Реферат Курсовая Конспект
СЕРИЯ «БИОГРАФИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ» - раздел Право, Серия «Биографические Хроники» &nb...
|
СЕРИЯ «БИОГРАФИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ»
ЕВГЕНИЙ ГУСЛЯРОВ
ИИСУС ХРИСТОС В ЖИЗНИ
Москва
«ОЛМА-ПРЕСС»
ББК 83.3(0)
Г 965
Исключительное право публикации книги Е. Гуслярова
«Иисус Христос в жизни»
принадлежит издательству «ОЛМА-ПРЕСС-Звездный мир».
Выпуск произведения или его части без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
Художник
Евгений Николаевич Гусляров
Отпечатано с готовых диапозитивов
в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ»
103473, Москва, Краснопролетарская, 16
Е. ГУСЛЯРОВ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА
Цит. по: С. Сальникова. С. 37.
Астрономам известно, что на 6 год до Р. Х. приходится сближение Юпитера и Сатурна, которое можно было наблюдать на восточной стороне неба на территории Персии.
Ф. Фаррар3. С. 101–102.
Убиение младенцев, описанное в Евангелии от Матфея, находится в полном соответствии с событиями того времени. Рассказывают, что даже Август в детстве едва избежал смерти в результате интриг, которые плелись в императорских покоях. Поэтому неудивительно, что даже Мессия, «второй Моисей», в самом начале Своей земной жизни становится объектом смертных приговоров монарха того времени. История страданий Иисуса начинается с самого Его раннего детства.
Р. Сантала. С. 73.
Для нас такая жестокость непонятна, потому что нравы наши смягчены осьмнадцатью веками христианства и мы не видывали ничего подобного деяниям сумасбродных деспотов древнего мира. Но избиение младенцев, равно как его причины, легко объясняются некоторыми обстоятельствами из истории этой самой эпохи. Детоубийство в те времена было делом не диким вообще для всего римского правительства. Светоний в жизнеописании Августа приводит обстоятельство, что перед рождением императора распространилось в Риме предсказание о скором рождении царя, который будет царствовать над римским народом. Чтобы предупредить опасность для республики, сенат постановил забросить или подкинуть всех детей мужского пола, которые родятся в этом году. Только те из сенаторов, у которых жены были беременны, подали особые мнения и предупредили возможность издания подобного постановления, в надежде, что пророчество может исполниться на их детях. Св. Евсевий приводит из Гегезиппа, родом еврея, случай, что Дометиан, испугавшись возрастающей силы имени Христова, издал повеление уничтожить всех потомков рода Давидова. Два внука св. Иуды, брата Господня, были тогда в живых и известны под именем деспосинов, или царских детей. Они были захвачены Иокатом и другими назорейскими еретиками и предоставлены лично императору. Но Дометиан, принимая во внимание их невысокое положение, как сельских жителей, и грубые от полевых трудов руки отпустил их на свободу с чувством жалости и презрения. То же самое утверждает и Юлий Африканский, родившийся в Эммаусе в начале третьего столетия...
Ф. Фаррар2. С. 22.
Когда он [Цезарь Август] услышал, что Ирод, царь Иудеи, велел перебить в Сирии мальчиков в возрасте до двух лет, и между убитыми оказались его сыновья, он сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном»…
ТАЙНА НАЗАРЕТА
Итак, услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, [Иосиф-плотник] убоялся туд
а идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.
И. Хильдесхаймский. С. 98.
...Иосиф возвратился в Назарет, где и обосновался. В этой-то маленькой стране, презираемой евреями до такой степени, что вошло в пословицу считать ее неспособной произвести ничего хорошего, Иисусу надлежало возрастать в неизвестности.
А. Дидон. С. 117.
И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Э. Ренан. С. 75.
Юный израильтянин в то время основное свое воспитание получал в синагоге.
А. Дидон. С. 127.
Каждый город, кроме того, обязательно должен был иметь свою школу, так как «город, говорит Талмуд, не имеющий своей школы, должен погибнуть».
А. Лопухин. С. 48.
Иерусалим погиб из-за того, что пренебрегал воспитанием своих детей...
Книга Иосифа Плотника.
А. Дидон. С. 131.
Со времени плена вавилонского иудеи с особенной ревностью исполняли закон, предписывавший всем взрослым мужчинам собираться в Иерусалиме к трем великим годовым праздникам.
А. Лопухин. С. 55.
Именно на этот период жизни приходится тот весьма трогательный случай, который описывает Лука и который, вероятно, сохранился в сердце Марии.
Р. Сантала. С. 84.
Единственный факт позволяет нам догадываться, что происходило в душе и сознании отрока Иисуса.
Евангелие детства.
Апокриф (19).
Преклонные старцы и женщины обыкновенно ехали на мулах, которых вели под уздцы взрослые мужчины, а дети играли около своих родителей или родственников. При таком движении многочисленного каравана весьма легко было на время не заметить отсутствия своего ребенка даже чадолюбивым родителям, которые могли предполагать, что он идет где-нибудь с другими детьми или родственниками.
А. Митяхин. С. 162.
…Каким ужасом были поражены Иосиф и Мария, когда во время большого привала они не могли найти своего Иисуса во всем караване, и когда даже никто не мог сказать им, где именно Он.
А. Лопухин. С. 62–63.
Прошедши дневной путь, стали искать Его среди родственников и близких.
Евангелие детства.
Апокриф (19).
Когда все поиски оказались напрасными, родителям оставалось одно — воротиться в Иерусалим, чтобы посмотреть, не остался ли Он там. И они, действительно, на следующий же день оставили караван и поспешно двинулись в обратный путь.
А. Лопухин. С. 63.
И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, чтобы искать Его.
Евангелие детства.
А. Дидон. С. 133.
Это собрание, очевидно, происходило в одной из тех храмовых пристроек, которые именно предназначались для народного учительства со стороны книжников. Подобные собрания назывались школами, в которые свободен был доступ для всякого. Учитель или раввин занимал место на особом возвышении, а около него, внизу, полукругом располагались ученики или слушатели.
Слова Иисуса
из Евангелия Псевдо-Матфея. Апокриф (11).
Дом Иосифа, вероятно, был очень похож на все эти бедные назаретские лавочки, освещаемые лишь через проем двери, и которые служат в одно и то же время мастерской, кухней и спальней, и где вместо мебели можно видеть циновку, несколько подушек на полу, один или два глиняных кувшина и крашеный сундук.
Евангелие Псевдо-Матфея.
Апокриф (14).
Он начал терять золото яркого блеска, то есть свое понимание в науке. Ему стали противны пища и питье, он утратил свои навыки в плотничьем искусстве.
Книга Иосифа Плотника.
Апокриф (15).
…По прошествии многих лет достиг старец возраста весьма преклонного. Он не испытывал никакой телесной немощи, он не утратил зрения, и ни один зуб не выпал изо рта его, он сохранил здоровыми все члены свои, и разум его ни на минуту не затемнялся, но подобно юноше во все дела свои он вносил молодую бодрость. И старость его была весьма глубокой, ибо он достиг возраста ста одиннадцати лет.
Евангелие Псевдо-Матфея.
Апокриф (10).
Сто одиннадцать лет исполнилось ему, когда он отошел… И был это двадцать шестой день месяца Абиб.
Книга Иосифа Плотника.
Р. Сантала. С. 104.
Из рукоделий мать Его Мария знала и занималась пряжей льна и шерсти, любила вышивать шелками, особенно одежды, принадлежащие к священническому служебному облачению, и во всем этом была очень искусна. Свое искусство она после подтвердила тем, что приготовила для Господа Иисуса Христа не швенный, а тканный сверху донизу хитон, до того прекрасный, что распинатели не решились раздирать его, а определили жребием, кому он достанется.
А. Лопухин. С. 13.
В этих частностях заключается вся внешняя сторона жизни маленького Назаретского дома и семейства Иисусова.
А. Дидон. С. 129.
Среди таких-то обстоятельств проходили годы безвестной жизни Христа в Назарете…
КРЕЩЕНИЕ
Между тем уже начал раздаваться голос в пустыне, который тревожил сердца народа мощным воззванием: покайтесь, ибо приближается Царство Небесное.
Ф. Фаррар2. С. 48.
...Был Иоанн; он крестил в пустыне, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов.
Из окон своего дворца Ирод Антипа имел великолепный вид на Мертвое море, на все течение Иордана, на Иерусалим, маститый Хеврон с его древними патриархальными воспоминаниями, на броды Иордана и скалы Енгади к западу, а на север пред ним открывался вид на горы Галаадские, вздымавшиеся за дикими высотами Фазги… Кругом царствовала дикая пустынность, и только кое-где по ложбинам встречались пальмы, маслины и виноградные лозы; а народное суеверие прибавляло, что среди других чудес там росло одно особое растение, огненно-красное цветом, имевшее силу-де изгонять демонов и исцелять болезни, хотя доставать его можно было только ценою жизни.
А. Лопухин. С. 310–311.
В такой-то местности и в такое-то время столкнулись два эти человека — Ирод Антипа и Иоанн Креститель. Такой была сцена, на которой разворачивалась одна из самых жестоких драм древнего мира…
Ч. Додд. С. 10.
Впервые Иоанн выступил на общественное служение на берегах нижнего Иордана.
А. Лопухин. С. 163.
...Местность эта простирается от берегов Мертвого моря до пределов Самарии, длиной в двадцать миль и средней шириной в шесть километров.
А. Дидон. С. 172.
Часах в двух пути к востоку от жалкой деревни, составляющей остаток Иерихона, и в восьми или девяти часах от Иерусалима Иордан быстро течет по направлению к Мертвому морю, находящемуся также неподалеку отсюда. Беря начало в горах Ливанских, приняв в себя в качестве притоков источники в Кесарии Филипповой, пройдя затем болотистое озеро Меромское и далее чрез великолепное озеро Галилейское, река от выхода из этого озера до того места, где она минует Иерихон, имеет всего только 90 верст по прямой линии, но до 300 верст, если считать все ее излучины и повороты. Близ Иерихона она имеет до 13-14 сажень в ширину и от 3 футов до сажени в глубину, так что по местам ее легко можно переходить вброд, кроме времени полноводий, бывающих весной, осенью и зимой, когда переход чрез нее становится весьма опасным. В этой именно части Иордана войско Веспасиана, во время последней иудейской войны, загнало массу иудеев в реку, когда она выходила из берегов, и их погибло в ней так много, что «нельзя было перейти реки по причине переполнявших ее мертвых тел, причем и Мертвое море было также наполнено трупами, унесенными в него рекою».
А. Лопухин. С. 163.
И случилось так, что Иоанн крестил и пришли к нему фарисеи и крестились, и весь Иерусалим.
Фрагмент Евангелия эбонитов. С. 66.
Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Лука. 3.7–14.
…Если мытари будут честно исполнять свой долг, если воины не будут пользоваться своей силой для оскорбления других и будут оставаться верными своему знамени, довольствуясь своим скромным положением, то это и будет признаком их доброго покаяния, их верности своей совести, которая и низведет на них благословение Божие.
Появление его произвело на народ тем более громадное впечатление, что проповедь его касалась самого животрепещущего вопроса о пришествии Мессии.
А. Лопухин. С. 170–171, 165.
Для себя он не требовал никакой славы, кроме славы Предтечи; для своего крещения никакого значения, кроме посвящения в тайны Царства, которое наступает. Когда депутация от синедриона спрашивала его, кто он; когда весь народ задумывался о том, Христос ли он или нет, — Иоанн, не колеблясь ни на минуту, отвечал, что он не Христос, не Илия, ни другой из пророков…
Ф. Фаррар2. С. 52–53.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих о Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
Лука. 3. 15–18.
…Он был рупором, он был Богом, говорящим через человека.
Митр. Антоний Сурожский. С. 27.
После бури и молний, Бог пришел в пещеру Илии в сладостном веяньи ветра. Сладостным ветром было и пришествие в мир Иисуса. Но лежала «секира при корне дерева». Жуткими пророчествами возвестил Предтеча о Грядущем за ним.
И. Бунин. С. 191.
Свою духовную пищу он главным образом черпал из глубоких и возвышенных пророчеств Исайи. Дошедшие до нас немногие отрывки его проповеди изобилуют образами, заимствованными из этой именно пророческой книги: как у пророка Исайи, так и у него, этими образами были — ехиднино порождение, виноградник Божий, срубание высохших дерев, сожжение огнем, молочение хлеба и веяние, равно как и раздача хлеба и одежды бедным.
А. Лопухин. С. 155.
...Пророчества Исайи были любимой книгой Иоанна. Немногие речи, которые история сохранила после него, напоминают этого красноречивейшего и яснейшего из пророков о Мессии.
А. Дидон. С. 170.
Воздух, который он вдыхал, источал мощные токи религиозного возбуждения. Тысячи иудеев нетерпеливо ожидали Искупителя Израиля. Магия и колдовство, демоны и ангелы, «одержимость» и изгнание бесов, чудеса и прорицания, дивинация (гадание. — Е. Г.) и астрология повсюду принимались как нечто само собой разумеющееся; возможно, рассказ о волхвах (магах) являлся необходимой уступкой астрологическим верованиям эпохи. Тавматурги — чудотворцы — переходили из города в город.
В. Дюрант. С. 607.
Голос Иоанна по временам смягчался, и он говорил о Мессии: «Он — Спасение Божие, всякая плоть узрит Его». — «Где Он?» — спрашивала толпа. «Среди вас, — отвечал Иоанн, — но вы Его не знаете. Он идет за мною, но Он стал впереди меня…»
А. Дидон. С. 174.
Слово его имело такое громадное влияние на народные массы, что он, если бы только захотел того, мог бы воспользоваться этим своим влиянием для достижения чисто политических целей. Но его целью было не политическое возбуждение, а нравственно-религиозное возрождение.
А. Лопухин. С. 169.
Он сравнивал душу с пустыней, по которой проходил, и давал понять своим слушателям, что Богу надлежит водвориться в душах бесплодных и опустошенных. Как же не приготовить пути Ему? «Прямыми сделайте их, — восклицал он, — чтобы они не были похожи на те кривые и негладкие пути, по которым проходим мы. Да наполнятся долины и да опустятся холмы». — «Восстаньте, отчаянные и унылые; склонитесь, тщеславные и гордые. Пусть ваша воля будет прямой и чистой, душа в полной гармонии и равновесии. Тогда вы увидите Спасение Божие». Это слово в его устах означало Мессию.
А. Дидон. С. 177.
Этот глас вопиющего в пустыне стал сильно будить совесть народных масс, которая подверглась глубокому сну под влиянием фарисейского формализма, римского угнетения и саддукейского равнодушия. Началось сильное народное брожение.
А. Лопухин. С. 165.
Вот таким был Иоанн Креститель. Он всецело отдал себя Богу, и потомуБог в нем действовал, не он; он был подобен хорошо настроенному музыкальному инструменту, на котором гениальный композитор или исполнитель может играть так, что уже не замечаешь ни инструмента, ни композитора, ни исполнителя, — только пронизываешься тем переживанием, какое рождает в тебе звучащая мелодия.
Митр. Антоний Сурожский. С. 26-27.
Иоанн слишком сильно волновал еврейское общество, чтобы избегнуть подозрений синедриона.
А. Дидон. С. 180.
Первое, о чем возвещает Иоанн Креститель, это покаяние. Что же такое покаяние? На греческом языке это слово означает поворот: поворот души, поворот жизни. Это момент, когда мы осознаем свое бедственное положение, когда мы чувствуемотвращение к нему и к себе, когда вдруг рождается в нас, хоть зачаточно, решимость перестроиться, начать все заново и по-новому жить. Вы, наверное, слыхали фразу из Нового Завета: вера без дел мертва. Плакаться — недостаточно, больше того— бесплодно. Покаяние заключается в том, чтобы прийти всознание, принятьрешение и действовать соответственно. И тут я могу вам привести отрывок из поучения святого Тихона Задонского. Он советует одному молодому священнику говорить людям, что в Царство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения к падению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместо того чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встает и идет дальше; и сколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идет. Вот о чем мы должны всегда помнить: что покаяния всецелого, мгновенного не бывает. Да, конечно, некоторые души, некоторые великаны духа могут вдруг осознать свою греховность и переменить сразу весь ход своей жизни; но мы большей частью исправляем его постепенно, шаг за шагом. Давайте помнить то, что святитель Тихон Задонский говорит: не плачься над собой, встань и иди, пусть в слезах, пусть в ужасе, ноиди, не останавливаясь…
Митр. Антоний Сурожский. С. 26–27.
Хотя местом проповеди Иоанна была Иудея, но его слава проникла быстро в Галилею и дошла до Иисуса, около которого образовался уже, при его первых речах, кружок слушателей…
Э. Ренан. С. 116.
Он зарабатывал на хлеб, садился за стол, чтобы поесть, разговаривал с соседями; были и другие, похожие на Него набожные ремесленники, хорошо знавшие Писание. И, конечно, в эти последние дни это все тот же Человек;Он по-прежнему подходит к двери, молча, с отрешенным взглядом слушает разговоры соседей, внимательно прислушиваясь к доходящей со всех сторон молве об Иоанне…
Ф. Мориак. С. 39.
...Его [Иоанна] услышали. Правда, официальные религиозные лидеры смотрели на него с недоверием, но люди разных сословий и разных достатков, из всех частей Палестины, стекались на берег Иордана. Среди них, читаем мы, были воины, сборщики податей, проститутки. Среди них оказался и Иисус из Назарета. Нам неизвестно, что побудило его прийти сюда.
Ч. Додд. С. 101–102.
…И Он взял плащ, завязал сандалии и сказал Своей Матери прощальные слова, которых никто никогда не узнает.
Ф. Мориак. С. 41.
Итак, согласно евангелистам Марку (1:9) и Матфею (3:13), Иисус пришел к Иоанну из Назарета, в котором он жил, и если мы признаем убедительными слова евангелиста Луки (1:36), значит, Мария состояла в родстве с матерью Иоанна Крестителя. Это все, что можно причислить к психологическому фону решения Иисуса присоединиться к толпам, желающим крещения от Иоанна.
Д. Флуссер. С. 37–38.
Из дошедших до нас фрагментов апокрифического Евангелия эбонитов мы узнаем, что Мария и ее сыновья будто бы указывали Иисусу на Иоанна и, может быть, даже советовали ему отправиться в пустыню к великому проповеднику.
Э. Бок. С. 187.
Мать и братья Господа сказали ему: Иоанн Креститель крестит в отпущении грехов, пойдем и крестимся. Но Он сказал им: Какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Разве только Мои слова есть грех по неведению.
Блаж. Иероним.
Adversus Pelagium. (6)
...Назаретскому Плотнику было тридцать лет от роду. Он примкнул к караванам своей области и спустился в долину Иорданскую. Дорога, которая ведет из Назарета к броду реки, где поселился Иоанн, имеет двадцать пять миль длины; она пересекает часть равнины Изреельской, идет до вади (брода) Дажлуд, проходит под стенами Скифополя, продолжается вдоль Самарийских и Иудейских гор, замыкающих с запада Иорданскую равнину; потом, изгибаясь к востоку, оставляет вправо Иерихон, постепенно спускается в долину Иордана и подходит к священной реке близ Вифании, в том месте, которое Иоанн избрал для крещения…
А. Дидон. С. 182.
И вот, таким образом, под влиянием проповеди Иоанна и совершаемого им необычайного обряда крещения, в душе народа все более разрасталось и усиливалось ожидание провозглашаемого новым пророком Мессии. И этот Мессия пришел наконец, открыто выступив пред народом после Своего долгого, безвестного пребывания в отдаленном Назарете.
М. Поснов. С. 56.
Когда Иисус в первый раз явился на берегу Иорданском, — великий Предтеча, по его собственному, дважды выразительно повторенному признанию, не знал Его. Иисус не был еще заявлен Мессией своему пророку-провозвестнику, но было у него нечто во взоре, что увлекло и поразило душу Иоаннову…
Ф. Фаррар2. С. 53.
Вместе с призывом к покаянию, Иоанн соединял особый знаменательный обряд для всех тех, кто выражали готовность исповедывать свои грехи и давали обет исправиться в своей жизни. Он именно требовал от таких лиц крещения, то есть, омовения в воде. По закону Моисееву также требовалось омовение и очищение, но оно имело там значение скорее личного дела с целью очищения от обрядовых осквернений и повторялось всякий раз, как это требовалось новым случаем осквернения. Но введенное Иоанном крещение совершалось только однажды, и желавшие могли принять его только от рук Иоанна. Он не довольствовался древними обрядами и требованиями фарисеев. Для него необходим был новый символ, который по самой своей форме мог бы служить выражением величия требовавшейся нравственной перемены и быть пригодным знаком для ее начала, и в то же время достаточно простой для того, чтобы он мог быть доступен для всего народа, для всех, кто желали порвать с греховным прошлым и вступить в новую духовную жизнь, к которой призывал он. Омовение во все времена служило религиозным символом и было знаменательным обрядом. Проказа Неемана очищена была в водах Иордана. Священники в храме постоянно совершали омовения, от народа вообще требовалось, чтобы он удалял нечистоту с помощью омовения. Пророк Давид молился: «Омой меня от беззакония моего». Пророк Исаия также взывал: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло». Омовение и вообще на Востоке само по себе составляет почти религиозный долг. Пыль и жар до крайности отягощают тело и душу, так что омовение приносит общее освежение и довольство. Поэтому принятый Иоанном символ крещения имел для народа громадное значение: всякий истомленный, запыленный и загрязненный странник, получив внутреннее оживление или возрождение, вместе с тем погружался в чистую и свежую воду реки, и таким образом, в знак своего внутреннего очищения, выходил чистым из нее душой и телом.
А. Лопухин. С. 166–167.
Исповедание грехов, которого требовал Иоанн до и во время погружения в воду, было знакомо евреям. Закон Моисеев предписывал его в некоторых случаях как торжественное обязательство. Известно, что в день Очищения первосвященник от имени народа возлагал на голову козла грехи всего Израиля...
А. Дидон. С. 176.
И если иудеи совершали омовение в ней [реке], считали, что тот, кто совершает омовение, очищается от всякой скверны и всех грехов.
Абу-ль-Фатх.
Самарянская хроника (107).
Сам обряд — погружение в воду — существовал давно. Ритуальные омовения или купания практиковались многими. Члены кумранских сект создали изощренную систему таких омовений. Но Иоанн крестил иначе: он совершал особый, неповторимый обряд посвящения, похожий скорее на ритуальное омовение, которому подвергали новообращенных в иудаизм, прежде чем принять их в священный народ. Омовение значило, что они очистились от «скверны» язычества. И вот теперь Иоанн призывал евреев, «детей Авраама», подвергнуться такому же обряду очищения, ибо, как он считал, они в том нуждались. По словам Луки, Иоанн хотел «приготовить народ к приходу Господа». Именно этого он добивался, когда требовал нравственного преображения и крестил тех, кто к нему готов. Погружая людей в воды Иордана, он приобщал их к грядущему «народу приготовленному». Но крещение водой было, как он говорил, лишь началом. «Идущий за ним» будет крестить «Духом Божьим и огнем». (Сказано это очень сильно, и мы не станем здесь разбирать само выражение). А пока люди должны исправляться и ждать — но ждать недолго.
Ч. Додд. С. 101.
...Мне кажется, проще всего принять, что Иисус был крещен Иоанном недалеко от устья, где Иордан впадает в Генисаретское озеро.
Д. Флуссер. С. 38.
Брод называется теперь Макта — место перехода, что соответствует наименованиям Вифании — дом корабля, или Вифавара — дом перехода. Он находится в полутора милях от Мертвого моря и имеет всего только десять метров в ширину. Река делает здесь крутой поворот, подмывая своими водами остроконечные скалы восточного берега. Противоположный берег ровен и тенист, будучи покрыт ивами, тростником и высокими тамарисками, образующими небольшие рощицы. Сквозь ветви этих деревьев со светлой листвой виднеются пустынные горы, у подошвы которых были Содом, Гоморра и зеленеющий Иерихон. Он представляет теперь груды пепла, перегорелые обломки. Даже в январе месяце небо знойно, воздух раскален. Глубокое безмолвие пустыни едва нарушается криком нескольких птиц, испуганным и быстрым полетом вяхирей и едва слышным журчанием реки. Сюда-то, никем не замеченный в толпе, пришел Иисус...
А. Дидон. С. 182.
Нам неизвестно, как долго Он оставался ремесленником, но мы догадываемся, почему Он оставил свое ремесло. Повод, похоже, ясен — пришел Иоанн, сын Захарии, называемый Крестителем. По Евангелию от Луки, произошло это в пятнадцатый год правления императора Тиберия, т. е. в 28–29 гг. по Р. Х., а Иисусу было тогда около тридцати лет. Установить точнее невозможно, но цифра, видимо, близка к истине.
Ч. Додд. С .100.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.Он пришел... чтобы свидетельствовать о свете.
Иоанн. 1:6, 7
...И было в те дни: пришел Иисус из Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна в Иордане.
Путь Христов. С. 130.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «Дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая?…
А. Лопухин. С. 193.
…Здесь-то, на берегу этого предуказанного святыми пророками озера, Иисус, изгнанный из Назарета, пришел искать Себе убежища.
А. Дидон. С. 285.
Первое, что путешественник видит, выходя из Голубиной долины и бросая первый пристальный взор на Геннисарет, — это небольшое, в 20 верст длины и 9 ширины, озеро в виде арфы, от чего, говорят, произошло и первоначальное его название (Хинни-реф, в переводе арфа).
Ф. Фаррар2. С. 76.
Озеро суживается от севера к югу и тянется более нежели на 20 верст. Оно расширяется к западному берегу, описывающему большой полукруг от холма Медждеме до мыса Хан-Эль-Миние. Наибольшая длина этого полукруга от 12 до 16 верст, он образует неправильный овал…
А. Дидон. С. 284.
По своей форме озеро почти походит на грушу, причем широкая оконечность его обращена к северу…
А. Лопухин. С. 109.
Когда в озере отражается небо, сверкающее белизной, то оно само представляется совершенно белым, подобно снеговой вершине Ермона.
А. Дидон. С. 284.
Во времена Христа западный берег был сплошь усеян городами и селениями, о которых часто говорят евангелисты. Восточный берег всегда был населен менее, но даже и там по всем свободным от скал местам ютились города и селения.
А. Дидон. С. 305.
Капернаум сделался «его городом» и посреди маленького кружка, который его боготворил, он забыл своих скептических братьев, неблагодарный Назарет и его насмешливое неверие.
А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
Матфей. 5:2
И подняв глаза Свои на учеников, говорил.
Иоанн. 6:53–58
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою?
Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Лука. 11:35.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ИИСУС ПРОТИВ
Его тонкие насмешки, Его злой задор поражали прямо в сердце. Они остались навсегда запечатленными, как вечное клеймо. Это Иисус соткал с чудным искусством эту шутовскую тунику Несса, которую еврей, сын фарисея, в лохмотьях влачит за собою в продолжение столетий. Изображение ее, как образец наивысшей насмешки, осталось начертанным огненными линиями на теле лицемера и фальшивого ханжи. Несравненное изображение, изображение достойное Сына Божия! Только Бог может убить таким образом. Сократ и Мольер коснулись только кожи. Иисус же своим пламенным гневом поразил лицемерие до мозга костей.
Ф. Мориак. С. 184–185.
«Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Слушатели из народа, по своему искреннему убежденно, или присутствующие фарисеи, с целью показать свое презрительное отношение ко всему, что могла означать эта притча, отвечали, что «злодеев этих он предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
А. Лопухин. С. 449–450.
Не для учеников, а для них придумал Он притчу о злых виноградарях за три дня до Своих Страстей. Притча эта столь смела и смысл ее столь прозрачен, что первосвященники хотят тут же схватить Иисуса — они бы так и сделали, если б не побоялись народа.
Оксиринский папирус.
Д. Флуссер. С. 58–59.
По толкованию ученых раввинов срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совершение таких работ назначалось побиение камнями…
Марк. 2: 27, 28.
ИИСУС ПРОТИВ ИУДЕЙСКОГО МЕССИИ
Почему иудеи не приняли Христа, как Мессию? Они ждали Мессию как воина, как настоящего Царя, Которому Бог даст силу свергнуть римское иго, покорить Израилю неверных и — утвердить закон Моисеев во всем покоренном мире. Элемент религиозный был поглощен элементом политическим…
А. Дидон. С. 166.
Древнееврейское слово «Мессия» переводится на древнегреческий язык словом «Христос». Евреи пользуются словом Мессия.
Р. Сантала. С. 27.
…И впредь (cтали) именовать его не Игошуа, а Иешу (Jesu), что значит «да изгладится имя его и память о нем» (Jimmah semo uezikro); и действительно, с тех пор его называли только этим именем.
Тольдот Иешу.
Венская рукопись (4).
…Имя «Jesu» при расшифровке букв, составляющих корень этого слова, трактуется, как: Jmmah Semo Uezikro, «да будет имя его забыто и память о нем изглажена».
Санхедрин 106.
…Таким образом его повесили в час Минхи (minhe), но в тот же день сняли с дерева, ибо сказано: «тело его не должно ночевать на дереве». И погребли его… в воскресение, а отщепенцы из народа рыдали, когда его погребали.
Тольдот Иешу.
Страстбургская рукопись (7).
Еврейские священники воскресили Валаама (Иисуса) из мертвых и наказали (казнили его в кипящей сперме).
Гиттин (57а).
Иисус был опущен в яму с нечистотами до подмышек. Затем кусок плотного материала был помещен внутрь легкой материи, обмотан вокруг шеи, и два его конца были затянуты в противоположных направлениях до тех пор, пока он не умер…
Марк. 10: 32–34.
Но они ничего из этого не поняли; были слова сии сокровенны для них, и они не уразумели сказанного.
Лука. 18:34.
А спросить Его боялись.
Марк. 9:32.
Когда Господь Иисус сказал ученикам своим, что Он предан будет на распятие в Пасху, не видно, поняли ли они указание Его на таинственное совпадение дней страдания Его со днями Пасхи...
НОВАЯ ПАСХА
ИИСУС ПРОТИВ МЕРТВОГО ХЛЕБА
Однако кульминационная точка месяца нисан — пасхальный ужин, была уже близка.
Р. Сантала. С. 174.
Прошла среда, которую Спаситель провел в уединении, и приблизился день, «в который надлежало закалать пасхального агнца».
А. Лопухин. С. 59.
Квашеный хлеб (на дрожжах), безусловно, воспрещался в эти дни; можно было вкушать только пресный хлеб. Отсюда другое наименование Пасхи — «Праздник Опресноков».
А. Дидон. С. 620.
Дрожжи символизировали грех и ожесточение…
Р. Сантала. С. 176.
Затем, с особенною тщательностью, начиналось печение самих опресноков. Вечером 13-го нисана, «пред появлением звезд», глава каждого семейства отправлялся с этою целью за водой, которую и почерпывал, произнося слова: «Это вода для опресночного хлеба». Затем, с необычайною тщательностью затиралась мука, и, после испечения хлебов, один из них, с предписанной молитвой, откладывался в сторону для принесения священнику в храм.
А. Лопухин. С. 59.
В субботу, предшествовавшую 14 нисана, так называемую великую субботу, в синагогах и самом храме совершались особые службы, и раввины объясняли народу закон и значение праздника. 10 числа выбирались пасхальные агнцы из огромных стад, пригонявшихся к городу в это время. 14-ый день, начинавшийся с солнечным закатом 13-го, был также первым днем праздника опресноков, и поэтому он известен был под названием «дня приготовления».
Р. Сантала. С. 177.
За трапезой могло сидеть до десяти и даже двадцати человек. Женщинам позволялось присутствовать вместе с остальными членами своего семейства, хотя и не требовалось от них вкушения пасхи.
Иоанн Златоуст1.
А. Лопухин. С. 472.
Тем, что Господь дал Иуде кусок хлеба, Он хотел пробудить в нем раскаяние, но с омраченной душой Искариота произошло совершенно противоположное: «…и после куска того вошел в него сатана».
Архиеп. Аверкий. С. 273.
Так как присутствие Иуды на вечери после этого сделалось невозможным, то Христос, делая последнее обращение к его совести, сказал ему: «Что делаешь, делай скорее».
Р. Сантала. С. 186.
Гефсимания означает по-еврейски «жом для масла» и получила, вероятно, название от прессовки олив, растущих там во множестве и передавших свое имя холму.
Ф. Фаррар. С. 384.
Итак, они пришли в Гефсиманский сад. Название gat shmanim означает «пресс для выжимки масла»…
А. Лопухин. С. 476.
Трижды удалялся Иисус, чтобы помолиться, и трижды по возвращении Он находил Своих учеников спящими.
Д. Мережковский. С. 564.
По странной случайности его звали также Иисусом, по прозвищу Вар-Абба или Вар-Раббан. Это было всем известное лицо; он был заключен в темницу, как сикарий, за участие в народном восстании, сопровождавшемся убийством.
Итак, Пилат желал спасти Иисуса.
Ч. Додд. С. 131.
…Созвучием имен: «Иисус Назорей — Иисус Варавва», и наведен был, вероятно, Пилат на простейшую и, как ему казалось, счастливейшую мысль: хитрого Ганана перехитрить, поймать в ловушку и спасти Невинного. Помня, как встречен был «царь Иудейский», пять дней назад, в торжественном шествии в Иерусалим, мог ли сомневаться Пилат в выборе народа между «двумя Иисусами»?
Евангелие от Никодима.
Апокриф, IX.
Желая угодить народу — а, может, и осадить священнослужителей, которых он явно ненавидел и презирал — Пилат предложил отпустить Его. Но он ошибся.
Ч. Додд. С. 131.
Священники увидели в этом опасность.
Э. Ренан. С. 283.
Поэтому Каиафа со своей партией немедленно позаботились о том, чтобы отвратить этот удар, и стали уговаривать народ просить освобождения Вараввы, а не Галилейского Учителя.
А. Лопухин. С. 500–501.
Желая поспешить делом и отклонить предложение Пилата, они подсказали народу имя узника, пользовавшегося в Иерусалиме большой популярностью.
Д. Мережковский. С. 564.
И так, сказал им: кого же хотите, чтобы я отпустил вам:
Иисуса Варавву или Иисуса, которого вы называете Мессией-Царем?
Матфей. 27:17.
Тогда закричали все: не Его, но Варавву!
Иоанн. 18:40.
Возопили иудеи: Варавву отпусти нам!
Евангелие от Никодима.
Апокриф, IX.
...Толпа, хотя и не испытывала ненависти к Иисусу, но любила Варавву как своего рода борца за свободу.
Ч. Додд. С. 131.
И вот, поднялся общий крик: «Нет, не этого Иисуса, но отпусти нам Иисуса Варавву»...
Евангелие от Никодима.
Д. Рид. С. 68.
Какого-то разбойника превратили наспех в живописного, популярного героя и противопоставили Христу. Поневоле узнаешь чернь наших городов и наши газетные сенсации.
Г. Честертон. С. 226.
Сегодня нам из собственного опыта хорошо известно, как легко организовать «стихийное народное возмущение», и крикам о Варавве не надо придавать большой значимости. Однако прокуратору ничего не оставалось делать.
Д. Мережковский. С. 554.
...Напрасно языческие воины обращались к состраданию еврейских священников; ни одно сердце не забилось ответной жалостью, ни один голос не прервал однообразных криков «распни Его», — этого завывающего припева дикой «литургии смерти».
Ф. Фаррар2. С. 423.
...И Пилат был принужден отпустить Иисуса Варавву.
Прот. Г. Каледа. С. 18.
Первое мучение, которому подвергнут был Спаситель человечества, преданный Пилату, было бичевание.
А. Лопухин. С. 892.
«Бич», flagellum, по римским законам, предшествует кресту.
Д. Мережковский. С. 569.
Талмуд описывает этот способ мучения в таких словах: «Руки осужденного привязываются к столбу; затем палач снимает с него одежды, разрывая их, или снимая настолько, чтобы открыть грудь. Позади мучимого ставился камень. На этот камень становился ликтор, держа в руках бич или ремни, связанные так, чтобы составлять два кнута, поднимающихся и опускающихся над осужденным». Гораций справедливо называл это мучение «horribile flagellum» (ужасное бичевание).
А. Дидон. С. 679.
Столб бичевания теперь находится в Риме, в церкви Св. Праксиды. Он из черного мрамора с белыми жилами, и имеет форму своего рода пьедестала в 15 и 3/4 вершка высоты и в 10 вершков в диаметре снизу.
А. Лопухин. С. 892.
Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а, сдергиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.
Евангелие от Петра. Апокриф. 3:6–9.
Не зная пределов бешеной ненависти, они затевали злобные игры, завязывали Ему глаза и, учащая удары, с возмутительной дерзостью повторяли: «Прореки нам Христос кто ударил Тебя».
Ф. Фаррар2. С. 406.
А одни, стоящие (рядом) плевали Ему в глаза, другие били Его по щекам, иные тыкали в Него тростниковой палкой, а некоторые бичевали Его, приговаривая: «Вот какой почестью почтим мы Сына Божия».
Евангелие от Петра.
Ф. Фаррар2. С. 425.
Увидел (это) Пилат, и объял его страх, и стал (он) вставать с седалища своего.
Евангелие от Никодима.
Апокриф (2).
Ему пришел на ум старый, пасмурный император Тиберий, который в настоящее время в Капрее таил в своем сердце мстительные виды и ядовитые подозрения, который бесновался нечеловечески кровожадной злобой за измену одного из своих друзей и министров Сеяна, исходатайствовавшего Пилату его теперешнее место и звание. А среди этой черни мог найтись какой-нибудь тайный доносчик!
Ф. Фаррар2. С. 425.
И еще сказали иудеи: если его отпустишь, значит, ты — недруг кесаря, ибо (Он) назывался Сыном Божиим и царем. И мы скажем: этому царю хочешь служить, а не кесарю».
Евангелие от Никодима.
Его обвинители прекрасно знали, что за десять лет до этого Тиберий объявил, что любой судья может немедленно приговорить к казни человека, который восстает против Рима.
Д. Мак-Дауэлл2. С. 53.
Нечто подобное было уже с ним [Пилатом] и раньше. Когда он, желая польстить императору Тиберию, выставил однажды посвятительные щиты с его и своим именем на горе Сионе, то иудейские зилоты, усмотрев в этом оскорбление своему закону, шумно требовали от него удаления щитов, угрожая в противном случае принести жалобу самому Тиберию, «воля которого, как кричали они, состоит в том, чтобы их законы пользовались уважением». Уже тогда это заявление сильно напугало прокуратора, потому что, по свидетельству Филона, он опасался, чтобы иудейская депутация не раскрыла пред императором всех его преступлений, «продажности его приговоров, его грабительства, разорения им целых семейств, и всех совершенных им постыдных дел, многочисленных казней лиц, не осужденных никаким судом, и причиненных им крайних жестокостей всякого рода». Так как он тогда хотел, однако, настоять на своем, то жалоба на него действительно была принесена, и Тиберий, оставшись недоволен затеей Пилата, приказал ему удалить щиты из Иерусалима и повестить их в храме Августа в Кесарии. Если уже тогда столь неблагоприятным для него оказался исход его столкновения с фанатическим народом, то чего было ожидать теперь? Ему, конечно, известно было, что в это самое время закон об оскорблении величества действовал в Риме с неумолимой жестокостью; жертвой подозрительности Тиберия пали уже многие важные сановники, и в этом отношении, как говорит Тацит, «ни Тиберий, ни обвинители-доносчики не знали усталости». Донос, сделанный при нынешних обстоятельствах, мог стоить ему не только занимаемого места, но и жизни. Тогда он окончательно потерял голову и, заботясь теперь больше о себе и своем положении, чем о правосудии, решился уступить требованиям ненавистного ему народа.
Евангелие от Никодима.
Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что обо Мне, приходит к концу.
А. Лопухин. С. 891–893.
И кто-то из них, принеся терновый венец, возложил его на голову Господа.
А. Лопухин. С. 893.
Некоторые, из путешествующих в Палестине, полагали, что это должна быть, и теперь во множестве растущая в Палестине, трава, называемая от арабов набекою, по листьям и цвету похожая на плющ. Другие судили иначе...
Архиеп. Иннокентий. С. 333.
Ветвь зизифа в пизанской церкви имеет 80 миллиметров высоты. На ней было некогда шесть шипов, из которых остались неприкосновенными только три. Главный из них имеет более 20 миллиметров, т. е. около одного дюйма длины. Шип, находящийся в церкви Св. Сернина в Тулузе, имеет 41 миллиметр. Два шипа, находящиеся в семинарии Аутунской, имеют: один 38 миллиметров, а другой 34 миллиметра; в большей своей части они белые, а основа их имеет темно-бурый цвет.
А. Лопухин. С. 893.
Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице.
ГЛАВА ПЯТАЯ
ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
ВОСКРЕСЕНИЕ
После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса, и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса.
С. Сальникова. С. 25.
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.
Иоанн. 19:41–42.
Когда же исполнилось все написанное о Нем, то, снявши с древа, положили Его во гроб.
Иоанн. 19:39
Другой член синедриона, Никодим, принес свиток мирры и алоэ, в благовонной смеси, которую часто использовали евреи для умащения и погребения…
А. Эдерсхайм.
Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 189.
Из раввинических источников мы знаем, что Никодим, сын Гориона, был одним из членов совета (синедриона. — Е. Г.) Иерусалима и одним из трех богатейших патрициев города.
Евангелие от Петра.
Апокриф, 8:28–33.
Пилат сказалим: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете…
А. Лопухин. С. 174.
...Тело Бога и не питается таким образом; тело Бога и не пользуется голосом таким, ни таким средством убеждения.
Цельс-Иудей (в передаче Оригена), 1.70.
И по мнению Тертуллиана, Он не имел даже обычной человеческой красоты и еще менее небесной.
А. Лопухин. С. 174.
У Бога не было бы такого тела, как твое. Тело, рожденное так, как ты, Иисус, рожден, не может быть телом Бога.
Цельс-Иудей (в передаче Оригена), 1.69.
…И Иустин-философ говорит о Нем, что Он не имел никакой красоты или привлекательности, и внешность Его была невзрачна.
А. Лопухин. С.174.
…Являл себя, как провозглашало Писание, невзрачным.
Иустин-Мученик. С. 30.
Со второго века происходил спор о красоте или невзрачности его лица. Отсюда, как говорит св. Ириней, никто не знал, каков был лик Спасителя.
А. Лопухин. С. 1040.
Кто изучал средневековые изображения Спасителя, должен был заметить, что некоторые из них, особенно в требниках, были лишены всякого благообразия; напротив того, другие представляли самый высокий идеал красоты человеческой. Откуда же происходило это противоречие? Из объяснений пророчеств, в которых старались отыскать не только описание жизни, но и наружности Мессии. Древняя церковь, привыкши видеть, что языческая скульптура старалась довести до совершенства изображения богов и богинь Олимпа и, опасаясь внести в свои пределы роковую испорченность чувственного развращения, находила, по-видимому, удовольствие уничтожать уважение к красоте лица.
Ф. Фаррар2. С. 66–67.
По описанию Климента Александрийского, Он также имел уничиженную наружность.
А. Лопухин. С. 174.
Напротив того, другие, будучи поражены такими возмущающими душу мыслями, представляли в чертах Иисуса отражение дивной красоты Давида, Его великого предка, а блаженные Иероним и Августин предпочитали применять к Нему слова Псалма: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; препояшь себя по бедру мечем Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею». Естественно, что за отсутствием вполне достоверных указаний, этот взгляд встретил сильнейшее сочувствие и был осуществлен в величайших произведениях Фра Анджелико, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана.
Ф. Фаррар2. С. 67.
…Если лицо всякого человека отражает на себя невидимую душу его, то Иисус, конечно, был самым прекраснейшим из сынов человеческих.
А. Дидон. С. 134.
Позже оказалось, что христиане, бережно относящиеся к каждому слову о Спасителе, сохранили все же предание, как выглядел Господь Иисус Христос. Немало современников Спасителя могли рассказать о Его облике тем христианам, которые уже не могли видеть Учителя — ведь вся Иудея с Галилеей видела Его и слушала Его проповеди.
О внешнем облике Спасителя...
По преданию Православной Церкви. С.5.
Христианские гностики, не имевшие антипатии к языческому искусству, постепенно начали представлять себе Его образ совершенно иначе, чем первые христиане. Изображая Его на картинах, медалях и в небольших статуях, черты для этих изображений они брали с портрета, который, по преданию, снят был с Него по приказанию Пилата. В третьем столетии подобное изображение проникло в домашнюю капеллу императора Севера, где оно помещено было рядом с изображениями знаменитых царей и императоров, равно как и таких «святых душ», как Авраам, Орфей, Аполлоний и др.
А. Лопухин. С. 175.
...Рассказы очевидцев, переходя из уст в уста, из рода в род, и помогли сохранить предание о внешнем облике Господа нашего Иисуса Христа.
О внешнем облике Спасителя...
По преданию Православной Церкви. С. 6.
Был Он лицом, как все мы, сыны Адамовы.
Иоанн Дамаскин. С. 123.
Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом. Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка; «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих».
Понтий Пилат — Тиберию. 25.3.
Я опишу внешность нашего Господа, как она передана нам от древности. Он был высок и весьма прекрасен. Рост Его составлял полных семь пядей, волосы Его были светло-коричневого цвета, не слишком густые и слегка завивающиеся в мягкие локоны. Брови Его были темны и выгнуты, и глаза Его как бы изливали из себя нежный золотой свет. Они были весьма прекрасны. Нос у Него был выдающийся; борода приятная, но не очень длинная. Волосы головы Он, напротив, носил весьма длинные, потому что ножницы никогда не касались их, как не касалась их и рука человеческая, кроме руки Его Матери, когда Она играла ими в Его детстве. Он немного был согбен, но тело Его было хорошо сложено. Цвет Его кожи походил на цвет созревшей пшеницы, а Его лицо, подобно лицу Его Матери, было скорее овальное, чем круглое, с небольшим оттенком румянца; но чрез него просиявали достоинство, разумность души, кротость и никогда ненарушимое спокойствие духа. Вообще Он очень походил на Свою Божественную и непорочную Матерь.
Н. Каллист
Цит. по: Иисус Христос в документах истории. С.451–452.
«Рост его составляет семь полных пядей», — говорит Никифор Каллист. Неизвестно, что собственно разумеется в данном случае под пядью, под которой обыкновенно понималось расстояние между концом большого пальца и мизинцем в их наиболее сильном растяжении. Судя по общей мысли писателя, что рост Христа был высокий, можно думать, что это составит около шести футов (фут равняется 30,48 см. — Ред.).
С. Сальникова. С. 24.
Вместе с плотию и кровию имел душу разумную, носил дебелую плоть, имел вид, подобный нашему, очень многими чертами походил на Матерь Свою и представлял в Себе образ Адама.
Иоанн Дамаскин (?). С. 7.
Прежнее представление о внешности Христа, основанное на изречениях Исаии, к этому времени окончательно уступило место другому, которое превозносило Его красоту, как естественное внешнее выражение Божественной чистоты и совершенства Его внутреннего существа. Григорий Нисский прилагает не только к Его учению, но к Его личности те величественные образы, которые употребляются в Песни Песней.
Публий Лентулл.
А. Лопухин. С. 176.
Известно, что его лицо чудесно отпечаталось на убрусе (платке, которым Он утерся). Это — доподлинное изображение Божественного Лика Спасителя, самое достоверное и точное изображение Его внешности.
По преданию Православной Церкви. С. 11.
Это тот тип, который вдохновлял Леонарда да-Винчи, Рафаэля, Аннибала Карраша. Он встречается в течение всего византийского периода и в древних мозаиках Рима и Равенны; он сохранился в течение всех средних веков и таким образом дошел до первых художников эпохи Возрождения.
Ориген. С. 36.
Он изменил весь ход истории человечества…
У. Робинсон.
К. Симпсон. С. 110.
Одним словом, Иисус был Божеством, явленным в человеке, в определенный исторический период. Эта идея поразительна сама по себе, и становится еще более поразительной, поскольку таким чудесным образом была воплощена в жизни конкретного Человека. На свете еще не было идеи более высокой.
А. Фэрберн. С. 114.
Может ли Тот, о Ком пишут Евангелия, быть человеком? Сколько доброты и чистоты в Его поведении, сколько трогательной добродетели в Его учении! Как высоки Его афоризмы, сколь мудры Его рассказы! Как умны, как изобретательны в своей справедливости Его ответы! Да, жизнь и смерть Сократа — это жизнь и смерть философа, а жизнь и смерть Иисуса — это жизнь и смерть Бога.
Ж.-Ж. Руссо. С. 115.
Последствия Христова учения даже для неверующих суть события неоспоримо исторические. Оно смягчило жестокость; укротило страсти; заклеймило позором самоубийство; под строгим наказанием запретило отвратительное детоубийство; низвергло языческую нечистоту во мрак, который ей сроден. Не найдется ничего отрицающего подобное действие Христова учения. Оно изгнало гладиатора; освободило узника; защитило пленника; восстановило слабого; взяло на себя попечение о сироте; возвысило женщину; светлым ореолом осенило священную невинность нежных лет детства. Каждая сторона жизни почувствовала совершенствующую силу его влияния. Оно обратило жалость из порока в добродетель; возвело бедность из проклятия в блаженство; облагородило труд, обративши его из черной работы в достоинство и обязанность; освятило брак, считавшийся прежде до некоторой степени тягостным условием и сделавшийся ныне священным таинством. Оно в первый раз открыло ангельскую красоту чистоты, в которой люди отчаялись, и добросердечия, над которым они издевались. Оно дало верное понятие о милосердии, распространивши границы с тесного круга соседства на весь род человеческий. Оно идею о человечестве обратило в идею об общем братстве всего мира, и применило даже к странам, которые не слыхали об этом учении, а где оно распространилось, там освятило жизнь, возвысило душу каждой отдельной личности.
Ф. Фаррар2. С. 342.
Я знаю людей — и могу вам сказать, что Христос не был человеком. Поверхностный ум усматривает сходство между Иисусом и основателями империй, или богами иных религий. Такого сходства не существует. Бесконечная пропасть отделяет христианство от всех иных религий. Все в Христе поражает меня. Его дух повергает меня в трепет, Его воля далеко превосходит мою. Невозможно сравнить Его ни с одним другим человеком в мире. Он — существо самодовлеющее. Его мысли и чувства, провозглашаемые Им истины, Его способы убеждать людей — всего этого не объяснить ни человеческим устройством, ни природой вещей. Чем ближе я подхожу к Нему, чем тщательней Его изучаю, тем яснее вижу Его превосходство во всем. Его подавляющее величие. Религия Его — это откровение разума, который никак не мог быть человеческим... Ни в ком, кроме Него самого, не отыскать подражания Его жизни или е образца... Я тщетно искал в истории кого-либо сходного с Иисусом Христом или учения, сравнимого с евангельским. Ни история, ни человечество, ни минувшие века, ни природа не смогли дать мне ничего, что я мог бы поставить рядом с Евангелием или использовать для его объяснения. Поражает все, что связано с Христом…
Н. Бонапарт.
В кн. В. Граундса. С. 305.
Он не написал ни одной книги. Но все библиотеки нашей страны не вместят книг, написанных о Нем. Он не написал ни одной песни. НоОндал тему для стольких песен, сколько не дали все композиторы, вместе взятые. Он никогда не основал ни одной школы. Но все школы мира не могут похвастаться таким количеством учеников, как у Него. Он никогда не командовал армией, не призывал солдат, не стрелял из винтовки. Но ни у одного государственного деятеля никогда не было столько добровольцев, которые по Его приказу заставили бы стольких мятежников сложить оружие и сдаться без единого выстрела.
Он никогда не занимался психиатрией, но исцелил больше разбитых сердец, чем все врачи мира. Каждую неделю по всему миру замирают вращающиеся колеса торговли и промышленности, и толпы людей приходят на молитвенные собрания, чтобы отдать Ему дань любви и уважения.
Несравненный Христос. С. 123.
Александр Македонский, Цезарь, Карл Великий и я — мы основали великие империи. Но на чем строились эти творения нашего гения? На силе. Лишь один Иисус основал Свою империю на любви, причем до сего дня миллионы и миллионы готовы за Него умереть... Мне кажется, я кое-что смыслю в человеческой природе, и поэтому скажу: все великие были людьми, и я тоже человек — никто из нас не похож на Него. Иисус Христос был больше чем человек... Я внушал толпам такую горячую любовь, что они готовы были сложить за меня головы. Но для этого мне лично нужно было быть рядом с ними, чтобы они видели мой электризующий взгляд, слышали мои слова, мой голос... Лишь Христу удалось настолько приблизить человеческий разум к Невидимому, что тот становился нечувствительным к пространственным и временным барьерам. И вот, через пропасть, образованную восемнадцатью столетиями, Иисус Христос задает нам сложнейшую задачу... Он просит отдать собственное сердце. Он хочет, чтобы сердце принадлежало только Ему. Мы лишены права ставить свои условия, но почему-то везде люди отвечают Ему согласием. Удивительно! Разрывая время и пространство, человеческая душа, со всей ее силой, со всеми ее способностями, становится продолжением империи Христа... Это необъяснимое явление. Подобное не под силу человеку. Даже великий разрушитель — время — бессильно угасить это священное пламя. Время не может ослабить его силу, не может ограничить радиус его действия. Это-то и поражает меня больше всего! Я часто об этом думал. И именно это служит для меня доказательством божественности Иисуса Христа…
Н. Бонапарт.
В кн. Н. Андерсона. С. 45–46.
Исключая все случайные, искусственные подразделения, основанные на условиях образованности и племени, климата и времени, гражданственности и религии, род человеческий делится на три класса: толпу, талантов и гениев. Это исполинская пирамида, в которой толпа составляет основание, таланты — среднюю часть и гении — вершину. Гению принадлежит самобытность, изобретательность и почин; он создает новые формы, приводит все в движение, увлекает человечество на пути, до него неведомые, смущает или успокаивает человечество, вводит его в заблуждение или дает направление, унижает или возвышает его… Когда гений религии проявляется вовне, то он предлагает и должен содержать в себе все другие виды гения: гений мысли, для научения людей самым высшим истинам о Боге, судьбе и жизни человеческой; гений действия, чтобы повелевать совестью и исправлять ее; гений искусства, чтобы воплотить в речь или в обряды божественный идеал, восхищающий чувственные силы человеческого существа. Все, что характеризует религиозного гения в его безусловном совершенстве, оправдывается во Христе, Каким показывает Его Евангелие и боготворит вера христианская и Каким Он является Сам. До Него даже в Моисее и пророках можно видеть только прообраз; после Него даже в святых находится только копия этого Божественного Образца
А. Дидон. С. 138–140.
Борьба будет продолжительной и жестокой, но с того часа, как Христос умер на кресте, начался похоронный звон царству дьявола и всей языческой мерзости. С этого часа святость стала общим идеалом всех, кто чтит имя Христа, как имя своего Господа, а достижение этого идеала — общим наследием душ, в котором почиет Дух Святой.
Ф. Фаррар2. С. 442.
Гениальный человек находит свою жизнь слишком краткою, чтобы наставить своих учеников, упрочить свои учреждения, воздвигнуть государство, преобразовать религию. Ему нужны долгие годы для осуществления своих планов; Иисус удовольствовался несколькими месяцами. В маленькой тетрархии Иродовой, этой наиболее пренебрегаемой части земли Израильской, Он открыл Самого Себя, овладел умами человеческими в лице нескольких бедных галилеян, которых Он сделал Своими апостолами, и начал с ними и в них Свое Царствие, которому не должно было быть никакого предела ни в пространстве, ни во времени…
А. Дидон. С. 267.
Иисус из Назарета без денег и оружия покорил больше миллионов людей, чем Александр Македонский, Цезарь, Магомет или Наполеон; без помощи науки и знаний Он пролил больше света на человеческие и Божественные вопросы, чем все философы и ученые вместе взятые, без всяких уроков красноречия Он произносил слова жизни, которых никто не говорил ни до, ни после Него, и покорял слушателей лучше, чем любой оратор или поэт; не написав ни одной строки, Он привел в движение больше перьев и вдохновил больше проповедей, речей, диспутов, ученых томов, созданий искусства и благодарственных гимнов, чем вся армия великих людей древности и современности.
Ф. Шафф.
Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 120–121.
Видимая скудость средств нисколько не соразмеряется с громадностью результатов, и этот контраст представляет величайшую загадку истории. Это знамение Иисуса…
А. Дидон. С. 267.
Иисус Христос — это снисхождение Бога и возвышение человечества…
Ф. Брукс.
Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 116.
Нет ни одного человека между великими гениями религии, который не носил бы на себе клейма нравственной слабости и в котором не открылось бы какой-нибудь сокрытой язвы. Когда читаешь историю Магомета, то как удержать в себе вопль удрученной совести пред многоженством, осквернившим последние годы его жизни и ясно доказывающим его бессилие в борьбе со своими инстинктами в таких годах, когда воздержание представляется столь естественной добродетелью? А мудрый Сакия Муни, — как оправдать его пессимизм, лежащий в самом существе его учения, и тот беспощадный аскетизм, который служит прямым отрицанием нашей земной участи? Человек создан не только для того, чтобы заслужить небо, но и чтобы управлять землей. Истинный учитель религии должен научить человека не только умирать, но и жить…
А. Дидон. С. 141–142.
Даже с точки зрения статистики Евангелия являются величайшими произведениями в истории. Любая другая книга уступает им по числу читателей, популярности цитат, количеству переводов на иностранные языки, по тому, сколько она вдохновляла художников, писателей и композиторов. Но величие слов Христа отнюдь не только в этом. Все в точности до наоборот: их больше читают, цитируют, повторяют, верят им и переводят их на другие языки именно потому, что это — величайшие слова в истории человечества. В чем же их величие? Оно состоит в чистой, светлой духовности, в ясном, отчетливом и убедительном подходе к величайшим вопросам, терзающим человеческую грудь…
Б. Рамм.
Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 119.
К народам, бессильным от опьянения преступлением, она [весть Христа] явилась как свет новой весны…
Ф. Фаррар2. С. 442.
Когда Иисус покинул эту землю, Онсказал ученикам, что им суждены после Его ухода более великие подвиги, чем совершенные Им Самим. Века христианства подтвердили Его правоту. Великие подвиги совершались и совершаются сейчас. Иисус Христос в наши дни совершает больше чудес, чем во время Своей жизни на земле. Он спасает души, преобразует жизни, меняет характеры, утверждает идеалы, вдохновляет на добрые дела, способствует всему лучшему, чистому и высокому, что есть в человеческой жизни и развитии. Оттого и справедливо привлекать внимание к влиянию Христа на многие века истории — ведь оно служит одним из величайших, самых прямых и очевидных доказательств того, что христианство заключается в Христе, и чтотакой Христос нуждается в объяснении. Невозможно рассматривать этот вопрос как чисто исторический, поскольку он затрагивает каждую область сегодняшней жизни…
Т. Гриффит.
Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С 121.
Сделать из бедности предмет любви и желания, поставить нищего на пьедестал, считать святыней одежду бедного человека — это .такой подвиг, который не особенно тронет политическую экономию, но перед которым истинный моралист не может остаться равнодушным…
Э. Ренан. С. 161.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
Гильдебрандт П. А. Справочный и объяснительный словарь к Новому Завету. СПб., 1882-1885. Т. 1—6.
Греческий словарь на Евангелие от Матфея. М., 1870.
Гречулевич 3. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в четырех святых Евангелиях (б. г.).
Над Евангелием (Словарь евангельских фраз и выражений). Белая Церковь (б. г.).
Предметный указатель к святому Четвероевангелию. М., 1899.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Плотник из Назарета
(Вместо предисловия)
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Иудея и Рим перед рождением Христа
Вифлиемская звезда. Перепись в Вифлееме
Когда же все-таки родился Христос?
Зачем волхвы два года искали Иисуса?
Бегство в Египет
Тайна Назарета
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОТ ИИСУСА К ХРИСТУ
Крещение
Христос в пустыне
Первое чудо
Иисус против Иерусалима (шаг первый)
Иисус и самарянка
Неудача в Галилее
Сыны чертога брачного
Притчи — игрушки с небес
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИИСУС ПРОТИВ
Бойтесь закваски фарисейской
Фарисейские штучки. Иисус и грешница
Динарий кесаря
Не то, что входит в уста, оскверняет
Не человек для субботы
Иисус против иудейского мессии
Иудейская сплетня
Иисус против Иерусалима (шаг второй)
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ТЕНЬ СМЕРТНАЯ
Заговор синедриона
Новая Пасха. Иисус против мертвого хлеба
Тень Смертная (шесть судов над Иисусом)
Анан — серый кардинал
Суд Анана (первый суд церкви лукавствующих)
Отречение Петра
Иисус на суде Каиафы (второй суд церкви лукавствующих)
Снова перед судом Каиафы (третий суд церкви лукавствующих)
Суд церкви лукавствующих (обзор мнений о первом и втором суде синедриона над Иисусом Христом от древности и до наших дней)
Почему они все так забеспокоились?
Суд Пилата (часть первая)
Суд Ирода Антипы
Последний суд Пилата
Сон Клавдии Прокулы
Пилат умывает руки
Голгофа
ГЛАВАЯ ПЯТАЯ. ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Воскресение
Характер и личность Иисуса
Пятое евангелие
Список цитируемых источников
Краткие сведения о древних авторах
Тематический указатель дополнительной литературы
Список основных сокращений
Принятые сокращения
(Вместо предисловия)
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
ИУДЕЯ И РИМ
ПЕРЕД РОЖДЕНИЕМ ХРИСТА
ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА
ПЕРЕПИСЬ В ВИФЛЕЕМЕ
КОГДА ЖЕ ВСЕ-ТАКИ РОДИЛСЯ ХРИСТОС?
ЗАЧЕМ ВОЛХВЫ ДВА ГОДА ИСКАЛИ ИИСУСА?
ПЛОТНИК ИЗ НАЗАРЕТА
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
ТАЙНА НАЗАРЕТА
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОТ ИИСУСА — К ХРИСТУ
КРЕЩЕНИЕ
ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ
ПЕРВОЕ ЧУДО
ИИСУС ПРОТИВ ИЕРУСАЛИМА:
ШАГ ПЕРВЫЙ
ИИСУС И САМАРЯНКА
– Конец работы –
Используемые теги: серия, биографические0.043
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЕРИЯ «БИОГРАФИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ»
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов