О священных изображениях (иконах) и священных предметах

Великий пророк Исаия во время своего видения созерцал Бога, восседающего посреди пламенных Серафимов. Православная Церковь дает нам возможность увидеть лик Творца. Бог по природе Своей невидим и не изобразим, но со времени Боговоплощения Он стал изобразим по плоти (Ин. 1, 18). Мы веруем, что Господь Иисус Христос, воплотившийся от Девы Марии, оставаясь вездесущим Богом, стал ограничен в пространстве по своему Человечеству, а потому и изобразимым.

Православные христиане веруют, что ложные изображения и предметы безусловно запрещаются второй заповедью Закона, данного Богом через Моисея на горе Синай (Исх. 20, 2–5; Втор. 5, 6–9), что они суть ложные боги и идолы (Пс. 95, 5) и «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8, 4–6), а идолы — дела рук человеческих (Иер. 10, 3-5;14-15), которые вели к разврату и мерзости (Прем. 14, 12; 4Цар. 23, 6–8).

Также мы веруем, что священные изображения и священные предметы угодны Богу, и, во исполнение слов Священного Писания, где есть прямое повеление Господа о изготовлении таких предметов и изображений (Исх. 25, 10, 17–21, 31–37; 26, 1; 16, 31; 30, 1), Православная Церковь создает их и чтит, поклоняясь почитательным поклонением, которое следует воздавать священным предметам и изображениям и уважаемым людям. Православные христиане не поклоняются иконам и священным предметам так же, как поклоняются Богу, т.е. истинным поклонением, а только почитают их. То же относится и к Пресвятой Деве Марии, и к Ангелам, и к святым, о чем и говорит Догмат VII Вселенского Собора.

Так как в Св. Писании сказано, что все священные изображения и предметы были созданы по образцу, показанному Господом (Исх. 25, 40), считались великой святыней и освящались (Исх. 30, 25, 26–29), православная Церковь так же освящает все священные предметы и изображения. Истинные, священные изображения-образы были не только в скинии, но и в Храме Соломоновом (3Цар. 6, 23–29), и в истинном храме, виденном пророком Божиим (Иез. 43, 11), поэтому православные христиане украшают свои храмы святыми образами — иконами, воздавая им честь, преходящую к первообразному, и когда мы поклоняемся иконе, поклоняемся существу изображенного на ней. Украшая свои храмы иконами, православные христиане деятельно, а не только на словах, исповедуют Христа, пришедшего во плоти (Ин. 1, 18; 14, 9), «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин. 4, 3). Так поступали и христиане первых веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Не уважающий иконы не уважает и не чтит первообразы, запечатленные на них.