рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Саддукеи

Саддукеи - раздел Право, Украинская Православная Церковь Истоки Этой Секты Уходят Корнями В Глубь Еврейской Истории. Однако С...

Истоки этой секты уходят корнями в глубь еврейской истории.

Однако следует отметить, что существует двоякое толкование этимологии слова "саддукеи". Кумранская версия предполагает происхождение слова от Садока, ученика знаменитого еврейского книжника Антигона Сохо. Известный исследователь кумранских рукописей Тантлевский отождествляет Садока и Антигона. Исходя из этого он делает вывод, что ессеи и фарисеи имеют общее происхождение. Вторая версия говорит о том, что саддукеи берут свое название от Садока, жившего во дни царей Давида и Соломона.

В допленный период садокиды не выделялись из достаточно единой религиозной жизни еврейской общины. Пользуясь привилегиями столичного священства, они образовали влиятельную аристократическую партию, которая имела огромный вес, как в религиозных, так и политических делах. Вавилонский плен, послуживший толчком к оживлению религиозной жизни еврейского народа отразился и на развитии саддукеев. Как упоминалось ранее, деятельность Ездры и Неемии не всеми была воспринята одобрительно. Буквально с первых шагов религиозной реформы появляется оппозиционная партия, к которой примкнул первосвященнический род. Именно с этого времени саддукейство можно рассматривать как религиозную секту. Постройка храма позволила им укрепить свое положение в возродившемся Израильском государстве. После смерти Ездры и Неемии к саддукеям перешла как духовная, так и светская власть.

Опираясь на Моисеев закон, саддукеи взимали в свою пользу религиозные налоги со всех произведений земли, что выдвигало их на первое место не только в родовом, но и в материальном положении. В отношении внешней политики саддукеи были последователями движения эллинистов, которое преобладало в Иудее во времена греческого господства.

Когда в результате Маккавейских войн первосвященнические права и управление общиной переходят в руки Хасмонеев, саддукеи отходят на второй план - в это время эллинофилы не могли иметь поддержки в еврейском народе.

Основными идеологами как простого народа, так и правящего хасмонейского рода в этот период были фарисеи. Благодаря своему влиянию они успешно проводили идею теократического устройства Израиля с необходимым исполнением всех мелочных предписаний Закона и ограничении от внешнего мира. Утопичность законнического государства сказалась немедленно после смерти Александры-Соломии. За девять лет господства фарисеи доказали полную неспособность и даже оттолкнули от себя народ, который стал переходить на сторону сына Александры, склонного к саддукейству Аристовула II. К началу первого века до Р.Х. верховная власть опять переходит к саддукеям. В Евангелии они представлены как секта, в основном состоящая из аристократии и первосвященников.

Во многих справочных пособиях саддукейство представлено как чисто политическая партия, что, конечно, имеет основание в вышеизложенном, однако тот же Иосиф Флавий имеет на них несколько иной взгляд: "Саддукеи совершенно отрицают судьбу и утверждают, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен свободной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. Точно также они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние. Фарисеи сильно преданы друг другу и, действуя соединенными силами, стремятся к общему благу. Отношения же саддукеев между собой суровее и грубее, и даже со своими единомышленниками они обращаются так же, как с чужими". "По учению, души людей умирают вместе с телом; они не признают никаких других постановлений, кроме поставленного закона. Они считают даже похвальным выступать против учителей своей собственной философской школы. Это учение распространено среди немногих лиц, притом принадлежащих к особенно знатным родам. Впрочем, влияние их настолько ничтожно, что о нем и говорить не стоит. Когда они занимают правительственные должности, что случается, впрочем редко и лишь по принуждению, то саддукеи примыкают к фарисеям, ибо иначе они не были бы терпимы простонародьем". "Саддукеи совершенно устраняют все учение о предопределении, признавая его полную несостоятельность, отрицая его существование и нисколько не связывая с ним результатов человеческой деятельности. При этом они говорят, что все лежит в наших собственных руках, так что мы сами являемся ответственными за наше благополучие, равно как сами вызываем на себя несчастье своей нерешимостью".

Итак, одним из центральных мест учения саддукеев являлось отношение к Закону. Саддукеи были строгими ревнителями Пятикнижия в котором видели все необходимое для развития как духовной, так и материальной жизни. Все многообразие устного Закона, выразившегося в т.н. преданиях старцев было ими отвергнуто, как не имевшее основания в книгах пророка Моисея.

Для иллюстрации религиозного консерватизма саддукеев очень показателен случай, произошедший в первом веке до Р.Х. Во время праздника Кущей царь-первосвященник Александр Яннай, саддукей по убеждению, отказался исполнить обряд возлияния воды на алтарь, так как это не было оговорено в Моисеевом законодательстве. Поданную ему для возлияния воду в серебрянной чаше он, вместо того, чтобы возлить на алтарь, вылил на землю. Народ, возмущенный таким отношением, начал бросать в первосвященника яблоки, которые держали во время молитвы в руках. Разгневанный царь приказал вооруженной страже усмирить взбунтовавшийся народ. Этим конфликтом была начата шестилетняя война саддукеев и фарисеев, окончившаяся полной победой первых.

Этот случай показывает то, что саддукеи не были совсем равнодушны (как это пытаются доказать некоторые историки) к вероучительным и обрядовым вопросам. Естественно, что положение светских правителей откладывало свой отпечаток, но делать из этого вывод о безрелигиозности, материализме саддукейства вовсе не следует. Интересно следующее выражение Талмуда, осуждающее саддукеев: для них вопрос о ритуальной чистоте жертвенного ножа важнее вопроса об убийстве человека.

Жертвоприношения для саддукеев являлись гарантом прощения грехов и, исходя из этого, гарантом милости Божией. Относительно этого небезынтересным является случай, описанный Иосифом Флавием в "Иудейской Войне". Во время осады римскими войсками во главе с Помпеем Иерусалима в храме ежедневно совершались богослужения. Иудеи "под самым жестоким градом камней и стрел не упускали ни одного малейшего обряда из богослужения: совершались со всей пунктуальностью ежедневные жертвоприношения, омовения и вообще весь порядок богослужения. Даже после взятия храма, когда кровь их лилась ежедневно вокруг алтаря, они не переставали совершать обычное богослужение... Здесь многие священники, в виду неприятелей, устремившихся на них с обнаженными мечами, неустрашимо оставались на своих постах, продолжая свое служение...".

Из отрицания саддукеями устного предания исходит миропонимание секты. Как известно из Евангелия, саддукеи не верили в воскресение и в существование ангельского мира, так как Тора ничего определенного об этом не говорит. Таким образом, саддукеи стояли на почве более древнего миросозерцания, еще не говорившего определенно о воскресении мертвых, и о воздаянии за гробом, не имевшего развитой ангелологии и демонологии.

Учение о спасении опять таки базируется на Законе Моисеевом. Не веря в загробное воздаяние, саддукеи считали, что "спасение" - это земное благополучие, исходящее из неуклонного следования законам Пятикнижия. Отсюда понятна та ревность саддукеев, с которой они отстаивали свои позиции - любое отступление от предписаний Закона должно было отразиться на благосостоянии как всего народа, так и конкретного человека.

С отрицанием преданий старцев саддукеи отвергали также богодухновенные книги, написанные после пророка Моисея. Отвержение книг пророков, изобиловавших мессианскими идеями, привело к тому, что саддукеи остались в стороне от эсхатологических чаяний еврейского народа. Кроме того, в пророческих книгах выражается надежда на спасение народа через дом Давида, что саддукеям, как потомкам священнического рода, видевшим в потомках Давида для себя самых опасных соперников, такие пророческие указания не могли быть полезны.

Естественно, что идеи саддукеев не могли устоять вне Иерусалима и его храма и потому свое существование секта окончила с разрушением Иерусалимского храма в 70г. по Р.Х. В VII-м веке однако была предпринята попытка оживить это древнее учение - возглавил это движение Анан бен Давид (740-800), живший в Багдаде. Его последователи, караимы просуществовали до настоящего времени.

Что касается нравственности саддукеев, то об этом можно сказать очень немногое, так как сведений о этой стороне жизни секты почти не сохранилось. В книге "Иудейские древности" Иосиф Флавий приводит еще один пример, характеризующий нравственный облик саддукеев, основанный на законе. Во время внутренних нестроений, когда страна была ослаблена гражданской войной они, несмотря ни на что, исполняли постановления, касающиеся десятин. "Первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять своих слуг к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода". Этот отрывок раскрывает суть саддукейской морали. Праведность заключается не внутри, а вне человека, в его внешнем исполнении закона. Поэтому не удивительно, что при всех своих пороках саддукеи считали себя праведниками.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Украинская Православная Церковь

Киевская Духовная Академия... На правах рукописи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Саддукеи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отечественная библейская археология.
1. Предмет "Библейская археология" в дореволюционных Духовных Академиях……………………………………………………………с.56 2. Роль отечественной археологической науки и востоковедения в становлении библ

Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов Священной истории.
1. Период праотцев……………….…………………………………с.93 2. Период патриархов………………………………………………с.113 3. Эпоха плена Египетского и Исхода…………………………….с.165 4. Завоевание Святой Земли…………

История развития зарубежной библейской археологии
Зарождение библейской археологии, как самостоятельной науки. Возникновение и развитие библейской археологии как отдельной науки можно рассматривать как ответ на биб

Отечественная библейская археология.
  Предмет "Библейская археология" в дореволюционных Духовных Академиях. Как нам известно, библейская археология - это наука, в сферу интерес

Различных периодов Священной истории.
Период праотцев. Как было сказано в разделе об отечественной библейской археологии, ее особенностью было внимание к вопросу о пр

Фарисеи.
Впервые упоминание о секте фарисеев относится к временам правления Гиркана I (135-105 до Р.Х.), хотя истоки этого движения берут начало в 4 веке. Предшественниками фарисейства были два рел

Самаряне.
Самаряне лишь вскользь упоминаются в книгах Ездры и Неемии и, в основном, представлены как яростные противники восстановления Иудейского государства. Самаряне считали себя законными членами еврейск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги