рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История развития зарубежной библейской археологии

История развития зарубежной библейской археологии - раздел Право, Украинская Православная Церковь Зарождение Библейской Археологии, Как Самостоятельной Науки....

Зарождение библейской археологии, как самостоятельной науки.

Возникновение и развитие библейской археологии как отдельной науки можно рассматривать как ответ на библейский рационализм. Последний, как известно, ведет свое начало с реформации XVI века, когда падший человеческий разум открыто восстал против авторитета Церкви и рационализм явился основанием вероисповедной системы протестантизма. Для первоначальной стадии ее существования авторитет Библии был выше авторитета соборов и Церкви - тогда протестанты пришли к преувеличениям и крайностям в отношении учения о боговдохновенности - многие из них отрицали даже возможность какого-либо случайного изменения в цифрах, какой-либо ошибки переписчика в первоначальном тексте священных книг. Проповедовалось учение, что Библия не имеет ничего неясного, понятна для всех и содержит все, что необходимо для спасения. Таким образом для протестантов Библия заменила собой Церковь, авторитет которой был отвергнут. Тот же рационализм в XVIII веке поставил и следующий вопрос: если все основывается на Библии, то на чем же основывается она сама? Если для православных авторитет Библии зиждется на авторитете Церкви, то протестантизм его отверг в самом начале своего существования.

Все это послужило возникновению в XVIII веке библейской критики, начавшей свой труд с собирания древних манускриптов и сверки разнообразных чтений, и выродившейся в надуманные и взаимно противоречащие "поправки" к традиционному тексту. Дело доходило до того, что одно предложение разделяли на три - четыре "источника", при этом "исправляли" в нем по несколько слов, фактически ничего не оставляя от текста, кроме собственных домыслов. Та же библейская критика, подходя к Слову Божию, как к произведению человеческого разума, отвергла таким образом и самое предположение о боговдохновенности священных книг. Возникшая же несколько позже "мифическая теория" и вовсе низводила ветхозаветные тексты до уровня народных сказаний, а новозаветные повествования считала своего рода переосмыслением астральных мифов. Так, немецкий исследователь А. Древс считал реку Иордан в новозаветных текстах олицетворением Млечного Пути, Иоанна Крестителя - созвездия Южной рыбы и т.д. Сторонники мифологической школы считали, что создатели Евангелий, жившие по их мнению не ранее II века в Малой Азии, черпали свои сюжеты не из реальной действительности, а, как писал один из создателей этой школы Бруно Бауэр, "из своей внутренней глубины" - то есть из своих представлений.

Всем этим измышлениям падшего разума, желавшего рационально оправдать свержение благого ига Христова была противопоставлена библейская археология, начатки которой восходят к XVIII веку. До этого времени для христианских народов основным источником знаний о древнем Востоке были тексты Священного Писания, "Ономастикон" Евсевия Кесарийского об именах местностей, упомянутых в Библии и многочисленные описания паломничеств ко святым местам, в большинстве случаев не отличавшиеся точностью.

Исследования, базирующиеся на этих источниках сформировались в дальнейшем в так называемое "Палестиноведение", существующее и поныне, и ставящее своей целью изучение географического положения Святой Земли, ее природы и населения. Во второй половине XIX века некоторые европейские палестиноведы называли изучаемый ими предмет "Библейская археология". Подобное название ими употреблялось в силу буквального понимания слова "археология" - как сведений о старине. И подобно тому, как мы называем "церковной археологией" дисциплину, изучающую церковную старину, так и кабинетные палестиноведы XIX века называли "Библейской археологией" изучение ими библейской старины - причем часто без привлечения хоть каких-либо археологических памятников. Ярким примером подобного исследования может быть фундаментальный труд профессора Карла Фридриха Кейля, разложившего всю жизнь ветхозаветного Израиля "по полочкам" - жизнь богослужебная, государственно - общественная и частная - вплоть до мельчайших разделов, задевающих все частности ветхозаветного быта. И весь требуемый материал автор извлек из Библии, Ономастикона, Талмуда, и географических описаний Палестины.[1] Подлинная же библейская археология, изучающая материальные памятники, и занимающаяся уяснением и подтверждением библейских событий в то время еще только формировалась.

В начале XVII века библейские страны объездил Пьетро делла Валле, описавший ряд археологических памятников, и впервые обративший внимание на неизвестную ранее клинообразную письменность. К середине XVII века относятся труды А. Роланда и К. Нибура занимавшихся целенаправленным сбором и критическим анализом сведений об археологических памятниках Палестины и Месопотамии.

В конце XVII века местность, где находился Вавилон посетил аббат Бошам. Дав верное описание развалин, холмов или, как их теперь называют археологи, теллей, он познакомил Европу с цилиндрами и кирпичами, на которых имелись клинообразные надписи. Вслед за Бошамом на необходимость произвести раскопки теллей в окрестностях Вавилона указали два католических монаха из Багдада - Еммануэль де Сент-Альберт и д'Анвиль. Присланными кирпичами с надписями и опубликованными статьями заинтересовалась британская Ост - Индская компания, которая поручила своему резиденту в Басре собрать подобные находки и прислать в Лондон. Поручение было выполнено - и в 1801 году в Лондон прибыло первое собрание клинописных надписей. В 1816 году были начаты и первые раскопки, проводившиеся резидентом Ост - Индской компании в Багдаде К.Д. Ричем (1784 - 1821). Он пробовал раскапывать телли, на которые ему указали арабы, как на развалины Ниневии, однако ассирийской столицы он не нашел. Ему все же удалось собрать коллекцию клинописных табличек, снять точные планы и составить подробное описание теллей.

В это же время на другом краю библейского мира, в Египте, происходили большие и плодотворные работы французских ученых и художников, участвовавших в наполеоновском походе 1798 - 1801 годов. Сделанная во время этого похода находка французским офицером Буссаром так называемого Росеттского камня послужила прологом для дальнейшего углубления знаний о древнем Востоке. На этом четырехугольном камне из черного базальта были сделаны три надписи: вверху – иероглифическая, в середине - демотическая, то есть при помощи письменности, вошедшей в употребление в поздний период египетской истории, а внизу - греческая. Греческий текст говорил о том, что надпись эта была сделана в честь Птолемея Епифана, ок. 205 г. до Р.Х.. То, что первые две надписи очевидно заключали в себе то же содержание, стало ключом для французского исследователя Шампольона, расшифровавшего египетскую иероглифику в 1822 году. Открытие это, заставившее "заговорить" множество уже собранных иероглифических надписей, значительно расширило представления о древнем Египте, и стало началом научного обоснования повествований Священного Писания о событиях в Египте. Так, обнаруженная во время вышеупомянутого похода в Карнакском храме надпись фараона Шешонка сообщала об известном ранее только из Библии походе (3 Цар.), и сообщала имена покоренных Шешонком (Сусакимом) городов Святой Земли: Таанах, Веф-Сан, Гаваон, Айалон, Мегиддо, Маханаим.[2]

В 1840 - х годах начались системные раскопки и в Месопотамии. Проводились они главным образом усилиями английских и французских консулов в Османской империи - Лэйарда, П.Э. Ботта, де Сарзека, а также Дж. Смита и Х. Рассама. Как и большинство первых археологов - дилетантов они не столько исследовали древние памятники, сколько уничтожали их в поисках статуй, надписей и каменных рельефов.

Поль Эмиль Ботта раскопал в 1842 и 1845 годах телли, лежавшие на берегах Тигра, в селениях Куюнджик и Хорсабад. Последний оказался древним Дур - Шаррукином, столицей Саргона II, опустошившего Израиль и разрушившего Самарию. Результаты своих раскопок Ботта описал в вышедшем в 1849 - 1850 годах пятитомном труде.

Еще более результативными были раскопки Лейярда. В Нимруде, библейском Калахе (Быт. X, 11), им было открыто пять дворцов: северо - западный дворец Ашшурназирпала (Ашшур - Нацир - апала) (885 - 860), восстановленный потом Саргоном; в центре - дворец Салманассара II (860 - 825), отстроенный Тиглатпаласаром III (библейским Фулом) (745 - 727), и в юго - западном углу - дворец Асархадона. Там же были открыты развалины ступенчатой башни - зиккурата.

В Куюнджике, древней Ниневии, в самом существовании которой сомневались некоторые наиболее рьяные критики Библии, Лейярдом был открыт большой дворец Сеннахериба, скрывавший библиотеку Ашшурбанипала, внука Сеннахериба, ставшую ключом ко всей культуре древней Месопотамии. Вторая часть этой библиотеки была найдена Х. Рассамом, открывшим также остатки третьего дворца Навуходоносора, со знаменитыми "висячими садами". Однако главнейшим открытием тех лет необходимо считать упомянутую библиотеку, хранившуюся некогда во дворце Ашшурбанипала. Когда дворец сгорел, полки с глиняными табличками рухнули с большой высоты, и они разбились на мелкие кусочки. Впоследствии оказалось, что в библиотеке помимо документов царского архива хранились также религиозные, литературные, магические и учебные тексты, восходившие к вавилонской традиции II тыс. до Р.Х.

Еще в первой половине XIX века были достигнуты большие успехи в дешифровке древнеперсидской клинописи VI - IV вв. до Р.Х.: разновидности письма, которое внешне, но не по своей структуре и принципам было сходно с письменностью древней Месопотамии. Надписи древнеперсидских царей обычно состояли из трех параллельных текстов, написанных тремя клинописными системами письма, различными по количеству и степени сложности применяемых знаков. С начала XIX века в Южном Ираке (Вавилонии) стали находить кирпичи с клинописью, сходной со знаками "третьего рода" в надписях древнеперсидских царей. Знаки "второго рода", как позже оказалось, скрывали текст на эламском языке. Во многом похожими оказались и надписи на каменных плитах, и тексты глиняных табличек, найденные в городах Ассирии Лэйярдом и Ботта. Поскольку количество надписей и клинописных табличек, обнаруженных в Ираке, намного превосходило количество древнеперсидских надписей, постольку внимание ученых было теперь привлечено к клинописи древней Месопотамии.

Задача дешифровки древнемесопотамской клинописи - вида письменности, система и принципы которой были совершенно чужды всему, что до тех пор знали европейские ученые - представляла огромные трудности. Звучание отдельных знаков удалось выяснить, сопоставляя написания имен собственных в древнеперсидских текстах, записанных знаками "первого рода" (то есть по древнеирански), с их же написаниями, выполненными с помощью знаков "третьего рода". Еще предстояло узнать, что в месопотамской клинописи имеются знаки и для целых слов, и для слогов, открытых и закрытых. Есть разные знаки, которые читаются одинаково, и один и тот же знак в зависимости от контекста может иметь разные чтения. Предстояло открыть, что одни и те же знаки менялись по форме от века к веку и от местности к местности и скрывающийся под этим видом клинописи язык по своей структуре очень похож на уже известные языки - древнееврейский, арамейский и арабский, и следовательно, является подобно им языком семитским. Это позволило перевести отдельные слова, полностью совпадавшие с древнееврейскими и арабскими, смысл же других слов был выяснен путем сопоставления контекстов, в которых они встречались.

В результате огромной работы, проделанной Э. Ботта, И. Левенстерном, Г. Роулинсоном, Э. Хинксом и другими, главная часть этих трудностей в середине 50-х годов XIX века была в главнейшем преодолена, и, когда в 1857 году руководство Британского Музея вручило в запечатанных пакетах прорисовки новонайденной, еще никому неизвестной большой клинописной надписи четырем из первых ассириологов, чтобы каждый, независимо от другого прочел надпись и представил ее чтение, оказалось, что Г. Роулинсон, Э. Хинкс, Ж. Опперт и У. Фокс-Тальбот прочли и перевели этот текст почти одинаково. Это событие положило начало новой науке - ассириологии, данные которой сразу же были привлечены библеистами Европы, причем некоторые из стали первыми учеными – ассириологами.

Само название языка было установлено не сразу: долгое время он назывался ассирийским, ассиро - вавилонским, вавилоно - ассирийским, и лишь в 30-х годах XX века ему было возвращено его древнее название - аккадский.

Еще в период дешифровки первой ниневийской библиотеки, хранящейся в Британском Музее было замечено, что некоторые тексты не могут быть на семитском "ассиро - вавилонском" языке; Э. Хинкс предположил, что ученые имеют дело с языком, еще более древним, и к нему восходят идеограмматические ("словесные") надписания, которыми пестрят семитские "ассиро - вавилонские" тексты. На этом же неизвестном языке были найдены и двуязычные литературные тексты с подстрочным переводом на "ассиро - вавилонском", а также двуязычные словари. Обнаруженный таким образом язык сначала ошибочно обозначался как "аккадский", потом стал называться "сумирским", или "сумерийским"; после уточнения чтения соответствующих клинообразных знаков мы теперь называем его "шумерским". Он не родственен никакому известному сейчас языку мира; его грамматическая структура кажется необычайно замысловатой, а применявшаяся для него письменность была весьма примитивна и часто передавала шумерскую речь очень приблизительно. Первые раскопки в стране шумеров, в библейском Сеннааре, проводила английская экспедиция Лофтуса и Тейлора, раскопавшая огромные развалины городов Эрех, Эриду и родины Авраама - города Ура.

В начальный период шумерологии эта наука подверглась еще большим нападкам, чем ассириология; господствовало мнение французского ученого Галеви, утверждавшего, что шумерский язык вовсе не язык, а особая "тайнопись вавилонских жрецов". Затянувшийся спор по этому поводу разрешился сам собой, когда в 80-90-х годах XIX века экспедиция Э. де Сарзека обнаружила на юге Ирана, на городище Тель (в древней столице раннединастического шумерского государства Лагаш), обширные архивы документов повседневного хозяйственного учета, написанных исключительно по - шумерски архаическими знаками, явно намного более древними, чем любые, до тех пор известные. Среди находок де Сарзека замечательны два цилиндра патеси (правителя) Гудеа и "стела коршунов", сооруженная в честь победы царя Эаннатума I (2470 г. до Р.Х.) над соседним городом. В дешифровке шумерских текстов совершенно неоценимую помощь оказали уже упоминавшиеся древние шумеро - аккадские словари. В этой работе большие заслуги на Западе принадлежат П. Гаупту, Ф. Деличу, А. Амьо, в России - В.М. Никольскому, но подлинным основателем шумерологии является гениальный французский ассириолог - универсал Ф. Тюро - Данжэн.

В XIX веке ассириологические источники привлекали внимание главным образом как материал для библеистики, и кадры ассириологов пополнялись в то время преимущественно из учеников теологических факультетов, поскольку ассириология тогда являлась вспомогательной дисциплиной библейской критики.

Хотя ассириология зародилась во Франции (Э. Ботта, Ж. Опперт, Ж. Менан, Ф. Тюро - Данжэн), и в Англии (Г. Роулинсон, Дж. Смит, А.Г. Сэйс, Э. Хинкс) с появлением исследований Э. Шредера и Ф. Делича центром новой науки стала Германия, где ассириология подпала под влияние тюбингенской школы библейской критики. Германия оставалась центром мировой ассириологии до середины 30-х годов XX века.

В конце XIX - начале XX века там же зародилось направление, получившее название "панвавилонизм". При своем возникновении он был связан с библейской критикой и протестантским богословием. Сторонники "панвавилонизма" утверждали, что древний Вавилон является колыбелью человеческой цивилизации, где зародились не только начала всех известных искусств, наук и ремесел, но и этический монотеизм, лишь воспринятый древними иудеями в качестве своей национальной религии.[3] На волне "панвавилонизма" были организованы немецкие археологические экспедиции на Ближний Восток, из которых наиболее важна экспедиция Кольдевея, раскапывавшая древний Вавилон, и экспедиция В. Андрэ, раскапывавшая древний Ашшур. В противовес этому начал готовить свои кадры ассириологов Римо - Католицизм. Из среды римо - католических орденов вышли отдельные ассириологи, положившие конец полуфантастической идеологии "панвавилонизма". Так, Ф. Куглер нанес ей смертельный удар своим критическим разбором работ, сторонников панвавилонизма и положил начало научному, а не идеологизированному изучению вавилонской астрономии.[4]

Даймель создал учебник шумерского языка и многотомный свод идеограмм, до сих пор используемый как единственный словарь шумерского языка. Основанный Даймелем журнал "Orientalia" с течением времени стал одним из главных ассириологических журналов мира.

В последней трети XIX века - начало XX века заслуживают внимания труды следующих археологических экспедиций в Междуречье: американская экспедиция Петерса и Гильпрехта, раскопавшая в Ниппуре большой храм Энлиля (библейский Вил), где цари Шумера и Аккада получали царское достоинство из рук верховного жреца; немецкая экспедиция Кольдевея, исследовавшая в 1899 году дворец Навуходоносора и храм Мардука. В 1902 году немецкой же экспедицией был исследован "допотопный" город Шуруппак с величественными укреплениями и священной дорогой с воротами Иштар. Ими же был открыт главный храм Вавилона - Эсагила; французская экспедиция Моргана и Шейля, открывшая для науки Элам, известный нам по книге Есфирь. Кроме того, для истории Ближнего Востока имели огромное значение случайная находка в 80-х годах XIX века клинописного архива фараонов Аменхетепов III и IV в Эль - Амарне в Египте[5] и архива хеттских царей в Хаттусе (Богазкее ) Г. Винклером в 1906 году.

Большое значение для освещения одного из периодов Священной истории - плена Вавилонского - имела американская экспедиция Пеннсильванского университета, проводившая в 1898 году раскопки в Ниппуре, и нашедшая архив торгового дома Мурашу (464-405 гг. до Р.Х.), члены которого носили иудейские имена.[6]

После первой мировой войны фронт археологических работ был значительно расширен, а качество их повышено. В связи с протекторатом Англии над Ираком и Франции над Сирией английские и французские археологи вплоть до начала 30-х годов монополизировали раскопки в этих странах. Наиболее важным достижением археологии этого периода было открытие древностей, предшествовавших шумерским раннединастическим (раскопки МакКея в Джемдет-Насре, Уотелина в Кише, Вулли - в Убайде). На этот же период приходится грандиозно задуманная экспедиция Леонарда Вулли в Уре, принесшая множество поразительных находок. Сенсационным было открытие А. Парро в 1933 году дворца и города Мари на среднем Евфрате (Сирия), с огромным клинописным архивом. Еще раньше французской экспедицией К. Шеффера была найдена совершенно новая "клинописная" цивилизация в Рас-Шамре (Угарит). Важнейшей находкой стали архивы хурритского города Нузи, обнаруженные американской экспедицией около современного Киркука.

После второй мировой войны центр ассириологии передвинулся в США, куда перебрались многие европейские ученые (А. Пебель, Т. Якобсен, А.Л. Оппенхейм, А. Гетце, Б. Ландсбергер, И.Е. Гельб и другие). В Чикаго стал издаваться тридцатитомный словарь аккадского языка, почти каждый провинциальный университет считал нужным открыть у себя кафедру ассириологии. В силу этого обстоятельства большая часть раскопок в Междуречье, производившихся после Второй Мировой войны делалась американцами, хотя не одними ими. Так французские экспедиции работали в Мари и Сузах, когда Р. Гиршманом в Чога-Замбиле был найден хорошо сохранившийся Эламский зиккурат, советские экспедиции - в Северной Месопотамии, немецкие - в Уруке, английские - на памятниках Ассирии. Все эти работы имели важное значение для библейской археологии, так как не просто проводились в землях, где в прошлом разворачивались библейские события, но сделанные в ходе этих раскопок открытия в значительной степени подтвердили библейские повествования, многое уточнили в нашем понимании их исторического фона, и послужили формированию библейской археологии ка научной дисциплины. Однако куда более важное значение для утверждения библейской археологии как особой науки имели раскопки во Святой Земле и прилегающих областях.

Начало регулярных и исторически целенаправленных обследований палестинских, и, прежде всего библейских, древностей обычно связывают с серединой XIX века. Эдвард Робинсон и Эли Смит в 1838 и 1852 годах обследовали библейские памятники Палестины. Официально целью их была проверка монастырских преданий о святых местах. Эта работа американских ученых, охватившая вначале Южную Иудею, а далее и всю страну, придала систематический, подлинно научный характер идентификации библейских городов и прочих памятников. В процессе обследования были произведены топографические съемки ряда ключевых участков, установлены точные пространственные соотношения между поселениями, осмотрены стены Иерусалима.[7] В 1860 - 1861 годах Святую Землю, большей частью финикийские земли, исследовала французская экспедиция во главе с известным Э. Ренаном.[8]

Начиная с 1868 года, работы имевшие огромное значение проводил французский исследователь Ш. Клермон-Ганно, который, помимо идентификации ряда библейских и более поздних объектов, сделал важнейшие открытия в области палестинской эпиграфики. Особую известность приобрела найденная им превосходная стела с надписью, прославлявшей победу над Израилем упоминаемого в Библии (2 Цар.3,4) царя Моава по имени Меша после падения династии царя Амврия (ок. 825 г. до Р.Х.). Он же нашел запретительную надпись во дворе храма и значительное число прочих ценнейших материалов.В Заиорданье археологические разведки проводили: в 1845г. Георг Август Валлин, в 1862г. В.Г. Пальгрэв, в 1872г. Вильфред Скевен Блент.

Лидерами в исследовании Палестины были безусловно британские путешественники и ученые, основавшие в Лондоне в 1865 Фонд исследования Палестины. Издававшийся с 1866 года в Лондоне журнал Palestine Exploration Quarterly публиковал их сообщения, закладывавшие основы для систематических исследований библейских древностей. В течение 1860-х-1870-х годов сотрудниками Фонда были проведены тщательные топографические исследования всего Иерусалима, на основании чего был составлен его детальный план, сослуживший хорошую службу следующему поколению археологов.

К сожалению, предпринятые в 1867 году британским офицером, капитаном Чарльзом Уорреном масштабные раскопки в Иерусалиме и Иерихоне, были малорезультативными: отсутствие практики и элементарных археологических знаний привели к странным результатам: храмовые приношения времени царя Ирода были приписаны Соломону, а крепость эпохи Маккавеев отнесена к периоду крестовых походов. Он, однако, нашел в 1867, и правильно идентифицировал подземный источник Гихон - через который воины Давида взяли Иевус - Иерусалим. Был также найден и исследован канал Езекии, обнаружены остатки третьей стены Иерусалима, которую начал строить Ирод Агриппа, а также арка в юго-западном углу Храмовой горы.[9] Существенный вклад в развитие библейской археологии внесли германские исследователи, для которых археология была лишь вспомогательной дисциплиной библеистики.[10] Кроме упомянутых "панвавилонистов" и их противников многие немецкие ученые занимались исследованием именно палестинских, израильских древностей.[11]

В конце XIX века - в 1890 году - был совершен подлинный прорыв в создание научной методики полевой археологии связанный с именем крупнейшего английского археолога Флиндерса Петри. Основываясь на опыте исследований материалов Древнего Египта, он впервые выработал метод систематизации всех видов находок, и прежде всего определения комплексов керамики, соответствующих конкретным периодам в истории городов и прочих поселений. Таким образом, самый массовый материал был превращен в важнейший хронологический показатель. Метод блестяще оправдал себя в ходе раскопок, осуществленных его автором, а позднее - американским археологом Ф.Дж. Блиссом в Юго-Западной Палестине на Тель эль-Хеси.[12] Использование этого метода обусловило заметное совершенствование раскопок британского исследователя Р.А. Макалистера, трудившегося совместно с Блиссом в долине Сефилы (Шефела). Особую известность получили широкие и проведенные на высоком уровне раскопки Р.А. Макалистера в Гезере (1902 - 1909), трехтомный отчет о которых явился весьма весомым вкладом в разработки основных вопросов истории Древней Палестины.

Особый импульс исследованиям древней Финикии и Сирии придала сделанная в 1886 году находка в Эль-Амарне (Египет) дипломатического архива фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV. Тексты этого архива донесли до нас переписку с фараонами не только великих держав древности, но и множества царьков Сирии и Палестины, находившихся в вассальной зависимости от владык Египта. Данные этого архива сделали известным очень многое в истории, культуре и религии народов Святой Земли.[13]

Заметными научно - организационными вехами стали созданные в 1865 году Британский фонд исследования Палестины, в 1870 году - Американское общество исследования Палестины, в 1877 - Германское Палестинское общество, до сего дня издающее Zeitschrift des deutschen Palästina-Vereins, в 1882 - Российское Императорское Православное Палестинское общество, в 1890 - Иерусалимская практическая школа для изучения Библии, созданная доминиканским орденом, в 1900 году - Американский институт для изучения Востока и исследования Палестины и в 1902 году - такой же немецкий институт. Собственно с этого времени действительно начинается развитие библейской археологии как науки. Одним из первых кабинетных библейских археологов, в современном понимании этого слова, был аббат Ф. Вигуру, занимавшийся систематизацией и апологетическим сравнением с Библией различных археологических находок.[14] Его опыты археологического подтверждения и объяснения событий Нового Завета были переведены проф. А.П. Лопухиным и изданы им вначале в журнале "Странник" за 1891 г., а впоследствии в качестве дополнения к "Священной истории Нового Завета". Кроме того, аббат Вигуру был одним из инициаторов издания с 1897 г. Revue Biblique, и поныне публикующего работы по библейской археологии.

 

 

Развитие зарубежной библейской археологии в XX веке.

До начала Первой Мировой войны проходили работы следующих экспедиций: английской экспедиции Д. Макензи в Вефсамисе (1911-1912); американской экспедиции Дж. А. Рейзнера и К.С. Фигнер в Самарии (1908); немецкой экспедиции Г. Шумахера и К. Ватцингера в Мегиддо (1903-1905); австрийской экспедиции Э. Зеллина в Таанахе (1902-1904)[15] и австро-германской Э. Зеллина и К. Ватцингера в Иерихоне (1907-1908). Две экспедиции работали в Иерусалиме в городе Давида: одну возглавлял Р. Вилл, вторую, с помощью одного из основателей систематических исследований Палестины ученого доминиканца о. Винсента, М.Б. Паркер. Продолжались также общие исследования библейских земель, проводившиеся в основном британскими[16] и французскими энтузиастами.[17] К этому времени относится составление первых библейских справочников, привлекавших в числе прочего результаты археологических работ в библейских странах.[18] Учрежденное ранее Британское Общество Библейской Археологии начало издавать свой периодический орган - Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, где печатались статьи, входившие в сферу интересов библейской археологии.[19]

Объем накопленного материала и насущная потребность богословской науки обусловили то, что период между двумя мировыми войнами стал временем рождения библейской археологии - науки, занимающейся раскопками во Святой Земле и прилегающих районах, и на основании их анализа освещающей события Священной истории.

В это время разворачиваются широкие раскопки в Иерусалиме (Э.Л. Сукеник, Дж.В. Кроуфут, Дж. Макалистер), в Иерихоне (А. Гаргстэнг), Самарии (Дж.В. Кроуфут), Мегиддо (П.Л. Ги, Дж. Лауд), в Лахисе (Дж.Л. Старки, О. Тафнел), где на нижнем уровне пожаров была найдена чаша с надписью, относящейся к четвертому году правления фараона Мернептаха (1230 г. до Р.Х.), то есть ко времени завоевания Святой Земли.

Важными были также раскопки в Библе, ведшиеся с 1922 года. Значительным событием явилось открытие в 1929 году К. Шеффером на мысе Рас-Шамра, на побережье северной Сирии, древнего Угарита. Здесь были обнаружены храмовые и дворцовые архивы на угаритском, аккадском и хурритском языках, не только давшие ценнейшие сведения об аморрейской цивилизации XVII - X вв. до Р.Х., к которой принадлежали библейские патриархи, но и прояснившие очень многое в повествованиях о жизни последних. Чего стоят одни только найденные в Рас-Шамре древнейшие в мире образцы алфавитного письма - ведь до времени этих раскопок многими библейскими критиками утверждалось, что подобного не существовало даже до времени Моисея. Совсем иным стал взгляд библеистов на мир патриархов после того, как угаритское письмо было дешифровано Г. Бауэром, Ш. Виролло и Э. Дормом в 1929 - 1930 годах. Сходное значение имели и архивы из Мари XIX - XVIII вв. до Р.Х., найденные французской экспедицией А. Парро - ведь в это время местом обитания семейства Авраама был Харран, входивший в состав государства Мари. Важны также находки, сделанные Л. Вулли в Тель-Атшане, древнем Алалахе.

Однако главная роль в становлении библейской археологии, как науки, принадлежит американскому исследователю, археологу и лингвисту В.Ф. Олбрайту. Будучи человеком твердых христианских убеждений, В.Ф. Олбрайт рассматривал свою деятельность как собирание материалов и формулирование теорий, подтверждающих повествования Священного Писания, и потому именно его можно считать подлинным создателем научной библейской археологии.[20] Неудивительно, что Американская школа восточных исследований в Иерусалиме сейчас носит имя своего многолетнего главы: за время его работы во Святой Земле им и его учениками были проведены раскопки важнейших памятников библейского времени. Это Дебир (Давир), где в 1926 году В.Ф. Олбрайтом совместно с М.Дж. Кейлем был раскопан город XIII века до Р.Х.; поселения XII века до Р.Х. в Еглоне и Хевроне; Вефиль, где четыре слоя полных сожжений города в 1200 - 1000 годах до Р.Х. дали исследователю основания предполагать, что им найдены не только следы вторжения войск Иисуса Навина, но и свидетельства истребления Вениамитян (Суд. XX); далее - Тель-эль-Фул, где в 1922 и 1937 годах В.Ф. Олбрайтом были раскопаны остатки Гивы Вениаминовой, столицы царя Саула, построенной во второй половине XI века до Р.Х. на месте сожженного во время вышеупомянутого истребления поселения; были раскопаны Тель Бейт Мирсим, Беф-Цур, Вефсамис, Тель эн-Насбе, и множество малых поселков, что значительно расширило информативность археологических материалов для освещения библейских повествований. Учеником В.Ф. Олбрайта Нельсоном Глюком в тридцатых годах была произведена широкомасштабная археологическая разведка Заиорданья, а в 1937 - 1940 годах им были открыты в Вади-эль-Араба и Тель-эль-Хелейфе, легендарные копи царя Соломона в Эцион-Гевере, о которых будет подробно рассказано в соответствующей главе. Тогда же, в 1931 - 1935 годах британским археологом Дж. В. Кроуфтом в Мегиддо были продолжены исследования, начатые в 1903 - 1905 годах Немецким Восточным обществом, и проводившиеся в 1908 - 1910 годах Гарвардским университетом. Проводившиеся в это же время раскопки памятников добиблейских эпох закладывали фундамент для самостоятельной области Сиро-палестинской археологии.

Одним из важнейших открытий Библейской археологии ХХ века является обнаружение так называемых рукописей Мертвого моря, изучение которых переросло в самостоятельную дисциплину - кумранистику, или кумрановедение. Сейчас даже трудно себе представить хоть какое-либо серьезное исследование духовной жизни в Палестине на рубеже двух Заветов, автор которого не привлекал бы данные этой науки. Исследования кумрановедов также важны и для исагогики, и для истории Ранней Церкви. Весной 1947 г. бедуины полукочевого племени таамире обнаружили клад рукописей. В одной из пещер северо - западного побережья Мертвого моря, в пустынной местности Вади - Кумран, в двух километрах западнее берега Мертвого моря и в 13 километрах южнее г. Иерихона, юноша - бедуин Мухаммед эд-Диб случайно набрел на исписанные древнееврейским письмом кожаные свитки, возраст которых, как было впоследствии установлено, превышает две тысячи лет. Последовавшие затем поиски и археологические раскопки привели к открытию в окрестностях Мертвого моря новых тайников с рукописями. В настоящее время найдено более 40 000 фрагментов различной величины, в том числе мелких и мельчайших обрывков и клочков, представляющих остатки около шестисот книг. Эти рукописные фрагменты на коже, пергаменте, папирусе и надписи на медных таблицах, составленные на восьми языках и диалектах, охватывают огромный промежуток времени: от III в. до Р.Х. до VIII в. по Р.Х. Одна из наиболее значительных кумранских находок была сделана лишь в 1956 г. С июля 1958 г. в Париже начал издаваться специальный журнал "Revue de Qumran".

Как выяснилось, найденная библиотека принадлежала ессеям, иудейской секте, члены которой проживали в Иудейской пустыне со II в. до Р.Х. до 68 г. по Р.Х. Рукописи обнаружены в одиннадцати пещерах Кумрана, в нескольких пещерах Вади Мурабба'ат и в развалинах монастыря Мирд.

К послевоенному времени относятся замечательные открытия К. Кеньон, которая раскапывала Иерихон в 1957 и 1979 годах, и нашла остатки совершенно неизвестной цивилизации, создавшей древнейший в мире город, что во многом переменило научные теории о путях сложения цивилизаций, значительно приблизив эти теории к библейским представлениям. Для библейской археологии важным является открытие итальянской экспедицией Матье в районе Алеппо (северо-западная Сирия) города-государства Эбла, существовавшего во второй половине III тыс. до Р.Х. и сильно повлиявшего на всю историю библейских стран.

К 1950-1980 годам относятся наиболее результативные раскопки Иерусалима, Хацора (Асора), Лакиша (Лахиса), Арада, Мегиддо, Гезера, Гая, Сихема. К этому же времени относится начало планомерных раскопок в Иордании, сделавших известными памятники библейских народов Заиорданья - аммонитян, моавитян, идумеев и набатеев.

 

Отдельные школы зарубежной библейской археологии.

Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии - Европейской, Американской и Израильской. Разница между ними столь существенна, что рассматривать их следует отдельно.

Первая мировая война нанесла непоправимый ущерб всей европейской науке, и в первую очередь "средоточию европейской учености" - Германии, представители которой, ученые старой кабинетной школы библейской археологии, в 20-е - 30-е годы по инерции писали некоторые работы, в большей части - в отрыве от полевой практики,[21] а с середины 30-х годов - в духе нацистской историографии. Исключением можно считать некоторые труды по библеистике, касавшиеся тем библейской археологии.[22]

Через некоторое время после окончания Первой мировой войны начала возрождаться библейская археология и во Франции. Так, работы по исследованию Иерусалима, начатые еще до войны,[23] были продолжены через пять лет после ее окончания.[24] Подвигом французской науки можно считать двухтомный труд по библейской археологии, издание которой было начато перед самым началом Второй Мировой войны, а законченное лишь после нее.[25] В основном же исследования европейских светских ученых в области библейской археологии если и проводились, то держались в русле критицизма XIX в.[26]

В Европе в полной мере сохранилась лишь британская школа библейской археологии, одним из признаков ее развития во время между двумя мировыми войнами является начало издания в 1937 г. особого журнала - Biblical Archaeologist. Исследователями этой школы как проводились полевые работы по таким отраслям библейской археологии как раскопки Иерусалима,[27] в то же время продолжалась и традиция издания фундаментальных пособий.[28] К этому времени относится выход в свет 14 номеров издававшегося в Иерусалиме в 1932-1936 годах Quarterlies of the Department of Antiquities of Palestine.

В послевоенное время для всей библейской археологии чрезвычайно важными и результативными были работы Кетлин Кеньон, раскапывавшей легендарный Иерихон[29] и Иерусалим[30], а также писавшей обзорные труды по библейской археологии.[31]

Наряду с К. Кеньон археологическими исследованиями Иерусалима занимались такие британские ученые как Вайтлем,[32] Вилкинсон,[33] и Вильямсон,[34] Перрот.[35] Раскопки Кеньон в Иерусалиме, которые велись с 1961 по 1967 годы на холме Офел, были переворотом в исследовании Святого Города: для того, чтобы восстановить историю его создания исследовательница заложила глубокую траншею вдоль восточного склона Города Давида, на основании чего было сделано первое общее описание всех культурных слоев Иерусалима. Ею было определено местонахождение Иевуса, а также найдена городская стена времени Давида - она находится внизу холма, значительно ближе к источнику Гихон, чем считалось ранее. Примечательно, что древнейшую стену Иерусалима К. Кеньон датирует 1800 г. до Р.Х., то есть временем Авраама и Мелхиседека.

Существенное участие приняли британские ученые и в изучении рукописей Мертвого моря, выдвинув немало оригинальных теорий, некоторые из которых, сообразно печально известному "панвавилонизму", оппоненты называли "панкумранизмом".[36] Продолжилась британскими учеными также разработка и других, традиционных разделов библейской археологии - этнической идентификации гиксосов,[37] истории Исхода и завоевания Святой Земли,[38] религии народов Ханаана,[39] а также их материальной культуры.[40] Продолжались также исследования и других библейских стран.[41]

Важным было участие британских ученых в дебатах о судьбах библейской археологии, и о ее соотношении со светской археологией Ближнего Востока.[42]

1960-1980-е годы стали временем оживления интереса к вопросам библейской археологии и в Германии, однако здесь уже четко прошло размежевание между светскими исследователями древнего Востока и теологами, хотя есть немало работ и по смежным темам.[43] В послевоенное время продолжал исследования и М. Нот, среди трудов которого работы как по библеистике,[44] так и по вопросам библейской археологии.[45] Принимали участие немецкие ученые и в исследовании рукописей Мертвого моря.[46]

Особого внимания заслуживают труды немецких исследователей по созданию публикующегося в Ватикане Römische Quartalschrift für Сhristliche Altertumskunde und Kirchen geschichte, где наряду с прочими работами по истории ранней Церкви есть немало исследований и по новозаветной археологии и по кумранистике.

Кумранские находки подвигли к трудам ученых и из скандинавских стран, где библейская археология особым почетом не пользовалась.[47] В этих странах, на волне общего увлечения библейской археологией, стали проводиться и собственные исследования.[48] Среди ученых из других стран следует особо отметить итальянцев, прославившихся в послевоенное время раскопками не только знаменитой Эблы, но и других памятников библейского ареала - например, Иерихона, где в 1997 г. ими были обследованы слои, относящиеся к неолиту и бронзовому веку.[49] Особый вклад в библейскую археологию внес итальянский ученый-востоковед Ливерани М., в 1970-80-х годах изучавший цивилизацию хеттов,[50] происхождение хапиру,[51] происхождение имен библейских патриархов, а также исследовавший Амарнский архив в свете проблем, интересующих библейских археологов.[52]

Однако итальянское востоковедение в послевоенное время твердо стало на позиции светской науки, что хорошо видно по общему направлению публикаций в таких изданиях как Annali dell'istifuto orientali di Napoli, Vicino Oriente, Orientalia, Oriens antiquus, любителями же библейской археологии в Италии издается особый журнал - Biblia e Oriente.

Чрезвычайно разносторонним ученым, принадлежащим к европейской школе библейской археологии, был Ролан де Во, французский монах, проживший большую часть своей жизни во Святой Земле и посвятивший эту жизнь археологическому подтверждению Священного Писания. Как исследователь он был чрезвычайно многогранен: раскапывал Иерусалим и многие другие поселения в Святой Земле, был в числе первых ученых - кумрановедов, как администратор занимался организацией систематических археологических исследований Палестины, кроме множества публикаций в периодических изданиях, в 1971-73 годах выпустил двухтомник Histoire ancienne d'Israel, где подвел итог многолетним археологическим трудам, принимал деятельное участие в развернувшихся в 1970-80-х годах бурных дебатах о будущем библейской археологии, как самостоятельной науки.[53]

К американской школе принадлежат библейские археологи всей Северной Америки, не только США, но и Канады, ученые которой ведут свои исследования в русле традиций, выработанных американской школой библейской археологии.[54]

Сформировалась эта школа в начале XX века под сильным влиянием американского протестантизма, и в начале своей деятельности главной целью полагала собирание археологических сведений, подтверждающих Библию. Несмотря на существование в США светских археологии[55] и востоковедения,[56] созданные в 1900 году американские школы Восточных исследований (ASOR) деятельность свою начинали в русле библеистики. Этому немало способствовало многолетнее возглавление этих школ ранее упомянутым В.Ф. Олбрайтом, при котором журнал школ (Bulletin of the ASOR) и ежегодник (Annual of the ASOR), издающиеся с 1921 г. стали важнейшими периодическими изданиями по библейской археологии. Кроме центральной школы в Филадельфии, были основаны еще три школы - в Иерусалиме, для исследования Палестины, в Багдаде, для исследования Междуречья (закрыта в 1991 г. в связи с войной в Кувейте), и на Кипре, для исследования Малой Азии и прилегающих территорий. Кроме того, археологическими исследованиями на Ближнем Востоке занимаются ученые Американского университета в Бейруте, издающие с 1952 года журнал Berytus: Archaeological Studies. Идеологической основой данного издания является территориальная археология - то есть внеконфессиональные исследования всех памятников Ливана - от каменного века до арабского завоевания.

Как ранее было сказано, подлинным основателем библейской археологии как науки является В.Ф. Олбрайт, научные интересы которого были необычайно разнообразны: им постоянно проводились раскопки различных памятников Святой Земли,[57] особыми целями своей научной деятельности сам Олбрайт считал археологическое подтверждение истории патриархов,[58] Исхода[59] и завоевания Святой Земли.[60] Исследовал Олбрайт также памятники, относящиеся к периодам Судей,[61] Единого Царства,[62] и разделенных Царств.[63] Особо Олбрайт занимался некоторыми богословскими темами, требующими археологического обоснования: временем сложения ветхозаветного канона,[64] местом израильского монотеизма в религиозной картине Древнего Востока,[65] генезисом монотеистических воззрений в Древнем мире,[66] влиянием языческого окружения на религиозные воззрения древних иудеев.[67] Принимал Олбрайт участие и в развернувшихся в конце его жизни дискуссиях о будущем библейской археологии, отстаивая при том традиционные воззрения на нее, как на вспомогательную дисциплину библеистики.[68] Был Олбрайт автором некоторых обзорных трудов по библейской археологии.[69] Значение трудов этого ученого было столь велико, что некоторые его статьи публиковались даже в атеистическом СССР.[70]

Одним из известных учеников Олбрайта был Нельсон Глюк, директор Американской школы исследования Востока в Иерусалиме, профессор Union Hebrew College в Цинциннати. Еще в 30-е годы он совершил обзорную археологическую разведку всего Заиорданья, то есть нынешней Иордании,[71] однако больше всего он известен многолетними раскопками в Эцион-Гевере, библейском Элафе (Эйлате).[72]

Современником Глюка был Дж. Э. Райт, разрабатывавший не только обычные для библейской археологии темы соотношения текстов Священного Писания с археологическими данными[73] и реконструкции Соломонова храма,[74] но и исследовавший памятники более древних эпох.[75] Принимал участие Райт и в дискуссиях о будущем библейской археологии.[76]

Из довоенных американских библейских археологов необходимо также упомянуть К. Гордона, подвизавшегося на ниве древневосточной палеографии,[77] и проложившего по сути дела путь к увидевшему свет в 1955 году собранию древневосточных текстов в их связи с текстами Ветхого Завета.[78] Это издание и по сей день является настольной книгой всякого библеиста, так как в ней собраны тексты, современные Ветхому Завету, и раскрывающие перед читателем мир, в котором происходили события Священной истории.

После Второй Мировой войны одним из главных направлений в американской библейской археологии стало исследование рукописей Мертвого моря. Из наиболее известных американских кумрановедов следует назвать М. Берроуза,[79] Ф.М. Кросса-старшего,[80] палеографией занимался и Ф.М. Кросс-младший.[81] Продолжались и ранее начатые раскопки памятников Святой Земли, в связи с чем следует упомянуть таких известных продолжателей дела В.Ф. Олбрайта как П.Р. Мури[82] и П.В. Лапп.[83] Продолжались также американские исследования Иерусалима.[84] Немалое участие принимали американцы и в раскопках, считающихся израильскими - в большинстве из них рабочей силой были американские студенты, да и финансирование также шло из-за океана.

Особое внимание библейские археологи из США уделяли теме, столь долго разрабатывавшейся В.Ф. Олбрайтом - археологическому подтверждению завоевания Святой Земли израильтянами во времена Иисуса Навина[85] и Судей,[86] а также подтверждению этих событий археологическими памятниками других стран Древнего Востока.[87]

Особым направлением в американской библейской археологии было исследование Заиорданья,[88] начало чему было положено Н. Глюком. Особое развитие это направление приобрело в силу того обстоятельства, что после войны 1967 года только лишь у американцев остался свободный доступ к археологическим памятникам Иордании. Это сделало доступными для современных библейских археологов множество памятников библейской эпохи, и расширило наши познания о ближайших соседних и родственных ветхозаветному Израилю народах.[89]

Американская школа библейской археологии обладала еще двумя особенностями. Первой особенностью, не свойственной ни Европейской, ни тем более Израильской школам, стала разработка особой, новозаветной археологии, продолжающей традиции аббата Вигуру, но базирующейся на протестантском понимании истории Нового Завета.[90] Другая особенность американской школы библейской археологии - ставка на популяризацию своих достижений. Одним из первых американских археологов-популяризаторов был Семьюэл Ной (Симха Ноах) Крамер, родившийся под Киевом в 1897 г., и в 1905 г. вывезенный семьей в США. Он был гебраистом, египтологом, ассириологом и шумерологом, написал более двухсот работ, в том числе 27 монографий. Вышедшая в 1956 г. книга "История начинается в Шумере" издавалась впоследствии во многих странах, в том числе в СССР.[91] Привязанность к Древнему Востоку у Крамера была столь велика, что даже похоронить он себя завещал в великом шумерском городе Уре - родине Авраама. Подобно Крамеру, многие американские ученые издавали популярные книги о древности[92] и различные археологические атласы,[93] тем самым подогревая общественный интерес к своим исследованиям, интерес, перерастающий и поныне в прямое финансирование археологических раскопок.

Следствием подобной целенаправленной политики американских библейских археологов, подпитывавшейся к тому же интересом протестантского большинства, стало открытие в 1930-1950-х годах во многих университетах США кафедр археологии Ближнего Востока. В качестве примера, подтверждающего обширность этого процесса, можно привести тот факт, что даже в провинциальном Тусоне, в университете Аризоны, кафедру археологии и антропологии Ближнего Востока возглавляет проф. В. Дж. Девер, известный археолог, исследовавший как древнейшие цивилизации Палестины[94], так и взаимосвязь их с гиксоским Египтом,[95] участвовавший в раскопках различных памятников Святой Земли,[96] и анализировавший богословский аспект подобных изысканий,[97] участвовавший в обсуждении судеб библейской археологии[98] и составлявший пособия по этой науке.[99]

Израильская археология как таковая стала формироваться в 20-х - 30-х годах XX века, когда во Святую Землю стали приезжать из разных стран Европы исследователи - евреи, желавшие не просто собрать материал о далеком прошлом своего народа, но и обосновать его права на эту землю. Так, вспоминая о раскопках 1936 года в Бейт-Шеариме, Биньямин Мазар говорил: "Каждый был глубоко заинтересован в раскопках, поскольку обнаружение еврейских памятников древности усиливало значение сионизма и подкрепляло основания для создания еврейского государства. Мы были заинтересованы в создании своей родины, а еврейские памятники древности явились частью ее основы". Подобный подход к целям археологического исследования свойственен и современным израильским ученым.[100]

Одним из первых археологов - израильтян был Авигад Нахман, уроженец Западной Украины, приехавший во Святую Землю и трудившийся вплоть до 1983 года.[101] В 1960 - 1970-х годах он раскапывал центр Еврейского квартала Старого города Иерусалима. Им были обнаружены многочисленные артефакты Хасмонейского периода, и еще больше - относящихся ко времени Ирода Великого, свидетельствовавших о том, что в его время многие знатные жители Иерусалима жили в необычайной, несвойственной Святому Городу роскоши. Еще одним его открытием было то, что ко времени Вавилонского завоевания Иерусалим в четыре раза превышал по своим размерам город времен Соломона, и, следовательно, его жители в VII - VIII вв. до Р.Х. составляли подавляющее большинство городских жителей Иудеи. Современник Нахмана, Элиезер Сукеник, до Второй Мировой войны занимавшийся раскопками разных объектов во Святой Земле, в том числе и в самом Иерусалиме,[102] после нее, в 40-х - 50-х годах, прославился как первый исследователь рукописей Мертвого моря, ныне хранящихся в Иерусалимском Музее Книги. Им же основана школа израильской кумранистики.[103]

Сын Э. Сукеника, Йигаэль Ядин исследовал Хацор,[104] писал книги о раскопках в Масаде и Кумране.[105]

Его современник Ави-Йона, интересен не только общими работами,[106] но и созданием в 1969 г. огромного и чрезвычайно детального макета Храма Ирода, достоверность которого была подтверждена продолжавшимися затем в течение 20 лет раскопками в Старом городе Иерусалима, а также и иными исследованиями.[107]

Кроме Храмовой Горы в Иерусалиме исследовались остатки древних стен,[108] Город Давида и Соломона,[109] памятники римского периода,[110] городские кварталы, возникшие незадолго до плена вавилонского.[111]

Среди исследователей Иерусалима следует особо отметить Й. Шило.[112] В Иерусалиме он продолжил раскопки К. Кеньон в Городе Давида, на юго-восточном склоне Офела, кверху от источника Гихон. Им было установлено, что в этом месте, начиная с 4-го тысячелетия до Р.Х. – т.е. с энеолита и до наших дней, существует поселение - таким образом Иерусалим является одним из древнейших городов мира. Й. Шило также исследовал три сложных системы водоснабжения древнего Иерусалима, которые, как оказалось, все были связаны с источником Гихон. Кроме того, Шило, а также Броши, занимались демографическими реконструкциями на основании археологических данных.[113] К сожалению, результаты всех раскопок Й. Шило так и не были изданы из-за его скоропостижной кончины в 1987 г.

Находки в Иерусалиме часто были неожиданными - так, например, обнаружение Г. Баркаем в 1995 г. фрагментов стел с соответствующими надписями и особых сосудов поставило вопрос о возможности существования в Иерусалиме египетского поселения с собственным храмом времен Среднего Царства.[114]

Исследованиями Иерусалима занимался и такой корифей израильской археологической школы как Биньямин Мазар.[115]

В 1968 - 1978 гг. Б. Мазар в сотрудничестве с М. Бен-Дова вел раскопки в юго-западном углу Храмовой Горы, а также вдоль западной и южной стен Храмовой платформы. Большая часть находок относилась ко времени Ирода Великого - Б. Мазар к тому же подтвердил свидетельство Иосифа Флавия о том, что при реконструкции Храма Ирод расширил храмовую платформу вдвое. Мазар известен и тем, что кроме множества трудов по традиционным направлениям библейской археологии он участвовал в подготовке и издании двух энциклопедий, посвященных археологическим раскопкам во Святой Земле, являющихся и поныне фундаментальными трудами для библейской археологии.[116] Другой важнейший представитель израильской археологической школы - Йона Ахарони известен как раскопками различных памятников Святой Земли, так и изданием двух обзорных трудов по библейской археологии.[117] Из изданий подобного рода интересен также исторический атлас Иерусалима, изданный Д. Багатом.[118]

В течение всего XX века израильской школой библейской археологии разрабатывались и отдельные проблемы этой науки: история до-израильских поселений во Святой Земле,[119] генезис древнеизраильского этноса,[120] межэтнические взаимоотношения эпохи Судей,[121] хозяйственная жизнь[122] и устроение городов в эпоху Царей,[123] особенности духовной жизни в разделенных царствах - Израиле[124] и Иудее,[125] история падения этих царств[126] и особенности послепленного периода.[127] Подобная разноплановость вообще свойственна израильским археологам - достаточно просмотреть список публикаций одного из современных ученых - Эфраима Штерна, профессора библейской археологии, трудящегося в Археологическом институте Еврейского Университета в Иерусалиме. Труды израильских археологов публикуются в ежегодниках Israel Exploration Journal и 'Atiqot', выходящих соответственно с 1950 и 1962 годов, а также в журнале Israel Oriental Studies. В Израиле проходят международные конгрессы по библейской археологии, а в четырех из восьми университетов есть факультеты археологии. В силу особенностей региона работа израильских археологов идет под постоянным нажимом как арабских жителей Святой Земли, так и иудеев-ортодоксов, протестующих не столько против "осквернения могил", сколько против высказываний многих израильских ученых, в своей работе перешедших с фундамента библейской археологии на основания "Новой Ближневосточной Археологии", - науки светской, для которой Библия есть лишь один из документов, который к тому же требует серьезной проверки.

Подведение итогов в конце двадцатого века.

В предыдущих главах неоднократно упоминались дискуссии 1960 - 1980-х годов о будущем библейской археологии, как самостоятельной дисциплины. Столь частое упоминание объясняется тем значением, которое имели эти споры для судеб интересующей нас науки.

Основные дебаты разворачивались в США.[128] Споры относительно ценности библейской археологии как науки начались в США с начала 60-х годов, для чего были две причины: во-первых, общий кризис американского протестантизма в 1960 - 1970-х годах (епископы-женщины, приходские пасторы-антитринитарии, общины содомитов, богословие "смерти Бога" и т.д.), во-вторых, возникновение так называемой "Новой археологии".

Кризис американского протестантизма особенно сильно ударил по американской библейской археологии в силу следующих причин: главной целью европейской, и, соответственно, отечественной дореволюционной библейской археологии было доказательство на основании археологических данных возможности библейских событий, примитивный же рационализм американских протестантов требовал точного подтверждения всех библейских данных. Примеров подобного наивного подхода множество: найденный в Беер-Шеве колодец моментально объявлялся колодцем патриархов, первые же раскопки сожженных слоев Иерихона соотносились с именем Иисуса Навина, найденное в погребальной камере фараона Шешонка (Сусакима) золото считалось взятым во время Иерусалимского похода, и даже о найденной в развалинах раннесредневекового кафедрального собора в Антиохии серебрянной чаше писалось, что именно она служила на Тайной Вечери, совершенной Спасителем. А так как разочарование всегда является следствием очарования, то есть нетрезвенного подхода к явлению, то не удивительны слова, сказанные Д.Н. Фридманом о результатах деятельности своего учителя: "Большой план Олбрайта подтвердить археологией Библию провалился, и сейчас мы дальше от решения проблемы, чем когда-либо ранее." Молодыми учеными 60-х годов, когда вся Америка говорила о "смерти библейского богословия", В.Ф. Олбрайта и его учеников называли неисправимыми позитивистами, и тогда же начались серьезнейшие споры о том, нужна ли библейская археология вообще.

Споры эти были усложненны еще тем обстоятельством, что хронологически они наложились на возникновение так называемой "Новой археологии", резко отличающейся от той археологии, которую мы знали ранее. Новая археология характеризуется следующими особенностями. В первую очередь, это ориентация на междисциплинарные исследования, что дает возможность восстановить древнюю цивилизацию во всех ее особенностях. Американские археологические экспедиции с 70-х годов включают специалистов по стратиграфии, географии, геологии, климатологии, палеоботанике, палеозоологии, антропологии, истории техники, и, естественно, специалистов по компьютерной технике, без которой сейчас просто невозможно обработать огромные массивы данных, собираемых подобными экспедициями. Во Святой Земле такая экспедиция впервые работала в Гезере, и результаты ее были столь ошеломляющими, что с тех пор американскими школами Восточных исследований раскопки проводятся только таким, чрезвычайно результативным, но и чрезвычайно дорогим образом.

В этом крылась особая опасность для американской библейской археологии, которая долгое время была уделом любителей и финансировалась большей частью религиозными организациями. В новой ситуации, когда исследование даже одного памятника, давая массу важнейших сведений, требует астрономических расходов, прежние методы американской школы просто не срабатывали. Сторонники междисциплинарных исследований также постоянно обвиняли библейскую археологию в том, что их идеологическая направленность привела к уничтожению массы памятников, не вписывающихся в фундаменталистское понимание библейской истории.

Еще одной особенностью "Новой археологии" является так называемая природоведческая ориентация, базирующаяся на убеждении, что основным фактором в формировании особенностей цивилизации является окружающая среда, но отнюдь не влияние каких-либо внешних, в том числе религиозных факторов. Подтверждая свое мнение существованием в различных частях земли схожих цивилизаций, возникших в схожих же природных условиях, сторонники данной школы категорически утверждают, что любая культура есть лишь адаптация человеческого общества к таким факторам, как географическое положение, климат, близость к природным ресурсам и естественным путям сообщения.

Отвергая, таким образом, всякие претензии цивилизации Ветхозаветного Израиля на уникальность, сторонники данной школы были одними из основных критиков библейской археологии.

С подобных же позиций критиковали библейскую археологию и сторонники так называемой эволюционной модели, видящие во всех изменениях цивилизации различные стадии развития общества, схожие с эволюцией в животном мире, и поэтому отвергающие и самую мысль о каком-либо сверхъестественном влиянии на человеческую историю.

Еще одна особенность "новой археологии", это теория систем, видящая в любой цивилизации комплекс различных социальных систем, находящихся в постоянно меняющемся равновесии. В свете данной теории, религия - лишь одна из систем общества, слабо влияющая на остальные системы, и потому не являющаяся необходимой целью археологического исследования. Подобная, по сути дела неомарксистская теория, возрождающая понятия о базисе общества и его надстройке, также плачевно повлияла на американскую школу библейской археологии, выбивая у ее сторонников из-под ног почву протестантского позитивизма.

Наложение всех вышеупомянутых факторов привело к тому, что в 60 - 70-х годах в США стали раздаваться призывы сменить библейскую археологию профессиональной дисциплиной, Сиро-Палестинской археологией, принимающей все постулаты "новой археологии" и лишь ограничивающей свои изыскания соответствующим географическим регионом. Бурные первоначальные возражения библеистов и библейских археологов старой школы были отвергнуты новым поколением ученых, захваченных духом времени. В результате этих событий к середине 80-х годов в библейской археологии сложилась удручающая картина: в Европе востоковедение еще в 30-х годах заявило себя наукой светской; в Израиле археология преследует прагматичные цели, слабо связанные с библеистикой; в США сформировалась светская, очень специализированная, сложная и дорогостоящая дисциплина - Сиро-Палестинская археология, с основными центрами изучения в Гарварде,[129] университетах Чикаго, Аризоны, Торонто и Колумбийском университете Нью-Йорка.[130] Наука, не пользующаяся таким вниманием как прежде библейская археология, лишившаяся финансирования религиозных центров, но живущая на федеральный счет, наука, вписывающаяся в общую картину американского ученого мира, отличающегося от остального американского общества атеистическим мировоззрением, наука, смотрящая на Библию, как на один из письменных источников, и притом малодостоверный, наука, изучаемая историками, антропологами, востоковедами, и, лишь в качестве исключения, в учебных заведениях либеральных протестантских конфессий. Вышеизложенные обстоятельства давали все основания исследователям, жившим в это время говорить о "крахе", и даже "смерти библейской археологии". Однако та же середина 80-х годов стала не только временем выхода американской религиозной жизни из кризиса, что характеризовалось ростом количества членов приходских общин, учащихся семинарий и приходских школ, бурным развитием фундаментализма, резко порвавшего с либеральным богословием 70-х, но и временем рождения новой библейской археологии. Парадоксально, но новая библейская археология куда больше напоминает европейскую и отечественную библейскую археологию XIX - нач. XX вв., чем свою предшественницу эпохи позитивиста - Олбрайта. Это - кабинетная межотраслевая наука, использующая данные "новой археологии", структурной лингвистики и этнографии для объяснения библейской истории, и доказательства возможности ее событий.[131]

Особенно плодотворным является творческое использование наработок "новой археологии": ценный материал для библейской археологии дали междисциплинарные исследования В. Дж. Дивера и Р. Когена на плоскогорье центрального Негева, Дж. Д. Сегера в Лахаве и Т. Э. Леви в Шикмиме, Р. Т. Шауба и В. Э. Раста в Баб-эд-Дхра, Дж. Рольфсона в Айн-Газале и французской экспедиции С. Фальконе и С. Магнес-Гардинье в Тель эль-Хайат. Природоведческая ориентация новой археологии дала возможность реконструкции климата, флоры и фауны библейских времен. На основании данных новой археологии была также восстановлена демография поселений во Святой Земле от эпохи Ранней Бронзы (время патриархов) и до Римского периода - что не только в совершенно ином свете представило некоторые периоды Священной истории, но и научным образом наконец-то подтвердило историю Завоевания Святой Земли.

Полезной для новой археологии оказалась и теория систем, дающая теперь возможность реконструкции древних цивилизаций и на неполных данных, так как некоторые слабоизвестные общественные системы могут быть реконструированы на основании анализа систем известных. Особую роль в новой библейской археологии играет пользующаяся уважением "новой археологии" этноархеология, использующая этнографические данные, собранные при исследовании примитивных культур древних, находившихся на сходном уровне развития. Данная дисциплина, столь популярная в Европейской библейской археологии XIX - нач. XX века была в свое время отвергнута учеными Американской школы, отвергавшими мысль о возможности развития библейского общества по законам "дикарей из колоний".

Итак, мы видим, что зарубежная библейская археология, зародившись как христианский ответ на богоборческий рационализм Нового Времени, пройдя все стадии развития науки - от дилетантского кладоискательства до межотраслевого и

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Украинская Православная Церковь

Киевская Духовная Академия... На правах рукописи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История развития зарубежной библейской археологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отечественная библейская археология.
1. Предмет "Библейская археология" в дореволюционных Духовных Академиях……………………………………………………………с.56 2. Роль отечественной археологической науки и востоковедения в становлении библ

Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов Священной истории.
1. Период праотцев……………….…………………………………с.93 2. Период патриархов………………………………………………с.113 3. Эпоха плена Египетского и Исхода…………………………….с.165 4. Завоевание Святой Земли…………

Отечественная библейская археология.
  Предмет "Библейская археология" в дореволюционных Духовных Академиях. Как нам известно, библейская археология - это наука, в сферу интерес

Различных периодов Священной истории.
Период праотцев. Как было сказано в разделе об отечественной библейской археологии, ее особенностью было внимание к вопросу о пр

Саддукеи
Истоки этой секты уходят корнями в глубь еврейской истории. Однако следует отметить, что существует двоякое толкование этимологии слова "саддукеи". Кумранская версия предполагает

Фарисеи.
Впервые упоминание о секте фарисеев относится к временам правления Гиркана I (135-105 до Р.Х.), хотя истоки этого движения берут начало в 4 веке. Предшественниками фарисейства были два рел

Самаряне.
Самаряне лишь вскользь упоминаются в книгах Ездры и Неемии и, в основном, представлены как яростные противники восстановления Иудейского государства. Самаряне считали себя законными членами еврейск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги