Политические идеи Томаса Мора

Политические идеи Томаса Мора СОДЕРЖАНИЕ Введение Биография Т. Мора Основные идеи книги Утопия Критика Утопии Заключение 1. Возрождения - обогатилаполитическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципасоциальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этотнаучный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую Утопию Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, онаилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия , восемьизданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротойраскуплены.

Слово утопия, образованное от греческихкорней и означающее место, которого нет , стало нарицательным и далоимя целому направлению общественной мысли - утопическому социализму. То. что Утопия появилась вАнглии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга Мора - не просто игравоображения, это своеобразное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем,волновавших его современников.Т. Мор жил в эпоху первоначальногонакопления капитала, варварского сгона крестьян с земли в ходе огораживания,ломки сложившихся веками социальных связей.

Эти обстоятельства породилиобнищание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостнойэксплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримойжажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от частной собственности можетобеспечить социальную гармонию. 2. Биография Т. МОРА Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. вЛондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политическогодеятеля того времени кардинала Нортона.

Мор получил прекрасное образование вначалев Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занималсяизучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордскихгуманистов среди которых был Эразм Роттердамский , а затем, по настоянию отца- видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук вспециальных школах английских легистов.

Как адвокат он быстро завоевываетпризнание купечества. В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекаетна себя немилость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. Приновом короле его назначают помощником шерифа.В этой должности, по словамЭразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, покровителя всехнуждающихся . В 1518 г. Мор поступает на службу кГенриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и,пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность -лорда-канцлера.

Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папскийпрестол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор,сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочиялорда-канцлера. 6 июля 1535 г. был казнен по обвинению вгосударственной измене отказ от присяги королю как верховномуглаве английской церкви . Спустя несколько веков, католическая церковь,нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга,канонизировала Т. Мора. 3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ УТОПИЯ 1. Критика феодального ираннекапиталистического общества Утопия написана в форме рассказа опутешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея.

Книга делитсяна две части и в ней преобладают два круга тем критика современного Моруобщества описание государственного строя на острове Утопия, затерянного впросторах Индийского океана.Мор разоблачает паразитизм аристократии,духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высшихклассов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.

Существует большое число знатных, -пишет он которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например,держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живогомяса . Столь же бескомпромиссен Мор и к первымшагам капитализма на английской почве - огораживанию , приводящему ктому, что овцы пожирают людей . Критика феодального ираннекапиталистического общества фокусируется на политике государства.

По Мору,европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищемих повешения.Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальныхконтрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспеченииработой безземельных и т.п. Мор выдвигает новаторские для своеговремени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать осоразмерности преступления и наказания о замене смертной казни принудительнымиработами.

Mop подвергает резкой критике феодальныхправителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественномблагоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частнойсобственности.Я полностью убежден говорит Гитлодей чтораспределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлятьделами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность 2. Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопиянет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство.

Основуобщества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех.Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаютсяземледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года.Чтобы не способствовать развитий собственнических инстинктов, семьи регулярнообмениваются домами.Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан.Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

Однако осталость технической базывынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Дляисполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда,количество рабов немногочисленно.Ими становятся военнопленные , гражданеУтопии, осужденные за преступления на острове запрещена смертная казнь . Политический строй Утопии проникнутпринципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - отфиларха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса,который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом.

Принцепсизбирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен встремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых иопытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается безсената и народного собрания.По всем важным вопросам филархи советуются сглавами семейств. Таким образом, представительная системасочетается с элементами непосредственной демократии.

Главная забота государства - организацияпроизводства и распределения.Наряду с этим оно борется с преступностью,обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, цельюкоторой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказыватьвооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональнаясолидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своегоэкспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю. 4. КРИТИКА УТОПИИ По мере того как социалистические идеизавоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась остраяидейная борьба.

В ней можно выделить два главных направления одно заключалосьв том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - втом, чтобы доказать, что этот идеал плох. Видное место в интерпретации Утопии принадлежит католической литературе.Причислив Мора к ликусвятых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна былаотмежеваться от социализма.

Поэтому идеологи церкви пытаются разными способамивнушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл Утопии всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духаколлективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направлениекритиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только сутопическим, но и с научным, и даже с реальным.Лейтмотив этих критиков -опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несутсвободному развитию человека.

Утопии могут осуществляться, жизнь идет кутопии писал Н. Бердяев и ныне мы стоим перед лицом проблемы.мучительной в совершенно новом отношении как мы можем избежать ихдействительной реализации? 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Mop был не только основателем школыутопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления,понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и каксредство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенстваи эксплуатации.

Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическую системуутопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности. Таким образом. Мор внес крупный вклад висторию социализма.Утопические произведения Томаса Мора и другого крупнейшегофилософа-гуманиста - Томмазо Кампанеллы 1568-1 amp 39 - послужили источникомдля социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, ШФурье, Р. Оуэна и других представителей социалистической мысли. ЛИТЕРАТУРА 1. Гвозданный В. А Гусев Г. А Мееровский Б. В Сидоренко Н. А. Основы философии этапы развития исовременные проблемы.

История западной философской мысли. М. Изд-во Рос. экон.акад 1993,3г8 с. 2. История политических и правовых учений.Средние века и Возрождение. М Наука, 1986.50 с. 3. Мop Т. Утопия. Н 1978.