рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Национально-культурная автономия

Национально-культурная автономия - раздел Право, План. 1. Введение. 2. Понятие Автономии. На...

План. 1. Введение. 2. Понятие автономии. Национальная автономия в странах мира, история её возникновения и развитие. 3. Национально-культурная автономия как вид общественных объединений в Российской Федерации 4. Заключение 5. Библиографический список. 1. Введение Защита национальных интересов для граждан любой страны- это не только гарантия политических и личных прав и свобод, это также и способ найти компромисс между двумя крайностями- допустить ли ситуацию, в которой конкретная этническая группа и индивиды, относящие себя к ней, «замыкаются на себя» и становятся изгоями в обществе или иной культурной традиции, или же ассимилироваться, поглотиться этим обществом и этими иными традициями, утратив при этом и свою национальную самобытность, и связь со своими историческими корнями.

Разумеется, принятие разумных, дипломатичных решений национальных вопросов в интересах любого государства.

Особенно актуально это для России, как полиэтнического государства. В этой работе делается попытка рассмотрения такого вида национального самоопределения народов, как национально-культурная автономия, как в теоретическом и историческом разрезе, так и в практическом- на примере нашей страны и других стран мирового сообщества. Необходимо отметить, что международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств имеет длительную историю.Например, модель положения франков, аллеманов и лангобардов во франкском королевстве IX века сходна с правовым устройством персональной автономии: объемы прав личностей, входивших в культурно-специфические сообщества в то время и современные, предусмотренные моделью культурной автономии в общем совпадают.

Развитие нормативно-правовой базы, призванной гарантировать защиту прав национальных меньшинств, продолжается и по сей день. Значительным этапом в новейшей истории стало подписание Рамочной Конвенции о защите прав национальных меньшинств в Страсбурге 1 февраля 1995. Необходимость создания этой Конвенции была вызвана тем, что государства, созданные после Второй Мировой войны, были полиэтничны и зачастую по политическим и идеологическим признакам объединяли очень разные народности, каждая из которых, как оказалось, не особо стремится существовать в пределах более крупной державы.

Падение Берлинской стены и исчезновение с карты мира Советского Союза стало толчком к дальнейшему расколу европейского континента.

Защита прав национальных меньшинств явилась необходимым условием для сохранения стабильности, демократической безопасности и мира на европейском континенте, раздираемом этническими конфликтами.Государства – члены Совета Европы и другие государства, подписавшие Рамочную Конвенцию, в очередной раз провозгласили, что плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но и создавать соответствующие условия, позволяющие сохранять и развивать эту самобытность.

Государства, подписавшие Конвенцию, гарантировали любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом, равенство во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни.Особенно важными являлись гарантии представителям национальных меньшинств поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы своей самобытности, а именно: религию, язык, традиции и культурное наследие.

Стороны Конвенции обязались воздерживаться от любых политических и практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, а также собирались поощрять дух терпимости и диалог между культурами. Особое место уделялось языку национального меньшинства. Рамочная Конвенция открыта для подписания государствами-членами Совета Европы.Российская Федерация ратифицировала Рамочную Конвенцию 23 июня 1998 года. 6. Понятие автономии. Национальная автономия в странах мира, история её возникновения и развитие.

Автономия является способом защиты национальных интересов граждан в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.В широком смысле слова автономия (греч. autos -сам и nomos - закон) в конституционном праве означает предоставление какой-либо части (частям) государства самостоятельности в решении местных вопросов.

В большинстве случаев под автономией понимают особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава и традиций компактно проживающего в них населения (Северная Ирландия в Великобритании и др.). Автономные образования могут существовать и в унитарных, и в федеративных государствах. В мире существуют различные виды автономий. Основными являются территориальная и национально-культурная (персональная) автономии.Территориальная автономия создается по национальному признаку (этнотерриториальная автономия) или с учетом особенностей быта, традиций, культуры населения конкретной территории в месте компактного проживания этнических или иных групп.

В зависимости от объема полномочий выделяют политическую и административную автономии. В политических автономиях действует местный орган исполнительной власти; создается местный парламент, который принимает законы, не противоречащие законодательству государства.Законы обычно могут издаваться только по вопросам местного значения.

В ряде случаев автономии имеют собственную конституцию (Крым в Украине) или собственное гражданство (Аландские острова в Финляндии). В некоторых странах политические автономии обладают рядом полномочий в международных отношениях (Гренландия в Дании и др.). Административная автономия встречается реже. В таких образованиях местный представительный орган не наделен правом издавать законы, а лишь издает нормативные акты в пределах своей компетенции.От территориальных единиц, не имеющих статуса автономии, их отличает предоставление широких прав по использованию национального языка (обучение в школах, создание средств массовой информации и пр.) и учет особенностей культурных и иных традиций населения.

Национально-культурная автономия - предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим не компактно, а разрозненно, для развития и сохранения национальной культуры, традиций, языка.Для реализации этих целей автономии создают свои организации и выборные органы; они могут иметь представителя в органах государственной власти.

В настоящее время количество автономий в мире растет (например, в 2000 г. административной автономией стал Уэльс в Великобритании). Федеративное устройство в большинстве стран основано на чисто территориальном принципе (США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия, Австрия и др.) Однако в некоторых странах все субъекты федерации или часть их организованы с учётом национального (этнического, религиозного, языкового) состава населения.

Так, в Канаде 9 провинций- англоязычные, а одна (Квебек)- франкоязычная; в Бельгии один из субъектов федерации- франкоязычный, другой- нидерландскоязычный, а третий- смешанный (наряду с этим Бельгийская конституция 1980 года признает существование трех сообществ- французского, фламандского и немецкоязычного, которые имеют свои советы, обеспечивающие культурно-национальную автономию этих сообществ); в Индии в 1956 году система штатов была переформирована с учётом так называемого лингвистического принципа, хотя это и не повсеместно привело к положению «один язык- один штат»; в Швейцарии, где население говорит на четырех языках, субъектами федерации являются 23 кантона, однако, как правило, население каждого кантона в национально-языковом отношении однородно.

В нынешней Югославии, где население обеих республик- членов – Сербии и Черногории- не различается между собой ни по языку, ни по религии, черногорцы издавна рассматривают себя как особую этническую общность, отличную от сербов, да и государственность давно имеют особую.

Существуют как специализированные типы автономии (самоуправление в области культуры, или в области религии, или образования), так и неспециализированные, в которых автономные функции сосредоточиваются в сфере общего управления территорией (административная и политическая автономии). В каждом конкретном случае, за исключением крупных федеративных государств (России, Малайзии, Нигерии и др где попытки найти универсальное решение для всех субъектов федерации обусловлены остротой конкуренции за ограниченные ресурсы), найденные решения обычно отражают компромисс между потребностями меньшинства и центрального правительства и, поскольку потребности, например, языковых и религиозных меньшинств существенно различны, найденные формулы федерализма, или автономизации также оказываются разными.

Обычно термином "автономия" обозначают независимость действий на внутригосударственном уровне, в то время как оборона и внешняя политика оказываются в ведении федеральных органов власти, однако известен ряд случаев, когда у регионального Правительства существует право заключения международных соглашений в областях культуры и экономики.

Оценить степень независимости того или иного автономного образования можно в ходе анализа распределения властных полномочий между центральным и местным правительствами в трех главных ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной.

В большинстве известных сегодня автономных устройств существуют исполнительные органы власти и глава администрации (губернатор, президент, премьер-министр и т.п.), который может быть независимым от законодательной власти (как, например, в США), либо, напротив, ответственным перед ней (как в британской парламентской модели). Специализированные автономии (культурные и языковые, как, например, у бельгийских языковых сообществ) обычно не обладают собственной законодательной властью.Сфера языка и образования является зачастую настолько важной для удовлетворения интересов и потребностей меньшинств, что именно права в этих областях становятся фокусом борьбы и наиболее часто передаются в компетенцию местных властей.

Например, в случае Аландских островов права в сфере образования, в частности использование шведского как языка школьного обучения явились главной причиной движения за большую автономию. Специализированные автономии неполитического характера (культурная, языковая и религиозная) устраиваются для защиты соответствующих сфер жизни меньшинств от вмешательства центрального правительства.

В ведении управленческих структур таких образований могут находиться и вопросы, связанные с местным налогообложением, образованием и социальным обеспечением, однако, как правило, все они ограничиваются целями поддержания местных языка, обычаев и религиозных практик. Особый случай представляют дисперсно расселенные меньшинства, для охраны прав которых используются специальные формы самоуправления - национально-культурная автономия, и персональная автономия.

Относительно последней можно утверждать, что несмотря на развитую теорию, созданную австромарксистами (главным образом, работами К.Реннера и О.Бауэра), опыт практического применения этой формы остается весьма ограниченным и исчерпывается коротким периодом, а точнее попыткой ее использования в Дальне-Восточной Республике и законодательной деятельностью украинской Рады в 1918 г Тем не менее, эту форму нельзя сбрасывать со счетов, тем более что она активно пропагандируется и внедряется в России, если судить по наличию разнообразных законопроектов.

Однако на практике гораздо чаще используется национально-территориальная автономия. Впервые идея национально-культурной (или национально-персональной) автономии получила детальную разработку в конце ХIХ века в трудах упомянутых выше австрийских социал-демократов К.Реннера и О.Бауэра.В своей теории они усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

Суть её определяется объективными потребностями реальной действительности, поскольку национальное меньшинство, чтобы защитить себя, должно предстать перед государством в качестве субъекта национальных прав, обладать правом коллективного юридического лица, правомочного решать задачи, связанные с национально-культурным развитием данной этнической группы.Эти идеи легли в основу Бронкской программы (1899 г.) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии.

В своей теории К. Реннер делал упор на нацию как на некую духовно - культурную общность, а О. Бауэр добавлял к этому и такой признак, как исторически сложившийся психофизический тип людей, связанных общностью языка и территории. Сам этот термин, где слова "национальный" и "культурный" подчас менялись местами, употреблялся австромарксистами лишь описательно.Противоречия вызывал, в основном, вопрос о том, как должны "автономизироваться" нации - по территории проживания либо персонально по всей территории Габсбургской монархии.

К. Реннер полагал, что только государство может дать юридическо - правовые рамки межнациональным отношениям. О. Бауэр, со своей стороны, считал, что, решая в долгосрочном плане национальную проблему, государство обеспечивает собственное благополучие, минимизируя центробежные тенденции.Однако у этих исследователей не было четкости в обосновании своей точки зрения: они смешивали территориальную автономию, элементы федерализма (предлагая двухпалатный парламент) и национально - культурной автономии.

Уже в начале века австромарксисты увязывали культурную автономию отдельных наций с их сохранением в составе единого государства, передающего национальным областям право решать вопросы культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов, не ставя при этом вопрос об их независимости.Идея национально-персональной автономии К.Реннера и О.Бауэра очень скоро приобрела широкую популярность не только в Австро-Венгрии, но и за ее пределами, прежде всего в многонациональной России.

Она вошла в программы многих национальных и общероссийских партий. После Февральской революции идея национально-культурной автономии переходит в практическую плоскость.Одной из первых попыток воплощения ее в жизнь было провозглашение мусульманскими съездами в Казани в мае-июне 1917 г. культурно-национальной автономии мусульман внутренней России и Сибири.

В сентябре 1917 г. в Киеве состоялся конгресс народов России, провозгласивший право всех народов, ее населяющих, как на национально-территориальную, так и экстерриториальную (национально-культурную) автономию.Эта идея последовательно проводилась в жизнь правительством Украинской Народной Республики (УНР), провозглашенной в ноябре 1917 г. 9 января 1918 г. высшим органом государственной власти УНР - Украинской Центральной Радой был принят закон, предоставлявший право на экстерриториальную автономию трем крупнейшим национальным меньшинствам Украины - русским, полякам и евреям.

Для других народов это право могло предоставляться при условии наличия заявления о принадлежности к данной национальности не менее 10 тыс. граждан.Это был первый в мировой истории закон, реализовывавший на практике идею национально-культурной автономии. Практически идеи национально - культурной автономии стали робко и частично осуществляться после Первой мировой войны (Австрия, Чехословакия), но особое распространение они получили после Второй мировой войны в Австрии, Венгрии, Румынии, Швеции, Норвегии и других странах, где создавались советы, общественные объединения и даже этнопарламенты не только рассеянно, но и компактно проживающих этносов, а также территориально перемещающихся этносов (например, саамы в Норвегии). В современном мире опыт создания национально - культурных автономий не так уж велик.

В некоторых странах эта форма используется там, где этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других этнических групп.

При этом они создают свои организации и выборные органы, прерогативой которых являются преимущественно культурно - языковые вопросы; иногда посылают представителя своей этнической группы в парламент с правом совещательного голоса; имеют своего представителя или избранный этнической группой совет при правительстве.В качестве примера в юридической литературе приводится родина "австромарксизма" Австрия, где институт национально - культурной автономии применяется в отношении дисперсно проживающих венгров, словенов, хорватов и чехов (в том числе советы при правительстве); Венгрия, где имеется более десяти этнических групп, а также скандинавский ареал (Швеция, Норвегия, Финляндия), где расселены саамы.

Последние создают выборные советы, которые часто называются саамскими парламентами . В мировой практике национально - культурная автономия применяется и для компактно расселенных этнических групп.

Например, в России региональные национально - культурные автономии татар практически созданы только в местах их компактного проживания (Ульяновская область). Аналогично решается вопрос немцами Поволжья и представителями казахской диаспоры в Оренбургской области, Республике Алтай и др. В Австрии в 1976 г. был принят Закон о национальных меньшинствах, касавшийся прежде всего словенского меньшинства, проживавшего в Южной Земле Австрии - Каринтии.Закон не только зафиксировал равные права нацменьшинств с правами остальных граждан Австрии, но и определил порядок тех особых прав, которыми пользовались меньшинства в местах их компактного проживания.

Там создавались специальные Советы национальных меньшинств, вводились двуязычные топографические обозначения, закреплялось право использования языка меньшинств в госучреждениях, находящихся в соответствующих населенных пунктах, и т.д. О том, что национально - культурная автономия может существовать на территориях компактного расселения народа, свидетельствует опыт лужицких сорбов.

В 1990 году федеральный канцлер ФРГ Г. Коль обязал правительства земель Бранденбург и Саксония, где проживают лужицкие сорбы, определить правовое положение сорбских сограждан с точки зрения конституционного права. В июне 1991 года Саксония, Бранденбург и Федерация создали Фонд (общественную организацию) с целью сохранения прав и национальной идентичности лужичан.Финансирование этой государственной программы было разделено следующим образом: 50 процентов - Федерация, 35 процентов - Саксония и 15 процентов - Бранденбург.

В отличие от датчан, проживающих в Шлезвиг - Голштинии, которые хотя и представляют в Германии национальное меньшинство, но имеют свою государственность, собственную партию (Союз избирателей Южного Шлезвига) и, соответственно, представителя в ландтаге, лужичане, также представляя национальное меньшинство, считают себя обделенными государством.Их "защитное объединение" Домовина все более активно поднимает вопрос о расширении своего.

– Конец работы –

Используемые теги: Национально-культурная, автономия0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Национально-культурная автономия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбор личнсоти в непредсказуемом мире
Сфера адекватной применимости традиционной психологии, описывающей статичного человека в системе статичных условий существования, все больше… Необходима принципиально новая психология, психология "изменяющегося человека… В силу многогранности проблемы статья отличается повышенной степенью субъективности - ведь по вопросам, которые в ней…

Проблема национально-культурной специфики речевой деятельности в современной лингвистике
Так, Н.Л. Шамне выделяет два аспекта изучения национальной специфики семантики лексической единицы: первый аспект связан с изучением… Национально-культурная специфика, обнаруживаясь в случаях полной… Глубинный же уровень кроется в природе самого значения как «сокращенного» понятия, сигнализирующего об объектах…

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе
С. 3. Глава 1. Культура современного общества и проблемы национальных культур. С. 1. Понятие, структура и функция культуры. С. 2. Проблемы развития… С. 2. Деятельность исилькульских учреждений по развитию и сохранению… Моральный, культурный и интеллектуальный потенциал нации - наше главное достояние. Культура неотъемлемая часть…

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе
С. 3. Глава 1. Культура современного общества и проблемы национальных культур. С. 1. Понятие, структура и функция культуры. С. 2. Проблемы развития… С. 2. Деятельность исилькульских учреждений по развитию и сохранению… Моральный, культурный и интеллектуальный потенциал нации - наше главное достояние. Культура неотъемлемая часть…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам