Возникновение и развитие права

Введение Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями.

Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора.Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния.

Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права.

Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем. 1. Проблема происхождения права В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование.

Регулировать — зна¬чит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки.

Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядоче¬ние поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нор¬мативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становле¬нию (возникновению и развитию) права.В первобытном обществе нормативным социальным регу¬лятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение дли¬тельного времени.

Обычное право — система норм, опираю¬щихся на обычай.Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общи¬ны, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, перво¬бытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их це¬лью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы. В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.Мононормы не давали преимуществ одному члену рода пе¬ред другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регла¬ментируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных пле¬мен. В мононормах права членов рода представляли собой обо¬ротную сторону обязанностей, были неотделимы от них, по¬скольку первобытный индивид не имел выделенного осознан¬ного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобре¬тают права.

Возникновение мононорм было свидетельством вы¬хода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обы¬чаи не воспринимались людьми как противоречащие их лич¬ным интересам.

Эти неписаные правила поведения соблюда¬лись добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, воена¬чальников, взрослых членов рода. При необходимости к нару¬шителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.). [3, c. 76] В первобытном обществе преобладало такое средство охра¬ны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровно¬родственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие спо¬собы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания кост¬ров, изготовления орудий и др. Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования перво¬бытнообщинной жизни, — истоки формирования права. 2. Основные пути возникновения права Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С Пиголкин А.С Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права.

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью.

Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев.Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.

Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений.Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха. [9, c.26] Западный путь происхождения права.

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих.Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате.

Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена.Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс. [6, c. 32] 3. Причины возникновения права Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами: 1. Потребностями экономических отношений, которые скла¬дывались при наличии частной собственности, разделения тру¬да, товарного производства и обращения, необходимостью за¬крепления экономического статуса товаровладельцев, обеспече¬ния для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности; 2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных про¬тиворечий и конфликтов;.