История государства и права стран древнего востока. Индия

История государства и права страндревнего востока. Индия Индия - одна из колыбелей человеческойцивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями древней Индии былидравиды.По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена,отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Период с середины II тыс. до н.э. допервой половины I тыс. до н.э получивший в истории название ведийского,отмечен образованием классового общества и гос-ва. Крупные достижения в областипроизводства привлекли за собой расслоение общества.

С усилием общественного неравенствавоенный вождь племени раджа , который ранее выбирался собранием и не мог бытьсмещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенногоуправления. а должность раджи велась борьба между представителями знатных имогущественных родов в племени. Со временем эта должность становитьсянаследственной. Самым крупным и сильным гос-вом тоговремени была Магадха.Наивысшего могущества это гос-во достигло в IV - III вв.до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всютерриторию Индостана.

Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особаявеха в развитии древнеиндийской государственности. Это был пнриод крупных политическихсобытий. Создание объединенного индийского гос-ва способствовало общениюразличных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок.Вэпоху Маурьев были заложены основы многих гос-нных институтов, получившихразвитие в последующий период.

Между тем империя маурьев являлась конгломератомплемен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильнуюармию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единствогос-ва. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество гос-нных образований. Одним из важнейших компонентовсоциального, общественного и экономического строя в Маурийский период являласьобщина.В общины объединялась значительная часть населения - свободныеземлевладельцы. Самой распространенной формой общины быласельская, хотя в остальных районах империи еще существовали примитивные родовыеобщины.

В течении долгого времени общины были изолированы друг от друга, нопостепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась. Древнеиндийское гос-во возникло какрабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливоепротивопоставление свободных и рабов.Рабский труд не играл значительной роли врешающих отраслях экономики древней индии. Существенной особенностьюдревнеиндийского рабства было наличие гос-ного законодательства, направленногона ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Например, запрещалосьпродавать детей без родителей хозяин при использовании труда раба был обязанучитывать его кастовое положение.Индийские рабы могли иметь семьи,собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары.Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять значительныепережитки первобытно - общинного строя.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуетсяусилением монархической власти. Основой гос-ва считался царь. Принципнаследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного изсвоих сыновей наследником престола. Территория гос-ва в эпоху Маурьев делиласьна провинции.Во главе четырех главных провинций находились царевичи.

Этипровинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Помимо деления на главные провинциисуществовало деление на обычные провинции джанапады , области прадеши ,округа ахале . Низшей единицей провинциального управления являлась деревня. Воглаве джанапад стояли крупные гос-нные чиновники - раджуки. В главных городахокруга имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.В древней Индии понятие права каксовокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, былонеизвестно.

Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым внормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данныенормы носили ярко выраженный религиозный характер. Наиболее известными являютсяЗаконы Ману Ману - мифический бог . Точное время составления этих законовнеизвестно.Предполагается, что они появились в период между II в. до н. е. иII в. н.э. они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший шлок .Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиесяв основном в главах VIII и IX всего в Законах 12 глав . В период создания Законов ману в Индии ужехорошо понимали разницу между собственностью и владением при этом. Законыуказывают 7 возможных способов возникновения права собственности наследование,получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество,исполнение работы, а так же получение милостыни.

Среди основных видовсобственности Законы называют землю.

Земельный фонд страны составляли землицарские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственникавсей земли в гос-ве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственникземли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное присвоениечужой собственности чужого участка земли накладывался большой штраф,присвоившего чужую землю объявляли вором. Обязательственные отношения получили взаконах ману довольно тщательную разработку.В основном в Законах говориться обобязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейшихдоговоров - договор займа.

Существовали так же договор аренды земли, договоркупли-продажи, договор дарения и т.д. Для древней Индии характерна большаяпатриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своегосупруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результатекоторой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.Законы мануопределяют положение женщины следующим образом в детстве ей полагалось бытьпод властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей,ибо женщина ни когда непригодна для самостоятельности . Муж мог иметь несколько жен, развестись сженой.

Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Заизмену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Среди преступлений, называемых ЗаконамиМану, на первом месте стоят государственные.В качестве примера можно назватьслужбу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот.

Полного перечняэтого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древнихкодификаций. Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяюткраже.Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписываликазнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, отрубить оберуки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй -руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь.

Законы Ману осуждаливсякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем,чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, ителесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин ненаказывалось.Среди видов наказания следует назватьсмертную казнь в различных вариантах посажение на кол, сожжение на кровати иликостре, утопление, затравливание собаками и др. членовредительские наказания отрезание пальцев, рук, ног штрафы, изгнание, тюремное заключение - этодалеко не полный перечень наказаний.