рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные российские правовые теории: на пути к интегральному правопониманию.

Современные российские правовые теории: на пути к интегральному правопониманию. - раздел Право, Российский правовой дискурс и идея коммуникации В Современной Российской Правовой Теории Сосуществуют Различ...

В современной российской правовой теории сосуществуют различные направления. Наряду с модернизированным нормативистско-этатистским подходом (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.В. Лазарев, А.Ф. Черданцев), развивается социологическое правоведение (Ю.И. Гревцов, Л.И. Спиридонов, И.Л. Честнов). На самостоятельное место претендует либертарно-юридическая концепция права, основывающаяся на различении права и закона и трактующая право как всеобщую форму и равную меру свободы индивидов (В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин). Своеобразную «социократическую» правовую концепцию разрабатывает Г.В. Мальцев.

При этом в российском правоведении имеет место сближение теоретических позиций представителей разных направлений, насколько это возможно сделать, находясь в границах определенного типа правопонимания. Некоторые авторы пытаются активно эксплуатировать и идею естественного права (в осбенности это относится к С.С. Алексееву и В.К. Бабаеву). Однако выход за границы «родного» концепта правознания (этатистского), не подкрепленный ни глубокой онтологией, ни современной методологией, неизбежно порождает эклектизм правовых теорий.

Как было отмечено выше, определенную перспективу, по-видимому, имеет формирующийся в настоящее время интегральный тип правопонимания,[68] призванный не эклектически объединить, а синтезировать теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями:[69] нормативный аспект права и его специфический механизм функционирования в государстве – у этатистского подхода; субъектно-деятельный аспект права – у социологической школы; восприятие права как ценности – у юснатурализма; психическую составляющую права – у сторонников психологической школы и т.д.[70]

Такая теория может «примирить» существующие в различных вариантах правопонимания теоретические оппозиции «идеального» и «материального», «рационального» и «иррационального», «должного» и «сущего», «субъективного» и «объективного», «естественного» и «сконструированного» в праве, поскольку право как своеобразный многогранник включает в себя все эти стороны. С позиций онтологической теории коммуникативного права, концепция которого формулируется в настоящем курсе, и которая представляет собой один из вариантов интегрального правопонимания, право рассматривается как включающее в себя и идеальное, и материальное, рациональное и иррациональное, должное и сущее, объективное и субъективное, «естественное» и «сконструированное», статичное и деятельное.

Если систематизировать важнейшие модусы основных типов правопонимания, то целесообразно выделить следующие:

 

юснатурализм этатизм социологизм психологизм

аспекты:

генетический природа государство общество психика чел.

онтологический идея норма правоотношения императивно-

атрибутивные

переживания

гносеологический идеология законы правовая практика самонаблюдение

аксиологический абсолютная - относительная -

ценность ценность

 

Онтологическая концепция права признает собственную природу права, не сводимую ни к каким искусственным конструкциям и социокультурным закономерностям. Но также признает возможность возникновения права как в государстве, так и непосредственно в обществе, причем этот коммуникативный процесс неразрывно связан и с индивидуальной, и с общественной психикой. Право одновременно представляет собой идеюитекст, норму и правоотношения, императивно-атрибутивные переживанияисоциализированные ценности. Ни одно из этих положений не истинно в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они обретают эйдетический смысл. [71] И хотя в силу своей многогранности право может познаваться различными способами, но в своем целостном виде просматривается ясней всего в феноменологическом ракурсе. Показать, каким образом такой взгляд на право возможен и определить основные черты данного варианта правопонимания и составляет основную задачу настоящего курса.

 

Дополнительная литература по теме

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.

Автономова Н.А. Актуальное прошлое: структурализм и евразийство // Серио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-ее гг. М., 2001.

Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. М., 1999.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Российский правовой дискурс и идея коммуникации

На сайте allrefs.net читайте: "Российский правовой дискурс и идея коммуникации"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные российские правовые теории: на пути к интегральному правопониманию.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение теоретических знаний о праве в России.
Право возникает в обществе как элемент культуры, как психосоциокультурная подсистема. Культура имеет знаковый (текстуальный), ценностный и деятельный аспекты. Сама культура, с позиций семиотики, вы

Психологическая теория права Льва Петражицкого. Правовые взгляды П.А. Сорокина.
Одним из выдающихся теоретиков права в России был Л.И. Петражицкий(1867-1931).[5] Петражицкий явился создателем оригинальной психологической теории пр

Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии и психологии. Кн. 56. 1901.
Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1999. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права. М., 1901.

Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности госу­дарства. Харьков, 1908.
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. Поляков А.В., Козлихин И.Ю. Русская политико-правовая мысль и идея правового государства // Власть

Соколов Б. Рецепция герменевтики в России // Между метафизикой и опытом. СПб., 2001.
Соловьев В.С. Право и нравственность // Власть и право. Л., 1991. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и мора

Ященко А.С. «Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства». СПб., 1999.
Razeev D. Rezeption der Phänomenologie in Russland//Между метафизикой и опытом. СПб., 2001.   [1] Следует иметь в виду, что п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги