Роль силы в ненасильственной борьбе

- 2 - Теория ненасилия Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным.Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи . Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой общественного развития , а наряду с этим существовали упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди . В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и убийству слепого Зная это , человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот ‘’ - 3- Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока . Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с другой стороны насильственная ориентация государства по отношению к человеку . На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ” и ” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к утверждению его ” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на жизнь , на безопасность . Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе , и к человеку в обществе . Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь от определённых форм осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности . Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы , о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба ненасильственная ) , - 4 - однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но и занимает в ней очень важное место . Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе “. В этой работе много интересных мыслей , большинство из них , достойных нашего приводится ниже . Понятие силы В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила . Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике , и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не видят в насилии источник политического могущества . Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику , которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические , экономические и политические методы воздействия на оппонента ( согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “ ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений , которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не принимали в принципе обязательства использовать только мирные средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте . Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно обладает значительной административной , экономической , политической и военной мощью . Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными структурами. - 5 - Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие политического курса и действий группы , которая рассматривается в качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта группа может заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов , вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться . Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить себя , реализующих их политический курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию , людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты на определённое действие .Такого рода сила может быть использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других людей вести себя так , как того желают обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов . Политическая сила может находиться в руках правительств , государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она может быть использована непосредственно , но может быть и резервной способностью , оказывая влияние лишь фактором своего существования . Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов , так и в группе ненасильственного действия . Зависимость правителей Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы для краткости называем ” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу они получают извне , из общества , которым они управляют . Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от сотрудничества населения и общественных институтов . Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников , таких как : 1) . Власть.

Устойчивость и действенность власти правителей и её легитимность в глазах подданных. 2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих или оказывающих особое содействие , их число относительно всего населения , а также формы и устойчивость их организаций . 3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их способность удовлетворять потребности правителей . - 6 - 4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы , такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга. 5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые ресурсы, экономическая система , система связи и транспорта . 6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые имеются в распоряжении правителей для применения их как против подданных , так и в международных конфликтах . Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко ( если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны полностью или полностью отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от сочетания этих источников . Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить , подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение , которое только и делает существование правительства возможным . Эта потеря власти ведёт к дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней степени , это угрожает самому существованию такого правительства . Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они нуждаются в подобно содействии.

Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации , отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания содействия , достаточного для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой политический курс . Границы принуждения Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет её политический курс . Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних воздействий . К тому же сама способность правителей применять санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а - 7 - явное проявление исполнительности людей и большое число помощников . Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут недостаточными , если власть правителей не будет ограничена . Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей - особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций зависит от реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в случае применения санкций , всегда существует возможность выбора , проявления своей воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не сделать этого . В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это представляет серьёзную угрозу силе правителей . Объединённое сопротивление Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности , повиновения и содействия , которых правители должны добиться от своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти источники силы путём уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и повиновения . Если силу правителей можно регулировать путём отказа от помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет политически значимой . Свобода действия правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов . Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества . Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда конец режима неизбежен.

Так что все правители находятся в зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что власть утверждается только насилием и что победа неизбежно достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию , является ошибочным . На самом деле главным является решимость не повиноваться и способность к сопротивлению . Такое понимание сущности политической власти может быть реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического правительства должно быть активно выражено в отказе от сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому большинству не хватает независимой организации , тогда подданные обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы , нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении. - 8 - Структурные основы общества Структурная основа общества существенным образом предопределяет возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в которых и сконцентрирована политическая сила . Формы и сущность этих органов политической силы меняются от общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и экономические группы , небольшие поселения и деревни , города , провинции и регионы , органы местной администрации , организации добровольцев и политические партии . Но чаще всего эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в противостоянии правителям.

Cтатус этих образований в качестве органов силы будет определяться их способностью действовать независимо и контролировать действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их централизации или децентрализации , принятые в них процедуры выработки решений , степень их внутренней прочности и жизнеобеспеченности . Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя . Когда сила как бы разлита в обществе между различными общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию . Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”. Когда же , с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или путём различных ограничений нарушено их независимое существование и автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”. Потенциальная способность общества контролировать правителей во многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У общества , в котором существуют группы и институты , обладающие значительной социальной силой и способные к независимому действию , больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих целей . Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило , только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или социальные группы или институты ) уклоняются от содействия , сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное значение.