Реферат Курсовая Конспект
Адекватность самооценки Расхождение оценок Ценностные ориентации - раздел Право, Социология ДЛЯ ЮРИСТОВ 5.3. Деятельность И Поведение Всем Живым Существам Присуща Активн...
|
5.3. Деятельность и поведение
Всем живым существам присуща активность — способное реагировать на воздействия окружающей среды. Активность всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживог
правленных на достижение цели.
Таким образом, в структуре деятельности можно выделить три основных элемента: потребности, действия, цели.
Макс Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Социальное действие должно обладать двумя необходимыми свойствами:
• осознанной мотивацией,
• ориентацией на других (ожиданием).
Отсутствие у действия первого свойства не позволяет говорить о нем как о действии, отсутствие второго — как о социальном действии.
Целерациональное действие характеризуется ясностью осознания цели и средств ее достижения. Показателем эффективности действия является наступивший результат (последствия). Такое Действие учитывает социальные ожидания других и использует эти ожидания для достижения поставленной цели. Этот тип Действия наиболее понятен окружающим. Например, действия законченного эгоиста являются отвратительными, но понятными. По мере убывания рациональности действия становятся все менее понятными, цели — менее ясными, средства — менее определенными.
Ценностно-рациональное действие характеризуется верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгоды. Такое действие основывается на определенных «заповедях», в следовании которым человек видит свой долг. Действия, соответствующие кодексу чести (дворянина, офицера), — по сути цен-
. 79
ностно-рациональные. В таком действии (по сравнению с цел рациональным) нет конкретной цели, определенного результа, но есть мотив, смысл, ориентация на других. Конечно, и цени стно-рациональное действие не является абсолютно «бескоры, ным»: оно удовлетворяет потребности человека в самоуважени самоутверждении, признании со стороны группы. ,
Традиционное действие (привычное) характеризуется отсутсч вием осознания мотива действия, оно совершается автоматиче ски, в силу привычки (например, одевание).
Аффективное действие (действие в состоянии аффекта) ха рактеризуется отсутствием цели (вспышка гнева).
У традиционного и аффективного действий нет цели или ма тива, смысла или ориентации на других. Поэтому, по М. Вебер они не являются социальными и не составляют предмет рас смотрения социологии.
Внешне наблюдаемая форма проявления деятельности назы„„ ется поведением. Различают три типа поведения: инстинктивное, привычное (навыки) и рациональное поведение. Первые два тиЬ па относятся к непроизвольному, неосознаваемому поведению h обычно не имеют социальной оценки. Эти виды поведения изу| чает психология, хотя в некоторых случаях навыки, связанные например, с управлением техникой, могут социально оценивать! ся (неосторожные преступления).
Рациональный тип поведения присущ только человеку.
Предметом рассмотрения социологии, как правило, являетсяШ рациональное, произвольное поведение, находящееся под контролем разума и воли человека, имеющее социальное значение и по А лучающее социальную оценку — социальное поведение.
Высказывание «человек пишет» обозначает просто рациональное поведение. «Человек пишет донос» — это уже соци&и! ное поведение.
Социальное поведение бывает индивидуальным (поведений индивида), коллективным — поведение организованной группы! объединенной общими интересами и целями деятельности, и мас совым -у однотипное неорганизованное поведение больших мае! людей (например, поведение толпы на концерте рок-звезды).
Структура индивидуального поведения состоит из трех элементов:
• мотивации (актуализации потребности и возникновения мотива),
• решения (постановки цели, выбора средств ее достижения, планирования),
• реализации (воздействия на окружающую среду, анализа ! наступивших последствий, коррекции действий).
Это структура чисто рационального поведения, при привычном, аффективном и импульсивном поведении возможен пропуск отдельных звеньев, тогда механизм поведения работает в «свернутом» виде.
" Единицей социального поведения является поступок. Поступок — это действие, имеющее социальное значение и оценку Ъ уголовном праве используется термин «деяние» — действие или бездействие. Например, мать, не кормящая своего ребенка, совершает преступное бездействие — отрицательный поступок.
Социальное поведение, соответствующее какой-либо социальной норме, называется нормативным. Поведение, отклоняющееся от нормы, называется отклоняющимся, или девиантным. Оно является предметом изучения специального раздела социологии — социологии отклоняющегося поведения. Поведение, нарушающее уголовно-правовые нормы, называется преступным поведением. Оно — предмет изучения криминологии.
Таким образом, мы кратко рассмотрели классификацию форм и видов социального поведения.
Самую существенную черту человеческого поведения составляет его незапрограммированность, возможность свободы действий, или «свободы воли».
Постулат свободы воли является краеугольным камнем в основании моральной и юридической ответственности. Человек, не свободный в своих действиях, не может нести за них ответственность.
Но не противоречит ли этот постулат детерминистическому пониманию социального поведения в социологии и криминологии? В свое время итальянский криминалист Энрико Ферри (1856—1929), основатель позитивной школы уголовного права и концепции «социальной защиты», отверг этот постулат классической школы уголовного права на том основании, что он противоречит детерминистическому взгляду на поведение человека, В том числе преступного.
Если уйти от волюнтаристской трактовки проблемы и переформулировать ее как свободу выбора, то соединение принципов Детерминизма и свободы воли становится возможным.
Правовое поведение всегда осуществляется в ситуации неопределенности, объективно предполагающей возможность выбора правомерного варианта. Отсутствие такого варианта исключает свободу воли и ответственность. Конечно, бывают случаи, когда поведение человека полностью детерминируется внешними обстоятельствами (крайняя необходимость, неодолимая сила и т. д.), не контролируется его сознанием и волей, но тогда такое поведение, являясь юридически значимым, не будет правовым и, следовательно, в большинстве случаев не будет являться объектом рассмотрения уголовного права и криминологии.
Без детерминизма обосновать ответственность на основе свободы воли невозможно: человек должен предвидеть последствия своих действий, чтобы отвечать за них. Лица, не предвидящие последствий и не имеющие возможности в принципе их предвидеть, не несут ответственности (например, душевнобольные).
Свободный выбор не есть неограниченный произвол в силу того, что свобода, с философской точки зрения, заключается в познании необходимости и ее использовании для своих целей. Значит, изначально свободный выбор ограничен объективно и субъективно — как самой необходимостью, так и возможностями ее познания и использования для своих целей. Иными словами, свобода выбора ограничена тремя группами факторов:
• набором объективно возможных в данной ситуации, заданных внешней необходимостью, поступков,
• биологическими особенностями индивида (душевная болезнь, расстройства нормальной мыслительной деятельности и т. д.),
• социальными качествами субъекта (взгляды, идеалы, ценностные ориентации и т. д.).
Возможные в данной ситуации варианты поведения не равноценны для субъекта, ни объективно — не каждый из них может привести к желаемому результату, ни субъективно — одна и та же возможность имеет для разных людей разные смысл и значение. При этом субъект поступает в соответствии со своими представлениями о ситуации, реагирует на нее в соответствии с особенностями своего характера и взглядов. В каждой конкретной ситуации поле возможностей всегда конечно и часто достаточно мало. Поэтому можно сказать, что свободный выбор не является чисто произвольным, а существенно ограничен указанными выше группами факторов.
Свобода выбора ограничивается различными факторами, но [что определяет сам выбор? Это центральный вопрос для понимания причин преступного поведения.
Если выбор детерминирован факторами первой группы, т.е. внешней средой, то уголовная ответственность не наступает (крайняя необходимость, необходимая оборона); если факторами второй группы, то ответственность также не наступает, поскольку биологическая детерминированность поведения обусловливает .невменяемость субъекта. Для сохранения уголовной ответственности на основе свободы воли следует признать решающую роль в детерминации преступного поведения факиров третьей группы, т.е. социальных качеств личности. Из этого и исходят криминологи, считающие, что истоки индивидуального преступного поведения следует искать в ценностно-нормативной сфере личности.
Социальные качества (ценностные ориентации, взгляды, идеалы и т. д.) — достаточно устойчивая личностная структура, на основе которой можно прогнозировать поведение. И этот прогноз значительно достовернее, чем строящийся только на учете внешних воздействий; причем в этом случае признание прогнозируемости, т.е. детерминированности, поведения вовсе не исключает возможности свободы выбора.
Понятия осознанности, рациональности, свободы выбора и т. д. характеризуют индивидуальное и отчасти коллективное (групповое) поведение. Массовое поведение, т.е. однотипные действия больших масс людей, характеризуется скорее иррациональностью и бессознательностью. Массовое поведение может быть как организованным (имеющим цель), так и неорганизованным (стихийным), активным и пассивным.
Видом массового поведения является массовая истерия — поведение толпы, характеризующееся всеобщей нервозностью, повышенной возбудимостью или страхом. Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы «третьей мировой войны» в 60-70 годы.
Формами массовой истерии являются экзальтация (поведение толпы подростков на концерте), паника (поведение пассажиров тонущего корабля) и погром (агрессивное поведение т°лпы, выражающееся в актах насилия против личности и вандализма против собственности). Погром часто принимает вид
шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных» погромов. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраивают погромы после очередных матчей.
Массовая истерия может быть вызвана как внутригрупповы-ми процессами (распространение слухов, сплетен), так и внешним воздействием (стихийное бедствие, призывы политического лидера).
Переходной формой от неорганизованных к организованным формам массового поведения является бунт (мятеж) — стихийная форма коллективного протеста (есть подобие цели), сопровождающаяся неповиновением или погромами. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит в стихийные действия — погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий. Если стихийные действия затем будут кем-то возглавляться, направляться и контролироваться, то бунт может перерасти в формы организованного протеста.
Организованные формы массового поведения могут быть как пассивными (кампания гражданского неповиновения, бойкот), так и активными (забастовка, восстание). По своим характеристикам организованные формы массового поведения близки к коллективному поведению.
К наиболее социально значимым формам организованного массового поведения относятся социальные движения — коллективные действия масс людей, направленные на поддержку социальных изменений или на сопротивление им. К социальным движениям относятся молодежные, феминистские, экологические, религиозные движения, движение за разоружение и т. д. Хотя в социальном движении могут участвовать и организации, само движение, как правило, не бывает организационно оформленным, и действия людей объединяет только поддержка ими некоторых ценностей или идей. Социальное движение может десятки лет существовать как движение (движение за отмену
рабства в США), а может трансформироваться в организацию или партию с четко обозначенными программными целями и фиксированным членством (движение «Демократическая Россия» в нашей стране).
Объектом рассмотрения уголовного права и криминологии является главным образом индивидуальное и коллективное, а не массовое поведение. Исключение составляют преступления, совершенные в условиях стихийного бедствия (ст. 63 УК РФ), и массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ). Неразработанность в теории вопросов установления уголовной ответственности за подобные деяния и специфики их детерминации на практике порождают существенные трудности с их квалификацией и предупреждением.
Ключевые слова:
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Социология ДЛЯ ЮРИСТОВ"...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Адекватность самооценки Расхождение оценок Ценностные ориентации
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов