рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ХОЛМСКИЕ ЕПИСКОПЫ

ХОЛМСКИЕ ЕПИСКОПЫ - раздел Право, Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 5. Кирилл Упом. В 1242-1249 Гг. ...

Кирилл упом. в 1242-1249 гг.
Иоанн I упом. в 1250-1280 гг.
Григорий упом. в 1328-1332, 1335 гг.
Иоанн II упом. в 1330-1347 гг.
Каллист упом. в 1376 г.
Феодосии I (схимник)  
Стефан (схимник)  
Нестор  
Сильвестр упом. в 1392 г.
Иоасаф II упом. до 1414 г.
Павел (Червенский) упом. в 1415 г.
Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г.
Григорий упом. в 1432-1468 гг.

 


МОНАСТЫРИ, ОСНОВАННЫЕ НА РУСИ
в 1240—1448 гг. [500]

  XIII в., после 1240 г.
После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1261-1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла.
Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ранее 1262 г. Полонинский мужской монастырь в честь свт. Григория Богослова (?).
Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
XIII в., после 1262 г. Устюжский женский монастырь в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Ранее 1265 г. Псковский Снетогорский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Тверской Отрочь общий мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1268 или ранее Владимире-Волынский мужской монастырь в честь св. арх. Михаила.
Ранее 1271 г. Ростово-Ярославский на Песках Княгинин мужской (первоначально женский) монастырь в честь Преображения Господня.
Ранее 1276 г. Владимирский мужской монастырь в честь свв. равноап. царей Константина и Елены.
1287 или ранее Люблинский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Владимире-Волынский апостольский мужской монастырь.
Ранее 1288 г. Ростово-Ярославский мужской монастырь в честь св. ап. Иоанна Богослова.
Брянский Свенский, или Свинский, Новопечерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Ок. 1289 г. Тверской Остроганский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Не позднее 1294 г. Тверской у Спаса за алтарем мужской монастырь в честь свт. Афанасия Великого.
1299-1386 гг. или ранее Псковский Сереткин, или Сереткинский, мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла.
Не позднее кон. XIII в. Спасо-Преображенский мужской монастырь под Самбором.
Кон. XIII в. Московский за Торгом, или Ветошным рядом, мужской монастырь в честь Богоявления Господня.
Не позднее XIII в. Туровский женский монастырь в честь св. вмц. Варвары.
XIII в. Тверской на Всполье мужской монастырь в честь св. арх. Михаила.
Кон. XIII — нач. XIV в. Волынский Новодворский Ратский мужской монастырь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Кон. XIII или нач. XIV в. Рязанский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Кон. XIII в. или 1405 г. Путивльская Молчанская Софрониева мужская пустынь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
  XIV в.
Ранее XIV в. Переяславль-Залесский князь Андреевский женский монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ок. 1300 г. Московский Данилов мужской монастырь в честь прп. Даниила Столпника.
После 1300 г. Новгородский женский монастырь в честь св. прав. Лазаря Четверодневного.
Ранее 1307 г. Псковский на Красном дворе мужской монастырь в честь св. вмч. Пантелеймона.
1309-1310 Новгородский Колмовский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Новгородский Щилов мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Ярославский Толгский мужской, ныне женский, монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Ранее 1319 г. Тверской женский монастырь в честь Софии, Премудрости Божией.
Ранее 1523 г. (?) Тверской Училищный мужской монастырь в честь св. вмч. Феодора Стратилата.
Новгородский Коломецкий мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Новгородский Десятинный женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
1327 (?) Новгородский Боровичский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа.
Московский на Бору мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Нижегородский Печерский мужской монастырь в честь Вознесения Господня [501].
Ок.1330 г. Костромской Ипатиев мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ранее 1334 г. Вологодский Прилуцкий мужской монастырь в честь Рождества Христова.
Галичский Костромской мужской монастырь в честь Преображения Господня (?).
Новгородский Деревяницкий, первоначально мужской, а позднее женский, монастырь в честь Воскресения Господня.
XIV в., ранее 1337 г. Московский Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1337 (1339 ?) Московская Сергиева лавра в честь Святой Живоначальной Троицы.
Не позднее 1340 г. Львовский Георгиевский монастырь («Святой Юр»).
Ранее 1341 г. Псковский Дальний на Бору мужской монастырь в честь св. вмч. Пантелеймона.
Ранее 1345 г. Новгородский Ковалевский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Не позднее 1346 г. Переяславль-Владимирский Горицкий мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1347-1350 Виленский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Сер. XIV в. Мячковский близ Гороховца мужской монастырь в честь свт. Василия Великого.
Сер. XIV в. Московский Высокопетровский мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла.
Ранее 1352 г. Демянский Усть-Узский близ Порхова мужской монастырь в честь Рождества Христова.
1352 или ранее Новгородский Болотов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Псковский мужской монастырь в честь св. вмч. Димитрия Солунского.
Суздальский Евфимиев мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1353 (?) —1357 Новгородский Радоквицкий женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1354(?) — не позднее 1384 г. Новгородский Радоквицкий на Витке женский монастырь в честь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова.
Новгородский Сковородский мужской монастырь в честь св. арх. Михаила.
Ок.1355 г. Нижегородский Георгиевский женский монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
Ранее 1356 г. Новгородский на Лятке мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Московский женский монастырь в честь прп. Алексия, человека Божия.
1360-1362 Серпуховской Владычный, первоначально мужской, а позднее женский, монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Ок. 1360 г. Московский Спасо-Андроников мужской монастырь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.
Ранее 1361 г. Тверской на Бору мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
Ранее 1361 г. Тверской на Гостомле мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
Ранее 1361 г. Тверской Загородный мужской монастырь.
Дмитровский Пешношский, или Песношский, Мефоди-ев мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
1361-1437 Тверской в Бардинском на Шоше мужской монастырь в честь Воскресения Христова.
1361-1437 Тверской на Соси мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Суздальский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Владимирский на Клязьме Гороховецкий мужской монастырь в честь св. вмч. Георгия Победоносца.
Ок. 1365 г. Московский Чудов Алексеевский мужской монастырь в честь Воспоминания чуда арх. Михаила, бывшего в Хонех.
Ранее 1367 г. Каргопольская Кирилло-Челмогорская, или Чермозерская, мужская пустынь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Суздальский Городецкий мужской и женский монастырь.
Московский на Старом Симонове мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Авнежский мужской монастырь в честь Святой Живо-начальной Троицы.
Ок.1370 г. Махрищский Стефанов мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ок.1370 г. Переяславль-Залесский на Болоте мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Вологодский Прилуцкий Димитриев мужской монастырь в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Новгородский Ситецкий, или на Сетечке, мужской монастырь в честь св. блж. Андрея, Христа ради юродивого.
Ок.1371 г. Вологодский Воскресенский мужской монастырь в честь Воскресения Христова.
Ок.1371 г. Ольгов Успенский монастырь под Рязанью.
Высоцкий близ Серпухова мужской монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
До 1375 г. [502] Новоезерский Авраамиев близ Галича мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1375 г. Костромской Авраамиев Городецкий мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Ок.1376 г. Киржачский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Ранее 1377 г. Коломенский Ядринский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Ок. 1378 г. Стромынский Дубенский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Не позднее 1378 г. Калеников монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Ранее 1379 г. Обнорский мужской монастырь в честь Воскресения Господня.
Ок. 1379 г. Московский Симонов Новый мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Ок. 1380 г. Звенигородский Саввин Сторожевский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
После 1380 г., XIV в. Могилевский Пустынский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Ранее 1381 г.(?) Рязанский Зарайский, Перевитский первоначально женский, а позже мужской монастырь в честь свт. Николая (?).
1383 или позднее Псковский на Гремячей Горе мужской монастырь в честь свв. бесср. Космы и Дамиана.
1383 или 1483 Псковский Иглин с Усохи женский монастырь в честь Святого Духа.
После 1383 г. Новгородский Тихвинский Большой мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Ранее 1384 г. Виленский мужской монастырь в честь Рождества Христова (?).
Ранее 1384 г. Костромской Сыпанов (Пахомиева пустынь) мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ранее 1385 г. Московский Кирилловский мужской монастырь в честь свт. Афанасия (?).
Ранее 1385 г. Полоцкий мужской монастырь в честь св. первоверхов-ного ап, Петра.
Коломенский Голутвин Старый мужской монастырь в честь Богоявления Господня.
Ранее 1386 г. Новгородский близ реки (Гзени) мужской монастырь в честь свв. мчч. Бориса и Глеба.
Ранее 1386 г. Новгородский Понедельский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ранее 1386 г. Ростово-Ярославский мужской монастырь в честь свт. Григория Богослова (Затвор).
Ранее 1386 г. Рязанский Усть- Павловский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ранее 1387 г. Тверской на Мытище, или на Ручье за Волгою, мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ранее 1388 г. или XV в. Череповецкий мужской монастырь в честь Воскресения Господня.
1388 или XV в. Дмитровский мужской монастырь в честь свв. мчч. Бориса и Глеба.
Ранее 1389 г. Владимирский на Клязьме мужской монастырь в честь свв. мчч. Бориса и Глеба.
Ок.1389 г. Московский на Рву, или на Трубе, женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
1389 или нач. XII в. Новгородский Сокольницкий женский монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ранее 1390 г. Московский Хлыновский, ранее мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, позже женский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Ранее 1390 г. Муромский Олонецкий мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Новгородский Чудинцевский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Рязанский Солотчинский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Не позднее 1390 г. Московский на Всходне мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Ок. 1390 г. Вологодская Стефановская мужская пустынь.
Ок. 1390 г. Московский в Кремле женский монастырь в честь Вознесения Господня.
1391 или ранее Новгородский Вяжищский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Не позднее 1391 г. Верендовский Сутоцкий близ Новгорода мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Не позднее 1391 г. Псковский Каменоградский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
До 1392 г., кон. XIV в. Ростово-Ярославский на Устье мужской монастырь в честь свв. мчч. Бориса и Глеба.
Ранее 1392 г. Московский Троицкий Сергиев мужской монастырь в честь Богоявления Господня.
Новгородский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Не позднее 1392 г. Ростово-Ярославский Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
1392-1428 Владимирский на Клязьме Юрьевский на Воинове горе мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Не позднее 1393 г. Вологодский Святолуцкий мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
1393-1423 Нижегородский мужской монастырь в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя [503].
Новгородский Спасский на Поле мужской монастырь в честь свв. бесср. Космы и Дамиана.
Тверской Желтяков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Московский на Кучковом поле в Белом городе мужской монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Новгородский Лисицкий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Псковский Волковский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
1396 или 1584 Омучская Феофилова Коневская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Не позднее 1396 г. Ульяновский Стефановский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Не позднее 1396 г. Усть-Вымская Яренская мужская пустынь в честь св. арх. Михаила.
Белозерский Кириллов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1397 или 1394 Тверской Саввин на Тлее мужской монастырь в честь Сретения Господня (?).
Ранее 1398 г. Псковский Черницкий в Поле женский монастырь в честь св. арх. Михаила.
Белозерский Ферапонтов Мартинианов мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Коневский, или Коневецкий, на острове Ладожского озера мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Ранее 1399 г. Полоцкий мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ранее 1399 г. Псковский Порховский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1399-1425 Тверской Большой Перемеры мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
1399-1425 Тверской монастырь в честь Трех святителей на Тьмаке.
2-я пол. XIV в. 2-я пол. XIV в. Коломенский Бобренев мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Московский у Медвежьего озера мужской монастырь в честь Преображения Господня.
2-я пол. XIV в. Московский Угрешский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
2-я пол. XIV в. Новгородский Старо-Русский женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Кон. XIV в. Владимирский на Клязьме Святоезерский Сенегский Гороховецкий мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Кон. XIV в. Вологодская Печерская мужская пустынь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Кон. XIV в. Галичский Паисиев мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Кон. XIV в. Железноборовский Яковлевский мужской монастырь в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Кон. XIV в. Костромской мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Кон. XIV в. Московский в Китай-городе греческий мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в старину Никольский у Большого Креста.
Кон. XIV в. Олонецкий Палеостровский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Кон. XIV в. Ростово-Ярославский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Кон. XIV в. Рязанский Солотчинский женский монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
Кон. XIV в. Тверская Ламская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Кон. XIV в. или 1407 Могилевский Мстиславский мужской монастырь в честь прп. Онуфрия Великого.
Кон. XIV - нач. XV в. (до 1412 г.) Вологодский Нуромский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Кон. XIV - нач. XV в. (не позднее 1450-х гг.) Московский монастырь в честь св. вмч. Георгия на Дмитровке.
XIV в. или ранее Новогрудский мужской монастырь в честь свв. мчч. Бориса и Глеба.
XIV в. Архангельский Кеврольский мужской монастырь в честь Воскресения Христова.
XIV в. Архангельский Чухченемский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
XIV в., не позднее XV в. Владимирский на Клязьме Волосов, или Власов, мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
XIV в. Вологодский Орловский женский монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
XIV в. Добрый близ Лихвина мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
XIV в. Желеховский монастырь в Галицкой епархии.
XIV в. Каргопольский мужской, позднее женский монастырь или пустынь Иоанна Власатого в честь Успения Пресвятой Богородицы.
XIV в. Костромская Авраамиева Верхняя мужская пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы.
XIV в. Луцкий Красносельский мужской монастырь в честь Преображения Господня (?).
XIV в. Луцкий Подгалицкий мужской монастырь.
XIV в., несомн. 1401 г. Мозырский Ясногорский мужской монастырь в честь свв. первоверховных апп. Петра и Павла.
XIV в. Мстиславский Нагорный мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
XIV в. Оршанский Кутеенский женский монастырь в честь Святого Духа.
XIV в. Псковский Великопустынский мужской монастырь в честь Спаса.
XIV в. Чухломской Авраамиев мужской монастырь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы.
  XV в.
Не позднее 1400 г. Уневский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Ранее 1402 г. Архангельская Сырьинская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Глушицкий мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Новгородский на Папоротне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
1403-1456 Рязанский на Борках мужской монастырь в честь св. Богоявления.
Ранее 1404 г. Смоленский Вяземский Вышний мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Не позднее 1405 г. Белзский Яблочинский мужской монастырь в честь прп. Онуфрия Великого.
Не позднее 1405 г. Грушевский монастырь в честь св. арх. Михаила Галицкой епархии.
Не позднее 1405 г. Лавровский Онуфриев монастырь Галицкой епархии.
Не позднее 1405 г. Микулич монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (?) Галицкой епархии.
Не позднее 1405 г. Монастырь в честь св. Сусанны Галицкой епархии.
Не позднее 1405 г. Перемышльский Смольницкий монастырь Галицкой епархии.
Не позднее 1405 г. Шосов монастырь Галицкой епархии.
Ранее 1406 г. Витебский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
Полоцкий Добейский мужской монастырь.
Новгородский Верендовский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Не позднее 1407 г. Тульский Венев мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ранее 1408 г. Нижегородский Амвросиев Дудин мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ранее 1408 г. Клопский Веряжский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Можайский Ферапонтов Лужский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Высоцкий близ Боровска мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Не позднее 1410-х гг. Княжеостровский монастырь в честь Пресвятой Богородицы на Двине.
Не позднее 1410 г. Ростово-Ярославский Белогостицкий мужской монастырь в честь св. вмч. Георгия Победоносца.
1410-1430 или сер. XVI в. Костромской Анастасиин женский монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне; позднее — в честь св. Богоявления.
1410-1435 Тверской Микулино-Городищенский мужской монастырь в честь Вознесения Господня.
Нач. XV в. Вологодский Александров на Куште мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Нач. XV в. Вологодский Сянжемский Спасо-Евфимиев мужской монастырь в честь Вознесения Господня.
Нач. XV в. Тверской Савватиев мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Нач. XV в., ранее 1419 г. Архангельский Николо-Карельский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Нач. XV в. или 1553 Новгородский Ковженский Курьюжский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Нач. XV в. Луховская Болдырева Макариевская мужская пустынь в честь Богоявления Господня.
Не позднее нач. XV в. Белозерский Усть-Шехонский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Новгородский Мостищский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Не позднее 1412 г. Московский мужской монастырь в честь свт. Иоанна Златоуста.
После 1413 г. Можайский Колочский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Павлов Обнорский Комельский Дидский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ранее 1415 г. Московский под Бором мужской монастырь в честь св. Крестителя Господня Иоанна.
Ранее 1415 г. Новгородский Видогощский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Не позднее 1415 г. Плотинский с Красного Поля близ Новгорода мужской монастырь в честь Воскресения Христова.
Ранее 1416 г. Новгородский Мокрый женский монастырь в честь св. пророка Илии.
Новгородская Селифонтова мужская пустынь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (?).
Новгородский Савво-Вишерский мужской монастырь в честь Вознесения Господня.
Ранее 1419 г. Псковский на Песках, или Песоцкий, мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ранее 1420 г. Псковский у Великих ворот Александров женский монастырь в честь Вознесения Господня.
1420 или ранее Новгородский Отенский мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Глушицкий Сосновецкий Дионисиев мужской монастырь в честь св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Новгородский на Сокове с Водской дороги мужской монастырь в честь Богоявления Господня.
Псковский в Песках женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Великоустюжский женский монастырь в честь Преображения Господня.
1422-1472 (?) Ковровский Михайлова пустынь мужской монастырь в честь Сретения Господня.
Ранее 1424 г. Косов Рыбницкий Седлецкий мужской монастырь.
Гдовский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, и Преображения Господня.
Ранее 1425 г. Шуйский Шартомский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Не позднее 1425 г. Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы близ Старого Самбора.
Не позднее 1425 г. Переяславль-Залесский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
1425-1461 Тверской Вознесенский Оршин монастырь.
Ок. 1426 г. Вологодский Лопотов Григорьеве-Пельшемский мужской монастырь в честь Собора Пресвятой Богородицы.
Ок. 1426 г., сер. XV в. Костромской женский монастырь в честь св. Богоявления.
Не позднее 1430-х гг. Косовский монастырь на Подгорье в Галицкой епархии.
Новгородский Чудинцевский женский монастырь в честь святых двенадцати апостолов.
1432-1443 Череповецкая в Судбищах на Шексне мужская пустынь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Ранее 1434 г. Ярославский на Глинищах, или на Сковородке, мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Калужский Малоярославецкий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Ранее 1439 г. Нижегородский Макариев Желтоводский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
После 1439 г. Костромской Макариев Унженский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
1-я треть XV в. Можайский монастырь в честь свв. Богоотец Иоакима и Анны.
Не позднее 1441 г. Перемышльский монастырь Гройшце.
Псковский мужской монастырь, или Микитьева пустынь, в честь прп. Никиты Столпника.
1442 (?) Псковский мужской монастырь в честь прп. Саввы Ос-или 1631 вященного (?).
Не позднее 1443 г. Львовский Чупилов монастырь.
Новгородский Кречев Особный мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Боровский Пафнутиев мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Калужский Лютиков мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
Ранее 1446 г. Тверской мужской монастырь в честь свт. Григория Богослова.
Вологодский Рабангский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Могилевский мужской и женский монастырь в честь Преображения Господня.
Псковский Великопустынский Спасо-Елеазаров мужской монастырь в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
1-я пол. XV в. Глушицкий женский монастырь в честь свт. Леонтия, еп. Ростовского.
1-я пол. XV в. Соловецкий Зосимо-Савватиевский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Сер. XV в. Белозерская Сорская Нилова мужская пустынь.
Сер. XV в. Владимирский на Клязьме Дерюзинский мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Не позднее сер. XV в. Владимирский Сновицкий Благовещенский монастырь.
Не позднее сер. XV в. Островский монастырь в честь свт. Николая Чудотворца в Холопьем Городке.
Не позднее сер. XV в. Тверской Кашинский женский монастырь в честь Сретения Господня.
Не позднее 1462 г. Киевский Николо-Пустынский монастырь на Подоле.
XV в. или ранее Волоколамский Возмицкий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
XV в. или 1276-1299 Староладожский на Малышевой горе мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
XV в. или ранее Гродненский Дрогичинский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
XVa. или ранее Карашский близ Ростова Ярославского мужской монастырь в честь Воскресения Господня.
XV в. или ранее Кашинский Клобуков мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
XV в. или ранее Козельская Оптина Макариева мужская пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
XV в. или ранее Череменецкий мужской монастырь в честь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова.
XV в. или ранее Ярославская Ройская мужская пустынь в честь свт. Иоанна Златоуста.
xvb.(?), после 1423 г., несомн. XVI в. Ростово-Ярославский Варницкий мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
XV в., 1446 (?) Костромской Чухломской женский монастырь.

 


ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (1240-1448) [504]

Основные события истории Русского государства Основные события истории Русской Церкви
1238-1264 Вел. кн. галицко-волынский Даниил Романович 1238-1246 Вел. кн. владимирский Ярослав Всеволодович 1240, 15 июля Победа новгородского св. блгв. кн. Александра Ярославича над шведами на берегах Невы Татарские войска разорили Киев 1242, 5 апреля Победа новгородского кн. св. блгв. Александра Ярославича над войсками Тевтонского ордена («Ледовое побоище»)  
Образование Золотой Орды 1245, 20 сентября Мученическая смерть в Орде св. блгв. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора за отказ изменить христианской вере
1252-1263 Великое княжение Владимирское св. блгв. кн. Александра Ярославича Присоединение Черной Руси [505] к Галицко-Волынскому княжеству 1257-1259 Волнения в Новгороде, Суздале и Рязани против татар 1246/1247-1281 Митрополит Киевский и всея Руси свт. Кирилл (с 1243 г. нареченный митрополит)
Изгнание крестоносцев из Константинополя. Восстановление Византийской империи Учреждение Сарайской епископской кафедры
Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире против татарских сборщиков дани 1264-1271 Великий кн. владимирский Ярослав Ярославич  
1264-1301 Великий кн. галицко-волынский Лев Данилович Первый достоверно известный ярлык ханов Золотой Орды Русской Церкви, утверждавший неприкосновенность веры и духовенства ок.1271 г. Учреждение Тверской епархии в пределах Тверского княжества 1273 (или 1274) Митрополит Кирилл созвал Собор в Киеве [506] (?) для устранения неисправностей в богослужебной практике, введена в употребление новая редакция Кормчей книги
1276-1303 Первый московский князь св. блгв. Даниил Александрович (родился в 1261 г.) Лионская уния с Западной Церковью, поддержанная византийским ими. Михаилом VIII Палеологом до 1280 г. При владимирском Рождественском монастыре, вероятно при участии свт. Кирилла II(III), создано житие св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского Собор в Константинополе, где после смерти византийского имп. Михаила VIII Палеолога были низложены многие епископы за усердие к Лионской унии 1285-1289 В Твери построен каменный храм в честь Преображения Господня
Нашествие татар под предводительством Тудана («Дюденева рать»), разорение многих городов Северо-Восточной Руси 1285-1305 Митр. Киевский и всея Руси свт. Максим 1299/1300 Переезд свт. Максима во Владимир Суздальский ок. 1300 г. Св. блгв. кн. Даниил Александрович основал в Москве монастырь в честь поп. Даниила Столпника (Свято-Данилов)
Присоединение к Москве Коломны Кн. московский св. блгв. Даниил Александрович получил в наследство Переяславское княжество после прекращения местной династии 1303-1325 Московский кн. Юрий Данилович Присоединение к Москве Можайска Создание великокняжеского летопис-ного свода (сохранился в составе Лаврентьевской летописи) Свт. Максим присутствовал на Соборе в Константинополе ок.1303 г. Первое выделение Галицкой епархии в митрополию (упразднена в 1305 г.)
1305-1318 Великое княжение св. блгв. Михаила Ярославича Тверского 1308-1326 Митр. Киевский и всея Руси свт. Петр не позднее 1311 г. Собор в Переяславле-Залесском, оправдавший свт. Петра от обвинения в симонии
1316-1341 Вел. кн. литовский Гедимин. Присоединение к Литовскому княжеству Полоцкой и Туровской земель ок. 1317 г. По настоянию вел. кн. литовского Гедимина Константинопольский патр. Иоанн Глика учредил самостоятельную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке (упразднена ок. 1328 г.) ок. 1321-1392 г. Прп. Сергий Радонежский
1318-1322 Мобковские князья в лице Юрия Даниловича впервые заняли Владимирский великокняжеский стол Свт. Петр окончательно переселяется в Москву
1322-1327 Великое княжение Владимирское в руках тверских князей Дмитрия Михайловича, а затем Александра Михайловича Заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Москве. Свт. Петр завещал похоронить себя здесь, тем самым утвердив фактический перенос митрополичьей кафедры в Москву
Восстание против татар в Твери, вызванное насилиями Чолхана (Щелкана), посла хана Узбека, в результате чего великое княжение перешло к московским князьям Собор во Владимире. Первоначальное прославление свт. Петра Кн. Иван Калита заложил в Москве церковь в честь прп. Иоанна Лествичника
1328-1340 Великое княжение Ивана Даниловича Калиты. Присоединение к Московскому Белозерского, Галицкого и Углицкого княжеств 1328-1353 Свт. Феогност, митр. Киевский и всея Руси Основан московский Спасо-Преображенский мужской монастырь (Спас на Бору) ок.1330 г. Основан костромской Ипатьев монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы 1330-1332 Объезд южных и западных епархий свт. Феогностом ок.1331 г. По просьбе галицких князей патр. Константинопольский Исаия вновь дал Галицкому еп. Феодору титул митрополита, который, однако, вскоре был упразднен вследствие протеста митр. Киевского и всея Руси свт. Феогноста Заложен собор в честь св. арх. Михаила в Москве не позднее 1337 г. Основан Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы 1337 г. (1339 ?) Прпп. Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Пресвятой Троицы (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ок. 1337-1427 гг. Прп.Кирилл Белозерский
1339-1340 Построен дубовый деревянный Кремль в Москве Канонизация митр. Петра Константинопольским патр. Иоанном XIV Каликой по представлению митр. Феогноста и вел. кн. Ивана Даниловича Калиты
Пресеклась династия великих князей галицко-волынских, после чего Галицкая земля была присоединена сначала к Венгрии, а затем к Польше, а Волынь к великому княжеству Литовскому 1340-1353 Великое княжение московского кн. Симеона Ивановича Гордого ок. 1340-1396 г. Свт. Стефан Пермский, просветитель и первый епископ Пермской земли, создатель пермской азбуки
1345-1377 Вел. кн. литовский Ольгерд. Вхождение в состав великого княжества Литовского Волыни, Киевской, Черниговской и части Смоленской земель Свт. Феогност добился упразднения Константинопольским патр. Исидо-ром Галицкой митрополии, воссозданной незадолго до этого. Выделение Суздальской епархии из Владимирской (митрополичьего диоцеза) Мученическая кончина христиан Антония, Иоанна и Евстафия от рук язычников в Литве ок.1350 г. Учреждение Коломенской епархии
1353-1359 Великое княжение московского князя Ивана II Ивановича Красного Основан суздальский Евфимиев монастырь в честь Преображения Господня Возведение прп. Сергия игуменом обители в честь Пресвятой Троицы близ Радонежа 1354-1378 Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1354/1355 Возобновление самостоятельной Литовской митрополии при патр. Константинопольском Филофее. Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские (митрополия упразднена в 1361 г. в связи со смертью митр. Романа) ок. 1360 г. Основан московский Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя ок. 1360-1430 г. Прп. Андрей Рублев ок. 1365 г. Основан московский Чудов Алексеевский мужской монастырь
1362-1379 Великое княжение московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского. Присоединение к Москве Медыни, Дмитрова, Стародуба Заложение белокаменного Кремля в Москве 1362-1437 Прп. Дионисий Глушицкий
1368, 1370, 1372 Походы на Москву кн. Ольгерда, союзника тверского кн. Михаила Александровича Поход московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича на Тверь. Признание тверскими князьями старшинства Москвы и отказ их от притязаний на великое княжение Владимирское Основан Симонов мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы до 1375 г. Основан Новоезерский Авраамиев мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1375-1406 Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси (с перерывами) ок.1376 г. Прп. Сергий вводит общежительный устав в Троицкой обители; начало возрождения киновии на Руси
1377-1392 Вел. кн. литовский Ягайло Битва на р. Воже в Рязанской земле — первая военная победа московских войск над татарами После кончины свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси, св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович не принял митр. Киприана и послал своего духовника Михаила (Митяя) в Константинополь за посвящением в митрополиты ок.1379 г. Основан Новый Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Кончина Митяя по пути в Константинополь. Посвящение Пимена в митрополиты
1380, 8 сентября Московская рать под предводительством св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского разбила войско Золотой Орды под предводительством Мамая на Куликовом поле. Установление дня памяти павших на Куликовом поле за веру и отечество (Димитриевская суббота перед 26 октября). Св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович не признал митр. Пимена, сослал его в монастырь и вызвал в Москву свт. Киприана.
Разорение Москвы ханом Тохтамышем Свт. вел. кн. Димитрий Иоаннович изгнал свт. Киприана из Москвы и временно вернул митр. Пимена Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский, отправился в Константинополь для посвящения в митрополиты Учреждение Пермской епархии Кон. 1384 - нач. 1385 г. Низложение в Москве митр. Пимена послами Константинопольского патриарха
1385-1386 Киевская уния между Литвой и Польшей: создание федеративного Польско-Литовского государства. Ягаило становится королем Польским   Кончина свт. Дионисия в Киеве  
1389-1425 Великое княжение Василия I Дмитриевича. Новопоставленный патр. Константинопольский Антоний подтверждает низложение митр. Пимена. Кончина Пимена (11 сентября)
Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству. 1392-1430 Вел. кн. литовский Витовт. Присоединение к Литве Смоленска. Свт. Киприан прибыл в Москву и был принят вел. кн. Василием I
Разгром Тимуром Золотой Орды, начало его похода на Русь. После разорения г. Ельца, вследствие чудесного явления Пресвятой Богородицы, продвижение войск Тимура было остановлено Прп. Кириллом Белозерским основан мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы посл. четв. XIV — нач. XV в. Иконописец Феофан Грек, выполнивший росписи Архангельского (1399) и Благовещенского (1405) соборов в Москве Посещение свт. Киприаном русских епархий на территории Польши и великого княжества Литовского
Осада Москвы татарами под предводительством Едигея При митрополичьей кафедре завершена работа над общерусским летописным сводом (Троицкая летопись) 1408-1431 Свт. Фотий, митр Киевский и всея Руси
Грюнвальдская битва. Победа польских и русско-литовских войск над Тевтонским орденом  
Вел. кн. Василий Дмитриевич выдает дочь Анну замуж за сына византийского имп. Мануила II Палеолога По настоянию вел. кн. литовского Витовта Собор западнорусских епископов избрал и через год рукоположил (без благословения Константинопольского патриарха) митрополита для Литвы и Галича Григория Цамблака 1416, 1427 Два послания свт. Фотия псковичам против ереси стригольников Прп. Епифаний Премудрый создает житие прп. Сергия Радонежского. До этого им же написано житие свт. Стефана Пермского Кончина митр. Григория Цамблака и воссоединение Русской митрополии под управлением митр. Фотия  
1425-1462 (с перерывом) Великое княжение Василия II Васильевича 1429-1458 Новгородский архиеп. Евфимий II. Активизация новгородского летописания, создание Новгородской I летописи (младшего извода)
1430-1432 Вел. кн. литовский Свидригайло 1433-1435 Митр. Киевский и всея Руси Герасим. В 1435 г. митр. Герасим сожжен в Витебске по приказу литовского кн. Свидригайло Прибытие из Константинополя нового митр. Киевского и всея Руси Исидора  
1430-1447 Междоусобная война в великом княжестве Московском между вел. кн. Василием II и его дядей, звенигородским и галицким кн. Юрием Дмитриевичем, а затем сыновьями последнего — Василием Косым и Дмитрием Шемякой 1438-1445 Ферраро-Флорентийский Собор с участием византийских иерархов и митр. Киевского и всея Руси Иси-дора, принявший в 1439 г. унию с Западной Церковью 1441-1442 Митр. Исидор, подписавший Флорентийскую унию, не был принят в Москве, бежал в Тверь, затем в Литву и далее в Рим
Набег казанского хана Улу-Мухаммеда на Русь Избрание Собором русских епископов свт. Ионы, еп. Рязанского, митрополитом Киевским и всея Руси
1445-1446 Вел. кн. Василий II захвачен в плен кн. Дмитрием Шемякой и ослеплен  
Окончание междоусобной войны за московский стол. Торжественный въезд вел. кн. Василия II Васильевича (Темного) в Москву Посвящение нареченного митр. Ионы Собором русских архиереев в митрополиты Киевские и всея Руси, что положило начало фактической самостоятельности Русской митрополии

 


[1] Русск. достопамятн. 1. 106—107 [362]; Восток. Опис. Румянц. муз. 290— 291 [246]; Розенкампф о Кормч. книге. 56—59, а по изд. второму — 51—52 [371].

[2] См. прил. 1.

[3] Сведения о Софийском списке — в Русск. достопам. 1. 19—21 [407]. О Софийском и Рязанском — у митрополита Евгения (Словар. духовн. писат. 1. 324—329. Изд. 2 [270]) и барона Розенкампфа (о Кормчей. 7—12 и др. [371]), которые оба изучали эти списки непосредственно и сравнивалиих между собою. Большею ясностию и точностию при всей своей краткости отличаются свидетельства митрополита Евгения, который, например, говорит, что «толкования в обоих списках буквально сходны» или «слово в слово сходны» (Словар. духов, пис. 1. 327 [270]; Опис. Киево-Соф. соб. Прибавл. 239 [269].

[4] Тексты этого правила и по сокращению Аристина, т.е. по Рязанскому списку, и по списку Софийскому представляет барон Розенкампф, и сам же сознается, что митрополит Кирилл привел это правило (см. Русск. достопам. 1.108 [362]) именно по сокращению Аристинову (о Кормч. Прим. С. 51—53. Изд. 1 [371]). А между тем, к изумлению, держится мысли, что не Рязанский, но Софийский список есть копия с того, который получил митрополит Кирилл из Болгарии (там же. 10). Нельзя не пожалеть, что Розенкампф не сличил и все другие правила, приводимые Кириллом в том же соборном деянии, с текстами по спискам Рязанскому и Софийскому, тогда можно было бы уже с непререкаемостию решить вопрос, какой из этих списков есть копия с первоначального — Кирилловского.

[5] Чтобы убедиться в этом, довольно сличить известие рязанских писцов с письмом Святослава и припискою Драгослава, которые все напечатаны у Розенкампфа (о Кормч. 56-63 [371]).

[6] Розенкам. О Кормч. Прим. 47. С. 56 или яснее — прим. 46. С. 268. Изд. 2 [371]. Снес.: Восток. Опис. Румянц. муз. 290, 298 [246].

[7] Этого мнения держался митрополит Евгений (Слов. духовн. пис. 1. 326 [270]; Опис. К.-Соф. соб. Прибавл. 238 [269]) и держится автор статьи «О первоначальном составе славянской Кормчей книги», напеч. в Христ. чтен. 1851. 1. 558 [320]. Барон Розенкампф, как мы уже заметили, напротив, признавал Софийский список копиею с Кирилловского, или болгарского. А автор «Обзора русской духовной литературы» [417] замечает, что «списком с болгарской Кормчей, присланной к митрополиту Кириллу, надобно признать список Румянц. муз. XVI в. № 232 [177], так как в нем сохранялось самое письмо, при котором препровождена была к нему Кормчая», и присовокупляет, будто текст восточных правил предложен здесь в подлинном, полном виде его, как у Зонары и Софийской Кормчей, а не как в Рязанской (1. 55, в статье о Кирилле II [417]). Между тем барон Розенкампф этот самый список Кормчей Румянц. муз., означенный в Опис. Востокова под № 232, а у него — Розенкампфа — под № 5 [177], относит именно к Рязанской фамилии, а не к Софийской (о Кормч. 12 [371]; Восток. Опис. Рум. муз. 297 [246]), и, судя по описанию этого списка у Востокова, который неоднократно замечает, что правила изложены в нем как в печатной Кормчей, не может оставаться никакого сомнения, что список действительно относится к Рязанской фамилии.

[8] Таковы списки Румянц. муз. № 233 и № 234 [178, 179]. Но стоит только сравнить, например, русские статьи, помещенные в этих списках, с теми, какие находятся в Софийском (Русск. достопам. 1. 20—21 [407]), чтобы видеть сделанные прибавления или дополнения.

[9] Розенкампф указывает на один список XV в., принадлежащий купцу Лаптеву [210] и «совершенно сходный» с Рязанским, следовательно, без изменений и прибавлений, и в этом Лаптевском списке есть означенное письмо и приписка (о Кормч. 12 и прим. 47. С. 56, а яснее — по 2-му изд. прим. 46. С. 268 [371]). Есть также в списках Рязанской фамилии — Румянцевском № 232 [177] (Опис. С. 290 [246]) и Новгородском [4] (Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. 238 [269]).

[10] Имеем в виду мнение Розенкампфа (о Кормч. 64 [371]). Кстати заметим следующее. Патриарх Никон говорит, что при первоначальном печатании у нас славянской Кормчей она была свидетельствована по многим славянским спискам, «наипаче же свидетельствова тую книгу греческая Кормчая книга Паисии патриарха св. града Иерусалима, яже древними писцы написася за многая лета, емуже патриарху Паисии в та времена бывшу в царствующем граде Москве» (Послесл. к 1 части печатной Кормч. Л. 647 [310]). А известно, что печатная наша Кормчая издана по редакции смешанной, так называемой у нас Рязанской. Не следует ли отсюда заключить, что и греческая древняя Кормчая, по которой наша печатная была поверяема и свидетельствована при печатании, принадлежала к той же самой смешанной редакции?

[11] Таково мнение о происхождении Софийской редакции митрополита Евгения (Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. С, 239 [269]; Словар. духов, писател. 1. 327 [270]). В ответах Новгор. епископа Нифонта на вопросы Кирика — XII в.— приводятся правила полные (Розенк. о Кормч. Прим. 40. С. 47 [371]).

[12] Доселе сохранились списки Кормчей, кроме Рязанского и Софийского: XIII в.— в Синодальной библиотеке [45]; XIII—XIV вв.— в той же библ. [48] (Сдаем Указател. Синодал. библ. 194 [375]); XIV в.— в библ. бывшей Царского [209] (Опис. рукоп. Царек. С. 169 [404]); XV в.— в библ. Московской Д. Академии [163, 206] (Розенк. о Корм. Прим. С. 266 [371]); еще XV в.— список Браи-ловский в император. Публ. библиотеке [85], список Архангельский, или Строгановский, и два списка купца Лаптева [210] (Розенк. о Кормч. кн. По 2-му изд. С. 7—8 [371]). Известны в позднейших копиях списки: писанный в 1286 г. для волынского князя Владимира Васильковича [180] (Восток. Опис. Рум. муз. 313 [246]), писанный в 1375 г. в Суздале (Колачев. о Кормч. в Чтен. Москов. истор. общ. 1847. 3. Отд. 1. 117 [299]) и писанный в 1403 г. в Москве [177] (Восток. Опис. Рум. муз. 296 [246]). Впрочем, относительно последнего списка должно сознаться, что сделанная в конце его заметка о времени написания его, т.е. 1403 г., могла относиться не ко всему этому списку Кормчей, а только к последней статье, в нем помещенной, именно к грамоте в. к. Василия Димитревича митрополиту Киприану, при которой заметка эта и сделана (см. там же).

[13] Розенк. о Кормч. 62 [371]; Русск. достопам. 1. 19 [407].

[14] В Синодальной библ., кроме Софийского списка Кормчей, есть еще три: XIII [45], XIII-XIV [48а] и XVI вв. [48б] (Савв. Указат. 194 [375]). Два из этих списков Розенкампф относит к Рязанской фамилии, но какие — не определяет (о Кормч. 12 [371]). Во всяком случае, в числе их должен находиться один или XII, или XIII—XIV вв. О прочих списках Рязанской фамилии см. у Розенкампфа — о Кормчей. С. 8-9. По изд. 2-му [371].

[15] В нем, например, русских статей только две: устав Владимиров и правило митрополита Иоанна II к Иакову черноризцу; притом устав другой редакции, а не той, что в Софийском списке, и помещен не в конце Кормчей, а вдруг после правил VII Вселенского Собора (Опис. Рум. муз. 309-342 [246]. Снес.: Русск. достоп. 1. 20 [407]).

[16] Розенкампф о Кормчей. С. 7—8. По изд. 2-му [371].

[17] Описания Кормчих — в Опис. Рум. муз. [246]. Списки необследованные: XIII в. в Синодальной библ. [45] и XIV в. библ. Царского [209] (см. прим. 12).

[18] Это прение Лаврентия Зизания с игуменом Илиею напечатано в Летопис. русской литерат. и древностей, изд. Тихонравовым. 1859. Кн. 4. Отд. 2. С. 99 [364].

[19] Послеслов. к 1 части печатной Кормчей. Л. 647 [310].

[20] Степ. кн. 2. 248 [308]. В других летописях упоминаются здесь только правила, но не сказано, чтобы они были принесены Киприаном из Царяграда (Карамз. 8. Прим. 173 [301]),или даже вовсе не упоминается и о правилах (Ник. лет. 7. 56 [374]).

[21] Горск. и Невостпр. Опис. рукоп. Синод, библ. Отд. 2. Кн. 2. С. 216—218 [254].

[22] См. Обзор. русск. дух. литерат. Ч. 1. 77 [417], в статье о митрополите Киприане, и того же автора — Истор. Русск. Церкв. 2. 62. Изд. 2 [416].

[23] Акт. ист. 1. № 19 [228].

[24] Патриарх Никон, упомянув о многих Кормчих, собранных для свидетельствования, действительно говорит о какой-то одной, наиболее важной: «В нихже едина паче прочих в сущих правилех крепчайши» (Послесл. к 1 части печ. Кормч. Л. 647 [310]).

[25] Барон Розенкампф думал видеть Киприанов перевод церковных правил в переводе, который нашел он в сводной Кормчей по списку 1615 г. [130'], так как перевод этот отличен от всех прочих переводов и по слогу может будто бы приличествовать Киприану (о Кормч. 75 [371]). Преосв. Филарет, называя догадки Розенкампфа неверными, говорит только, что список Киприановой Кормчей — в библ. московского Успенского собора [161] (Обзор, р. дух. лит. 1. 78 [417]; Истор. Русск. Ц. 2. 129. Прим. 217 [416]) и ссылается в последнем своем сочинении на Снегирева — Памяти. моек. древност. С. 46—48 [390], хотя во всем описании этой Кормчей, здесь помещенном, нет ни малейшего намека на ее происхождение от Киприана.

[26] О сборнике с правилами по Иоанну Схоластику [204] — Восток. Опис. Рум. муз. № 230. С. 283 [246]. О Пандекте и Тактиконе Никона Черногорца [54, 68] — Сове. Указат. Синод, библ. 213 [375]; Калаидов. Опис. рукоп. Толстов. 79, 169, 510, 701, 705 [96, 97, 122, 123, 124, 297]; Варлаам. Обозр. рукоп. Кирилла Белоез. в Чтен. ист. общ. 1860. 2. отд. 2. 45—55 [241]. О трех сборник, прп. Кирилла Белоез. [143,145,146] — Варлаам. Там же. 26-68 [241].

[27] Русск. достопам. 1. 106-118 [362]; Акт. ист. 1. № 4 и 5. С. 6, 7, 8 [228]; П. собр. р. лет. 4. 92 [351].

[28] Акт. истор. 1. № 7, 8,10, 21, 22, 23, 255. С. 16,17,19, 27, 40, 42-49, 484 [228].

[29] См. нашей «Истории» т. 4. Прим. 373 и 396 [318].

[30] Восток. Опис. Румянц. муз. 304, 321 [246].

[31] А. э. 1. № 383. С. 486 [232]. Самые правила эти см. прял. 2.

[32] Акт. истор. 1. № 7, 9 [228]; А. эксп. 1. № 11 [232].

[33] Акт. эксп. 1. № 369 [232]; Акт. истор. 1. № 22, 26, 33, 34 [228].

[34] Акт. истор. 1. № 24 и 31 [228].

[35] Акт. истор. 1. № 21. С. 44; № 22. С. 47; № 255. С, 484 [228].

[36] Русск. достопамятн. 2. Предисл. II-V и с. 138-200 [411]; Калачев о Мериле Праведном в Архиве историко-юрид. свед. о России. 1. Отд. 3. 28—40 [298]; и его же «О значении Кормчей» в Чтен. Моск. истор. общ. 1847. № 3. Отд. 1. 117-120 [299].

[37] См. нашей «Истории» т. 1. Прим. 270 [318].

[38] Восток. Опис. Рум. муз. 291 [246]; Прав. собеседн. 1861. 3. 467-472 [354]; Материалы для истор. Русск. Церкви. 1. 14—15. Харьк., 1862 [353]. Об авторе этого посл. см. в прил. 4.

[39] Ярлык Узбека святому Петру — в Собран, госуд. грам. 2. № 7 [391].

[40] Восток. Опис. Рум. муз. 296 [246]; Розенк. о Кормчей. Прим. С. 209, 210 [371]. Грамота эта напечатана у Карамзина — Ист. госуд. Росс. 5. Прим. 233 [301] и в Опис. К.-Софийск. соб. Приб. № 9 [269]. Сомнения Карамзина касательно подлинности ее разрешены в статье Неволина «О простр. церк. суда в России до Петра В.» (Поли. собр. сочин. Невол. 6. 313-315 [329]).

[41] Акт. истор. 1. № 24 [228].

[42] Акт. Запад. России. 1. № 43. С. 58 [230]. Снес. нашей «Истории». 2. С. 223-225; 3. С. 198-200 [318].

[43] Ник. лет. 3.108,179,195; 4. 4, 9, 28,137, 296 [374].

[44] Ник. лет. 3. 76,108,179 [374]; Карамз. 4. Прим. 245 [301]; П. собр. р. лет. 3. 77, 82; 1. 230 [351]; Степ. кн. 1. 456 [308].

[45] П. собр. р. лет. 1. 227, 228 [351]; Ник. лет. 3.155 [374]. О Кирилле — в житии святого Петра, царевича Ордынского (сборн. моей библ. № 8. Л. 232 ).

[46] Ярлыки напечатаны: все семь — в Древн. росс. вивлиофике. М., 1787. Т. 4 [423]; кроме Узбекова — в Суздал. летописи. СПб., 1792. Т. 3. 101, 123 [313]; кроме Тайдулина Иоанну — в Собр. госуд. грамот и догов. 2. № 2, 7, 9, 10, 11, 12 [391]; все семь — в сочинении Григорьева «О достоверности ханских ярлыков». М., 1842. 112—130 [256]. Соображения о митр. Иоанне, которому дан ярлык Тайдулою, см. у Григорьева там же. С. 74—76 [256]. В ярлыках: Тайдулином Феогносту и Тюляко-вом Михаилу — упоминается еще о ярлыках, которые даны были нашему духовенству ханами Джанибеком и Азизом, но не дошли до нас.

[47] Григор. О постов. ханск. ярлыков. 36—51 [256].

[48] Ник. лет. 3. 208 [374]; Степ. кн. 1. 454 [308]. См. еще нашей «Истории» т. 4. Прил. 17. Числ. 1 [318].

[49] Чтобы лучше понять имена и значение многочисленных чиновников монгольских на Руси, упоминаемых в ханских ярлыках, чит. об этом статью Г. Беляева в Архив. историко-юрид. свед., изд. Калачевым. Т. 1. Отд. 1. 97—110 [237].

[50] П. собр. р. лет. 1. 203, 226 [351]; Ник. лет. 3. 37, 59 [374].

[51] Иловайск. Истор. Рязанск. княжества. М., 1858. С. 284—285 [288].

[52] Акт. эксп. 1. № 9 [232]. Грамота эта не могла быть дана в 1389 г., когда Киприан еще не приезжал в Москву из Константинополя, а дана в 1408 г. июня 28-го, индикта 12.

[53] В грамоте сказано: а) чтобы бояре и слуги великого князя и митрополичьи не покупали земель луховских, а которые покупили, тем лезти вон, а серебро свое взята; б) что луховцы ставливали хоромы на дворе великаго князя в Володимере, ино то обыскано, что то было учинилося ново, не по пошлине, а нынечя не наде, и в) что Сенег должен принадлежать митрополиту потому, как обыскано и управлено по старине.

[54] Так как в алтыне шесть денег, то сбор с каждой приходской церкви для митрополита простирался до 75 денег. Но при в. к. Василии Дмитриевиче деньга заключала в себе не менее 14 гран аптекарского веса, а иногда — 15 и 16 (А. Ч. Опис. древн. русск. монет. М., 1834. С. 4 [420]). Значит, каждая церковь ежегодно вносила митрополиту до 75 золотников серебра.

[55] Акт. эксп. 1. 20 и № 23 [232].

[56] Акт. истор. 1. № 259 [228].

[57] Грамот, пожалованных нашим монастырям в период 1240—1448 гг., напечатано:

24 — в Акт. археогр. экспед. Т. 1 [232], девять — в Акт. истор. Т. 1 [228], три — в Допол. к Акт. истор. Т. 1 [262], пять — в Акт. Запал- России. Т. 1 [230], восемь — в Акт., относ, до юридич. быта древней России. Т. 1 [229], одна — в Истор. росс. иерархии. Т. 6. 229 [234], нигде не перепечатанная. Из числа этих грамот три, именно напеч. в Акт. эксп. 1. № 5 [232], Акт. истор. 1. № 2 [228] и в Истор. росс. иер. 6. 229 [234], упоминают о других древнейших грамотах, данных тем же монастырям в конце XIII и в начале XIV в.

[58] Акт. эксп. 1. № 31 и 36 [232]; Акт. ист. 1. № 15 и 28 [228]; Акт. до юрид. быта. 1. С. 92, 98 [229]; Акт. юридич. 1. №

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 5.

На сайте allrefs.net читайте: "Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 5."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХОЛМСКИЕ ЕПИСКОПЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СОСТОЯНИЕ ВЕРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ
Период монгольского владычества над Россиею, казалось, был особенно благоприятным временем для нравственного ее улучшения и возвышения. Никогда еще она не подвергалась такому громадному бедствию, к

СВИДЕТЕЛЬСТВА О СУЩЕСТВОВАНИИ У НАС СЛАВЯНСКОЙ КОРМЧЕЙ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД
Свидетельства эти троякого рода: 1) Свидетельства митрополитов Иоанна II и Никифора и епископа Смоленского Мануила, из которых первый в своих Ответах Иакову черноризцу, второй — в послании

О том же послание Фотия, митрополита всея Русии, во Псков о вдовствующих попех
Слышание во уши моя внидоша, что у вас суть которые попы и дияконы вдовые, тако пребывают, в мирских священствуют: ино священником мирским вдовым, когда Богу ожидающу их обращения. Жил в мире с под

В сентябре индикт. 2. Патриарх убеждает епископа, клир и народ новгородский подчиниться митрополиту Киевскому
«Боголюбезнейший епископ Великого Новгорода и ты, благороднейший посадник, тысяченачальник и все чины, священствующие, монашествующие и прочий христианский народ Божий! Мерность наша и Божественный

Патриарх утверждает отлучение епископа и народа новгородского, положенное митрополитом Киевским
«Боголюбезнейший епископ Великого Новгорода, и ты, благороднейший посадник, тысяченачальник, и прочие чины, и все христиане, а также игумены, монахи и прочий христианский народ! Возлюбленный во Свя

О СОЧИНЕНИЯХ МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО КИРИЛЛА II
Вопрос о сочинениях митрополита Киевского Кирилла II имеет свою историю в русской литературе. Карамзин первый сказал об этом архипастыре как о писателе, отыскав в одной древней Кормчей под его имен

Слово новосвятою мученику Михаила, князя русского, и Феодора, воеводы первого в княжении его. сложено вкратие на похвалу святыма отцем Андреем.
В лето 6746 бысть нахожение поганых татар на землю христьянскую гневом Божиим за умножение грех ради. Овии убо затворяхуся в градех; Михаилу же бежавшю во угры; инии же бежаша в земли дальний, инии

ОТРЫВОК ИЗ ПОУЧЕНИЯ СВЯТОГО ПЕТРА МИТРОПОЛИТА
Отрывок из поучения святителя Петра, не находящийся в списке, напечатанном в Прибавлении к Творениям святых отцов. 2. 85—90 [359] и найденный в другом списке. После слов: «Тогда же возможете и дети

Поучение владыкы Матфеа Саранского г детем моим
Чяда моа милаа! Первое — имейте веру праву к Богу, Отца и Сына и Святаго Духа; потом же и в послушание святых Его апостол и святых отец, иже пострадаша Христа ради; в вся дни живота своего в послуш

ДРЕВНИЕ СПИСКИ ЭТОГО ПОУЧЕНИЯ, И МОЖЕТ ЛИ ОНО БЫТЬ ПРИЗНАНО ЗА СОЧИНЕНИЕ МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА I
1. Список краткой редакции этого поучения указан нами в примечании 224. Списка обширной редакции нам известно два: один, из Златой Цепи XIV— XV в., напечатан в «Москвитянине». 1851. № 6. С. 119 [34

О ПОСЛАНИИ ПРОТИВ СТРИГОЛЬНИКОВ, ПРИПИСЫВАЕМОМ ЦАРЬГРАДСКОМУ ПАТРИАРХУ АНТОНИЮ
В сборнике Московской Синодальной библиотеки № 268 [58] находится статья под заглавием «А сие списание от правила св. апостол и св. отец дал владыце Наугородцкому Алексею Стефан, владыка Перемыскый

I. Слова на праздники Господни и Богородичные
Восемь Слов Григория Самвлака на праздники Господни и Богородичные суть следующие: 1) в неделю ваий, или цветную, 2) в Великий Четверток, 3) в Великий Пяток, 4) на Вознесение Господне, 5) на Преобр

II. Слова на праздники святых
К этому отделу относятся Слова большею частию похвальные, и именно: 1) похвальное святому пророку Илии, 2) на рождество святого Иоанна Крестителя, 3) на усекновение главы святого Иоанна Кр

III. Слова на дни воскресные, недельные и на особые случаи
К этому отделу мы относим: 1) Слово «О пяти днех», сказанное Григорием в воскресение пред Рождеством Христовым (именно за пять дней до праздника); 2) Слово о преподобных отцах, в посте просиявших,

IV. Остальные сочинения Самвлака
Из трех исторических статей Григория Самвлака одна — «Сказание о перенесении святых мощей преподобной Параскевии в Сербскую землю» — известна нам только по имени [490], а две издавна печатаются в о

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НАД РОССИЕЙ
Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240—1448)[494]  

СВЯТАЯ РУСЬ
Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (сер. XIII — сер. XV в.)[495] Вре

КИЕВСКИЕ И ВСЕЯ РУСИ МИТРОПОЛИТЫ
Свт. Кирилл II(III) русский, поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г., † 6.12.1281. Свт. Максим

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЕ И БЕРЕСТЕЙСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Василий упом. в 1229-1266 гг. Никифор I упом. в 1226-1271 гг. Косма упом. в 1226-1271 гг.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЕ, СУЗДАЛЬСКИЕ, НИЖЕГОРОДСКИЕ, ГОРОДЕЦКИЕ, ТОРУССКИЕ ЕПИСКОПЫ И АРХИЕПИСКОПЫ
Алексий рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор ру

ГАЛИЦКИЕ ЕПИСКОПЫ И МИТРОПОЛИТЫ
Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; †

КОЛОМЕНСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1

ЛУЦКИЕ ЕПИСКОПЫ
Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсени

НОВГОРОДСКИЕ И ПСКОВСКИЕ АРХИЕПИСКОПЫ
Далмат рукоположен 25.05.1251; † 21.10.1274. Климент избран в 1274 г.; рукоположен 2.08.1276; † 22.05.1299.

ПЕРЕМЫШЛЬСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Авраамий упом. в 1271 г. Мемнон упом. в 1289 г. Иларион упом. в 1292, 1301 гг.

РОСТОВСКИЕ, ЯРОСЛАВСКИЕ И БЕЛОЕЗЕРСКИЕ ЕПИСКОПЫ И АРХИЕПИСКОПЫ
Свт. Кирилл II рукоположен в 1231 г.; † 1262. Свт. Игнатий рукоположен 19.09.1262; † 28.05.1288. Тарасий

РЯЗАНСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Иосиф упом. в 1284 г. Свт. Василий I † 1295. Стефан упом. в 1303 г. Гри

САРАНСКИЕ (САРСКИЕ) И ПОДОНСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Митрофан рукоположен в 1261 г.; оставил епархию в 1269 г. Феогност рукоположен в 1269 г.; упом. до 1291 г. [

СМОЛЕНСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Иоанн упом. в 1335 г. Евфимий рукоположен в августе 1345 г. Феофилакт рукоположен в 1356 г.

ТВЕРСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; + 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги