рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РОССИЯ В XVI в.

РОССИЯ В XVI в. - раздел Право, Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в. Правление Елены Глинской Н Бояр В Декабре 1533 Г. Неожиданно Скончался Василий I...

Правление Елены Глинской н бояр В декабре 1533 г. неожиданно скончался Василий III, вправлении которого А.А.Зимин усматривает многие чертыбудущих преобразований XVI в. При малолетнем наследникепрестола, трехлетнем Иване, по завещанию создавалсяопекунский совет. Через некоторое время фактическойправительницей становится вторая жена Василия III - ЕленаВасильевна Глинскал, представительница княжеского родазападнорусских земель. Однако на этом пути она встретиласопротивление. Первым попытался захватить власть ЮрийИванович Дмитровскнй - брат Василия III, но был арестован.Была пресечена и попытка дяди Елены - Михаила Глинского.Среди группы доверенных бояр главную роль начинает игратьее фаворит - боярин Иван Овчина-Телепнев-Оболенский. В 1537 г. вспыхивает уже открытый мятеж другого дяди -великого князя Андрея Ивановича Старицкого, предъявившегосвои претензии на престол. Не поддержанный даже у себя вкняжестве и "отъехавший" в Новгород, Андрей Старицкий всражении потерпел поражение от московского войска,возглавлявшегося Овчиной-Телепневым-Оболенским. Послеэтого его заманили в Москву, где арестовали и "уморили" втюрьме "шляпой железной". Так закончилась еще одна"замятня" удельных князей. Старицкий удел былликвидирован. В правление Елены Глинской был проведен ряд реформ, вцелом продолжавших политику прежних великих князей. Кэтому времени относится начало важнейшей реформы местногоуправления - губной реформы. Если деятельность городовыхприказчиков, появившихся на рубеже XV-XVI вв., затрагивалав основном военно-административную сферу, то губныестаросты становились судебными исполнителями (импередавались изымавшиеся от наместников дела о разбоях иворовстве). Губные старосты также были выборными лицами изместных дворян. В помощь им избирались старосты, сотские и"лучшие люди" из крестьян и посадских людей. Это было ещеодним ударом по институту центральной власти:назначавшимся кормленщикам - наместникам и волостелям, и вто же время усилением "снизу" формирующегосясословно-представительного государства. Через двадесятилетия наместничье управление будет ликвидированополностью. Валяное значение имела также денежная реформа. Основнаямонета до этого времени - деньга - существовала в двухвариантах: московская и новгородская. В 1535 г. "отставишаторговати старыми деньгами" и "начаша торговати деньгаминовыми, копейками" (на них был изображен всадник скопьем). Таким образом, произошло установление единоймонетной системы, а также унификация чеканки монеты. Кроме того, правительство Елены Глинской проводитмероприятия по укреплению армии, строительству новых иреорганизации старых крепостей. Ее правление проходит почти в непрерывных мятежахразличных княжеско-боярских группировок. Жертвой этойборьбы (в которой Елена Глинская тоже принимала участие) вконечном итоге стали она сама и Овчина-Телепнев. В 1538г., видимо, отравленная, она умирает, а Овчина погибает втюрьме. После этого власть переходит к боярским группировкамШуйских и Бельских. Начинается период боярского правления(1538-1547), в течение которого во главе государстванаходятся то одни, то другие. Впрочем обе группировкипытались проводить внутреннюю политику своихпредшественников: в частности, по-прежнему шла губнаяреформа. Но бесконечная борьба за власть сводила на нетвсе их усилия и в итоге привела к устранению их самих.Шуйских и Бельских в 1544-1547 гг. сменяют Глинские, нореальная власть постепенно сосредоточивается упредставителей старомосковского боярства - Захарьиных.Растет и недовольство боярским правлением в средемосковских горожан. Венчание на царство Ивана IV и восстание против Глинских В начале 1547 г. происходят два значительных события. 16января впервые в русской истории состоялось венчание нацарство бывшего до этого великим князем Ивана IV. 3февраля последовала женитьба достигшего совершеннолетияцаря на Анастасии Захарьиной. Ряд крупных пожаров в Москвевесной - летом 1547 г. прерывают столь торжественноначавшееся царствование Ивана IV. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 г.,продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территорияМосквы, сгорело 25 тыс. домов, погибло около 3 тыс.человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских.По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская,оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердцачеловеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи поМоскве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух,подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана.Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное селоВоробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать вподмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль ипотребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы,убит один из Глинских - Юрий. 27-28 июня Москва по сути находилась в руках посадскихлюдей, которые, возможно, "пытались даже создать какое-тосвое управление городом" (Н.Е.Носов). 29 июня вооруженныегорожане двинулись в Воробьево и потребовали выдачиГлинских. "Вниде страх в душу мою и трепет в кости мои исмирился дух мой", - вспоминал позже царь. Большого трудаему стоило убедить народ разойтись. Ряд выступлений в этоже время произошел в некоторых других городах - причинойбыл неурожай, повышение налогов и злоупотребленияадминистрации. Однако выступления 1547 г. не нарушили объективного ходасобытий последних десятилетий. Они лишь подчеркнулинеобходимость дальнейших преобразований. После ряда новыхначинаний рубежа XV-XVI вв. и продолжения их в 30-40-хгодах XVI в. страна была подготовлена к проведению болеемасштабных реформ. Избранная Рада Планы переустройства России вынашивала небольшая группалюдей. окружавших в то время Ивана IV. Одним из них былмитрополит Макарий, образованнейший человек того времени,активно участвовавший в государственной деятельности40-50-х годов. Другим приближенным стал священникпридворного Благовещенского собора Сильвестр. В окруженииИвана IV находился и незнатный по происхождению дворянинАлексей Федорович Адашев. К началу 1549 г. влияние на царяСильвестра и Адашева значительно усилилось, и последнийстановится, по сути, руководителем правительства,названного впоследствии Андреем Курбским "ИзбраннойРадой". С именем Алексея Адашева связаны все последующиереформы, а также успехи внешней политики России в серединеXVI в. Кроме них, в разработке и проведении реформ такжеучаствовали "думцы" Захарьины, Д.И.Курлятев,И.В.Шереметев, А.И.Курбский. Реформы центральных и местных органов власти К февралю 1549 г. относится начало деятельности на РусиЗемских соборов - сословно-представительных органов."Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин, - это орган,пришедший на смену вечу", воспринявший древнерусские"традиции участия общественных групп в решенииправительственных вопросов", но заменивший "элементыдемократизма началами сословного представительства". Первым собором обычно считается совещание, созванное царем27 февраля. Вначале он выступил перед боярами,окольничими, дворецкими и казначеями в присутствиицерковного "освященного собора", и в тот же день онговорил перед воеводами, княжатами и дворянами. Видимо,этот же Земский собор, ка который также "велел князьвеликий собрати от городов добрых людей по человеку",принял решение о создании нового правового кодекса -Судебника. В основу был положен предыдущий Судебник 1497г., но расширенный, лучше систематизированный. В Судебнике 1550 г. из 100 статей большая часть посвященавопросам управления и суда. В целом пока что сохранялисьстарые органы управления (центральные и местные), но в ихдеятельность вносились существенные изменения. Такимобразом, продолжалось их эволюционное превращение в рамкахформирующегося сословно-представительного государства.Так, наместники теперь лишались права окончательного судапо высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовыхприказчиков и губных старост: к ним полностью отошливажнейшие отрасли местного управления. А их помощник ки -старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебникаобязательно должны были участвовать в наместничьем суде,что означало контроль со стороны выборных от населения задеятельностью наместников. Значение служилых людей -дворян - поднималось и тем, что устанавливаласьнеподсудность их суду наместников. Следующим шагом явилась прямая ликвидация в 1551-1552 гг.наместничьего управления в отдельных областях. А в1555-1556 гг. приговором царя "о кормлениях" наместничьеуправление отменялось в общегосударственном масштабе. Егоместо занимало местное управление, проделавшее долгий инелегкий путь. Местное управление не представляло собой единообразия, апринимало различные формы в зависимости от социальногосостава той или иной местности. В центральных уездах, где было развито частноеземлевладение, вводилось губное управление, а дворяневыбирали из своей среды губных старост. Вместе с тожевыборными городовыми приказчиками они возглавили уезднуюадминистрацию. Это означало завершение губной реформы. Выборные власти стали появляться и в тех уездах, где небыло частного землевладения. Здесь из зажиточных слоевчерносошного населения выбирались земские старосты.Впрочем, черносошные общины и прежде имели свои выборныемирские власти в лице старост, сотских, пятидесятских,десятских и т.д. Эти волостные администраторы генетическивосходили к представителям старинной сотенной общиннойорганизации Киевской Руси. Они традиционно осуществлялинадзор за общинными землями, распределяли и собиралиналоги, разрешали мелкие судебные дела, решали другиевопросы, затрагивающие интересы общины в целом. И раньшемирские власти состояли из представителей наиболеезажиточного крестьянства: "лучших" и "средних" людей.Кстати сказать, черные волости, даже становясьчастновладельческими землями, сохраняли структуру мирскогоуправления. Земская реформа наряду с черносошными землями затронула игорода, где тоже (но из зажиточного посадского населения)выбирались земские старосты. Губные и земские старосты вотличие от кормленщиков - пришлых людей - действовали винтересах и на пользу своих уездов, городов и общин.Справедливости ради необходимо отметить, что полностьюместные реформы были осуществлены лишь на Севере. Считается, что губная и земская реформы являются шагом напути централизации. При этом, однако, не учитывается тотфакт, что власти на местах становились выборными, а,следовательно, на местах развивалось самоуправление.Институты самоуправления XVI в. представляютсяпродолжением демократических вечевых традиций Древней Русив новых условиях формирования единого государства.Традиции эти оказались действенными и потом - в Смутноевремя. Ко времени Избранной Рады относится усиление значенияприказов как функциональных органов управления. Именно всередине XVI в. возникают важнейшие приказы. К нимотносится Челобитенный, в котором принимались жалобы наимя царя и проводилось расследование по ним. Во главеэтого, по сути высшего органа контроля, стоял А.Адашев.Посольский приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый.Поместный приказ ведал делами поместного землевладения, аРазбойный разыскивал и судил "лихих людей". Первый приказвоенного ведомства - Разрядный - обеспечивал сбордворянского ополчения и назначал воевод, а другой -Стрелецкий - ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов.Разрядным приказом некоторое время руководил дьякИ.Г.Выродков, при котором он стал как бы генеральнымштабом русского войска. Финансовые дела находились вкомпетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). Сприсоединением Казанского и Астраханского ханств создаетсяприказ Казанского дворца. Окончательное завершениеформирования приказной системы приходится на XVII в. Реформы в социально-экономической сфере Уже в Судебнике 1550 г. затрагиваются существенные вопросыземлевладения. В частности, принимаются постановления,затрудняющие дальнейшее существование вотчинных земель. Особое место занимают статьи о частновладельческомнаселении. В целом право перехода крестьян в Юрьев день пост. 88 сохранялось, но несколько увеличилась при этомплата за "пожилое". Ст. 78 определяла положение другойзначительной группы населения - кабальных холопов.Запрещалось, к примеру, превращать в холопов служилыхлюдей, ставших должниками. Однако главные изменения в социально-экономической сферебыли направлены на обеспечение землей служилых людей -дворян. В 1551 г. на Стоглавом соборе Иван IV заявил онеобходимости перераспределения ("переверстания") земельмежду землевладельцами: "у кого лишек, ино недостаточногопожаловати". Под "недостаточными" подразумевались служилыелюди. Для проведения упорядочения земель предпринимаетсяих всеобщая перепись. В процессе ее осуществления прежнееподворное налоговое обложение заменялось поземельным. Наосновных территориях вводилась новая единица обложения -"большая соха". Ее размеры колебались в зависимости отсоциального положения землевладельца: на соху черносошногокрестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов.Ущемлялись также интересы церкви, зато в привилегированномположении оказывались помещики. Размеры земельных владений обусловливали и прежние службыдворян. "Уложение о службе" (1555) устанавливало правовыеосновы поместного землевладения. Каждый служилый человекимел право требовать поместье не меньше 100 четвертейземли (150 десятин, или примерно 170 га), так как именно стакой земельной площади должен был выходить на службу"человек на коне и в доспехе полном". Таким образом, спервых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а соследующих - его вооруженные холопы. Согласно "Уложению";вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, авотчинники должны были нести службу на тех же основаниях,что и помещики. Изменения в положении служилых людей тесно связаны также сотменой наместничьего управления (кормлений). Вместо"кормленичего дохода", шедшего в основном в рукинаместников и волостелей, вводился общегосударственныйналог "кормленый откуп". Этот налог поступал вгосударственную казну, откуда раздавался служилым людям вкачестве жалования - "помоги". Денежную "помогу" давалитем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имелвладение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей,платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискациювладений и телесное наказание. Военные преобразования Основу вооруженных сил составляло теперь конное ополчениеземлевладельцев. Помещик или вотчинник должен был выходитьна службу "конно, людно и оружно". Кроме них, существовалислужилые люди "по прибору" (набору): городская стража,артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян игорожан - посоха, несшая вспомогательную службу. В 1550 г. была предпринята попытка организации под Москвойтрехтысячного корпуса "выборных стрельцов из пищали",обязанных быть всегда наготове для исполненияответственных поручений. В него вошли представителизнатнейших родов и верхи Государева Двора. Стрельцыпредставляли собой уже регулярное - войско, вооруженноеновейшим оружием и содержащееся казной. Организационноестроение стрелецкого войска было позднее распространено навсе войска. Управление дворянским войском чрезвычайно усложнялосьобычаем местничества. Перед каждым походом (а иногда и впоходе) происходили затяжные споры. "С кем кого ни пошлютна которое дело, ино всякой разместничается", - отмечал в1550 г. Иван IV. Поэтому местничество в армии воспрещалосьи предписывалось несение воинской службы "без мест".Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми княжатамии боярами тем самым нарушался. Стоглавый собор 1551 г. Процесс усиления государственной власти неизбежно вновьвыдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царскаявласть, источники доходов которой были немногочисленными,а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквейи монастырей. На совещании молодого царя с митрополитом Макарием всентябре 1550 г. была достигнута договоренность:монастырям запрещалось основывать новые слободы в городе,а в старых слободах ставить новые дворы. Посадские люди,бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того,"выводились" назад. Это было продиктовано потребностямигосударственной казны. Однако такие компромиссные меры не удовлетворилигосударственную власть. В январе-феврале 1551 г, былсобран церковный собор, на котором были зачитаны царскиевопросы, составленные Сильвестром и проникнутыенестяжательским духом. Ответы на них составили сто главприговора собора, получившего название Стоглавого, илиСтоглава. Царя и его окружение волновало, "достойно лимонастырям приобретать земли, получать различные льготныеграмоты. По решению собора прекратилось царскоевспомоществование монастырям, имеющим села и другиевладения. Стоглав запретил из монастырской казны даватьденьги в "рост" и хлеб в "насп", т.е. - под проценты, чемлишил монастыри постоянного дохода. Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретилипрограмму, изложенную в царских вопросах, ожесточеннымсопротивлением. Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, внаиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил.Гнев Ивана IV обрушился на наиболее видных представителейиосифлян. 11 мая 1551 г. (т.е. через несколько дней послезавершения собора) была запрещена покупка монастырямивотчинных земель "без доклада" царю. У монастырейотбирались все земли бояр, переданные ими туда вмалолетство Ивана (с 1533 г.). Тем самым был установленконтроль царской власти над движением церковных земельныхфондов, хотя сами по себе владения остались в руках уцеркви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 г. Вместе с тем, были проведены преобразования во внутреннейжизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеонобщерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов.Были приняты также меры по искоренению безнравственностидуховного сословия. Судьба реформ 50-х годов XVI в. Принято считать, что реформы Избранной рады проводились вцелях укрепления социального положения дворянскогосословия в противовес тормозящему этот процессконсервативному боярству. В.Б.Кобрину удалось доказать,что в усилении государства были заинтересованы практическивсе слои общества. Поэтому реформы проводились не в угодукакому-либо одному сословию и не против какого-либосословия. Реформы означали формирование Русскогосословно-представительного государства. При этомподразумевалось и осуществлялось на практике разумноеравновесие в распределении власти между рядом сословий(Земские соборы), правительством (Избранная Рада) и царем.Для утверждения этой системы необходимо было время. В силуряда обстоятельств равновесие властных структур сталонеустойчивым уже в первой половине 50-х годов.Реформаторская деятельность была сведена на нет в 60-егоды внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина)причинами. Многое здесь значила и личность царя Ивана -человека государственного ума, но с гипертрофированноразвитым властолюбием, и, возможно, на этой почве снекоторыми психическими отклонениями. Впоследствии, как быоправдывая свои действия, Иван IV писал, что Адашев иСильвестр "сами государилися, как хотели, а с меня естегосударство сняли: словом яз был государь, а делом ничегоне владел". Однако современные историки, отводят ему вгосударственных делах несколько иное место. "Участие ИванаIV в правительственной деятельности в 60-х годах непротиворечит тому, что многие реформы (возможно, даже ихбольшинство) были задуманы деятелями Избранной Рады.Главной заслугой Ивана IV в эти годы было то, что онпризвал к правлению таких политиков, как Адашев иСильвестр, и, видимо, действительно подчинялся ихвлиянию", - пишет В.Б.Кобрин. Разрыв с приближенными наступил не сразу. Их колебания вовремя болезни Ивана в 1553 г., напряженные отношения сродственниками царицы Захарьиными и, возможно, с ней самойприводят к психологической несовместимости. Стремлениепроводить самостоятельную политику - внешнюю и внутреннюю- к несовместимости политической. К осени 1559 г.прекращается реформаторская деятельность. В 1560 г.происходит развязка. Сильвестр был направлен в ссылку:вначале в Кирилло-Белозерский монастырь, затем вСоловецкий. А.Адашев был послан в действующую в Ливонииармию, но вскоре вместе с братом Данилом арестован. Лишьсмерть (1561) спасла бывшего главу Избранной Рады отдальнейших преследований. Опричнина Знаменитый русский историк В.О.Ключевский как-то заметилоб опричнине: "Учреждение это всегда казалось странным кактем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал".Действительно, всего семь лет существовала опричнина, нокак много ученых "копий" сломано над выяснением ее причини целей. В целом, все разноликие мнения историков можно свести кдвум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина былаобусловлена личными качествами царя Ивана и не имеланикакого политического смысла (В.О.Ключевский,С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов); 2) опричнина являласьхорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного ибыла направлена против тех социальных сил, которыепротивостояли его "самовластию". Последняя точка зрения, всвою очередь, также "раздваивается". Одни исследователиполагают, что целью опричнины было сокрушениебоярско-княжеского экономического и политическогомогущества (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников).Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают, что опричнина"целилась" в остатки удельно-княжеской старины (Старицкийкнязь Владимир), а также направлялась противсепаратистских устремлений Новгорода и сопротивленияцеркви как мощной, противостоящей государству организации.Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор обопричнине продолжается. Видимо, причины появления опричнины надо искать не вборьбе с определенными социальными группами, а в реакциипытающейся усилиться самодержавной власти на альтернативугосударственного развития, представленнуюсословно-представительными учреждениями. Однако, необходимо знать не только мнение исследователей,но и ход самого опричного "действа". 3 декабря 1564 г. царь неожиданно для многих выехал изМосквы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранныхбояр и дворян. Взял он также с собой казну и "святости".После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился всвою летнюю резиденцию - Александровскую слободу (ныне г.Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда вначале января 1565 г. Иван IV шлет в Москву две грамоты. Впервой - адресованной боярам, духовенству и служилым людям- он обвинял их же в изменах и потворстве изменам, а вовторой царь объявлял московским посадским людям, что унего "гневу на них и опалы никоторые нет". Послания царя,прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромноеволнение. Московское "людье" потребовало, чтобы царяуговорили вернуться на престол, угрожая, что в противномслучае они "государственных лиходеев и изменников" сами"потребят". Через несколько дней в Александровской слободе ИванВасильевич принял делегацию духовенства и боярства исогласился вернуться на престол с условием, "что ему своихизменников, которые измены ему, государю, делали и в чемему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти,а иных казнити и животы их и статки иматп, а учинити емутна своем государстве себе опричнину, двор ему учинить себеи весь обиход особный". Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо такназывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове,"опричь" (кроме) другой земли. Однако в данном случаеопричнина означала личный удел царя. Остальная частьгосударства стала именоваться земщиной, управление которойосуществлялось Боярской думой. Политическим иадминистративным центром опричнины стал "особый двор" сосвоей Боярской думой и приказами, частично переведеннымииз земщины. В опричнине была особая казна. Первоначально вопричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6тыс.) в основном служилых людей, но были и представителинекоторых старых княжеских и боярских родов. Дляопричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадейони привязывали собачьи головы, а у колчана со стрелами -метлу. Это означало, что опричник должен грызть"государевых изменников" и выметать измену. Обычно считается, что в опричнину были взяты территории,где господствовало княжеско-боярское землевладение.Выселение оттуда крупных землевладельцев на земли земщины,таким образом, подрывало их экономическую базу и ослаблялоих позиции в политической борьбе. Однако в последнее времявыясняется, что ставшие опричными земли были заселены восновном либо служилыми людьми (дворянами), либо другимиверными слугами государя (западные земли), либо быличерносошными (Поморье). Опричная часть была выделена и вМоскве. Причем, часть землевладельцев этих земель простоперешла в опричнину. Безусловно, были проведены ивыселения. Но их масштабы не стоит преувеличивать, к томуже пострадавшие вскоре были возвращены на места. Опричнинаотнюдь не изменила структуру крупной собственности наземлю, пишет В.Б.Кобрин, боярское и княжескоеземлевладение пережило опричнину. Хотя нельзя не сказать ио том, что жертвами болезненных подозрений царя сталимногие бояре. Ему постоянно мерещились заговоры противнего - и головы зачастую невинных людей летели десятками. Выступление Ивана Грозного и опричников против старыхудельных институтов достигло своего апогея в 1569-1570 гг.Церковные иерархи не поддерживали опричную политику.Митрополит Афанасий удалился в монастырь, а сменивший егоФилипп Колычев выступил с обличениями опричнины. Он былнизложен, заточен в монастырь, а по пути в Новгородопричного войска задушен. Однако факт низложениямитрополитов и других церковников еще не свидетельствуетоб ослаблении позиции церкви в целом. Еще с начала 50-х годов царь Иван повел линию пафизическое уничтожение последнего удельного князя на Руси- Владимира Андреевича Старицкого, который, как показалисобытия 1553 г., связанные с болезнью Ивана, мог реальнопретендовать на царствование. После ряда опал и униженийВладимир Андреевич в октябре 1569 г. был отравлен. В декабре 1569 г. войско опричников, лично возглавлявшеесяИваном Грозным, выступило в поход на Новгород, которыйякобы хотел ему изменить. Царь шел как по неприятельскойстране. Опричники громили города (Тверь, Торжок), села идеревни, убивали и грабили население. В самом Новгородеразгром длился 6 недель. Подозреваемых тысячами пытали итопили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей,монастырей и купцов было конфисковано. Избиениепродолжалось и в Новгородских пятинах. Затем Грозныйдвинулся к Пскову, и лишь суеверность грозного царяпозволила этому старинному городу избежать погрома. Новгородский поход опричников позволяет сделать вывод, чтоИван IV страшился отнюдь не только представителейаристократии (как препятствия на пути к неограниченнойвласти), но и в равной мере (а может быть в большей)городского и сельского населения, также представленного наЗемских соборах - учреждении сословно-представительном. После возвращения из Новгорода начинаются казни самихопричников, тех, которые стояли у ее истоков: на смену имприходят наиболее отличившиеся в погромах и казнях, срединих Малюта Скуратов и Василий Грязной. Опричный террорпродолжался. На 1570 г. приходятся последние массовыеказни в Москве. В 1572 г. опричнина была отменена: "государь опричнинуоставил". Впрочем, некоторые исследователи полагают, чтоизменена была лишь вывеска, а опричнина под именем"государева двора" продолжала существовать и далее. Другиеисторики считают, что Иван IV попытался вернуться копричным порядкам в 1575 г., когда вновь получил вовладение "удел", а остальной территорией поставилуправлять крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича,который назывался "великим князем всея Руси", в отличие отпросто "князя московского". Не пробыв и года на престоле,хан был сведен с великого княжения. Все вернулось на своиместа. Опричнина в целом не смогла усилить на более или менеепродолжительное время самодержавное правление (послесмерти Ивана IV мы видим деятельность не столько царяФедора Иоановича, сколько его окружения, из которого болеедругих отличался Борис Федорович Годунов, который,достигнув трона, вынужден был утверждаться Земскимсобором), ни ликвидировать центральныесословно-представительные органы и местное самоуправление.Опричнина не должна рассматриваться как ступень к новой"прогрессивной" самодержавной форме правления, как частоопределяют ее значение. В большей степени она являласьвозвращением к временам удельного правления (если иметь ввиду деление страны на опричнину и земщину и т.д.).Опричнина была реформой, но реформой с противоположнымзнаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия. Внешняя политика Основными направлениями внешней политики России в серединевторой половины XVI в. были следующие: на востоке июго-востоке борьба с казанскими и астраханскими ханствамии продвижение в Сибирь, на юге - защита от набеговкрымцев, на западе - попытка выхода к Балтийскому морю. Восточная политика Первоочередной задачей в середине XVI в. стала борьба сКазанским ханством, непосредственно граничившим с русскимиземлями и державшим в своих руках волжский торговый путь.Первоначально казанский вопрос пытались решитьдипломатическим путем, посадив на престол московскогоставленника. Однако это закончилось неудачей, как,впрочем, и первые походы (1547- 1548; 1549-1550). В 1551 г. началась подготовка к новому походу. Весной в 30км на запад от Казани у впадения в Волгу р.Свияги строитсяв кратчайший срок деревянная крепость - Свияжск,возведением которой из заранее заготовленных блоковруководил дьяк Разрядного приказа. И.Г.Выродков. В августебольшое русское войско (150 тыс.) осадило Казань. Осададлилась почти полтора месяца. И вновь отличился Выродков,подведший к стенам подвижные осадные башни "гуляй-города",а также осуществивший ряд подкопов под стены. В результатевзрывов бочек пороха, заложенных в подкопы, был разрушенбольшой участок стены, и 2 октября Казань была взяташтурмом. Падение Казанского ханства предопределило судьбу другого -Астраханского, имевшего важное стратегическое и торговоезначение. В августе 1556 г. Астрахань была присоединена. Вэто же время признала вассальную зависимость от России иНогайская орда (она кочевала между средним течением Волгии Яиком). В 1557 г. было закончено присоединение Башкирии. Таким образом, земли Поволжья и торговый путь по Волгеоказались в составе России. Успешные военные действия на восточном и юго-восточномнаправлениях существенно ограничили возможность нападениятатар Крымского ханства, фактический руководитель внешнейполитики того времени А.Адашев настаивал на активныхдействиях против Крыма, однако встретил сопротивление состороны Ивана IV, настойчиво стремившегося решитьбалтийский вопрос. Поэтому в целях обороны от крымцев в50-е годы началось строительство Засечной черты -оборонительной линии из лесных засек, крепостей иестественных преград, проходившей южнее Оки, недалеко отТулы и Рязани. Устройство Засечной черты оправдало себяуже в 1572 г., когда крымский хан Девлет-Гирей со120-тысячным войском был наголову разбит в 50 км отМосквы. Присоединение Поволжья создало также предпосылки длядальнейшего освоения земель на востоке. Теперь путь лежалв Сибирь, привлекавшую громадными запасами пушнины. В 50-хгодах XVI в. сибирский хан Едигер признал себя вассаломРоссии, но пришедший затем к власти хан Кучум разорвал этиотношения. Большую роль в продвижении в Сибирь сыграликупцы и промышленники Строгановы, получившие обширныевладения по рекам Каме и Чусовой. Для охраны своихвладений они построили ряд городов-крепостей, создалинаселенные "охочими людьми" - казаками - военныегарнизоны. Около 1581-1582 гг. (относительно этой датысуществуют разногласия) Строгановы снарядили за Уралвоенную экспедицию казаков и ратных людей из городов. Воглаве этого отряда (около 600 человек) стал атаман ЕрмакТимофеевич. Перейдя Уральские горы, он дошел до Иртыша, апод самой столицей Кучума - Кашлык - состоялось решающеесражение. Разноплеменное ханское войско не выдержалоказачьего натиска и разбежалось. Ермак вошел в Кашлык истал собирать ясак (дань) с сибирских жителей. Однакопобеда казаков оказалась непрочной, к тому же черезнесколько лет Ермак погиб. Поход его не привел кнепосредственному присоединению Сибири, но начало этомубыло положено. Уже со второй половины 80-х годов взападной части Сибири строятся города и крепости: Тюмень,Тобольский острог, Сургут, Томск. Административным центромСибири становится Тобольск, куда назначался воевода. Онведал сбором ясака, наблюдал за торговлей и промыслами, вего распоряжении находились стрельцы, казаки, другиеслужилые люди. В Сибирь двинулись и колонизационные потокирусского крестьянства, принесшие с собой и традициирусского земского самоуправления. Ливонская война Ливонская война стала "делом всей жизни" Ивана IV(И.И.Смирнов), а К.Маркс замечал, что ее целью "было датьРоссии выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения сЕвропой". Ливония, созданная в XIII в. немецкимирыцарями-меченосцами, представляла собой в XIV в. слабоегосударство, по сути разделенное между Орденом, епископамии городами. Орден возглавлял его лишь формально. Вместе стем Орден, опираясь на поддержку других государств,препятствовал установлению контактов России сзападноевропейскими странами. Непосредственным же поводом к началу Ливонской войныпослужил вопрос о "юрьевской дани" (Юрьев, впоследствииназванный Дерпт (Тарту), основал еще Ярослав Мудрый).Согласно договору 1503 г. за него и прилегающую территориюдолжна была уплачиваться ежегодная дань, что, однако, неделалось. К тому же Орден заключил в 1557 г. военный союзс литовско-польским королем. В январе 1558 г. Иван IVдвинул свои войска в Ливонию. Начало воины принесло емупобеды: были взяты Нарва и Юрьев. Летом и осенью 1558 г. ив начале 1559 г. русские войска прошли всю Ливонию (доРевеля и Риги) и продвинулись в Курляндии до границВосточной Пруссии и Литвы. Угроза полного разгрома заставила ливонцев проситьперемирия. В марте 1559 г. оно было заключено сроком наполгода. Начавшиеся в 1560 г. военные действия принеслиОрдену новые поражения: были взяты крупные крепостиМариенбург и Феллин, в плен попал сам магистр ОрденаФюрстенберг. Результатом компании 1560 г. стал фактическийразгром Ливонского ордена как государств. Однако земли егоперешли под власть Польши, Дании и Швеции, а последний егомагистр - Кетлер - получил лишь Курляндию, да и тонаходившуюся в зависимости от Польши. Таким образом, вместо слабой Ливонии у России оказалосьтеперь три сильных противника. Правда, пока Швеция и Даниявоевали друг с другом, Иван IV вел успешные действияпротив Сигизмунда II Августа. В феврале 1563 г. он взялПолоцк. Но уже в начале следующего года русские войскапотерпели ряд поражений (битвы на р.Уле и под Оршей).Тогда Иван IV попытался восстановить Ливонский орден, нопод протекторатом России, а с Польшей повел переговоры.Условия мира царь обнародовал на Земском соборе 1566 г.Они оказались неприемлемыми, и собор высказался запродолжение войны: "Государю нашему тех городов Ливонских,которые взял король во обереганье, отступиться непригоже,а пригоже государю за те городы стояти". В решении соборатакже подчеркивалось, что отказ от Ливонии повредитторговым интересам. В 1568-1569 гг. война принимает затяжной характер. А в1569 г. на сейме в Люблине состоялось объединение Литвы иПольши в единое государство - Речь Посполитую, с которой в1570 г. удалось заключить перемирие на три года. В маетого же года Иван IV наконец-то создает в Ливониигосударство под покровительством России во главе с братомдатского короля Магнусом. Тем временем, в 1575 г. в Речи Посполитой закончилсяпериод "бескоролевья" (1572-1575 гг.). Королем был избран(а претендовал на польский престол и Иван Грозный) СтефанБаторий. Его избрание означало возобновление войны сПольшей. Однако еще в 1577 г. русские войска занималипочти всю Ливонию, кроме Риги и Ревеля, который осаждали в1576-1577 гг. Но этот год был последним годом успеховРоссии в Ливонской войне. В 1579 г. возобновила военныедействия Швеция, а Баторий возвратил Полоцк и взял ВеликиеЛуки. В августе 1581 г. началась осада Баторием Пскова.Псковичи поклялись "за Псков град битися с Литвою досмерти безо всякие хитрости". Клятву они сдержали, отбив31 приступ. После пяти месяцев безуспешных попыток полякивынуждены были снять осаду Пскова. Но шведами в это жевремя была захвачена Нарва. В январе 1582 г. в Яме-Запольском (недалеко от Пскова)было заключено 10-летнее перемирие с Речью Посполитой.Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ейвозвращались некоторые пограничные русские земли. В мае 1583 г. заключается 3-летнее Плюсское перемирие соШвецией, по которому уступались Копорье, Ям, Ивангород иприлегающая к ним территория южного побережья Финскогозалива. Русское государство вновь оказалось отрезанным отморя. Культура в XVI в. На духовную культуру XVI в., как и прежде, определяющеезначение оказывала церковь, ее учения и догмы, основанныена религиозном мировидении. Однако духовная культура,особенно народных масс, не была свободной отязыческо-христианских или даже языческих представлений.Это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах. Фольклор Фольклор XVI в. отличается от предыдущего как по типу, таки по содержанию. Наряду с бытованием жанров прежних эпох(былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), в XVIв. расцветает жанр исторической песни. Большоераспространение имели и исторические предания. Песни ипредания обычно посвящались выдающимся событиям тоговремени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам наЗападе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, ЕрмакуТимофеевичу. В исторической песне о походе на Казань воспевается умениерусских воинов-пушкарей, устроивших "хитрый" подкоп подгородские стены. Как умный правитель и полководецизображается в ней сам Иван Грозный. Для его фольклорногообраза характерна идеализация. Так, в одной из песен народгорько оплакивает его как народного заступника: "Тывосстань, восстань, ты, наш православный царь... Царь ИванВасильевич, ты наш батюшка!". Однако в фольклореотразились и другие черты его: жестокость, властность,безжалостность. В этой связи характерны новгородские ипсковские песни и предания. В одной из песен царевич Иваннапоминает отцу: "А которой улицей ты ехал, батюшка, всехсек, и колол, и на кол садил". В песнях о завоевании Сибири, бытовавших в основном средиказачества, главным героем является Ермак Тимофеевич -удалой и смелый атаман вольных людей, народный вожак. Вего образе соединились черты героических богатырейрусского эпоса с чертами народных предводителей,боровшихся против социальной несправедливости. Интересны песни о героической обороне Пскова во времяЛивонской войны. Потерпев поражение, польский корольСтефан Баторий зарекается от своего имени и от имени своихдетей, внуков и правнуков когда-либо нападать на Русь. Распространенной во времена Ивана Грозного была песня оКострюке. В ней рассказывается о победе незнатногорусского человека ("мужика-деревенщины") надкнязем-иностранцем Кострюком, хваставшимся своей силой, ноставшим посмешищем для всего народа. Публицистика XVI в. Объединительные процессы и усиление позиций Русскогогосударства в Европе поставили перед обществомзлободневные вопросы о происхождении княжеской власти наРуси и о месте и роли Руси среди других государств преждеи теперь. Наиболее яркое выражение они нашли впублицистических произведениях. В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о князьяхвладимирских", которое в отличие от "Повести временныхлет" выводило происхождение русской княжеской династии отримского императора Августа. В одну из подчиненных емуобластей на берега Вислы он якобы послал своего братаПруса, который и основал род легендарного Рюрика. Один изнаследников Августа, Пруса и Рюрика - древнерусский князьВладимир Мономах получил от византийского императорасимволы царской власти: шапку-венец, драгоценныебармы-оплечья и другие дары. С той поры этим венцом ивенчались все последующие русские князья. Таким образом,обе легенды - и о происхождении княжеской власти отримского императора, и о получении царских регалий изКонстантинополя - имели своей целью укрепить авторитетвласти на Руси, обосновывали стремление возвратитьдревнерусские земли, находящиеся под властью Польши иЛитвы. В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыряФилофея (около 1510 г.) выдвигалась идея "Москва - третийРим". В его изложении история выступает как процесс сменытрех мировых царств. Первые два Рима - собственно Рим иКонстантинополь - погибли за измену их православию. Теперьих место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи,ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде вмире нет больше православного государства. Следовательно,мысль Филофея должна приниматься не как претензия Русскогогосударства на мировое господство или мессианство, но всмысле большой ответственности Руси за дальнейшеесуществование мира. Не достижение мировой власти, аобъединение всех русских земель под главенством Москвыявляется основной идеей посланий Филофея. Другими темами публицистических посланий, отражающимиобщественное развитие, стали вопросы о власти царя ивообще об устройстве Русского государства. В конце 40 - начале 50-х годов XVI в. пишет своичелобитные Ивану IV Иван Семенович Пересветов (возможно,вымышленная личность). Для изложения своих взглядовПересветов пользуется своеобразным литературным приемом.Он рисует несуществовавшего идеального монарха -Махмет-Салтана турецкого, который, сосредоточив в своихруках всю власть, сумел тем не менее установить в своемгосударстве справедливые отношения и твердый правопорядок.В своей политике Махмет-Салтан опирался на "воинников". Заусердную службу он хорошо оплачивал своих воинов из казны,в которую стекались все доходы его царства. Турецкому султану Пересветов противопоставляетвизантийского "царя" Константина, который "вельможам своимволю дал". Они же отстранили его от власти излоупотреблениями довели страну до гибели. Поэтому образцом для Пересветова выступал сильныйправитель, но не самовластец, ибо кроме прав у него были иобязанности перед "воинниками", которыми он и был "силен иславен". Пересветов, следовательно, обращал внимание надворянство как государственную опору, а боярство обвинял втрусости и недостатке служебного рвения. Стремясь кусилению военной мощи, Пересветов выступал противинститута холопства, так как рабы, понятно, воины плохие."Которая земля порабощена, - писал он, - в той земле всезло сотворяется". Такова в общих чертах программагосударственного устройства одного нз публицистов тоговремени. Яростный спор по этим же проблемам мы наблюдаем взнаменитой переписке (1564-1577) Ивана Грозного с княземАндреем Курбским - одним из его сторонников в 50-е годы.Бежав с началом опричнины за рубеж, Курбский прислал царюпослание, обвиняя его в тирании и жестокости. Грозныйответил. Вся переписка составляет два послания царя и трикнязя, которым был написан также памфлет "История овеликом князе Московском". Обоих авторов отличает широкаяобразованность: они знали античность, историю Рима,Византии и Руси, Библию и богословскую литературу. Обаобладали незаурядным литературным талантом. Общим у авторов было то, что они выступали за крепкоегосударство и сильную царскую власть. Политическим идеаломКурбского при этом являлась деятельность Избранной Рады. Куправлению государством, по его мысли, необходимопривлекать "мудрых советников" и даже "всенародныхчеловек". Следовательно, Курбский выступал за монархию, ноограниченную. Царь Иван же истинной монархией считалтолько монархию с неограниченной властью. Это он идоказывал - в данном случае с пером в руках. Аргументамислужат прежде всего факты из прежней истории, согласнокоторым "самодержавство" существует в Русской земле"божиим соизволением" "издревле" - с князя ВладимираСвятославовича. Однако в малолетство Ивана IV "бояре ивельможи" "от бога державу данную мне от прародителейнаших под свою власть отторгли". Это, по мнению царя,грозило гибелью государству. Теперь настало время вернутьсамодержавную власть, при которой не царь действует дляблага подданных, а обязанностью их является верная службагосударю. Все жители страны - от холопа до князя - этогосударевы холопы. "А жаловати есмя своих холопей вольны,а и казнити вольны же", - лаконично формулировал царь Ивансвой принцип неограниченного правления. Борьба с церковью нашла свое выражение в такомпублицистическом сочинении, как "Беседа Валаамскихстарцев" (сер. XVI в.). Автор - сторонник сильнойцерковной власти - выступает против попыток духовенствавмешиваться в государственное управление и противмонастырей, захватывающих черные крестьянские земли.Главное его требование - полное уничтожение монастырскогоземлевладения. Историко-литературные сочинения Большая часть грандиозных рукописных историко-литературныхтрудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им иего сотрудниками к 1554 г. были созданы "Великие ЧетьиМинеи" - 12-томное собрание всех книг, "чтомых" на Руси:житий и поучений, византийских законов и памятниковцерковного права, повестей и сказаний. Произведения былираспределены по тем дням, в которые их рекомендовалосьчитать. Другим крупным сочинением стала "Книга степенная царскогородословия". В отличие от летописей, где изложение ведетсяпо годам, Степенная книга располагает повествование по"степеням". Каждой степени (а их всего 17) соответствуетправление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита.Этим подчеркивалась идея единства царской и церковнойвласти. В середине XVI в. летописцами был подготовлен новыйлетописный свод, получивший название Никоновской летописи(так как один из списков принадлежал в XVII в. патриархуНикону). Никоновская летопись вобрала в себя весьпредшествующий летописный материал от начала Руси до конца50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого сводаявляется наличие в нем некоторых данных, относящихся восновном к древнему периоду русской истории, которые невстречаются в других летописях. Авторы Никоновскойлетописи сделали также попытку не простого изложенияматериала, а объяснения тех или иных событий. В 70-х годах XVI в. было закончено составлениеиллюстрированной всемирной истории - Лицевого летописногосвода. Он представлял собой 12 фолиантов, иэ которых донас дошли 10. В сохранившихся томах имеется свыше 16 тыс.миниатюр. В лицевом своде всемирная история излагается каксмена великих царств - Древнееврейского, Вавилонского,Персидского, Александра Македонского, Римского,Византийского. Закономерным итогом этого процессапредставляется образование Русского государства. Летописи XVI в. представлены также и локальнымисочинениями. Например, "Летописец начала царства"описывает первые годы правления Ивана Грозного. В 60-хгодах составляется "История о Казанском царстве", котораядоказывала историческую сппаведливость завоеванияКазанского ханства. К концу XVI в. относится и одна изредакций "Сказания о начале Москвы". К литературе бытового жанра относится такое оригинальноепроизведение, как "Домострой", автором которого, вероятно,был протопоп Сильвестр. "Домострой" означает"домоводство", поэтому в нем можно найти самые различныесоветы и наставления: как воспитывать детей и обращаться сженой, хранить запасы и просушивать белье, когда покупатьтовары на рынке и как принимать гостей. Наставления,вместе с тем, освящаются авторитетом бога и священногописания. Грамотность и просвещение Уровень грамотности среди населения был различным.Элементарная грамотность была распространена у посадскихлюдей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал15%. Более высока была грамотность в среде духовенства,купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которыеобычно содержали люди духовного звания. За прохождениекурса платили "кашей да гривной денег". В ряде школ, кромеобучения непосредственно грамоте и чтению, изучалиграмматику и арифметику. В связи с этим появляются первыеучебники по грамматике ("Беседа об учении грамоте") иарифметике ("Цифирная счетная мудрость"). О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также фактсоздания при крупных монастырях библиотек. Большаябиблиотека (не найденная до сих пор) была в царскомдворце. Рукописные книги принадлежали частным лицамразличных категорий, в том числе простым горожанам икрестьянам. Начало книгопечатания Важнейшим достижением в области культуры стало началокнигопечатания. Первая типография в России начала работатьоколо 1553 г., но имена первых мастеров нам неизвестны. В1563 г. в Москве по царскому повелению и нагосударственные средства сооружается типография.Создателями и руководителями Печатного двора (размещалсяневдалеке от Кремля на Никольской улице) были дьяк однойиз кремлевских церквей Иван Федоров и белорусский мастерПетр Мстиславец. В марте 1564 г. вышла первая книга"Апостол", хорошо исполненная в техническом отношении. Онаотличалась четким красивым шрифтом, многочисленнымизаставками, была также выполнена гравюра "апостол Лука" ит.д. В 1565 г. вышли два издания другой книги -"Часовник". Иван Федоров был не толькомастером-типографом, но и редактором: исправлял переводыкниг "Священного писания", приближал их язык к языкусвоего времени. Однако вскоре он и Мстиславец вынужденыбыли покинуть Москву. Причины этого до конца остаютсяневыясненными. Обосновавшись на Украине (во Львове иОстроге), они в последующие годы снова выпускают рядкрупных изданий: вновь "Апостол", а также "Библию". ВоЛьвове была напечатана и первая книга светскогосодержания: букварь с грамматикой (1574). Не прекратилось издательское дело и в России: во второйполовине XVI в. работали типографии в Москве и вАлександровской слободе. Всего было издано 20 книг,некоторые тиражами до тысячи экземпляров. Впрочем, печатная книга даже в XVII в. не вытесниларукописную, потому что печаталась в основном богослужебнаялитература, летописи, сказания и даже Жития святыхпо-прежнему переписывались от руки. Строительство и архитектура В течение всего XVI в. ведется широкое строительствокаменных городских кремлей. Особенно внушительные сооружения возводятся в Москве. В30-е годы прилежащая с востока к Кремлю часть посадаобносится кирпичной стеной и получает названиеКитай-города (возможно, от слова "кита", что означаетсвязку жердей для строительства крепостных стен). В 80-х -начале 90-х годов Приказом каменных дел была построенатретья линия (после Кремля и Китай-города) стен Москвы -Белый город, являвшийся мощной крепостью длиной 9,5 км с27 башнями (располагался на месте нынешнего Бульварногокольца). Строителем Белого города был выдающийся "каменныхдел мастер" Федор Конь, с именем которого связано истроительство мощных стен Смоленска. Наконец, на исходеXVI в. создается последняя внешняя линия укреплений Москвы- "Стародом", представлявшая собой 15-километровуюдеревянную крепость на земляном валу (отсюда другоеназвание - Земляной город). Она проходила по линиисовременного Садового кольца. Кольца укреплений Москвыпересекались улицами-дорогями, начинающимися от Кремля.Такая планировка носит название радиально-кольцевой иявляется традиционной для средневековых русских городов. Дороги вне городских стен, откуда было возможно вражескоенападение, прикрывались обычно монастырями-крепостями. ВМоскве ими были Новодевичий Донской, Данилов, Симонов,Новоспасский, Андроников. Каменные крепости-сторожи возводятся также в Поволжье(Нижний Новгород, Казань, Астрахань), южнее Москвы (Тула,Коломна, Зарайск, Серпухов) и западнее Москвы (Можайск,Смоленск), на Северо-Западе (Новгород, Псков, Изборск,Печоры) и даже на Соловецких островах. Усиление Русского государства отмечается расцветомархитектурного творчества. Со второй трети XVI в. вкаменное зодчество из народной деревянной архитектурыпроникает шатровый стиль. В отличие от крестово-купольныххрамов, восходящих к византийской традиции, шатровые неимеют внутренних столбов, а вся тяжесть здания опираетсяна (фундамент. Церковь теряет кубическую форму иприобретает облик "столпа" с пирамидальной вершиной.Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом шатровогостиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (нынев черте Москвы). Построенная в 1532 г. на высоком берегуМосквы-реки, она представляет собой 62-метровое сооружение- столп с восьмиугольным шатровым верхом, окруженноетеррасой - гульбищем. Уже современники говорили, что она"вельми чудна высотою и красотою и светлостью, такова небывала прежде сего на Руси". Выдающимся памятником шатрового стиля является соборПокрова на Рву, более известный по одному из позднеепристроенных приделов как храм Василия Блаженного. Соборстроился в 1554-1561 гг. зодчими Постником Яковлевым иБармой в ознаменование взятия Казани. Вокруг огромногоцентрального шатра - восемь глав храмов, опоясанныхсоединяющей их галереей. В архитектурно-декоративномубранстве храма замечается связь с русским народнымзодчеством и с народными орнаментальными мотивами. Однако шатровое зодчество не могло широкораспространиться, ибо противоречило церковным канонам,избравшим в качестве образца пятиглавый Успенский собор вМоскве. Подобные храмы сооружаются во многих монастырях икак главные соборы - в крупнейших русских городах.Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевоммонастыре. Смоленский собор Новодевичьего монастыря и т.д.Наконец, необходимо упомянуть и о строительстве небольшихкаменных или деревянных посадских церквей. Живопись Решения Стоглавого собора оказали влияние не только наархитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны былистрого придерживаться греческих образцов и иконописиАндрея Рублева. Поэтому они уделяют большее вниманиетехническим приемам. Вместе с тем в их произведенияхзвучат политические мотивы. Так, на стенах Золотой палатыКремлевского дворца в символических изображенияхразворачивается художественная композиция на тему осущности и значении царской власти. Икона "Церковьвоинствующая" символизирует апофеоз христианского(русского) воинства, возвращающегося после разрушения"города неверных" (Казани). К концу XVI в. появляются "строгановские" иконы-миниатюры,созданные в имениях богатых купцов Строгановых.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в.

На сайте allrefs.net читайте: "Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РОССИЯ В XVI в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОТ РЕДАКТОРА
Настоящая книга, предназначенная для абитуриентов, неявляется учебником по истории России. Она служит учебнымпособием, облегчающим подготовку к вступительному экзаменув высшую школу по соответствующем

I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность,в тот самый длительный период развития человеческогообщества, который называется первобытнообщинным строе

От племенного союза к союзу союзов племен
Дальнейшее развитие общественных отношений у восточныхславян приводило к формированию новых социальныхорганизмов: союз образовывали племена, которые сами ужевходили в племенной союз. Политическая орга

III. БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В XIII в.
XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народаи его нарождающейся государственности. Географическирасположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказаласьодновременно меж двух огней. С севера

IV. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ И ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В XIII-XVI ВВ.
Возникновение и развитие Великого кляжсства Литовского(ВКЛ) "Дранг нах Остен" ("Натиск на Восток") - страшнаяопасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловыммечом нависла и н

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV - НАЧАЛЕ XVI в.
Формирование Русского государства было объективным изакономерным процессом дальнейшего развитиягосударственных форм на территории Восточно-Европейскойравнины. На основе предгосударственных структур во

РОССИЯ В XVII в.
Вопросы общественной жизни, затянутые тугими узлами в XVIв., перешли в XVII в. Опричнина породила не только Смутуего начала, как это принято считать, но и последующиесоциальные движения его середины и

РОССИЯ В XVIII в.
Существует давняя традиция выделения XVIII в. какотдельного, целостного в экономическом, общественном икультурном отношениях. Мы говорим: культура Древней РусиIX-XVII вв., по мы никогда не включим сюд

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIXв.
Социально-вкономическое развитие России в первой половинеXIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развитияРоссии в первой половине XIX в. (или, как принятоговорить, в предреформенные год

РОССИЯ В ЭПОХУ КАПИТАЛИЗМА
Революционнаа ситуация в России на рубеже 50-60-х годовXIX в. Падение крепостного права В конце 50-х годов XIX в. кризис феодализма в Россиидостиг своей кульминации. Крепостничество сдерживалоразвитие

РОССИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Три модели (эшелона) мирового капиталистического развития.Капиталистическая эволюция России в конце XIX - начале XXв. (проблемы и противоречия) Конец XIX - начало XX в. стали переломным периодом вотеч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги