рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хевеши Мария Акошевна

Хевеши Мария Акошевна - раздел Право, Толпа, массы, политика. Толпа, Массы, Политика: Историко-Философский Очерк ...

Толпа, массы, политика: историко-философский очерк

Утверждено к печати Ученым советом

Института философии РАН

Художник: В. К. Кузнецов

Технический редактор: Ю. А. Аношина

Корректор: Т. М. Романова

Лицензия ЛР № 020831 от 12. 10. 98 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 00. 00. 2000.

Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 0,00. Уч. -изд. л. 9,68. Тираж 500 экз. Заказ № 060.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН

Компьютерный набор: Т. В. Прохорова

Компьютерная верстка: Ю. А. Аношина

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН

119842, Москва, Волхонка, 14


[1] См. Предисловие к книге Москович С. “Век толп”. М., 1998.

[2] См. Чеканцева З. А. Порядок и беспорядок. Новосибирск, 1996.

[3] Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. С. 65-67.

[4] Макиавелли Н. Государь. СПб., 1997. С. 175.

[5] Там же. С. 83.

[6] Там же. С. 123.

[7] Там же. С. 176-177.

[8] Гельвеций. Соч. Т. 2. М., 1974. С. 504.

[9] Там же. с. 214.

[10] Гольбах П. Система природы. М., 1940. С. 170-171.

[11] Там же. С. 200.

[12] Там же. С. 209.

[13] Длугач Т. Подвиг здравого смысла. М., 1995. С. 54.

[14] Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969. С. 183.

[15] Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997. С. 129.

[16] Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз. М., 1998. С. 526-530.

[17] Токвиль А. Указ. соч. С. 126.

[18] Там же. С. 164.

[19] Там же. С. 166.

[20] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 8. С. 119.

[21] Там же. Т. 42. С. 164.

[22] Там же. Т. 21. С. 307-308.

[23] Ленин В. И. ПСС. М., 1976. С. 379.

[24] Там же. Т. 30. С. 176.

[25] Там же. Т. 6. С. 39.

[26] Там же. Т. 17. С. 299.

[27] Там же. Т. 16. С. 343.

[28] Lukбcs G. Geschichte und Klassenbewustsein-Neuwid. 1968. S. 256.

[29] Ленин В. И. Соч. Т. 39. С. 82.

[30] Ницше Ф. ПСС. М., 1912. Т. 1. С. 126.

[31] Ницше Ф. Несвоевременные размышления // Ницше Ф. ПСС. М., 1909. С. 164.

[32] Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. С. 686.

[33] Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Собр. соч. Т. IX. М., 1910. С. 77-78.

[34] См.: Московичи С. Век толпы. М., 1998.

[35] Психология масс. Самара, 1998. С. 6.

[36] Там же. С. 14-15.

[37] Там же. С. 17.

[38] Там же. С. 18.

[39] Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1995. С. 134.

[40] Психология масс. С. 30.

[41] Там же. С. 36-37.

[42] Там же. С. 42.

[43] Там же. С. 45.

[44] Там же. С. 64.

[45] Там же. С. 66.

[46] Там же. С. 121.

[47] Там же. С. 76-77.

[48] Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1995. С. 18.

[49] Там же. С. 522-525.

[50] Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903. С. 6.

[51] Там же. С. 8.

[52] Там же. С. 45.

[53] Там же. С. 135.

[54] “Вехи”. Сборник статей о русской революции. М., 1990. С. 64.

[55] Михайловский Н. К. Собр. соч. 1881—1883. СПб. Т. Х. С. 865.

[56] Избр. социально-полит. произведения. М., 1951. С. 11.

[57] Бердяев Н. А. Истоки русского коммунизма. М., 1990. С. 70.

[58] Там же. С. 26.

[59] Вехи. С. 105.

[60] См. Сборник: Ранние славянофилы. М., 1910. С. 69.

[61] Грановский Т. Н. и его переписка в двух томах. М., 1907. Т. 2. С. 43.

[62] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 438-439.

[63] Там же. Т. 3. 1953. С. 488.

[64] Вехи. С. 106.

[65] Герцен А. И. Избр. филос. произведения. Т. 2. М., 1948. С. 145.

[66] Там же. С. 146.

[67] Там же. С. 314.

[68] Там же. С. 307.

[69] Чернышевский Н. Г. Избр. филос. произведения. Т. 3. М., 1951. С. 494.

[70] Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. Т. IV. М., 1949. С. 374.

[71] См.: Там же. 1950. Т. 5. С. 362-363.

[72] Добролюбов Н. А. Избр. соч. Т. 2. М., 1947. С. 292.

[73] Там же. С. 278.

[74] Писарев Д. И. Соч: В 4 т. Т. 3. М., 1955. С. 461.

[75] Там же. Т. 2. С. 68.

[76] Там же. С. 462.

[77] Бакунин М. А. Избр. соч. Т. 3. Пб. —М., 1921. С. 84.

[78] Там же. Т. 4. С 187.

[79] См. об этом: Галактионов и Никандров. Русская философия. IX—XIX вв. Л., 1989. С. 603.

[80] Плеханов Г. В. Избр. филос. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1958. С 163.

[81] Цит. По: Штурманы будущей бури. М., 1987. С. 48-49.

[82] Набат. 1876. № 2-3. С. 4. Цит. по книге: Водолазова Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. М., 1969.

[83] Ткачев П. Н. . Избр. соч. Т. 3. 1932. С. 268.

[84] См.: Водолазова Г. Г. С. 170.

[85] Кан Г. С. Народная воля. М., 1997. С. 79.

[86] Там же. С. 163-164.

[87] Там же. С. 171.

[88] Кольев А. Миф масс и магия вождей. М., 1999. С. 59.

[89] Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. в 10 т. Т. Х. СПб., 1909. С. 699.

[90] Там же. С. 707.

[91] Там же. С. 867.

[92] Отечественные зап. СПб., 1882. № 1. С. 92.

[93] Там же.

[94] Там же. Т. 3. С. 514-515.

[95] Успенский Г. Избр. произведения. М., 1938. С. 644-647.

[96] Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. М., 1968. Т. 7. С. 493-494.

[97] Там же. С. 179.

[98] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1981. Т. 22. С. 45.

[99] Толстой Л. Н. Пол. собр. соч. Т. 7. М., 1951. С. 319.

[100] Там же. Т. 12. С. 66.

[101] Плеханов Г. В. . Избр соч. М., 1959. Т. 2. С. 304.

[102] Там же. С. 334.

[103] Бердяев Н. А. Собр. соч. Париж, 1990. Т. 4. С. 115-117.

[104] Вехи. С. 14.

[105] Там же. С. 28-29.

[106] Там же. С. 66-67.

[107] Там же. С. 68-69.

[108] Там же. С. 86.

[109] Там же. С. 92.

[110] Там же. С. 144.

[111] Там же. С. 145.

[112] Там же. С. 159.

[113] Там же. С. 167.

[114] Там же. С. 173.

[115] Там же. С. 177.

[116] Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4. С. 193.

[117] Бердяев Н. А. Истоки русского коммунизма. С. 9.

[118] Там же. С. 13.

[119] Там же. С. 15.

[120] Там же.

[121] Там же. С. 49.

[122] Там же. С. 81-83.

[123] Там же. С. 88.

[124] Там же. С. 106.

[125] Там же. С. 109.

[126] Волошин М. Россия распятая. Лекции. Выход из транса. М., 1995. С. 167-168.

[127] Кольев А. Миф масс и магия вождей. С. 334.

[128] Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз. М., 1998. С. 519.

[129] Там же. С. 350.

[130] Там же. С. 258.

[131] Там же. С. 558-559.

[132] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М. —Пб., 1923. С. 467.

[133] Кассирер Э. Миф государства // Феномен человека. М., 1993. С. 121.

[134] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1990. С. 143.

[135] См. о взглядах Дюркгейма и Вебера по этим проблемам: Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

[136] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 647.

[137] Московичи С. Машина, творящая богов. С. 175.

[138] Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 174.

[139] Там же. С. 156.

[140] Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 26.

[141] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 78.

[142] Там же. С. 140.

[143] Юнг К. Отношение между Я и бессознательным. М., 1994. С. 211.

[144] Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. М., 1991. С. 77.

[145] Там же. С. 116-117.

[146] Там же. С. 108.

[147] Там же. С. 101.

[148] Там же. С. 151.

[149] Там же. С. 221.

[150] Там же. С. 51-52.

[151] Там же. С. 72.

[152] Там же. С. 6.

[153] Там же. С. 10.

[154] Вопросы философии. 1998. № 7. С. 48-58.

[155] Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999. С. 199.

[156] Там же. С. 201.

[157] Лукач Д. Антифашизм — наш стиль. М., 1971. С. 220.

[158] Lukecs G-F humanismus as a barbarseg harca. Bp., 1982. С. 141.

[159] Ibid. С. 127-128.

[160] Феномен человека. М., 1993. С. 111.

[161] Там же. С. 114.

[162] Там же. С. 122.

[163] Там же.

[164] Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997. С. 12.

[165] Там же. С. 320. 331.

[166] Там же. С. 225.

[167] Там же. С. 235-236.

[168] Там же. С. 262.

[169] Райх В. Функции оргазма. СПб., 1997. С. 190.

[170] Кара-Мурза А. А., Поляков Л. В. Русские о большевизме. СПб., 1999. С. 20. В дальнейшем ссылки взяты из этой работы.

[171] Там же. С. 19-20.

[172] Там же. С. 168.

[173] Там же. С. 244-245.

[174] Там же. С. 28.

[175] Феномен человека. М., 1993. С. 267.

[176] Там же. С. 269.

[177] Там же. С. 270.

[178] Там же. С. 271.

[179] Там же. С. 279-280.

[180] Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 280.

[181] Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996. С. 225.

[182] Там же. С. 226.

[183] Там же. С. 404.

[184] Там же. С. 37.

[185] Там же. С. 416.

[186] Там же. С 420.

[187] Там же. С. 172-173.

[188] Там же. С. 432.

[189] Там же. С. 476.

[190] Там же. С. 501.

[191] Там же. С. 492.

[192] Там же. С. 442.

[193] Там же. С. 230-232.

[194] Там же. С. 313.

[195] Там же. С. 475.

[196] Там же. С. 464.

[197] Там же. С. 508.

[198] Там же. С. 493.

[199] Там же. С. 544.

[200] Там же. С. 586.

[201] Там же. С. 604-605.

[202] Там же. С. 620.

[203] Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 28.

[204] Там же. С. 118.

[205] Там же. С. 135.

[206] Там же. С. 140.

[207] Там же. С. 186.

[208] Цит. по Фромму. С. 188.

[209] Там же. С. 197.

[210] Фромм Э. Адольф Гитлер — клинический случай некрофилии. М., 1992. С. 105.

[211] Там же. С. 213-214.

[212] Правда. 1989. 8 янв.

[213] Черная книга коммунизма. М., 1999. С. 258.

[214] Политическая наука 2000-1. Коммунизм и национал-социализм: сравнительный анализ. М., 2000. С. 30-31.

[215] Там же. С. 191.

[216] Там же. С. 195.

[217] Барт Р. Мифология. М., 1996. С. 233.

[218] См.: Предисловие Н. Павловой к книге Канетти “Человек нашего столетия”. М., 1990. С. 15.

[219] Там же. С. 76.

[220] Там же. С. 88.

[221] Московичи С. Век толпы. М., 1998. С. 27.

[222] Там же. С. 107.

[223] Там же. С. 129.

[224] Там же. С. 160.

[225] Там же. С. 25.

[226] Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. С. 289.

[227] Там же. С. 294-295.

[228] Там же. С. 24.

[229] Московичи С. Век толп. С. 449-450.

[230] Тоффлер Э. Футуршок. М., 1973. С. 281.

[231] Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 525.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Толпа, массы, политика.

На сайте allrefs.net читайте: "Толпа, массы, политика."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хевеши Мария Акошевна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Х–35 Хевеши М. А. Толпа, массы, политика: Ист. -филос. очерк. — М., 2001.
Книга посвящена исследованию таких понятий как “толпа”, “массы” и их роли в процессе исторического развития. Показывается, что социальная философия на протяжении всей своей истории занималась не то

Трактовка масс в античности и Возрождении.
Народные массы, толпа существуют с тех пор, как существует общество, хотя и по разному структурированными. Уже мыслители древности стремились так или иначе осознать этот факт, дать свое толкование

Просветительство и его вера в разум масс.
Для Нового времени, особенно для века Просвещения, был характерен уже особый интерес к народным массам, толпам, к взаимоотношению масс и власти. Исходной точкой для всех рассуждений на эту тему был

Идеи просвещения народных масс в немецкой классической философии и в марксизме.
Известно, что немецкая классическая философия, несмотря на всю свою абстрактность, по-своему отражала идеи и события Французской революции, продолжая линию Просвещения. Так Кант считал Просвещение

Глава вторая. Толпа и ее иррациональность.
Исторические события ХIХ века с их войнами, революциями, социальными потрясениями заставили многих мыслителей усомниться во всесилии разума, в действенность просвещения масс. Все больше раздается г

Оценка толпы Шопенгауэром и Ницше.
Неудивительно, что в этом полном борьбы и противоречий мире, разрушившим многие прежние иллюзии и ценности, все большее распространение получает точка зрения, согласно которой основа мира лишена ра

Исследование толпы как единого образования (Лебон).
Основателем “психологии толпы” считается Густав Лебон (1841—1931). В современной литературе достаточно подробно описаны его взгляды[34]. И тем не менее мы не можем не остановиться на их изложении в

Толпа и публика (Тард).
Известный французский социолог Габриель Тард (1843—1904) почти одновременно с Лебоном также исследует феномен толпы. Он обращает внимание на то, что толпа притягательна сама по себе, более того, ка

Глава третья. Трактовка народа в русской общественно-политической мысли ХIХ — начала XX века.
В центре внимания общественной мысли России XIX в., т. е. периода крепостного права и последовавшего после его отмены периода, в центре внимания и славянофильства, и западничества оказалась озабоче

Трактовка народа славянофилами и западниками.
Официальная идеология, в своих стремлениях удержать народ от каких бы то ни было попыток к переменам, провозгласила в 1832 г. устами графа Уварова свою известную триединую формулу “православие, сам

Народничество.
В среде интеллигенции послереформенной России наступает разочарование результатами реформ. Становилось очевидно, что они не изменили кардинально положение масс. Оказались разрушенными надежды на ст

Первые попытки осмысления революции 1905 года.
Как известно, революции всегда сопровождаются небывалым по сравнению с обычным ходом истории всплеском активности масс, их непосредственным воздействием на политическую жизнь страны. Важнейшим усло

Народные массы и Октябрьская революция.
Со всей остротой поставила вопрос о роли масс в революционные периоды Октябрьская революция. Видимо, рассматривать ее как переворот было бы неправильно, т. к. она в конечном счете захватила и вовле

Глава четвертая. Социальные катаклизмы и трактовка масс в первой половине XX века.
XX век пришел со всеми своими потрясениями не только для России, но и для всего мира. Все это не могло не заставить задуматься мыслителей о причинах и истоках подобного рода социальных потрясений,

Становление “массового общества” в трактовке социально-философской мысли начала века.
Почти все значительные философы XX в. обращают особое внимание на чувство одиночества человека, его заброшенности, по словам Хайдеггера, в этот мир. Человек оказался лишенным части своих сущностных

Восстание масс” Ортега-и-Гассета.
Все эти идеи о месте и роли масс в обществе XX в. были подытожены в книге испанского философа Ортега-и-Гассета “Восстание масс” (1930 г.), посвященной характеристике новой роли масс в обществе, при

Анализ фашизма и социализма в 30 - 40-е годы.
Особый интерес к политическому сознанию масс, к их ментальности не случайно проявляется именно в 30 годы, когда фашизм пришел к власти в Италии, Германии, Испании и развернулись массовые репрессии

Массофикация социальных процессов.
Истолкование “массового общества” имело место и до второй половины XX века. Фактически уже Ницше поднимает многие проблемы, связанные с этой темой, как и вся социально-психологическая и философская

Тоталитаризм и массы (Х. Арендт).
Исследование масс в послевоенные годы было неразрывно связано и с осмыслением не только такого социально-политического явления как фашизм, но и с осознанием сущности тоталитаризма как такового. Раз

Вожди и методы их воздействия на массы.
Констатируя, что толпа всегда ратует за сильную личность, за “великого вождя”, Арендт исходит из того, что искоренение всякой групповой солидарности, наличие аморфной структуры общества предполагае

Трактовка свободы и ее восприятия массами (Э. Фромм).
Трактовка свободы и ее восприятия массами стали предметом пристального внимания в шестидесятые годы XX века с их взрывом леворадикальных настроений. В частности, появляются трактовки масс, толпы “л

Проблемы масс и вождей в работах Э. Канетти и С. Московичи.
Работа немецкоязычного мыслителя Э. Канетти “Масса и власть” была опубликована в 1960 г., хотя писалась она на протяжении многих лет. В своем исследовании он использует огромный исторический матери

Вместо заключения.
Как мы стремились показать в своем изложении, в социально-философской литературе XX век оценивается как век толпы, как восстание масс. Сама констатация этого явления, не говоря уже об оценке его, с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги