Реферат Курсовая Конспект
Толпа, массы, политика. - раздел Право, М. А. Хевеши ...
|
М. А. Хевеши
Толпа, массы, политика.
Историко-философский очерк.
Оглавление
Введение. 2
Глава первая. Невежество толпы и ее просвещение. 3
Трактовка масс в античности и Возрождении. 3
Просветительство и его вера в разум масс. 6
Идеи просвещения народных масс в немецкой классической философии и в марксизме. 9
Глава вторая. Толпа и ее иррациональность. 13
Оценка толпы Шопенгауэром и Ницше. 14
Исследование толпы как единого образования (Лебон). 16
Толпа и публика (Тард). 21
Глава третья. Трактовка народа в русской общественно-политической мысли ХIХ — начала XX века. 23
Трактовка народа славянофилами и западниками. 25
Народничество. 29
Первые попытки осмысления революции 1905 года. 35
Народные массы и Октябрьская революция. 38
Глава четвертая. Социальные катаклизмы и трактовка масс в первой половине XX века. 41
Становление “массового общества” в трактовке социально-философской мысли начала века. 42
“Восстание масс” Ортега-и-Гассета. 48
Анализ фашизма и социализма в 30 - 40-е годы. 53
Глава пятая. Массовое общество. Трактовка масс в социальной философии второй половины XX века. 60
Массофикация социальных процессов. 60
Тоталитаризм и массы (Х. Арендт). 63
Вожди и методы их воздействия на массы. 66
Трактовка свободы и ее восприятия массами (Э. Фромм). 71
Проблемы масс и вождей в работах Э. Канетти и С. Московичи. 76
Вместо заключения. 80
Библиография. 82
Российская Академия Наук
Институт философии
Москва 2001
УДК 300. 36
ББК 15. 56
Х–35
В авторской редакции
Рецензенты:
доктор филос. наук Н. Н. Козлова
доктор филос. наук В. Ф. Пустарнаков
доктор филос. наук В. Г. Федотова
Введение.
Одной из центральных проблем социально-политической философии, особенно начиная с ХVIII–ХIХ вв., была проблема человека, личности, ее свобод, прав и обязанностей. Личность выступает как критерий, мерило исторического прогресса, история человечества предстает как история человеческой индивидуализации. И одновременно выявляется, что сам этот процесс противоречив: по мере того, как индивиды обретают все большую самостоятельность, происходит процесс отчуждения человека. И многие философские течения, особенно в XX в., акцентируют внимание на том, что человеческий мир становится все более непригодным для человека, который чувствует себя в нем неуютно, одиноко, предстает анонимно. Связи между индивидом и миром как бы обрываются, индивидом все больше манипулируют. В XX веке отчуждение становится столь всеобъемлющим, что человек все чаще ощущает себя совершенно потерянным в этом мире.
Как правило, в истории социально-политической философии личность противопоставляется толпе, массе, выступает как ее антипод. Уже само такое противопоставление предполагает не просто наличие толпы, массы, но и ту или иную ее трактовку. Данная работа предлагает историко-философский очерк трактовок толпы, массы, имевших место на протяжении развития всей истории философии. При этом автор отличает понятия “толпа”, “масса” от понятия “народ”, хотя в определенном смысле эти понятия часто совпадают. Как правило, до второй половины XIX века они употреблялись как синонимы. В отличие от толпы, массы, народ — это устойчивое историческое образование, обладающее своей культурой, традициями, нравами и нормами, своим менталитетом, тогда как толпа — это временное образование, случайное скопление людей, которыми руководят страсти, очень часто негодование, иногда восхищение. Можно только согласиться с А. Брушлинским, который говорит о том, что в русском языке слово “толпа” ассоциируется со сборищем, а когда речь идет о больших общностях людей, правомернее говорить о массах[1]. Народ всегда более многочислен, чем народные массы. Известно, например, что народ никогда не приходит в полном составе к избирательным урнам. Сколь бы многочисленны ни были митинги, демонстрации, они никогда не охватывают весь народ.
Историко-философское исследование масс, толпы также связано с отказом от экономоцентрического анализа исторического процесса, с признанием необходимости наряду с экономическим анализом и культурно-антропологического исследования. Становилось все очевиднее, что природа социального конфликта сложнее, чем просто расхождение материальных интересов. Уже в манифесте школы “Новые Анналы” в 1946 г. фиксируется, что история и сам человек формируются в зависимости от тех мыслительных привычек и эмоциональных установок, которые наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания самого этого факта. А в конце 70-х годов XX века французский историк М. Вовель говорит об истории ментальности как особом исследовательском поле, о том, что история ментальности должна излагаться в неразрывной связи с социальной историей, что они обе взаимно “освещают” друг друга[2]. Иными словами, в исследовании исторического процесса все большее место отводится истории коллективного поведения, пониманию того, что ментальность — это глубинный уровень и индивидуального, и коллективного сознания, включающий в себя и бессознательное, на котором пересекаются рациональное и иррациональное в коллективном поведении. Это учет того, что поведение масс, особенно в периоды кризиса, нельзя понять, принимая во внимание только рациональные моменты. Ментальность консервативна, она изменяется значительно медленнее, чем экономические отношения, социальные институты.
Понимание масс и их поведения крайне необходимо политикам. Ведь, как правило, современные политики и политологи исходят из чисто рационалистической точки зрения, согласно которой политика есть учет и представление многочисленных интересов, которые имеются в обществе. А власть как центральный момент политики нужна для претворения тех или иных интересов в жизнь. Так понимаемая политика рассматривает массу как сумму индивидов, каждого из которого можно убедить и тем самым подтолкнуть к определенным политическим действиям. Несомненно, политика самым тесным образом связана с учетом и претворением в жизнь определенных интересов, имеющихся в обществе. Но, имея дело с массами людей, она оказывается вынужденной считаться с поведением массы, с ее реакциями на те или иные политические события, с теми импульсами, которые толкают их к определенного рода поведению. И при этом выявляется, что поведение масс во многом бывает обусловлено иррациональными моментами.
Автор учитывает и высоко оценивает те многочисленные работы и достижения, которые сделаны в социальной психологии и социологии, в том числе и отечественной, в области исследования поведения толпы и масс. Предлагаемая читателю работа направлена на рассмотрение конкретной темы — выявления и анализа того, что социальная философия на протяжении всей своей истории занималась не только исследованием проблемы личности, но и масс, их места и роли в историческом процессе.
Данная работа выполнена благодаря поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Глава первая. Невежество толпы и ее просвещение.
Глава пятая. Массовое общество. Трактовка масс в социальной философии второй половины XX века.
Говоря об исследовании масс во второй половине XX века, мы исходим из того, что многие из этих проблем обсуждались так или иначе и раньше, но, начиная с 40-х годов XX в., они приобретают не только особую значимость, но и определенный новый аспект. При изложении современных трактовок масс и их роли в жизни общества мы выделяем две основные проблемы, определившие исследование роли масс в обществе. Это проблема “массового общества” и проблема тоталитаризма.
Библиография.
Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
Барт Р. Мифология. М., 1996.
Бакунин М. Избранные произведения. Пб. –М., 1921.
Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
Белинский В. Полное собрание сочинений. М., 1956.
Бердяев Н. Истоки русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
“Вехи”. Сборник статей о русской революции. М., 1990.
Водолазов Г. От Чернышевского к Плеханову. М., 1969.
Волошин М. Россия распятая. Выход из транса. М., 1995.
Галактионов А., Никандров Д. Русская философия. IX–XIX в. М., 1969.
Гельвеций К. Сочинения: В 2 т. М., 1974.
Герцен А. Избранные философские сочинения. Т. 2. М., 1947.
Гольбах П. Система природы. М., 1940.
Т. Грановский и его переписка: В 2 т. М., 1907.
Длугач Т. Подвиг здравого смысла. М., 1995.
Добролюбов Н. Избранные сочинения. М., 1947.
Достоевский Ф. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1981.
Избранные социально-политические произведения декабристов. М., 1951.
Кабане О., Наас Л. Революционный невроз. М., 1998.
Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990.
Кан Т. Народная воля. М., 1997.
Кара-Мурза А., Поляков Л. Русские о большевизме. М., 1999.
Кольев А. Миф масс и магия вождей. М., 1999.
Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1995.
Ленин В. Полное собрание сочинений. М., 1976–78.
Лукач Г. Антифашизм – наш стиль. М., 1971.
Макиавелли Н. Государь. СПб., 1997.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961–1967.
Михайловский Н. Полное собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1909.
Московичи С. Век толпы. М., 1998.
Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1912.
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991.
Писарев Д. Сочинения: В 4 т. М., 1955.
Плеханов Г. Избранные философские сочинения: В 5 т. М., 1955.
Политическая наука: коммунизм и национал-социализм. Сравнительный анализ. М., 2000.
Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998.
Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997.
Райх В. Функции оргазма. СПб., 1997.
Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.
Руссо Ж. -Ж. Трактаты. М., 1969.
Салтыков-Щедрин М. Собрание сочинений. М., 1968.
Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4.
Тард Д. Личность и толпа. СПб., 1903.
Ткачев П. Избранные сочинения. М., 1932.
Токвиль Д. Старый порядок и революция. М., 1997.
Тоффлер Э. Футуршок. М., 1973.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1980.
Успенский Н. Избранные произведения. М., 1938.
Феномен человека: Антология. М., 1993.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Фромм Э. Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии. М., 1992.
Чеканцева З. Порядок и беспорядок. Новосибирск, 1996.
Черная книга коммунизма. М., 1999.
Чернышевский Н. Полное собрание сочинений. М., 1949.
Шпенглер О. Закат Европы. М. –Пб., 1923.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1990.
Lukacs G. Geschichte und KlassenhewuЯtsein. Neuwid Berlin, 1968.
Научное издание
– Конец работы –
Используемые теги: Толпа, массы, политика0.062
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Толпа, массы, политика.
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов