О единстве небесной и земной Церкви

Православная Церковь возглавляется Христом, вознесшимся на небеса и сидящим одесную Отца. Поэтому в нее входят не только ныне живущие христиане, но и верные Богу ангелы, подвластные Христу, и души умерших праведников как Ветхого, так и Нового Завета, и вообще души всех верных Богу христиан. Объединенная Христовой любовью, которая сильнее смерти, и вездесущим Святым Духом? Православная Церковь деятельно проявляет это единство в своей жизни.

Во исполнение слов апостола Иоанна: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. 1, 3), Православная Церковь общается и с апостолами, и с другими святыми, отошедшими ко Господу. Общение это происходит и через апостольское преемство епископата, и через молитвенное обращение к почившим праведникам. Православная Церковь прославляет отошедших к Богу святых и как образцы для подражания (Притч. 10, 7; Евр. 13, 7), и как друзей Христовых (Ин. 15, 15), в которых явилась слава Божия (1 Цар. 2, 8–9). В Православной Церкви христиане просят святых о молитвенной поддержке, о предстательстве перед Богом так же, как мы просим и на земле наших братьев и сестер молиться друг за друга. Но Единственным Посредником между Богом и людьми является Господь Иисус Христос, Который царствует и над мертвыми, и над живыми (Рим. 14, 8). Ходатайство святых перед Богом, о котором многократно говорит и Библия (Притч.10,7; Иак.5,10–11; 2Мак. 15, 11–14; Сир.44,12–14), — это опыт Православной Церкви, и он никак не затемняет единственное служение примирения, совершенное Христом Спасителем на Кресте.

Зная, что «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8), Православная Церковь не забывает своей молитвенной заботой и бессмертные души умерших христиан. Церковь знает, что после смерти нет покаяния, но при этом знает, что есть некоторые грехи, которые могут быть прощены и в будущем веке (Мф. 12, 32) в силу искупительного страдания Господа Иисуса Христа. В этом проявляется Христова власть над адом и смертью (Откр. 1, 18).

Смысл церковных молитв, особенно во время принесения жертвы Евхаристии, такой. Многие люди еще на земле, став членами Православной Церкви, начали бороться с греховными привычками (страстями), но не успели с ними справиться при жизни. И молитва Церкви, сопровождаемые милостыней, помогает душе умершего победить эту греховную тягу. Представление, будто человек мгновенно меняется в момент смерти, не имеет основания ни в Библии, ни в учении Православной Церкви. «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Она способна помочь умершему справиться с грехом. Но тот человек, который отпал от Бога и Его Церкви через смертный грех (1Ин. 5, 16), особенно через отступничество, не может получить от Господа прощения, а потому Церковь за таких не молится.

Общение между небесной и земной частями Православной Церкви проявляется не только через молитву, но и через вещественные святыни: храмы, иконы, мощи.