Джон Локк. Государство и право

УчениеЛокка о государстве и праве.Джон Локк 1632-1704 изложил свое политико-юридическое учение в труде Два трактата огосударственном правлении .Локк полностьюразделял идеи естественного права, общественного договора, народногосуверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей,законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнилновыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктринураннебуржуазного либерализма.Эта доктринаначиналась с вопроса о возникновении государства.

По Дж. Локку, довозникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. Впредгосударственном общежитии нет войны всех против всех . Господствуетравенство , при котором всякая власть ивсякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого . Однако, вестественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решатьспоры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушенииестественных законов.Все это порождает обстановку неуверенности,дестабилизирует обычную размеренную жизнь.

В целях надежного обеспеченияестественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности людисоглашаются образовать политическое общество, учредить государство.Локкособенно акцентирует момент согласия Всякое мирное образование государстваимело в своей основе согласие народа .Государствопредставляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целоепод эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию,правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

От всехпрочих форм коллективности семей, господских владений государство отличаетсятем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имяобщественного блага создавать законы для регулирования и сохранениясобственности, а также право применять силу общества для исполнения этихзаконов и защиты государства от нападения извне.Строягосударство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельноточно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают государству.

Окаком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих иместественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи . право нажизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому ини при каких обстоятельствах.Эти неотчуждаемые ценности - окончательныеграницы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.Цельюдеятельности государства , по Локку, должны быть охрана собственностии обеспечение гражданских интересов.

Средствами, призванными содействоватьосуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей,оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи сзлоупотреблениями властью.На закон изаконность Локк возлагал очень большие надежды.В установленном людьми общемзаконе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добраи зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующийгосударство признак.

Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание,исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьмизаконодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указываетразумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам ислужащее общему благу.Если такойнормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом.Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.Ратуя за режимзаконности, он натаивал на следующем положении кто бы конкретно ни обладалверховной властью в государстве, ему вменяется управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашеннымнародом и известным ему, а не путем импровизированных указов . Законы тогдаспособствуют достижению главной ивеликой цели государства, когда их все знают и все выполняют.

В государстве абсолютноникто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам.

Высокийпрестиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструментсохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. Там, где нет законов, там нет и свободы. Как все иныеполитические установления, как само государство, позитивные законы создаются поволе и решению большинства.Локк поясняет, что все совершаемое каким-либосообществом делается исключительно содобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться водном направлении, и необходимо, чтобы оно двигалось туда, куда влечет егобольшая сила, которую составляет согласие большинства . Поддерживаниережима свободы, реализация главной и великой цели политического сообществанепременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государствабыли четко разграничены и поделены между разными его органами.

Правомочиепринимать законы законодательная власть полагается только представительномуучреждению всей нации - парламенту.

Компетенция претворять законы в жизнь исполнительная власть подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведатьтакже отношениями с иностранными государствами. Имея в виду не допускатьузурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратитьвозможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связии взаимодействия отдельных ее частей .Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им виерархическом порядке.Первой место отводится власти законодательной какверховной но не абсолютной в стране.

Иные власти должны подчиняться ей.Вместе с тем они не являются пассивнымипридатками законодательной власти и оказывают на нее в частности, властьисполнительная довольно активное влияние.Вопрос огосударственной форме, традиционный для европейской политической мысли современ Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал какого-тоособого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть формправления им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическоеустройство власти.

Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной,конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английскаягосударственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка важнее всегобыло, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора идобровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую структуру правления , охраняла естественные права исвободы индивида, заботилась об общем благе всех.Локк отличнопонимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз инавсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию - политический строй, где имеет место осуществление власти помимо права . Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общеесогласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда нетолько дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитнойсобственность, но порабощается и уничтожается сам народ.

Ссылки узурпаторовтаким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локкпарировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир,а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам иугнетателям.В отношенииправителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, улюдей остается лишь одна возможность - воззвать к небесам , применить силупротив несправедливой и незаконной силы . По закону, изначальному ипревосходящему все людские законы , народ обладает правом судить отом, судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам . Суверенитетнарода , по Локку, в конечном счете иэто явно обнаруживается в кризисных ситуациях выше, значительнее суверенитетасозданного им государства.

Если большинство народа решает положить пределнаглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народноевосстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения кобщему благу будет совершенно правомерным.УчениеЛокка о государстве и праве явилоськлассическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами.

Оновобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовойнаучной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены ипереработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокиепрактические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций новоговремени на Западе французской и американской.