государстве производится, сочиненное и напечатанное при владенiи его величества государя царя и великаго князя Алексея Михай- ловича всея Россiи самодержавца въ лето отъ сотворенiя мира 1759. Издано третiмъ тисненiемъ при Императорской Академiи Наукъ 1759 г. 2. Историко-юридическое исследование Уложения изданного Царем Алексеем Михайловичем в 1649 году. Сочинение Владимира Строева.

Санкт-Петербург. При Императорской Академии Наук. 1883. 3. М.Н. Тихомиров и П.П. Епифанов. Соборное Уложение 1649 г. Учебное пособие для высшей школы. Москва МГУ, 1961. 4. К.А. Софроненко.Соборное Уложение 1649 года - кодекс русс- кого феодального права. Москва. 1959. 5. И.А. Исаев. История государства и права России.

Учебник для юридических вузов. Москва Юристъ. 1996. 6. М.Ф. Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Санкт-Петербург, Киев. 1907. 7. А.Г. Маньков. Уложение 1649 года Кодекс феодального права России. Ленинград Наука. 1980. 8. Политическая история России. Хрестоматия для вузов. Москва Аспект пресс. 1996.