Актуальность темы исследования

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации правовое государство должно строиться на главенстве в его конструкции идеи человеческого достоинства, ибо это государство существует для человека, а не наоборот. Причем указанная идея признана служить для обоснования необходимости предоставления российскому гражданину всей совокупности юридических прав и обязанностей, позволяющих ему вести как можно более совершенную собственную жизнь и иметь возможности наилучшим образом удовлетворять потребности своих сограждан.

Такое положение глубоко закономерно. Дело в том, что на языке субъективных юридических прав и обязанностей в праве излагается именно сформулированная обществоведением идея человеческого достоинства, соответствующая закономерностям функционирования государства, в котором право действует.

Однако содержание идеи человеческого достоинства и в условиях государственно организованного общества вообще, и при функционировании правового государства в частности пока представляется современным ученым в значительной степени не ясным. В результате отечественный законодатель не имеет возможности сформулировать в праве юридические нормы позволяющие обеспечить надлежащим образом человеческое достоинство граждан, так как не имеет достаточно конкретизированного представления о том, что это достоинство представляет собой. В частности, отмеченная ситуация отнюдь не способствует успешной работе по наделению российских граждан совокупностью юридических прав необходимых этим лицам для успешной реализации своей деятельности в правовом государстве. Равным образом недостаточная теоретическая определенность содержания идеи человеческого достоинства затрудняет в России законодательную деятельность по возложению на субъектов права юридических обязанностей необходимых для выполнения ими своего долга перед обществом.

Вот почему необходимо активизировать усилия для такой конкретизации существующих теоретических представлений о человеческом достоинстве в отечественной и зарубежной науке, которая достаточна для преодоления указанных негативных моментов. Однако, разумеется, это можно сделать лишь на базе знаний о человеческом достоинстве, достигнутых мировым обществоведением к настоящему времени.

Степень разработанности проблемы. Идея человеческого достоинства, начиная с древнейших времен, становилась предметом исследования классиков обществоведения, государствоведения и юридической науки, а также иных выдающихся деятелей общественной мысли. Так, к ней обращались Гомер, Платон, Аристотель, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Конфуций, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, Джианоццо Монетти, Пико делла Мирандола, Мишель Монтень, Н. Макиавелли, Ж. Боден, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Гегель, И. Бентам, Д.С. Милль, Б. Констан, А. Токвиль, Г. Спенсер, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Дюги, Р. Паунд, Е. Эрлих. Особое место исследования человеческого достоинства занимают в трудах видных российских правоведов Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева.

Проблему отражения в праве идеи достоинства личности исследовали следующие современные ученые С.С. Алексеев, М.В. Баглай, М.И. Бару, Б.К. Бегичев, А.В. Белявский, С.Н. Братусь, Н.П. Зарубина, С.А. Иванов, Л.О. Красавчикова, Р.З. Лившиц, Е.А. Лукашева, М.И. Малеина, Н.И. Матузов, Н.А. Придворов, З.В. Ромовская, В.М. Савицкий, Ю.И. Стецовский, С.А. Чернышова.

Анализу правовой категории человеческого достоинства посвящены труды Н.А. Придворова: Монография «Достоинство личности и социалистическое право», вышедшая в свет в 1977 году, и глава «Достоинство человека как основа права и демократической государственности» в Академическом трехтомном курсе общей теории государства и права, изданном в 2003 году под редакцией М.Н. Марченко. Вместе с тем на сегодняшний день в российском правоведении отсутствуют общетеоретические монографические работы, которые рассматривают достоинство человека как правовую идею, воплотившуюся в политико-юридических доктринах и праве на протяжении истории человечества.

Объектом исследования выступает идея человеческого достоинства в политико-юридических доктринах и праве. Предметом же исследования являются теоретические воззрения на человеческое достоинство и их воплощение в праве в процессе исторического развития и теоретические представления о достоинстве человека в современных учениях правовой государственности и праве.