рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подарок судьбы

Подарок судьбы - раздел Право, Приложение I. Причины ошибочных действий экипажей при управлении летательными (Исповедь Вместо Введения) "человек Читает Кни...

(исповедь вместо введения)

"Человек читает книги, общается с другими людьми, наблюдает окружающий мир с единственной целью: постижение Высшего Смысла и применение его в повседневной жизни. Если же человек впитывает информацию, то, в конце концов, доходит до такой тупости, что вредит себе и другим людям".

Цзи Юнь.

"Секрет жизненного успеха: будь готов к возможности до того, как она возникнет".

Бенджамин Дизраэли.

Вот и состоялась, наконец, долгожданная встреча с Зинаидой, человеком Новой Эпохи, первой ласточкой шестой Расы, вовсе таковой себя не считающей (!), в отличие от многих "продвинутых", с кем приходится встречаться чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что Зинаида — первый мне известный человек, опрокинувший своей жизнью, на практике, одну из самых незыблемых "истин", накопленных человечеством со времён Адама, вкушения им запретного плода. Она уже больше двух лет (с апреля 2000 г.) не ест и не пьёт и не испытывает никакой необходимости заниматься этим, "обязательным" для всех делом, впредь! При этом, оставаясь в миру приятной, приветливой, доброжелательной и очень привлекательной женщиной, идущей путём просветления, восхождения, служения и Богосотворчества. При общении с ней чувствуешь естественную скромность, глубоко живущее нежелание рассказывать о себе при всём понимании того, что её опыт так необходим больному безумным потребительством человечеству именно теперь на рубеже эпох и тысячелетий.

Когда в октябре 2000 года я приехал в Киев с очередными лекциями и семинарами, встречающие меня начали с поздравления по поводу практической реализации моей теории. Справедливости ради эту теорию, о которой далее будет идти речь на протяжении всей книги, я своей не считаю. Мне сообщили с недостаточной для такого события долей восторга, что только что уехала в Москву Зинаида, которая уже семь месяцев (а значит совсем) обходится без пищи и воды, прекрасно себя чувствует, а эти счастливчики общались с ней как с обычным человеком, например, со мной.

Я уже давно внимательно отношусь к подобным явлениям со времени знакомства с учёным секретарём отделения физики АН СССР Лешковцевым, который занимался произвольным лечебным голоданием более 70 суток. Но то был переход на эндогенное (внутреннее) питание с потерей веса. И он пил "Боржоми".

Мать Тереза, известная всему миру великая подвижница, не ела более сорока лет, но, насколько мне известно, воду она потребляла. А тут — ни воды, ни еды!

Теоретически мне это понятно, я этот механизм весь представляю, о нём не один год рассказываю на лекциях и семинарах, пришла пора рассказать письменно, поскольку это имеет большое практическое значение. "Нет ничего практичнее хорошей теории". С такой формулой я всю жизнь старался заниматься наукой об управлении и другими видами профессиональной деятельности. Разделение, а порой и противопоставление теории и практики я не понимаю и не принимаю.

Из теории, изложению и обоснованию которой посвящена книга, да и из практики при более глубоком её осмыслении, с неизбежностью следует, что основой жизни является "Глагола творческая сила", первоэлементы Божественного Разума, когда-то сотворившего материальный мир и руководящего его эволюцией путём творения и аннигиляции материи повсеместно, в том числе, внутри организма человека в зависимости от состояния его сознания, степени его соответствия скрытому порядку тонкого мира. Огромные потенциальные структурообразующие возможности сознания человека проявляются в зависимости от степени его искажённости предрассудками, всевозможными догмами и ложными "незыблемыми истинами", впитываемыми с детства и наносящими непоправимый ущерб человеку и его здоровью. Сознание первично и требует к себе первичного внимания воли человека для содержания его в чистоте Истины, Любви и Добра с тем, чтобы быть в контакте с могущественной эволюционной силой Божественного Разума, способной избавить человека от любых проблем и неурядиц, раскрыв его поистине неисчерпаемые возможности. И Зинаида, по-видимому, первая, кто своей простой, праведной жизнью, постоянным стремлением к самосовершенствованию уже приблизилась к заветным берегам вдохновенной жизни человека как помощника и сотрудника Творца, для чего собственно мы и созданы по образу Божьему, а ему подобными должны стать сами, неустанным трудом Духа и ума, Души и тела. Люди настолько далеки от этих берегов, что даже не пытаются воспользоваться опытом таких, как Зинаида. Я просто потрясён тем равнодушием, с которым мне рассказывали о встречах с ней некоторые "духовные" люди, общавшиеся с Зинаидой в Москве и других городах. Так уж устроено сознание обывателя: всё, что не укладывается в его представления, для него не существует и его не интересует. Он это в упор не видит. А между тем, о такой жизни, не обременённой интересами желудка, мечтали лучшие умы человечества. Учёный и писатель-фантаст И. Ефремов в "Туманности Андромеды" говорит об этом в виде лекции по истории человечества в далёком будущем, в эпоху Великого Кольца. Там есть такие строки о нашем времени: "Мы, человечество, прошли тёмным тернистым путём блужданий и заблуждений прежде, чем выйти на светлую и ясную дорогу жизни. Мы получили от природы большой исследовательский мозг, хотя вначале он использовался в основном для поиска пищи и исследования её съедобности..."

В погоне за хлебом насущным в самом примитивном понимании люди как-то слишком легко и с большой готовностью уверовали в совершенно нелепую и абсурдную сказку, что от человека якобы ничего не требуется, а ему больше нечем заниматься, кроме самообеспечения средствами существования для ничего, будь это только для себя или для семьи, детей, родных, близких или даже всего человечества — это сути не меняет. Проблема выживания человечества, не желающего задуматься "зачем оно?" не может быть целью, как это провозглашается многими. В дискуссиях о смысле жизни большинством гласно или жизненно утверждается, что якобы "человек — это машина для ничего", несмотря на то, что это категорически противоречит выводам, к которым пришли выдающиеся умы человечества на протяжении всей истории его существования, будь то деятели науки, религии, искусства, литературы или философии.

А для того, чтобы ещё больше укрепиться, закоренеть в своих заблуждениях, что с человека нет спроса, изобрели другой миф, что и спрашивать-то некому — человек превыше всего, а всё сущее дано ему для услады, для удовлетворения низменных потребностей. Так атеизм и бессмыслица "прекрасно" уживаются как две стороны одной монеты, хотя находятся в остром противоречии современному миропониманию, вытекающему, как будет показано дальше, из осмысления мировоззренческого аспекта общепризнанных наук (квантовая физика, термодинамика, теория относительности, Лапласовы преобразования), находящемуся в согласованности с неискажёнными религиями, знаниями древних и не древних мыслителей, и блестяще подтверждённому каскадом новейших научных открытий. Вопрос "Как жить?" принципиально не имеет ответа без постановки вопроса "для чего жить?" и получения на него положительного ответа, как для отдельного человека, так и для человечества. Вот и живём "абы как".

Читателя, взявшего в руки эту книгу, я, как долгое время занимающийся исследованием процесса восприятия и переработки человеком информации, хотел бы попросить иметь в виду следующее. Качество общения читателя с автором во многом зависит от установки читателя. При чтении книги могут возникнуть гласные или молчаливые мнения у отдельных людей о том, что автор якобы не предлагает новых конкретных методик достижения того, к чему призывает. Такие оценки обусловлены соответствующими установками. Представим себе человека, который много читал духовной литературы, много знает о немедикаметозных методах лечения и даже много слышал о том, что болезнь есть благо, поскольку сигнализирует о "не туда рулении", защищает Душу от эрозии телесным недугом, но, заболев, пришёл к врачу с твёрдой надеждой получить помощь и поскорее выздороветь. Он может знать, что таблетки вредны, так же, как и микстуры или порошки. Но он хочет получить что-то конкретное, например, укол, процедуру или экстрасенсорное воздействие. Даже указание врача на причину данной болезни в виде конкретных грехов, нарушения определённых Космических законов он воспримет как абстрактные рассуждения, к нему мало относящиеся в данном его состоянии. Тем более он об этом уже много раз слышал или читал. Его организм защищается от довольно трудной и систематической работы по изменению своего сознания, и выработанная всоциуме установка "пациент - врач" помогает ему, хотя человекможет знать о её несостоятельности, но не усвоить это, чтобы руководствоваться в повседневной жизни. Точно так же и здесь: читатель может со всем соглашаться, но не видеть нужной ему конкретики из-за его установки. Поэтому я с возможно неприличной категоричностью утверждаю, что рассмотренные теории, в случае их усвоения и применения на практике, необходимы и достаточны для коренного изменения качества своей жизни и принципиального позитивного изменения обстановки вокруг себя, а также гарантированного избавления от болезней. Этот беспроигрышный путь может быть обозначен по всякому: обретение смысла жизни, Богосотворчество, жизнь по со-вести или выстраивание креста (рис. 1.1), что по существу одно и тоже. Всякие методики и технологии, будь то медитация, правильное питание, дыхание или питие, нацеленные на улучшение и укрепление здоровья самостоятельного значения иметь не могут, поскольку не могут дать устойчивого результата. Можно сказать, что такие технологии представляют собой тщетные попытки обойти Бога, т. к. Бог утверждающий — Святой Дух имеет неограниченные возможности и желание привести в идеальное состояние любой организм путём нисхождения в него скрытого порядка тонкого мира, но зашоренное и замусоренное предрассудками сознание препятствует этому. Многие знают об огромных структурообразующих свойствах своего сознания, но всеми клетками своего организма не верят этому и поэтому не руководствуются сим в повседневной жизни. Поэтому и не имеют результата, в отличие от Зинаиды, которая большинством воспринимается лишь с позиций любопытства, а не как пример, демонстрирующий возможности каждого. Если человек нацеливает себя на получение из книги информации, особенно той, которая подтверждает его мнения, пусть даже очень интересной и новой, и впитывает её в себя, эффективность затраченного времени оказывается весьма сомнительной и даже непонятного знака. Читать книги, так же, как и ходить на лекции, семинары и другие видызанятий со своим мнением нелепо, неразумно, обидно и абсурдно, всё равно, что ездить в Тулу со своим самоваром. В наше время информационного взрыва каждый располагает количеством информации, в сотни раз превышающем возможности человека переработать её в смысл (образы, понятия, чувствознания). Не переработанная в смысл информация, независимо от её качества, является информационным шумом, снижающим возможности восприятия и качество понимания окружающего мира. Происходит самопогружение человека в мир иллюзий и полной убеждённости в своей "правоте", а возникающие трудности списываются на плохой окружающий мир. Поэтому я предлагаю читателю прежде всего погрузиться в размышления над новыми для него и не новыми фактами и мыслями, но сначала вникнуть в смысл эпиграфа.

Книга нацелена исключительно на постижение Высшего Смысла, как внутренней связи со всеобщей истиной, в отличие от информации, которая есть не что иное, как только средство передачи смысла от источника к потребителю. Согласно теории информации, она не может не содержать помех в источнике, линии передачи и приёмнике. Нынешнее состояние человечества таково, что в среднем смысла в циркулирующей информации не более 3 %, остальное — информационный шум, забивающий динамическую память и мешающий соображению, как процессу извлечения смысла путём построения образов и понятий на основе поступающей информации и имеющихся знаний. К этому мы будем ещё неоднократно возвращаться, а здесь я лишь хочу нацелить вдумчивого читателя на чтение как на процесс образотворчества, в отличие от широко распространённого в наше время вербального без-образного впитывания информации, об опасности которого предупреждал мудрый китаец ещё более чем 2000 лет до информационного взрыва, в котором утонуло современное человечество "благодаря" всеобщей информатизации, компьютеризации и вытекающей из них дебилизации.

При информационном (не смысловом) подходе читателю может показаться отсутствие в книге последовательности и связи между отдельными фрагментами, частые уходы в сторону и т. п. Может это и так, но замысел книги состоит в том, чтобы на основе осмысливания разнообразных явлений, событий и фактов нашей жизни путём увязывания их с новейшими научными открытиями и другими знаниями, накопленными человечеством, изложить основы современного миропонимания на базе доступных каждому человеку фактов и мыслей на доступном для понимания уровне и языке с целью внедрения его в повседневную жизнь. Считаю это важнейшей задачей современности, поскольку именно теперь на рубеже эпох и тысячелетий человечество фактически поставлено перед выбором: либо сотворить очередную вселенскую катастрофу, вероятность которой сегодня как никогда велика, либо, осознавая своё положение на эволюционной спирали, приведённой в книге Алефа Зоро [20] (рис. В.1), определяющее необходимость активного просветления и восхождения к Богосотворчеству, крутого подъёма по восходящей ветви эволюции, развиваться в новом природосообразном направлении с новыми приоритетами, восстанавливая истинную иерархию ценностей, внедряя энергосберегающие технологии жизни, постепенно уменьшая опасность возникновения природных и техногенных катастроф. Безумное потребительство нынешней цивилизации не может не вызвать и уже вызывает пока предупредительную, пока защитную реакцию Высшего Разума и Разумной Земли. Время преобразований в процессе смены эпох и тысячелетий может стать гибельным для человечества, если оно не подготовит себя к новым условиям духовно, не изменит себя нравственно, если не изменит своего отношения ко всему Сущему, к себе, к своему назначению и долженствованию, если, наконец, не войдёт в контакт и единение с Высшими Разумными Силами. Известный русский писатель Владимир Солоухин в своей повести "Смех за левым плечом" говорит, что вообще-то прогресс человечества может идти всего лишь тремя путями: развитие физических способностей, развитие только умственных способностей (развитие науки и техники) и развитие духовных качеств (развитие в нравственном аспекте). Далее он говорит, что первый путь ведёт к животному (в хорошем смысле слова, т. е. к физическому совершенству животных), второй путь — к дьяволу, это путь увеличения зла, третий — к Богу, путь увеличения добра. И Солоухин, исходя из текущего состояния человечества, делает такой вывод: "Человечество оказалось в ловушке у дьявола и движется по дьявольскому пути. Надежда только на то, что, катясь по наклонной плоскости и докатившись до самой пропасти (авт.: см. рис. В.1) и уже заглянув в неё, человечество, возможно, сумеет отпрянуть в последний момент назад, судорожно отползти, цепляясь за траву, и тогда начнётся реакция. То есть движение назад, а в сущности — вперёд и вверх".

Сегодняшнее состояние знаний о Вселенной позволяет любому мыслящему человеку лично убедиться в огромных структурообразующих свойствах сознания человека и человечества, как воплощения (к сожалению, сильно искажённого) Божественного Разума, его определяющего влияния на все процессы нашей жизни и, в первую очередь, здоровье самого человека. Решение животрепещущих экологических проблем физического плана бытия невозможно без первостепенного внимания к опережающему изменению экологии сознания человека, приведения его в соответствие со скрытым порядком тонкого мира, а деятельности человечества в соответствие с Космическими Законами.

Я далеко не одинок в таких выводах. Современные учёные различных стран, прежде всего российские, проявившие, развившие и укрепившие состоятельность своего мышления при решении крупнейших наукоёмких задач современности в области аэрокосмического комплекса, ядерной физики, кибернетики, физики земли и атмосферы, медико-биологических проблем и других естественных наук, авторы научных открытий и изобретений, продуктивных концепций и теорий, логикой своего развития вышли за пределы своих профессиональных задач и направили свои усилия на изучение условий устойчивого развития человеческого сообщества и государств на планете Земля. Исследования глубинных причин неблагополучного состояния человечества и Планеты на рубеже тысячелетий (глобальный экологический кризис, нарастающие природные и техногенные катастрофы, межэтнические войны, межконфессиональные конфликты, государственный и групповой терроризм и др.) привели многих учёных независимо друг от друга к удивительно согласующимся между собой выводам и результатам. Они состоят в том, что в основе глобального кризисного состояния человечества (в том числе науки, практики, философии, искусства) лежит искажённое представление об окружающем мире, связанное с игнорированием основы Бытия — тонкого непроявленного мира с его абсолютным порядком и неукоснительно действующими Божественными законами, на постижение которых были направлены главные усилия великих учёных-мыслителей прошлого от Пифагора и Архимеда до Ломоносова, Циолковского, Вл. Соловьёва и Вернадского.

Каскад новейших научных открытий в конце двадцатого столетия (работы нобелевских лауреатов И. Пригожина, Дэвида Бома, Пола Дэвиса, открытие свойств физического вакуума в виде солитоновых матриц и торсионных полей, воспроизведение пятого состояния вещества в процессе моделирования первых мгновений "большого взрыва") стимулировал необходимость и определил возможность создания модели Вселенной как духо-материального эволюционирующего объекта с центральным местом, важной ролью и назначением человека в общей системе Творения. Модель позволила разработать основы современного миропонимания на базе синтеза науки, искусства, неспекулятивной философии и очищенных от последующих наслоений и искажений религий.

Современная наука, избавившись от послужившей верой и правдой, но исчерпавшей себя к концу Эпохи Рыб Ньютоно-Картезианской парадигмы и сопутствующих ей "научных" догм, методов и предрассудков, опираясь на сочетание научного и целостноорганического (религиозного) восприятия мира (озарение, созерцание, осмысление) способна указать человечеству пути перехода в новый цикл развития. Людям жизненно необходимо избавиться от двух проклятий, с которыми они заканчивают эпоху материального созидания: с одной стороны — это атеизм, базирующийся на примитивном материализме, с другой — это бесчисленное количество религий слепой веры, находящихся в состоянии взаимонеприятия, взаимоотрицания, а порой и откровенной вражды.

При этом я убеждён, что сделанные и предстоящие научные открытия находят и найдут подтверждение в неисчерпаемых глубинах Христианского Учения. Другие великие религии: буддизм, иудаизм, ислам были принесены на землю в результате Божьих откровений пророков Мухаммеда, Авраама, Будды, Моисея и по сути своей не противоречат друг другу. Но возможности прорыва из мира дольнего в мир горний даже этих величайших людей ограничены в сравнении с возможностями Бога-Сына Иисуса Христа. К Нему нельзя относиться обыкновенно, серединно. Либо Он тот, за кого себя выдаёт — сошедший на землю Бог и, следовательно, ему доступна абсолютная Истина во всей её неисчерпаемой глубине, либо он обманщик, о чём думать, по моему мнению, кощунственно. Следовательно, Христианское Учение обладает абсолютной полнотой и завершённостью, к нему невозможно ничего не добавить, ни убавить, а по сему любые уточнения и добавления просто неуместны и несуразны. Есть либо христианство, либо что-то другое, как бы оно красиво ни называлось: католичество, православие, протестантство или ещё как. Тем более, что они находятся между собой в состоянии неприятия.

Развитие человечества и науки будет сопровождаться более углублённым постижением Священного Писания, открытием всё новых Истин, заключённых в недрах Учения Христа.

Величайший смысл пришествия Христа-Спасителя, Его Крестной Жертвы и Воскресения в том, чтобы, идя христианским путём, человек увидел и ощутил глубочайшую повреждённость своего человеческого существа, ради исцеления которого Бог-Слово воплотился в человека со всеми его слабостями и добровольно прошёл полный и мучительный путь их преодоления. Христианином человек становится лишь тогда, когда обретёт мужественный и честный взгляд на самого себя, на свои так называемые силы, когда осознает свою глубокую духовную немощь и откроет своё сердце для принятия Спасителя, в котором заключено всё благо вечной жизни. Христос говорил: "Я есмь Путь, Истина и Любовь". В нём совершенное добро и безграничная мудрость. Не верить в Добро, Истину, Любовь — это нравственная смерть, вера же в самого себя как в источник Добра, Истины и Любви — это безумие. Мы можем верить лишь в Божественный источник этих добродетелей, стремиться открыться ему, отдавая Ему свою волю, — в этом заключается истинная мудрость и начало пути нравственного совершенствования. На этом пути человеческая природа и воля неизбежно встречаются с искушениями зла, так же, как встретился с искушениями Духа, ума и тела Христос в пустыне, добровольно приняв облик Сына Человеческого со всеми его ограничениями и слабостями и утвердив возможность их преодоления человеком.

Первое искушение — искушение тела, подчинённого условиям материального существования, состоит в том, чтобы сделать материальное благо целью, а свою божественную силу — средством для его достижения. По прошествии сорока дней голодания дьявол предложил Иисусу: "Если ты действительно Сын Божий, то преврати эти камни в хлеб". В ответ на это искушение Христос утверждает, что Слово Божие не есть орудие материальной жизни, а само есть источник истинной жизни для человека: "Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божии". Преодолев это искушение плоти, Сын человеческий подал нам величайший пример получения власти над плотью своей.

Свободного от власти материальных потребностей Богочеловека ждёт второе искушение — сделать свою божественную силу орудием самоутверждения, т. е. подпасть под гордыню ума. "Если ты Сын Божий, спрыгни вниз с крыши Храма. В Писании сказано, что ангелы подхватят тебя, и ты не разобьёшься". Это действие было бы искушением Бога человеком, поэтому Христос отвечает дьяволу: "Ещё в Писании сказано: не искушай Господа Бога Твоего". Победившего таким образом гордыню ума и получившего власть над умами Сына человеческого ждёт третье испытание — искушение Духа. Устранив рабство плоти и гордыню ума, находясь на высокой нравственной ступени, человек может захотеть владычества над миром, чтобы вести его к совершенству. Но мир лежит во зле и к нравственному совершенству его можно лишь принудить, употребив божественную силу как насилие для подчинения мира. Любое насилие есть отрицание закона свободной воли и, следовательно, зло. Употребление зла для благих целей означает признание того, что благо само не имеет силы и нуждается во зле. Для человеческой воли остро ставится вопрос: верит ли она невидимой силе Божьей или царствующей в мире силе зла? "Смотри перед тобой все царства мира, со всем их могуществом и богатством. Я могу отдать их тебе — только поклонись мне". На что Иисус ответил дьяволу: "Сказано в Писании: одному Богу Твоему поклоняйся и служи". Победив искушение благовидного властолюбия, отвергнув соглашение с царствующим в мире злом, Сын человеческий преодолел гордыню духа, получил верховную власть в царстве духа и приобрёл себе служение Небесных сил.

Преодолев таким образом искушение плоти, ума и Духа, Христос подчиняет и согласует свою человеческую волю с божественной, обожествляя своё человеческое существо, указывая людям их путь для такого обожествления. Но этой внутренней самоотверженностью не исчерпывается подвиг Христа. Духовный подвиг должен быть дополнен подвигом плоти, претерпением страданий и смерти. После того, как человеческая воля Христа свободно подчинилась его Божеству, она всецело подчинила себе его чувственную природу и заставила её исполнить закон Жертвы.

Так во Христе восстанавливается иерархия всех трёх начал, нарушенная Адамом. Такое отношение между Божеством и материальной природой в человеке, достигнутое Христом, должно быть усвоено всем человечеством, стоящим на пороге шестой расы. Жить можно лишь в Любви и Боге, потому что жить больше не в чем и не зачем — таков вывод честной науки, современной и классической. Великий учёный-физик Паскаль делил людей условно на три категории: "одни искали Бога и обрели его — они разумны и счастливы, другие не имеют Бога и не ищут Его — они безумны и несчастны, третьи ищут Бога, но пока ещё не вполне обрели Его — они разумны, хотя ещё не совсем счастливы". Ещё недавно я с недостаточной глубиной воспринимал эти слова, ставящие знак равенства между устремлённостью к Богу и разумностью. Смысл их полностью противоречит широко распространённому мнению о том, что главным препятствием на пути к Богу является Разум человека, путая его с рассудком. Даже выдвигается нелепый лозунг: "От человека разумного к человеку духовному", дезориентирующий людей, поскольку человек разумный и есть человек, устремлённый к Богу, а, значит, духовный. Именно недостача разума отделяет человека от Бога. Это особенно прояснилось, когда приоткрылись механизмы взаимодействия Души и Разума, как инструмента анализа событийных потоков окружающего мира [8,9,10]. Вечная Душа приходит на землю для созревания, для приведения её программ в соответствие с реальным миром Бога, а Разум является её единственным учителем, осуществляющим принцип обратной связи между устремлённостью души и получаемыми результатами. Об этом будет более подробный разговор в соответствующей главе, а теперь лишь замечу, насколько роковой и абсурдной является попытка поставить человека перед выбором между двумя равновеликими по своей несостоятельности парадигмами существования: атеизмом и слепой верой. Каждому человеку и человечеству в целом следует делать выбор не между доктриной примитивного материалистического атеизма, базирующегося на нежелании и неспособности рассудка выйти за пределы чувственного опыта, и всевозможными религиями ложного толкования, искажающими Учения Христа и пророков, навязывающими людям догматы слепой веры и подменяющими глубокий внутренний, порой мучительный процесс преображения своей греховной природы всевозможными обрядами, ритуалами и другими внешними действиями, а между атеизмом и слепой верой с одной стороны, и постижением смысла духовного наследия, накопленного человечеством в результате откровений величайших мыслителей, опыта жизни праведников, достижений современной науки, с другой стороны.

Это духовное богатство, встроенное в систему современного миропонимания, способно осветить человеку узкий путь между Сциллой атеизма и Харибдой слепой веры к осмысленной, содержательной и радостной жизни. "Радость — есть особая мудрость", — учил Христос. Русский язык, быть может один из немногих, в буквосочетаниях многих слов которого заключается их смысл и содержание. Стремление достать, постигнуть Бога Солнца (Ра) является истинной радостью. Солнце как источник жизни, тепла, света во многих учениях представляется ипостасью Бога, дарующей жизнь всему сущему. Известными науке свойствами Солнца далеко не исчерпывается его состав, роль и содержание. Оно полно неисчерпаемых загадок. Но даже то, что нам известно о нём требует серьёзного осмысления и усвоения. К примеру, солнечная Радуга что хочет поведать нам? Почему в ней заключена К-ра-сота, которая заслуживает отдельного разговора? Многие ли из нас постоянно ощущают, что в невидимом белом солнечном, невоспринимаемом глазом свете заключены сокровища красоты и гармонии. Удивительный спектральный состав дневного света от красного до фиолетового, не считая инфракрасного и ультрафиолетового, подсказывает нам, что только глазами мало что видно, истинная красота и содержание могут открыться лишь чистому развитому сознанию. Общеизвестные слова А. Блока: "Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен" имеют глубокий смысл, не всегда и не до конца ощущаемый и воспринимаемый утонувшими в случайных информационных чертах людьми.

Один из самых могучих богатырей Духа, "кованных из чистой стали", декабрист М. С. Лунин, не смирившийся с деспотизмом и коварством царя, получивший после каторжных работ повторный срок и заточённый в "ледяную могилу для живых" Акатуй, в письмах воспитывая будущего государственного деятеля России, сына любимой женщины, Михаила Волконского, в частности, писал: "Мир настолько прекрасен, что несчастными в нём могут чувствовать себя только дураки и подлецы". Дураки потому, что ничего не понимают, а подлецы потому, что поступают дурно. Он же просил опасаться дрянных книг, которых расплодилось (уже тогда!) слишком много, и давал тщательные советы о круге чтения. Из этого видно, что этот умнейший человек хорошо понимал разницу между смыслом и информацией, опасность информатизации, как способа засорения сознания информационным мусором, отгораживающим человека от скрытого порядка непроявленного мира Божественного Разума.

В отличие от тех, кто чувствует себя несчастными в этом прекрасном мире, многие, хотя и небольшой процент от общей численности населения Планеты, следуют путём просветления и осознанного восхождения к Богосотворчеству. Их жизнь в тесном контакте с тонким непроявленным миром, в постоянном ощущении Воли Божией с её справедливыми, мудрыми и величественными законами наполнена Высшим Смыслом и богатым содержанием и защищена от любых превратностей физического и социального плана, "мира дольнего". Понимание того, что всё происходящее в проявленном мире не случайно, а есть отображение процессов тонкого мира, в котором аккумулируются, а затем возвращаются к нам эманации (излучения) наших чувств, мыслей, поступков, деяний, подвигает человека на путь постижения законов Вселенной, механизмов их действия и служит прочной основой для обретения истинной иерархии ценностей и ориентиров в этом непростом клокочущем быте. Божественные законы таковы, что с позиции вечной индивидуальности умение жить означает совсем не то, что общепринято в обезбоженном обществе, а неустанная работа по совершенствованию нетленных сокровищ вечной души путём служения, долженствования, способствования развитию всего сущего и самоограничения в потреблении материальных ценностей.

Тем людям, которым в силу определённых причин недоступно осмысление современного миропонимания, в выборе веры или безверия следует серьёзно призадуматься над тем, какому пути следует отдать предпочтение, какой путь истинный: тот ли, которым движется бездумная толпа, управляемая и направляемая ловкими политиками и манипуляторами, тот ли, что проповедуют корыстные служители догматических конфессий, застывших в своём развитии и накапливающих лишь всевозможные искажения учений основателей религий в виде решений различных соборов и других собраний церковных начальников, решающих за людей, что им знать полезно, а что вредно, или тот, в открытие которого внесли свой вклад величайшие умы человечества и подвижники, самоотверженно отвоёвывая у Вселенной её сокровенные тайны, положив на алтарь миропонимания всю свою жизнь.

Тем же, кто под различными предлогами не желает ни о чём задумываться, прикрываясь напряжённой работой для хлеба насущного или другими видами бурной деятельности или безделья, и уклоняется от выбора, следует знать, что это тоже выбор, только выбор бездумной, бессмысленной жизни, игнорирование главного назначения человека: быть сотрудником Бога, для чего он и сотворён по образу Божьему, а ему подобным должен стать сам неустанным трудом души и разума. В противном случае происходит чудовищное нарушение баланса прав и обязанностей, служения и долженствования. От прав человека и благ, доступных лишь человеку, как властному виду Планеты, никто не отказывается, принимает всё как должное, само собой разумеющееся. Вот и происходит повсеместное нарушение Вселенского закона соразмерности прав и обязанностей, отдавания и потребления, требований и долженствования. Это нарушает гармонию Вселенной, плодит хаос, угрожающий её существованию как системы. У Творца есть безграничные возможности, воплощённые в безупречно действующих законах, защитить порядок, воздействуя на нарушителей методом поощрений и наказаний, "кнута и пряника", так что подобная "страусиная политика" не только без-со-вестна и неразумна, но и опасна. Мы не должны слишком самообольщаться, вводить себя в заблуждение и злоупотреблять тем, что Вселенная создана и управляется Богом на основе принципа безусловной Любви, в соответствии с которым если есть хоть небольшая возможность и надежда, что на человека подействует пряник, кнут не применяется. Но пресыщенные пряниками люди слишком привыкли к милости Божьей, на неё не реагируют, а вынужденный кнут воспринимают как несправедливость судьбы, случайность, чьи-то козни, не желая брать на себя ответственность за наступание на собственные грабли.

Наступившее время преобразований при переходе из одного цикла развития в другой, предсказываемое Пророками как время страшного суда, время "второго пришествия", обострило и ускорило кармические процессы воздаяния за деяния. Великими Учителями человечества сказано:

"Мы несём утверждение заветов Пророков.

Светлыми путями ведём, и никто не пожалеет, что приблизился к Новой Расе.

Главное условие Расы — нести Дух в жизнь.

Луч просветления сверкнёт просто, и осколки, накопленные веками, станут в ряд.

Дух светлым полётом облетит землю.

Ещё трудное, но уже небывалое время".

Мне хочется приветствовать это время стихами, одно из четверостиший ассоциируется с замечательной повестью Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", которую я всем рекомендую не просто прочитать, а с её помощью попытаться увидеть своё высшее Я и своей жизнью всемерно способствовать его проявлению.

И он пришёл, давно желанный век!

Век Водолея — Джонатана Ливингстона.

Шестою Расой будет человек

Жить в Со-вести Божественных законов.

Или никак не будет. Каждому предстоит выбор в соответствии с законом свободной воли.

Происходящее брожение, "турбулентность" всех планов Бытия есть необходимые элементы "инвентаризации" накопленного в предыдущем цикле с целью отделения "зёрен от плевел". Здесь случайности, субъективизм, чья-то злая или добрая воля исключены, поскольку всё происходит в соответствии с безупречно и неотвратимо действующими Божественными законами, незнание которых не освобождает от ответственности. Законы действуют автоматически, на их основе человек и человечество творят свою судьбу своими руками.

Для современной цивилизации характерно почти полное игнорирование потребности внутреннего развития человека, раскрытия могучих потенциальных возможностей, скрытых в его духовно-интеллектуальной сфере. Все ресурсы и заботы человека и человечества исключительно направлены на внешнее материальное обустройство жизни. В результате её "творец", продукт и жертва, движется к тотальной потере смыслов и вытекающей из этого утрате ответственности за создаваемую им техносферу.

В частности, всё более отчётливо проявляется то, что в виде самолётов, ракет, атомных электростанций, подводных лодок и других достижений научно-технического прогресса человек создал таких монстров, которыми управлять с необходимой безопасностью без контакта и единения с Творцом не способен. Они и превратились в элементы "страшного суда", о чём свидетельствует, например, увеличение доли "человеческого фактора" во всё возрастающих катастрофах и авариях на авиационном транспорте. Их анализ показывает, что 85 % аварий, катастроф и предпосылок к ним происходят по причине ошибочных, не адекватных текущей ситуации действий экипажей. Утративший тесную связь с пространством смысла, утонувший в информационных потоках человек не способен с необходимой надёжностью управлять создаваемыми им же комплексами. Наше сознание функционально находится между смыслом (образы, понятия, чувствознания) и информацией (вербальные символы, цифры, буквы, слова) (рис. В.2). Оно совершенно не приспособлено к работе в информационном поле, где уступает самому примитивному компьютеру и даже калькулятору. Зато в пространстве смысла сознанию соображающего человека нет равных. У специалистов даже нет идеи, как создать компьютер, способный работать с понятиями, образами и чувствознаниями на уровне хорошо развитого и организованного человеческого разума с его интуицией и способностью к озарению и осмыслению. В деятельности лётчиков-испытателей, с которыми автору посчастливилось работать не один десяток лет, накоплено немало случаев, когда в совершенно безнадёжной экстремальной ситуации вырабатывалось единственно возможное спасительное управление как реакция на процесс..., который ещё не наступил. Бесстрастные приборы это фиксируют, лётчики же в таких случаях совершенно определённо утверждают, что они действовали в соответствии с принципом обратной связи, т. е. сначала воспринимали параметры полёта, а затем вырабатывали адекватное управление. Причём "заглядывание" в будущее, как правило, было на такое время упреждения, которого оказывалось достаточным для избежания катастрофы. Механизм такого дистанционного видения будущего базируется на способности сознания выходить за пределы трёхмерности, где настоящее, прошлое и будущее не расчленены, а находятся в единстве, существуют всегда, т. е. "здесь и сейчас" эквивалентно "везде и всегда". Какие факторы определяют проявление таких спасительных свойств, и что способствует их выработке в процессе подготовки экипажей и их научного сопровождения рассмотрено в Приложении I.

В заключение такой вот своеобразной исповеди кратко о своём пути к Богу, исключительно для того, что, быть может, благодаря своей простоте, ясности и доступности он окажется кому-то полезным в выборе аналогичной тропы восхождения. Духовный вождь России середины XIX века Ф. М. Достоевский как-то сказал: "Душа может столетиями лежать на диване и плевать в потолок, но, в конце концов, поднимется и пойдёт к Богу, потому что идти больше некуда". Следует только добавить, что чем дольше будет откладываться этот процесс, тем труднее будет его начинать и идти вверх — таковы особенности природы человека. Рассматриваемый путь доступен каждому восходителю, но не обещает быстрого результата или другого чуда, хотя гарантирует незыблемую поступь и величайшую, ни с чем не сравнимую радость творческих откровений и озарений. С позиций сегодняшнего осмысления для меня этот путь условно можно представить как состоящий из двух этапов:

– стремление с детства, возможно, не вполне осознаваемое, к поиску смыслов и, прежде всего, в собственных делах и поступках.

– путь сознательной эволюции, путь к Богу, как следствие мучительных поисков ответа на вопросы: кто я? где я? что представляет собой мир, в который я пришёл? зачем я здесь? и что я, собственно, должен делать и к чему должен стремиться? В общем, смысла жизни извечный вопрос, без положительного ответа на который жизнь достойным человека содержанием наполнить невозможно. В книге постараюсь показать, что вся мировая культура от Эхнатона и Пифагора до новейших научных открытий конца II-го и начала III-го тысячелетий содержит исчерпывающий с многократной избыточностью положительный ответ на этот вопрос, причём в таком многообразии форм при единстве содержания, что каждый ищущий может найти доступную для себя форму в зависимости от склада ума, образования, уровня развития, будь только искреннее стремление к Истине и добрая воля без предвзятости, лукавства и предрассудков.

О структуре Вселенной и семеричной структуре человека будет подробный разговор в другом месте, а теперь для краткого пояснения указанных этапов собственного пути воспользуюсь укрупнённым представлением о тройственной природе человека, включающей в себя Базовое Я, Сознательное Я и Высшее Я. Доставшееся мне в наследство от прошлых воплощений и весьма сурового и жестокого детства этой жизни моё Базовое Я (подсознание) представляло собой сборище кошмаров, проявляющихся в жутких сновидениях, детских болезнях, травмах и т. п. Состояние моих физического, эфирного и астрального тел привлекательным назвать было никак невозможно. Не могло сказаться такое, например, событие в 4-х летнем возрасте, как бесчеловечное поведение НКВДэшников при ночном аресте отца в 1937 году, состояние мамы с пятью детьми, один другого меньше. Затем его возвращение со следами жутких избиений за отказ подписывать абсурдные "признания". Считалось, что стойкость отца на допросах сыграла свою роль в его освобождении. На самом деле, это лишь помогло маме, как она призналась только в 80-х годах, выкупить его у следователя за взятки, для чего пришлось продать всё, что только можно: домашние вещи, свинью, утварь и др.

Затем война, трёхлетняя жизнь фактически беспризорником в оккупации, наблюдение за предшествующим ей небывалом сражении 12 июля 1941 года, так правдиво описанным К. Симоновым в романе "Живые и мёртвые" и дневниках "Разные дни войны". Только в районе нашей деревни Буйничи, что в шести километрах от Могилёва, за один день было уничтожено 39 немецких танков. И мы, дети, помогали старикам из деревни вытаскивать из-под танков и хоронить наших молодых солдат-героев, с самодельными бутылками с горючей смесью вставших на пути немцев, рвущихся к Могилёву. Тогда в июле 41-го они внесли свой достойный вклад в осенне-зимнюю победу под Москвой, фактически защищая её на дальних подступах. Как точно сказал К. Симонов, они сделали всё возможное и невозможное, чтобы успехи немцев не стали их победою. Образы этих солдат никогда не покидали мою память. Они оказали и оказывают неизгладимое влияние на формирование моего Сознательного и Бессознательного Я и не раз помогали мне делать порой нелёгкий, но правильный выбор в непростых ситуациях. Поражаюсь, как здорово это сформулировал В. Высоцкий:

"Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие как часовые!

Отражается небо в душе как в воде,

И деревья стоят как живые".

Размышляя над опытом сознательной эволюции, собственным и других достаточно знакомых мне людей, всё с большей убеждённостью прихожу к выводу о главенствующей роли Разума и необходимости его развития, как надёжного средства, неизбежно приводящего человека к выводу о том, что Бога не может не быть, а, значит, Он есть как первооснова всего сущего. К такому выводу пришли и приходят практически все учёные, оставившие и оставляющие заметный след в науке, а также другие мыслители прошлого и настоящего, составляющие цвет человеческой культуры. Очень точным, глубоким по содержанию, и близким мне по духу является высказывание А. С. Пушкина: "Я очень хорошо сделал, что брал уроки атеизма. Я всё хорошо обдумал, взвесил и пришёл к выводу, что сумма вероятностей, которую представляет атеизм, равна нулю. А нуль только тогда что-то значит, если перед ним стоит цифра. Вот этой-то цифры и не доставало у моего профессора атеизма..." [41]. Как убийственно точно сказано не только о своём профессоре, но и моих коллегах, якобы от имени науки отрицающих Бога, хотя с таким интеллектом иметь хоть какое-то отношение к настоящей науке довольно трудно. Об этом тоже есть у А. С. Пушкина:

"Не признавать существования Божия — значит быть нелепее племён, которые полагают, что земля держится на носороге" [41].

Высказать свою позицию о необходимости развития Разума нужно ещё и потому, что не только небрежение, но и гонение и даже глумление над Разумом получило довольно широкое распространение не только среди церковников, сектантов, но и разных эзотериков, фанатичных поклонников различных учений, контактёров и прочих, жаждущих стать великими быстро и без особого труда, вместо честного и многотрудного восхождения к Эвересту Духа въехать на него на каком-нибудь драндулете. Даже некоторые "духовные" соборы проводятся под лозунгом: "От человека разумного к человеку духовному". На вопрос к авторам этого воззвания: в чём они видят разумность человека, продолжающего доводить Планету, — место своего обитания (и не только своего), — до экологической катастрофы, можно услышать примитивный штамп: но человек же разумнее животного, например, собаки. А по каким критериям? Придуманные человеком критерии очень плохо согласуются с объективными научными данными. Это будет обсуждаться при дальнейшем изложении.

Возвращаясь к нашим баранам, т. е. к себе, могу сказать, что моё Сознательное Я, видимо, не без поддержки Высшего Я, с раннего детства озабоченное проблемами собственного развития, взяло добровольно на себя роль коренного в тройке Я, пытающейся продвигаться по пути сознательной эволюции. При этом настолько очевидно его благотворное влияние как на Базовое Я и приведение его в соответствие со скрытым порядком тонкого мира путём вытеснения из него всевозможных комплексов и архетипов, так и на создание благоприятных условий для раскрытия и проявления Высшего Я. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Приведу некоторые из них, поскольку они могут оказаться полезными для многих, особенно для молодёжи. Что иное, как не сознательное стремление к смыслу и знаниям, возможно, при неявной поддержке и инициации дремлющего Высшего Я, побудило меня уговорить отца использовать свой авторитет в деревне, чтобы в качестве исключения на два года раньше положенного, в 1939 году, в шестилетнем возрасте, меня приняли в школу. Затем была оккупация с 1941 по 1944 год, практически беспризорное детство с пародией на "школу". Курил по-настоящему с 8 до 11 лет. После освобождения нашими Могилёвской области в июле 1944 года такая координата моей жизни загадочным образом на радостях исчезла навсегда. Пора прекращать бессмысленные занятия — в сентябре открывается школа, с радостью пошёл учиться в четвёртый класс. Мне и теперь непонятно бесстыдство курильщиков, публично занимающихся бессмысленным занятием на виду людей, причём вред для себя и других никто не оспаривает. В школе был драчун и забияка, поэтому полной для меня неожиданностью была похвальная грамота за 7-й класс, особенно слова "за примерное поведение". Трогательным выглядело участие в моей судьбе не только учителей, но и других просвещённых людей деревни: все советовали моим родителям и мне, несмотря на материальные трудности, идти не в техникум, училище и даже не в десятилетку в соседней деревне Тишовка, что в 2,5 км, а непременно в город Могилёв с преодолением пешком расстояния 7 км туда и столько же обратно. В городе я вначале получал тройки и четвёрки, но к концу 8-го класса приблизился к лучшим. Затем, к началу 9-го класса в 1949 году была восстановлена 11-я школа, что несколько ближе к нашей деревне, куда из разных школ собралось много сильных замечательных ребят, и я снова оказался не в лучшей половине. Двухлетняя учёба в первом послевоенном выпуске школы № 11 г. Могилёва была для меня волшебной сказкой, сбывшейся чудесной детской мечтой. Привязанность моего сердца — одноклассники, изумительные Учителя и, прежде всего, классный руководитель Анна Степановна. А директор — Никифор Иванович — командир лыжного разведбата, потерявший глаз в боях. Учителя физики и математики Алексей Архипович и Александр Аронович стали затем лучшими профессорами Могилёвского пединститута. Так и хочется сказать в подражание А. С. Пушкину:

"Наставникам, хранившим юность нашу

Всей честию и мёртвым и живым,

Любовью переполнив сердца чашу,

В благоговении с поклоном воздадим".

Учёбу в такой школе иначе, чем восхождением к высотам Смысла, мне назвать трудно. Царящая в школе атмосфера воспринималась мной как пространство Разума и Света, контрастирующая с тьмой и безумием деревенской жизни при всей моей любви к родителям, деревне, её чудной природе, нашему славному Днепру-Славутичу, на высоком правом берегу которого в шести километрах к югу от Могилёва расположилась моя родная деревня Буйничи, на поле которой развеян прах нашего замечательного писателя-фронтовика К. М. Симонова. Константин Михайлович был потрясён подвигом солдат 388 полка и ополченцев Могилёва в сражении с танками 12 июля 1941 года, результаты которого, в том числе 39 подбитых танков, он увидел, когда прибыл в качестве военного корреспондента в ночь с 12 на 13 июля.

Уже в течение всего 10 класса, предчувствуя расставание со всем этим, сердце наполнялось светлой щемящей грустью, которая никогда не покидала и не покидает меня. Искренность и самоотдача учителей-подвижников по всем предметам и направлениям будили мою спящую жажду к светлым добрым знаниям, которая потенциально присутствует в каждом человеке в начале его жизненного пути. Нам не столько давали знания, сколько своим примером, своим отношением к делу, а не только словами, воспитывали в нас граждан великой страны, которая неимоверными усилиями и потерями одолела коричневую чуму и которая так нуждается в честных, мужественных, образованных, умеющих мыслить людях. Каждый день приносил не только новые знания, но и возбуждал новую жажду и устремлённость Души. Разнообразная внеклассная работа под руководством учителей в виде диспутов, конференций, вечеров была для меня настолько интересной, что я с удовольствием часто дважды в день пешком проделывал путь из деревни в город. При этом увеличивалось вдвое идеальное время для размышлений и осмыслений прочитанного, услышанного и увиденного.

К концу десятого определилась группа претендентов на медали в количестве 5 человек, куда включили и меня, думаю, что исключительно по доброте душевной учителей. К началу выпускных экзаменов сильно простудился, бросившись в одежде в довольно прохладную воду Днепра, в очередной раз спасая утопающего. Первый экзамен, сочинение по русскому, писал при высокой температуре, допустил небрежность и неаккуратность, получил четвёрку и первым выбыл из числа претендентов. Поэтому остальные экзамены сдавал легко и непринуждённо. Надо сказать, что как в школе, так и затем в институте я очень не любил готовиться к экзаменам, как и теперь к лекциям. Привычка работать в уме по пути в школу и обратно выработала устойчивый вкус к размышлениям и осмыслениям текущего материала и прочному его освоению, что весьма благотворно сказывается на развитии памяти. Я тогда не понимал, а сейчас ещё больше не могу уразуметь, какой смысл в том, чтобы несколько дней и ночей забивать перед экзаменом память информацией, а после экзамена её благополучно забыть. Вред от этого переоценить невозможно. Я и теперь преподавателям своей кафедры говорю: "Если Вам нужно много времени для подготовки к очередной лекции, Вы ни мне, ни студентам как лектор не нужны".

Первую неудачу воспринял абсолютно спокойно, ко второму экзамену выздоровел, погода наладилась, каждый день ходил в город, чтобы вместе с одноклассниками, предчувствуя расставание, купаться в Днепре, прыгать с десятиметровой вышки — в общем, более счастливого времени, чем июнь 1951 года, для меня ни до, ни после не было. И совсем выше всякой крыши произошло чудо. Во время последнего экзамена по немецкому языку, нам сообщили, что на заседании ГОРОНО исправили мою отметку по сочинению, и мне выдают золотую медаль: одному из троих на 24 школы г. Могилёва. Я был несколько смущён, считал, что Гриша Альшиц, сын завуча соседнего со школой педтехникума, сильнее меня (он это доказал, блестяще поступив в Ленинградский университет), но хорошо помню, с какой радостью это было воспринято и ребятами и учителями. Позже выяснилось, что на заседание ГОРОНО пришёл наш директор Никифор Иванович и настоял, чтобы там была исправлена отметка, поставленная в его школе. При этом главным доводом бывшего командира разведбата было: "Я бы с этим юношей спокойно пошёл в разведку". Это для меня было очень странно, тем более, что за полгода до этого я его настолько сильно подвёл, что он меня обвинял в троцкизме, и Его Благородство и Великодушие так же, как и других учителей и одноклассников, запитывало живительной влагой мою душу в течение всей моей жизни. Тем более, что вскоре я столкнулся с проявлением совсем других качеств людей.

Школьные годы были до предела насыщены содержанием. Кроме учёбы, аэроклуб, спорт (имел 1-й спортивный взрослый разряд по бегу на длинные и средние дистанции, а также 2-й разряд по лыжам). При этом, кроме ежедневной помощи родителям по домашнему хозяйству, зарабатывал в колхозе более 100 трудодней в год. Особенно любил косить и работать на лошадях. Для повторения домашних заданий хватало двух полуторачасовых путей в школу и обратно, а также размышлений во время простой физической работы. Как в школьные годы, так и потом я всегда старался избегать руководящей работы, а выбирал всегда простую физически ощутимую нагрузку, во время которой хорошо думалось о проблемах, к которым тянулись моя душа и разум.

В школе я мечтал поступить в Ейское училище морской авиации. Несмотря на то, что тогда, в послевоенные годы расцвета патриотизма, особенно в Белоруссии, весьма поощрялось стремление юношей в лётчики, на меня оказывалось противоположное давление, от первого секретаря Горкома комсомола до учителей, родителей и знакомых: в лётное училище брали тогда даже с двумя двойками, а потому оно не для меня, я должен поступать в университет, и непременно в Московский. Вдобавок ко всему на медкомиссии в военкомате врачи поставили странный, но тогда распространённый диагноз: спортивное расширение сердца. Так что мою сокровенную мечту удалось реализовать лишь нашему сыну Серёже в 1977 году, со второй попытки пробившемуся в ЕВВАУЛ, цитадель мужества и отваги, кузницу военных лётчиков высшей квалификации, многие из которых стали известными лётчиками-испытателями. Теперь он Герой России, заслуженный лётчик-испытатель ОКБ Сухого, признанный авторитет в палубной авиации. А я, получив аттестат зрелости, золотую медаль, Почётную грамоту ЦК ЛКСМ Белоруссии и очень хвалебную характеристику, написанную лично директором школы, приехал на физфак МГУ на собеседование. Всё мне казалось воплощением чуда. "Величавая крепость науки" была тогда ещё на Моховой, и даже корпуса факультетов я воспринимал как святилища. Конечно, такая сказочная концовка школы не могла не вскружить мне голову и не демобилизовать. Думаю, что собеседование прошёл не особо блестяще. Тем не менее, сомнений в поступлении не возникло, и я спокойно уехал в Минск сдавать экзамены за друзей. Там я "поступил" на физмат БГУ приятеля под чужой фамилией, с переклеенной фотографией на экзаменационном листке. Риск разоблачения был огромный, но авантюра удалась, и я спокойно вернулся в деревню с видом победителя. А через несколько дней из МГУ пришли мои документы. Почти вся характеристика была подчёркнута красным карандашом и испещрена вопросами и восклицательными знаками, а также зловеще выглядело слово "оккупация!!!" Мне не собирались прощать великое предательство: в восьмилетнем возрасте, несмотря на "мудрость" и "героизм" полководцев я всё же сдал Белоруссию немцам. Это был серьёзный удар, приём документов везде закончился и, чтобы не терять год, я пошёл по совету старших в Могилёвский пединститут. Там медалистов сроду не было, и меня за несколько минут зачислили на физмат. О качестве учёбы там кроме слов восхищения я ничего сказать не могу, всё, с чем я после встретился в Москве, было на порядок ниже. Я это вскоре почувствовал тогда, сейчас я в этом убеждён ещё более. В пединституте фактически исповедовалось то, что теперь называют развивающим образованием. А разве может образование быть иным? Оказывается не только может, но и является доминирующим в большинстве технических ВУЗов. Я уж не говорю о гуманитарных, особенно экономических и юридических институтах. Их "продукция" говорит сама за себя. Иное образование состоит в "давании" профессиональных знаний без всякой их увязки с миропониманием, что не может не угнетать способностей к творчеству. Даже учебники по математике созданы на основе различных подходов. Например, учебник для университетов Фихтенгольца и такой же многотомник для ВТУЗов Смирнова. Первый ведёт человека к открытию им красоты и гармонии в формулировках и доказательствах теорем и демонстрирует единство в математическом отображении окружающего мира. Второй же проникнут духом утилитарности и решает задачу дать студенту в порядке "облегчения" его жизни некоторые полезные для профессиональной деятельности знания. При этом доказательства теорем не обязательны. Их просто можно запомнить, так же, как и перепутать, что нередко встречается на практике.

Тем не менее, ощущение собственной исключительности прошло не совсем, душа рвалась к иным масштабам, и я после первого курса уехал в МАИ, который казался мне чем-то средним между МГУ и лётным училищем. Но именно казался и притом весьма недолго. Учёба в нём оказалась неинтересной, ярких преподавателей я не обнаружил, большинство студентов представлялись мне тогда в виде весьма серой массы. Меня в качестве исключения взяли в аэроклуб на планерное отделение уже на первом курсе, в конце которого я уже самостоятельно летал и получил приглашение в центральный аэроклуб (ЦАК) в Тушино для подготовки к участию в авиационном параде в августе 1953 года.

Но к этому времени меня словно хоботом охватило другое хобби: велоспорт. Команда МАИ была чемпионом Союза среди студентов, и всего за один год я пробился из 8-й команды института в первую сборную "Науки". Мне прогнозировали великое спортивное будущее, и, обуреваемый гипертрофированным честолюбием, я для него жертвовал не только учёбой, но и полётами, в чём мне и теперь признаваться стыдно. Кружили голову поздравительные молнии, статьи в газетах, даже киножурналы, известность.

После окончания 3-го курса летом 1955 года попал в сборную СССР по шоссейным гонкам. Жил на сборах с известными всему миру спортсменами, причастность к избранным наполняла организм радостью и ощущением исключительности. Зимой 54-го на сборах в Серебряном Бору участвовал в проводах на чемпионат мира по хоккею знаменитой Бобровской сборной. Затем встречали их там же с триумфальной победой. Учился побеждать у будущего героя Мельбурна, олимпийского чемпиона 1956 года Владимира Куца с его знаменитой "хитростью": для того, чтобы побеждать, надо делать чуть шире шаги и чаще передвигать ногами. Мне это пригодилось не только в спорте и главным образом не в спорте. Соревнования всегда ожидал как праздник, но не сам процесс, а лишь как возможность демонстрировать собственное превосходство. Порой в сознание проникало ощущение бессмысленности этой нечеловеческой работы, напряжения до серой пелены в глазах: 100 км туда и 100 обратно без всякой общественной пользы: хотя бы мешок картошки туда или обратно. Это, конечно, шутка, но как говорят, в каждой шутке есть доля шутки. Даже после побед часто наступало внутреннее разочарование и опустошение. И это не удивительно, т. к. ничего меня по-настоящему не интересовало кроме собственной мускулатуры как средства тешить своё непомерно разросшееся эго.

И вдруг как гром среди ясного неба. Осенью 1955 года вскоре после очередных соревнований я оказался в Боткинской больнице, тубдиспансер № 13. Открытая форма туберкулёза, огромная каверна, через рот вылилось примерно полтора литра крови. После остановки кровотечения и других экстренных мер, на приёме у врача я ничего лучшего не придумал, как спросить: смогу ли я весной приступить к тренировке? Он посмотрел на меня как на круглого идиота и ответил: "Молодой человек, нашими бы усилиями дай Бог сохранить Вам жизнь лет на 5-7". Вообще-то, я — человек мнительный, такими словами можно убить, но в данном случае моё Базовое Я с санкции Высшего Я, к счастью моему, просто не услышало этого приговора. Хотя моё Сознательное Я не могло не воспринять такое заключение, и для меня наступил полный обвал, жизнь померкла, утратила какой-либо смысл. А ещё мучила мысль, как это скрыть от родителей — такого удара они не заслужили. Великий спортсмен и вдруг туберкулёз. Теперь-то я чётко понимаю, что у Творца не было другого способа остановить меня в моём безумии и наставить на путь истинный. Сознание долго не могло оправиться от мощного неожиданного удара. К помощи Высших Разумных Сил оно было мало чувствительно. В подсознании же, судя по последовавшим результатам, начались процессы нормализации и установления связи с Высшим Я. Других объяснений произошедшего со мной чуда просто не существует. Уже года через полтора каверна загадочным образом как появилась, так и исчезла, хотя по официальному мнению медицины такого просто не бывает. А я, путём некоторых манипуляций с историей болезни, в 1957 году возвратился в аэроклуб МАИ на самолётное отделение, хотя до окончания института оставалось год с небольшим, и я на особые успехи не рассчитывал. Затем распределение в Его Величество Лётно-исследовательский институт в г. Жуковский и наполнение жизни новой устремлённостью, смыслом и содержанием. Кроме науки, полёты инженером-экспериментатором, в том числе и на реактивных сверхзвуковых, пока через несколько лет на очень строгой медкомиссии меня не разоблачили (некоторые следы всё же остались) и не поставили на учёт в Ильинский диспансер с правом каждый год по 2 месяца бесплатно лечиться в санатории, чем я в течение 35 лет не пользовался, как, впрочем, и другими льготами, в частности, жилищными. Зато жизнь меня с лихвой вознаградила другими благами: совместной работой и дружбой с людьми особой породы: лётчиками-испытателями. В институте я об этом даже не мог и мечтать. Об этом может когда-нибудь напишу особую книгу.

Обретение утраченных смыслов не могло не сказаться на моём внутреннем развитии и гармонизации всех трёх Я. Ключевыми для обращения Сознательного Я к поиску пути к Творцу явились две книги французского балагура и богохульника Лео Таксиля "Забавная Библия" и "Забавное Евангелие", где он приводит цитаты из "Священного Писания" и на нескольких страницах зубоскалит по их поводу, демонстрируя неисправность программного обеспечения своего "наплечного компьютера". Бросалась в глаза логическая несостоятельность его высказываний в отличие от критикуемых им текстов, которые и послужили для меня серьёзным толчком и импульсом, возбудившими желание познакомиться с первоисточниками, хотя в начале 60-х годов это сделать было непросто. В то время у нас тренировались космонавты на стенде по стыковке космических аппаратов, в зале поддерживалась чистота, а в обеденный перерыв мы обсуждали различные вопросы. Мне было интересно поделиться с другими впечатлениями от книжек Таксиля, на что обратила внимание старушка-уборщица, выразила своё удовлетворение моей позицией и принесла назавтра Библию старинного издания. Тогда эта книга была большой редкостью, она её никому не давала, а вот я удостоился такого высокого доверия и чести. Говорю без всякой иронии.

Затем мне открылся Л. Н. Толстой через его "Исповедь" и "Критику догматического богословия", и мне постепенно становилось понятным, что надо искать в художественной литературе и других видах искусства, публицистике, философии, религиях. Так, профессиональные занятия у меня заняли подобающее им второе место. На первое место вышел интерес к миропониманию. Теперь могу с уверенностью сказать, что выстраивание в сознании нормальной иерархии ценностей оказало не только благотворное влияние на гармонизацию трёх Я, но и сделала весьма плодотворной отодвинутую на второй план профессиональную деятельность, о чём свидетельствуют определённые достижения в области прикладной теории автоматического управления и практике создания автопилотов нового типа, основанных на принципах адаптации, переменной структуры и использовании элементов искусственного интеллекта, а также раскрытие глубоко лежащих причин неудачных пусков ракет при испытаниях, принципиально отличающихся от мнений общепринятых и общепризнанных авторитетов, и выдача конкретных конструктивных предложений. Досрочная защита кандидатской диссертации в 1965 году и защита докторской в 1976 году в неблагоприятных условиях при сильном противодействии головного института отрасли — ЦАГИ (защита дл

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Приложение I. Причины ошибочных действий экипажей при управлении летательными

На сайте allrefs.net читайте: Приложение I. Причины ошибочных действий экипажей при управлении летательными...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подарок судьбы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И как извращают их люди себе на потребу.
"Человечеству угрожают только три вещи — невежество священников, материализм учёных и бесчинства демократов". Пифагор. "Подлинные путешествия и от

Как процесс сотворения и развития Вселенной
"Когда Глагола творческая сила Толпы миров воззвала из ночи Любовь их все как Солнце осветила Лишь к нам на Землю эти все светила Приходят порознь, редкие л

Молитва
Господи! Боже милостивый! Да святится Имя Твоё на Небесах и на Земле, От края и до края Вселенной! Господи укрепи силы в противостоянии силам мрак

Человека и человечества
"Безмолвие незримых наслоений — Хранитель тайн космической тиши — Готовит для грядущих поколений Трамплин для взлёта праведной души". В. Данилов.

Служили революции опорой
Не только пулемёты и штыки. Служило слово письменно и устно — Побольше слов, как можно больше слов! Хотелось им привлечь к себе искусство, Его уже известных маст

Но льётся кровь, и надо чтоб за песней
Была стрельба в подвалах не слышна. Казалось им — бессмертные страницы. Сбываются мечтания и сны. Но ворошатся царские гробницы, И храмы все уже обречены.

Рафаэлева мадонна
Я смотрел на неё несколько раз, но видел её только однажды так, как мне было надобно. В первое моё посещение я даже не захотел подойти к ней: я увидел её издали, увидел, что перед нею торчала какая

Будущий будет принципиально иным или никаким не будет
(Посвящаю её тем, кто, наплодив кучу детей (малую или большую) и позаботившись для них о хлебе насущном, считает свою миссию блестяще исполненной, а смысл жизни до конца раскрытым и исчерпанным,

Карьера
Твердили пастыри, что вреден И неразумен Галилей, Но как показывает время, Кто неразумней, Тот умней.   Учёный, сверстник Галилея,

По мотивам "Розы мира" Д. Андреева).
Мы сами часто не осознаём, что утилитарный угол зрения на всё существующее стал для нас чем-то вроде нашего второго Я. Всё на свете расценивается исключительно сообразно тому, в какой мере оно поле

Мир Горний и пёстрая мозаика нашей жизни
Мироточение икон Когда я в начале марта 2000 г. приехал с лекциями и семинарами в Киев, мне сказали, что есть бабушка, в квартире которой "плачут" иконы,

I. Общие положения.
Избранный человечеством путь цивилизации, базирующийся на данном виде научно-технического прогресса и способе использования его выдающихся достижений, характеризуется двумя принципиальными взаимосв

Эргатических, антропных) систем.
Главной причиной отсутствия в наше время достаточно надёжных и эффективных методов синтеза эргатических систем и прогнозирования их работы в штатных, нештатных и аварийных ситуациях является то, чт

За счёт минимизации "человеческого фактора".
"Нет ничего практичнее хорошей теории" Народная мудрость.   Примерно через 2500 лет до информационного взрыва, от которого способность человечеств

Информационное обеспечение.
Информация, необходимая лётчику для устойчивого пилотирования с необходимым качеством, определяется динамической структурой самолёта, интегро-дифференциальной иерархией стабилизируемых параметров п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги