рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В ПОИСКАХ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОТМЫЧКИ, или МЕТОДЫ НАСИЛЬСТВЕННОГО КОРМЛЕНИЯ

В ПОИСКАХ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОТМЫЧКИ, или МЕТОДЫ НАСИЛЬСТВЕННОГО КОРМЛЕНИЯ - раздел Право, Виктор Левашов. Рассказы и публицистика Чем Отличается Графоман От Профессионального Литератора? Тем, Чтописать Для Граф...

Чем отличается графоман от профессионального литератора? Тем, чтописать для графомана удовольствие, а для профессионала работа. Тем, чтопрофессионал умеет прочитать свой текст чужим, невлюбленным (даже больше -недоброжелательным) глазом, а для графомана его текст - песня, восторг, докомка в горле, до слез на глазах. Ну, и еще кое-чем - так, по мелочи. В понятие "графоман" я не вкладываю никакого отрицательного смысла.Человек, который любит писать. Чего же тут плохого? И в бездарности далеконе всякого обвинишь. В советские времена редакционные работники иногдаразвлекались тем, что выписывали перлы типа: Я вам скажу, чего скрывать: Народ и партия едины! Но попадались и настоящие, без кавычек, жемчужины. До сих пор помнюстрочку из стихотворения о начале войны: "Июль, а пляж пустой, как глазслепца". А что роднит писателя и графомана? Жажда внимания. Кто-то заметил: писатель должен родиться, после этого ему остаетсяждать, пока мир обратит на него внимание. А если не обращает? Если в упор невидят? А почему не видят? Да не читают, суки! Читают разную муйню, а меня,такого талантливого, тонкого, яркого (далее везде), не читают! Потому чтоесли бы прочитали, то (восторг, слезы, далее везде). Но я заставлю васпрочитать! Легко сказать: заставлю. Как? Вот тут и начинается лихорадочный подбор отмычки к сердцу читателя.Если с этой точки зрения взглянуть на текущую литературу, обнаружится, чтокое-какие способы завоевания читательского внимания уже найдены иприменяются с той или иной степенью успешности. Самый примитивный способ - тот, каким пользуется небезызвестная в СетиДедюхова, автор романа всех времен и народов "Повелительница слонов". Нет,слов. Тоже нет? Неужели ослов? А, снов! Конечно же, "Повелительница снов".Ничтоже сумняшеся, она напичкивает пространными цитатами из своего романа ирассказов постинги на форуме "Круга чтения Русского журнала" в надежде, что"хоть какая-нибудь сволочь проникнется" (ее слова). Почему-то непроникается, хотя метод, при всей его примитивности, не так и плох. Отвлекусь. Так получилось, что в семье у меня два сына, и только потомпоявилась падчерица. Ей было восемь лет, сейчас двадцать, на моих глазах онарасцветала, как тюльпан на ранневесеннем тусклом лугу. И однажды,перечитывая "Войну и мир", я вдруг открыл для себя главы, которые раньше нето чтобы пропускал, но читал без особенного внимания. Под их впечатлением япришел к своему издателю и сказал: "Давай издадим книгу. Такую:"Л.Н.Толстой, "Наташа", главы из романа". Потом - "Князь Андрей", потом -"Пьер". Так и заставим публику прочитать всю "Войну и мир". Он былозагорелся, но потом почему-то остыл. По-моему, зря. Насильственно накормитьчитателей "Войной и миром" - очень даже благое дело. Так что проблема не вметоде, а к чему его применить. Есть куда более изощренные способы заставить себя читать. Вот текст: "Милейшая старая дама, передают мне, готова встретиться и прояснить дляменя частности той ординарной и неотвязной, то есть вневременной коллизии:предательство или внезапная смена ориентиров, преображение, метаморфоза... всвоем варианте можно выбрать любую тему, например, представить дело --исчезновением фигуранта, все равно в прежней прелести он больше несуществует. Хотя, если кто-то не просматривает определенного лица, значит ли-- что столь же слепы другие? Если я упустила след, пока пережевывала образдитя, развлекая себя чувственными рядами, и с тех пор не встречалаисчезнувшего (далее -- Невидимого) ни в вереницах полустершихся комнат, ужевошедших одна в другую, как вымытые посуды, ни в книгах камней:хамелеонствующие александриты воздуха, опалы воды, ни даже в снах, такопределенное лицо видела старая дама. И пусть она не в силах -- по сложениюне причин, но зазоров и казусов -- сомкнуть сюжет с настоящим, зато --растянуть еще лет на двадцать..." Каково? Песня! Говорите после этого, что графоманы бездарны! Это прочто? Да какая разница! Главное - как! Ну, если ты такой зануда, вот про что:однажды позвонила старуха и сказала, что знает кое-что про одного козла.Почему бы так и не написать? Да ты, приятель, не просто зануда, а тупойзануда, раз задаешь такие вопросы! Эй, ты куда? Ты почему закрыл книжку? Даты просто не врубился! Ничего, сейчас въедешь! Читай!.. "...суть дома сего -- вхождение в сверкающую ночь торжества или вторжество ночи. Большие сгрудившиеся: декламаторы, виночерпии, сердцееды, ихсмещения и отождествления... Любовь обнаруживает кучность даров на высоте изапорошенные глаза, а вещи вложены в грани с бегущей искрой. Многие звукисплетены меж собой и плавны... Так что все недоставшие улики -- здесь:готовы превращаться в вино, и в злаки, и в румяных зверей дома. И хотявздутое пелериной стекло или балетные пачки фарфора музицируют о пошедшейхрупкости... о, сердцееды и зверобои! -- их неустанные уста!.." Только не спрашивайте, а это про что. Не нужно. Вы и так сильно упали вглазах писательницы Юлии Кокошко ("Забывчивость повторяющейся реки", "Урал",2001, No8; "Из книги пира", "Урал", 2003, No4), не усугубляйте, дабы необратить себя в прах. Лучше помолчите и глубокомысленно протяните: "Да-а!" Ивсе довольны. Понятно, что метод насильственного кормления, избранный Ю.Кокошко, (насекундочку - лауреатом премии им. Андрея Белого), всеобщего признания непринесет по причине эстетической неразвитости основной массы читателей. Да ислишком трудоемко. Сами прикиньте. Одно дело написать: "Старик подошел кокну и закурил". И совсем другое: "Прошедший необратим, ну разве что - в музыканта, хотя на деле он...Главный прошедший, который как-то в пятницу вышвырнул свой ореол - в окно, сдостойного этажа, придушил в хрустальной ладье папиросу, защитил шею шарфомбелым, летающим и исчез. Никто не видел, как он спускался по лестнице и нанижней ступеньке совлекся с пути - сомнением или чужой собакой, принесшейязык цвета нежных весенних сумерек, слишком длинных, и вспомнил тигров утрас цирковой афиши: пасть неприлична - кровава, будто только что...... И,прислонясь к темноте, обнаружив под крылами шарфа не пиджак, но жилет,рекомендовался собаке: - Получеховский персонаж, всегда полупьян, но с небомв алмазах и с мыслию, у кого одолжиться... чем и подпортилсамопровозглашенный вид... Может быть, когда его просроченный ореол реял надулицей, он болтался в этой горящей петле... или, выбирая стоимостьзаземления, докуривал у окна "Беломор". (Ю.Кокошко, "Любовь к восемьдесятпятому году", "Уральская новь", 2002, No14). Нет, мы пойдем другим путем - тем, что проторил Владимир Алейников вобъемистой публикации неопределенного, но очень высокохудожественного жанра- "Пир" ("Знамя", 2005, No3). "Мы с Довлатовым шли вдвоем по безлюдным предутренним улицам, сквозьосенний, меланхоличный, как и наше с ним состояние, непрерывный,расплеснутый по ветру шелест желтой и алой листвы, шли устало и молчаливо,неизвестно куда и зачем, но, скорее всего, в пространство, потому что в нембыло нечто, нам дающее проблеск надежды, если даже и не на чудо, то, покрайней мере, на скромное, но такое, чтоб нас обрадовать или даже вдругокрылить, пусть и малое, даже крохотное, но тем более дорогое, настоящееволшебство, шли с трудом, но зато упрямо, вдоль деревьев и мимо храма, шли,не выпив еще ни грамма, словно были за гранью драмы, разыгравшейся в синевенад слоистою мглой, в Москве..." И вот они идут. С глубочайшего бодуна. В рассуждении, чего бы выпить. Ивдруг видят: стоит художник Зверев, обвешанный бутылками, как шахидпластитом. Не снаружи обвешанный, а под пальто. Интересно? А то нет! Броситечитать? Нет, конечно. Вот то-то же! На "Пире" уже потоптался один из авторов "Круга чтения" и выразилискреннее недоумение, для чего это так написано: "Такие абзацы, которымиповесть переполнена и которые не имеют никакого отношения к миру повести,можно клонировать тысячами". Это взгляд нормального читателя, который знает,что в каждом произведении есть замысел, вымысел, но не всегда догадывается,что есть и авторский умысел. В чем умысел Алейникова? Рассказать о нравахмосковской и питерской поэтической богемы начала 70-х? Увековечить своихдрузей по СМОГу (кто не знал или забыл - Союз молодых гениев). Нет. Этовнешнее, манок. А глубинный умысел в том, что читатель, заинтригованныйбайками, по инерции прочитает и все вставные стихи в прозе, которые по ходудела все больше отрываются от прозы и становятся просто стихами,написанными, правда, не в столбик, а в строчку. (Эдакий раешник. Так сейчасв "Огоньке" пишет Быков. И получается симпатично.) А прочитав, не сможет неоценить изящество авторского слога, тонкость, глубину, яркость (далеевезде): "День казался огромным, праздничным. День разбрасывал впечатления,собирал ощущенья, складывал озарения про запас. Раздвигая завесы некие,прозревал впереди -- незримое, но, похоже, неотвратимое, приготовленное длянас. И застолье богемное -- длилось. Почему бы ему не длиться, если есть дляэтого случай, если повод есть для него? Торжество ли какое? Тризна ли?Выплеск радости с укоризною? Свет нездешний ли над отчизною? Наваждение.Волшебство". То есть, я рассматриваю "Пир" не как прозу как таковую, а как довольноизощренный способ насильственного кормления читателя своими стихами (а ихтам десятки). Изощренный-то изощренный, но насколько действенный? Не знаю как кто, ая довольно быстро просек умысел и все прозо-стихотворные вставки простопролистывал, выковыривая из текста, как изюм из филипповской булки, занятныеисторийки, напоминающие застольный треп в "пестром" буфете ЦДЛ. Отдадим должное изобретательности Алейникова, но все же признаем, чтоего метод насильственного кормления не абсолютен. Черт их, этих современный читателей, разберет! И то им не так, и это.Какой-то старый пердун сто лет назад сваял кирпич и начал его по-французски- читают! А от нас, таких (далее везде), нос воротят! Но. Как сказал бы одиночень большой знаток литературы: "Других читателей я вам дать не могу". Ну, времена! Ну, нравы! P.S. Если же говорить серьезно, проблема привлечения читательскоговнимания стоит сейчас как никогда остро. Не только и не столько передграфоманами (особенно если они мирные, а не агрессивно воинственные),сколько перед профессиональными литераторами, которые с этого живут. Всоветские времена книгу трудно было издать, сейчас - продать. Диктат рынка.Рынок и раньше был, только на нем был всего один покупатель - Слава КПСС.Сейчас - тьмы. Платят они своими, трудно заработанными рублями. И нужно бытьочень большим снобом, чтобы отказывать им в уважении. На меня всегда очень гнетущее впечатление производят большие книжныемагазины вроде "Дома книги" на Новом Арбате. Господи, и чего только нет! Ипрекрасно изданная классика, и переводная литература. И кому к черту нужнаеще одна книжка, которую ты вымучиваешь, дурея от гектолитров кофе и тысячсигарет? Очень полезно после этого зайти в гастроном "Новоарбатский". Здесь тожеглаза разбегаются от сотен разных колбас. Но раз их выпускают, значитпокупают, значит они кому-то все же нужны? То же и с книгами. Раз издают,значит покупают. Раз покупают, значит читают. Значит, ищут в них то, чего ненаходят ни в классике, ни у зарубежных авторов. Это и позволяет современному литератору смотреть в будущее с осторожнымоптимизмом. Не прибегая ни к изобретению литературных отмычек, ни ксовершенствованию методов насильственного кормления.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Виктор Левашов. Рассказы и публицистика

На сайте allrefs.net читайте: "Виктор Левашов. Рассказы и публицистика"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В ПОИСКАХ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОТМЫЧКИ, или МЕТОДЫ НАСИЛЬСТВЕННОГО КОРМЛЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Открытое письмо историку Г.Костырченко
Уважаемый господин Костырченко! Я литератор, никогда не вращался в кругах профессиональных историков,по присущей российским литераторам лености мысли и нелюбопытству Ваших работне читал, а о Вашем сущ

Размышления после возрыва в московском метро
К двум традиционным русским вопросам "Кто виноват?" и "Что делать?"самое время добавить третий. Этим вопросом в первую очередь задается любойграмотный следователь: "Qui prodes

ЧТО-ТО СТАЛО ХОЛОДАТЬ
До чего же уютно в Гусь-буке. До чего милые, интеллигентные люди здесьсобираются, как изящно беседуют о том, о сем. И даже обычное завершение всехпринципиальных дискуссий "Дурак - От такового слы

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
Александр Большаков - Thursday, April 04, 2002 at 01:10:21 (CST) "Вполне можно гордиться своим Президентом. Но это нам просто повезло,когда Ельцин почти наугад ткнул и попал пальцем в выпускника

ЗЕРКАЛО ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
Пурист - Sunday, June 11, 2006 at 12:51:51 (MSD) "В ту секунду Ельцин "сработал на импульсе" (а больше ему "сработать"было просто не на чем, ибо к самостоятельному анализу он

ПОД ОДИНОКОЙ ЗВЕЗДОЙ
Любите ли вы литературу так, как люблю ее я? То есть, любите ли вычитать книги? Затратное занятие. Но это как посмотреть. Есть книги, не сокращающиежизнь на то время, что потрачено на их чтение, а удл

КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ
О романе Василия Аксенова "Москва-ква-ква" (Москва, ЭКСМО, "Октябрь", No 2, 2006 г.) Как быстро стареют актеры! Кажется, вчера еще восторженный юноша шага

ОСТАП БЕНДЕР В ТЫЛУ У ВРАГА
Ранним утром в конце сентября 1937 года к причалу енисейского портаДудинка пришвартовалась, круша молодой припай, ржавая самоходная баржа,сидящая в воде по самую ватерлинию. На берегу ее ждали человек

СЕВЕРНЫЕ БЫЛИЧКИ
Былички - это такие были, только маленькие. Я был уверен, что где-тослышал это слово, но у Даля его почему-то не обнаружилось. Получается, яизобрел его сам. Ну и пусть будет. ПРИЗНАНИЕ Всегда смущаюсь

СТУДЕНЧЕСКИЕ БЫЛИЧКИ
Должен покаяться. Не обнаружив у Даля слова "былички", я самонадеяннорешил, что изобрел его сам. Увы, нет. Гугль поправил: " Основное отличие быличек от преданий и леге

БЛАГОСЛОВЕНИЕ
У каждого человека бывал момент, когда жизнь его висела на волоске. Нонемногие, радуясь тому, что чудом удалось избежать смертельной опасности,осознают, что это был знак свыше - благословение, божеств

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ
После второго курса нас отправили в Северный Казахстан на уборкупервого целинного урожая. Дело обычное, студентов всегда гоняли то накартошку, то на местные сельские стройки, не спрашивая согласия. Но

НАЧАЛЬСТВЕННЫЕ БЫЛИЧКИ
Было так. Фамилия у него была Пеньков. Для своих - Пенек. При этомникакого оскорбительного смысла в прозвище не вкладывалось, человек он былдобродушный, немного тюфяк, окончил, как и большинство молод

СОЧИНИТЬ ДЕТЕКТИВЧИК
Сюжет для небольшого романа "Его я убил сразу - проломил висок носком старого, еще с Чечни,спецназовского ботинка. Одновременно метнул с закруткой диск циркулярки вобладателя "черного пояса&

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги