рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методологическая и теоретическая основа исследования

Методологическая и теоретическая основа исследования - раздел Право, ИДЕЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКТРИНАХ И ПРАВЕ В Ходе Написания Работы Диссертант, Прежде Всего, Использовал Совокупность Об...

В ходе написания работы диссертант, прежде всего, использовал совокупность общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический, формально-логический). Кроме того, им были применены такие частнонаучные методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, функциональный, теоретического моделирования.

Наконец, автором тщательно изучались научная литература, посвященная проблематике человеческого достоинства, юридические нормы и материалы судебной практики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии закономерностей развития идеи человеческого достоинства и ее воплощение в праве на протяжении эволюции политико-правовых систем. Эта новизна проявляется в положениях диссертации, которые выносятся на защиту. Они таковы.

1. Идея достоинства личности заключает в себе требование уважения достоинства человека, то есть его прав и свобод в тех коллективах, в которых он живет, в том числе и в государстве. Причем такое требование базируется на признании упомянутыми коллективами ценности и значимости для этих социальных общностей каждого их члена. В государственной организации указанное признание выражается в наделении гражданина определенным кругом юридических прав и обязанностей.

2. Так как каждый человек имеет достоинство, то можно говорить и о достоинстве человеческих коллективов, в которые люди входят. И среди них о достоинстве главного объединения, которое интересует юристов – государства. При этом чем больше в государстве достойных людей, тем выше достоинство самого государства.

3. Достоинство государственных организаций, из которых состоит человечество, проявляется в той степени, в какой они обеспечивают подчинение своему контролю внешней природы, а также человеческой природы своих членов. И каждая государственная организация, стремясь увеличить свое достоинство, пытается все в большей мере подчинить своему контролю внешнюю среду и человеческую природу составляющих ее людей, используя при этом правовое регулирование.

4. Исходя из этой общей цели, любой государственно организованный коллектив предъявляет требования своим членам, выражая их на языке юридически закрепленных прав и обязанностей. После же этого он оценивает достижения своих членов в решении общей задачи этого коллектива: обеспечить контроль над внешней природой и собственными членами. В результате такой оценки коллектив наделяет разными степенями достоинства составляющих его индивидуумов, закрепляя это в праве.

5. Каждое государственно организованное общество есть союз отдельных людей, следовательно, государственно организованное общество не может приписывать себе достоинства, не наделяя человеческим достоинством всякого своего члена. Отсюда вытекает, что государство признает человеческое достоинство в каждом гражданине, но различает степени этого достоинства у отдельных граждан в зависимости от того вклада, который они делают в обеспечение собственного достоинства государства. При этом оно использует такие юридические средства как поощрения, государственные награды, почести, льготы.

6. В истории человечества государственно организованные общества можно разделить на преимущественно коллективистские и преимущественно индивидуалистические. При этом по индивидуализмом понимается круг требований под устройству государств, предлагаемые, например, либеральной идеологией в лице таких ее представителей как И. Бентам, Д.С. Милль, Г. Спенсер, Б,Н, Чечерин. Коллективизм же трактуется как система требований об устройстве государства, выдвигаемая, скажем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо и социалистическими учениями. Критерием такого разграничения является направленность государств, прежде всего на реализацию либо общих задач, стоящих перед их населением, либо частных нужд отдельных индивидуумов и групп.

Как преимущественно индивидуалистические, так и преимущественно коллективистские государства, стремясь обеспечить свое достоинство в межгосударственных отношениях, адресуют своим членам неодинаковые совокупности требований. Каждая из этих совокупностей выражается в вытекающей из нее системе юридических прав и обязанностей индивидуальных и коллективных субъектов права. Отсюда в течение всей истории политико-правовых систем можно выделить в преимущественно индивидуалистических и преимущественно коллективистских государствах существование разных типов каталогов юридических прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, реализация которых обеспечивает здесь людям их признание в качестве более или менее достойных членов соответствующих политически организованных обществ. Во второй половине XVIII века преимущественно индивидуалистические государства были названы правовыми. Существуют и иные термины, под которыми они известны в современной политической теории, в частности их именуют открытыми обществами, буржуазно-демократическими государствами, промышленным типом общества. Преимущественно же коллективистские государства в современной политической теории, как правило, именуются диктаторскими политическим системами, полицейскими государствами, закрытыми обществами, военными обществами, социалистическими государствами.

7. Одновременно в ходе исторического развития человеческого достоинства в межгосударственных отношениях формируется под влиянием воздействия как преимущественно индивидуалистических, так и преимущественно коллективистских государств международный перечень прав и обязанностей, соответствие которому отдельного индивидуума обеспечивает признание за ним со стороны межгосударственного сообщества большего или меньшего человеческого достоинства. Этот перечень становится частью международного права.

8. В России, начиная с 1917 года, перечень требований, адресуемых государством индивидууму, сначала определялся господствующей здесь в целом коллективистской идеологией. Этот перечень воплощался в соответствующем такой идеологии наборе юридических прав и обязанностей человека, следование которым обеспечивало достоинство гражданина по советским меркам. Однако, начиная с 1991 года политический строй российского государства коренным образом изменился, в том смысле, что здесь утвердилась идеология иного, преимущественно индивидуалистического, типа. В соответствии с ней, российское государство предъявило адресатам права другой перечень требований, реализация которых обеспечивает субъектам права большее или меньшее человеческое достоинство. Эта совокупность требований была выражена на языке юридических прав и обязанностей в современном российском праве. Вместе с тем в последнее время ставшие особо актуальными нужды реализации общих программ российского государства обусловили то, что в государственной политике наметился акцент на некоторых требованиях к индивидууму, предполагаемых идеологией коллективизма. Отсюда среди конституционных черт российского государства в самое последнее время хотя в целом и сохраняет значение такая его характеристика как то, что оно является правовым, вместе с тем все в большей мере усиливается другая его характеристика, а именно то, что оно является социальным. Соответственно модифицируется и российское право, и критерии оценки государственным аппаратом достоинства индивидуума. Применительно к последним речь идет о том, каким образом должен действовать человек, возвышая свое достоинство, по отношению и к внешней, и к собственной природе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИДЕЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКТРИНАХ И ПРАВЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКТРИНАХ И ПРАВЕ"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методологическая и теоретическая основа исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Актуальность темы исследования
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации правовое государство должно строиться на главенстве в его конструкции идеи человеческого достоинства, ибо это государство существует для человека,

Цели и задачи исследования
Цель диссертационного исследования – установление того, как идея человеческого достоинства воплощается в политико-юридических доктринах и в праве. Для выполнения указанной цели автор поставил следу

Апробация результатов исследований
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории государства и права юридического института Красноярского государственного университета. Основные научные выводы этого исследования использовалис

Структура диссертации
Эта работа состоит из введения и двух разделов, за которыми следует список использованной литературы. Каждый раздел включает по две главы.   РАЗДЕЛ I  

НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
  На современном этапе развития российской правовой науки задача формирования теоретических представлений о человеческом достоинстве является весьма актуальной. Это обусловлено тем, ч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги