рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отдел I. Общее право университетов

Отдел I. Общее право университетов - раздел Право, Рене Давид. Основные правовые системы современности   29. Право -- Модель Социальной Организации. ...

 

29. Право -- модель социальной организации. В университетах не

преподавали "практическое право". Университетский профессор учил методу,

позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего

соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. Он

видел свою роль не в том, чтобы описывать существующую практику или давать

практические советы, как эффективно реализовать правовые нормы.

В университетах право рассматривалось как модель социальной

организации. Его изучение не было акцентировано на судебном разбирательстве

или исполнении вынесенных решений: оно оставляло в стороне процессуальные

процедуры, доказательства, способы исполнения, отдавая их на откуп

административной регламентации и практическим установкам. Университетская

наука обращена к праву в его связи с философией, теологией и религией, она

указывает судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает

правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своем социальном

поведении. Право, как и мораль,-- это должное (то, что нужно делать), а не

сущее (то, что практически происходит). Возможно ли преподавание морали,

ограниченное описанием того, что человек обычно делает, без указания на то,

как следует поступать и жить? Это справедливо и в отношении права.

Можно ли было вообще вести в средние века такое преподавание права,

которое базировалось бы на том, что мы сегодня называем позитивным правом?

Ведь в большинстве стран оно находилось в хаотическом, неопределенном

состоянии, было чрезвычайно раздробленным, иногда варварским. Италия и

Франция, где появились новые формы изучения права, не имели своего

национального права; в этих странах, где не было еще единого общепризнанного

суверена, продолжал господствовать феодальный режим. Такое же положение

имело место в Испании и Португалии, где короли лишь возглавляли всегда

непрочные союзы, направленные против мусульман. В Англии общее право в то

время еще только начало складываться и наступать на местные обычаи. Под

угрозой остаться местными школами процессуального права, не имеющими ни

авторитета, ни престижа, ни средств, университеты должны были преподавать

что-то иное, нежели местное право. Более того, именно чтобы подняться над

этим местным правом, выйти за рамки отсталого позитивного права, и были

возрождены исследования римского права. Ни один европейский университет не

мог, таким образом, взять в качестве основы преподавания позитивное (местное

или региональное) право, так как в глазах университета оно не выражало

справедливости и, следовательно, не было правом.

30. Престиж римского права. В противовес разнобою и несовершенству

местных обычаев существовало право, пригодное для изучения и восхищавшее

всех -- и профессоров, и студентов. Это было римское право. В то же время с

этим правом легко было ознакомиться: кодификации Юстиниана излагали его

нормы на языке, который церковь сохранила и упростила, на языке, которым

пользовались все канцлерства и все ученые,-- на латыни. Римское право было

правом блестящей цивилизации, простиравшейся от Средиземного моря до

Северного, от Византии до Бретани, вызывавшей в душе современников похожее

на ностальгию чувство единства, утраченного христианским миром.

Римское право, которым руководствовалась церковь и которое было основой

канонического права, внесшего в него лишь небольшие дополнения и обновления,

длительное время подвергалось критике. Говорилось, что оно создано языческим

миром, было плодом цивилизации, которая не знала Христа, что оно связано с

философией, противоречащей взглядам Евангелия, святых отцов церкви и

христианства.

Построить общество на основе римского права, принять его за образец --

не было ли это нарушением божественного закона, поисками справедливости за

счет и в ущерб милосердию?

Фома Аквинский в начале XIII века положил конец этой критике. Его

труды, использующие труды Аристотеля и показывающие, что дохристианская

философия, основывавшаяся на разуме, в значительной степени соответствовала

божественному закону, способствовали "изгнанию чертей" из римского права.

Творчество Фомы Аквинского знаменовало окончательный отказ от всяких

попыток построить гражданское общество по апостолическому образцу,

основанному на милосердии. С трудами Фомы Аквинского исчезло последнее

препятствие на пути возрождения изучения римского права.

31. Преподавание национального права. Основой преподавания права во

всех университетах Европы стало, таким образом, римское право и наряду с ним

каноническое право. И лишь значительно позднее в университетах начали

преподавать национальное право. Шведское право преподается в Уппсале с 1620

года, кафедра французского права была создана в Сорбонне в Париже в 1679

году. Но в большинстве стран национальное право начали преподавать в

университетах лишь в XVIII веке: в 1707 году--в Виттенберге, первом

университете, где преподавалось немецкое право; в 1741 году -- в Испании; в

1758 году-- в Оксфорде и в 1800 году-- в Кембридже в Англии; в 1772 году --

в Португалии. До XIX века и до периода национальных кодификаций римское

право преподавалось во всех университетах, и его изучение составляло основу

образования; преподавание же национального права имело второстепенное

значение. Нужно ясно отдавать себе отчет во всех этих фактах, в бесспорно

первостепенном значении изучения римского права во всех университетах в

течение многих веков. Этот феномен возрождения изучения римского права вышел

по своему значению за рамки Болонского университета, с одной стороны, и за

пределы XII и XIII веков -- с другой.

32. Модернизация пандектного права. Преподавание римского права в

университетах претерпело определенную эволюцию; ряд школ, каждая со своими

задачами и своими собственными методами, сменяли друг друга. Первая из них

-- школа глоссаторов -- стремилась установить первоначальный смысл римских

законов. Многие разделы кодификации Юстиниана были к тому времени забыты,

поскольку они говорили или об уже исчезнувших отношениях (например,

рабстве), или об отношениях, регламентацию которых взяло на себя

каноническое право церкви (браке, завещании). Итогом работы представителей

этой школы явился в XIII веке обобщающий труд Аккурсия, в который вошло

около 96 тысяч глосс. Со школой постглоссаторов в XIV веке связана новая

тенденция. Эта школа провела совершенно другую работу: римское право было

очищено и подвергнуто переработке. Таким образом оно было подготовлено для

совершенно нового дальнейшего развития (торговое право, международное

частное право) и в то же время систематизировано и приведено в состояние,

резко контрастирующее с хаосом дигест и с казуистическим и эмпирическим

духом юрисконсультов Рима. Отныне юристы стремились практически использовать

римское право, приспособить его решения к новым условиям. В XIV и XV веках

под названием "usus modernus Pandectarum" в университетах преподается

римское право, сильно видоизмененное под влиянием канонического права. В

соответствии со схоластическим методом при решении различных проблем

делались ссылки на мнения Бартола, Бальда, Азо и других постглоссаторов;

существенное место занимали также попытки опереться на "общее мнение

сведущих" (communis opinio doctrum).

33. Общее право Европы и английское общее право. Описанная выше

эволюция помогает понять, что же такое романо-германская правовая система.

Эта система -- величественное здание, воздвигнутое европейской наукой,--

стремится показать юристам цели их деятельности, словарь и методы,

ориентировать их в поисках справедливых решений. Это творение университетов

нельзя понять, не обратившись к понятию естественного права. Все относящиеся

сюда школы стремились найти, опираясь на римские тексты, самые справедливые

нормы, правила, соответствующие такому общественному порядку, который

отвечает самой природе вещей. Университеты не претендовали на создание

позитивного права, они не были уполномочены устанавливать нормы, которые

судьи и юристы-практики во всех странах должны и обязаны применять. Эти

характерные черты романо-германской правовой системы особенно интересно

отметить в наше время, когда вновь стали говорить о Европе и о европейском

праве. Романо-германская правовая система объединила народы Европы, уважая

при этом и существующие между ними различия, без которых Европа не была бы

тем, чем она является, и той, какой мы хотим ее видеть.

Общее право (jus commune) континентальной Европы всегда существенно

отличалось по своей природе от английского общего права (common law),

которое представляет собой единое право, применяемое королевскими судами в

Англии. Следует отметить также гибкость общего европейского права, связанную

с его природой и с его авторитетом, основанным только на убеждении.

Негибкость английского общего права как системы позитивного права,

основанном на процессуальных правилах, привела к необходимости создания в

Англии норм, именуемых нормами справедливости, призванных дополнять и

исправлять общее право. Такая необходимость никогда не чувствовалась в

странах романо-германской правовой семьи, и поэтому во всех этих странах не

существует основного подразделения английского права на общее право и право

справедливости. Идея строгого права, которое не будет "справедливым",

противоречит самой концепции права в том виде, как ее понимали в

университетах. Совершенно очевидно, что они не могли предлагать такое

строгое право в качестве образца: в их глазах оно не является

правом.

34. Школа естественного права. Систематизированное и приспособленное

юристами к нуждам нового общества право, преподававшееся в университетах,

начиная с эпохи постглоссаторов все более и более отходит от права

Юстиниана. Оно становится систематизированным правом, основанным на разуме и

предназначенным в силу этого для всеобщего применения. Забота об уважении

римского права уступает в университетах место стремлению установить и

изложить принципы права, являющиеся во всех отношениях выражением

рациональных начал. Новая школа, именуемая доктриной естественного права,

побеждает в университетах в XVII и XVIII веках.

Эта школа во многих существенных отношениях отличается от

постглоссаторов. Она отказалась от схоластического метода, стремилась,

подражая точным наукам, видеть в праве логическую аксиоматизированную

систему. Она отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного на

воле бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркивая

его неотъемлемые "естественные права". Отныне в юридической мысли воцарилась

идея субъективного права.

Вопреки своему неудачному наименованию школа естественного права видела

в праве не какое-то естественное явление (как продиктованная богом природа

вещей у постглоссаторов), а творение человеческого разума, признанного

отныне единственной направляющей право силой. В эпоху господства философии

просвещения юристы вдохновлялись идеей универсализма и стремились к созданию

таких норм справедливости, которые образуют всеобщее неизменное для всех

времен и народов право. Эти установки усилили тенденцию к слиянию местных и

региональных обычаев. Выдвижение на первый план разума как силы, творящей

право, подчеркивало новую важную роль, отводимую закону, и открывало путь к

кодификациям.

Естественно-правовая школа полностью обновила науку права и ее методы,

чему способствовали ее аксиоматические установки и подчеркивание роли

законодательства. Что же касается материального содержания права, то итоги

деятельности этой школы различны в частном праве, с одной стороны, и в

публичном -- с другой.

В области частного права школа естественного права отнюдь не была

революционной. Она не отказалась от решений, восходивших к постглоссаторам.

Такие решения можно встретить у Греция, Дома, Стэйра в Шотландии, Гуго -- в

Германии, с той оговоркой, что эти решения соответствуют "разуму". Школа

естественного права требовала лишь, чтобы нормы римского права применялись

там, где это уместно, и в той мере. в какой они не противоречили разуму,

справедливости, сознанию и потребностям общества, каким оно было в

XVII--XVIII веках. Таким образом, для школы естественного права характерен

не отказ от римского права, а новый, более прогрессивный подход к его

применению и толкованию. Она отрицательно относилась к действовавшим в

Италии, Испании и Португалии нормам, предписывавшим в обязательном порядке

следовать "общему мнению сведущих", и, наоборот, поддерживала позицию тех

стран, в которых, как во Франции, римское право действовало лишь в той мере,

в какой оно выступало как "писаный разум". В области частного права

естественное право не предложило практике никакой системы вместо римского

права; оно занималось лишь деталями -- согласованием его решений, а в случае

необходимости и их модернизацией, но не созданием новых основ частного

права.

В области публичного права все обстоит совершенно иначе. Здесь римское

право не могло служить образцом. И школа естественного права, в дополнение к

давней деятельности университетов, предложила модели конституции,

административной практики, уголовного права, выводимых из "разума". Эти

разумные модели в значительной степени были созданы по английскому образцу,

так как английское право, не выдерживавшее сравнения в области частного

права с римским правом, возникнув для регулирования отношений между Короной

и частными лицами, лучше, чем какое-либо другое право, примиряло нужды

администрации и полиции со свободой подданных.

Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом,

основанным на римском праве, Европа выработала и недостающие ей нормы

публичного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие

свободу человеческой личности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Рене Давид. Основные правовые системы современности

Перевод с французского доктора юридических наук профессора... Туманова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отдел I. Общее право университетов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отдел I. Сравнительное право
  2. Развитие сравнительного права. Сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте,-- дело такое же давнее, как и сама правовая на

Отдел II. Разнообразие современных правовых систем
  14. Множественность правовых систем. В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве дейс

Часть первая РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
  25. Характеристика романо-германской правовой семьи. Первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире, является романо-германская правов

Отдел II. Национальное и региональное право
  35. Возврат к идее права. Движение за возрождение римского права, развернувшееся в университетах, было, как и все идейные движения, подвержено одной опасности -- о

Часть вторая СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО
  115. Оригинальность социалистических правовых систем. В 1917 году Россия порвала с западным миром и начала строить общество нового типа. В коммуни

О т д е л II. Д р у г и е социалистические страны
  126. Общая характеристика. Прошлое отдельных стран весьма различно. Мы ограничимся лишь общими замечаниями, акцентировав внимание на том, что знач

Отношения между советскими и иностранными юристами.
  Марксистско-ленинский подход к советскому праву ставит определенные границы на пути его сравнения с буржуазными правовыми системами. Это связано с различием эконом

Отдел I. Советское право после 1917года
  140. Октябрьская революция. 7 ноября 1917 года (25 октября по юлианскому календарю, действовавшему в то время в России) победоносная революция при

Отдел II. Другие социалистические страны
  153. Общая характеристика. По своим главным направлениям развитие европейских социалистических стран шло по тому же пути, что и Советского Союза.

Отдел III. Принцип социалистической законности
  165. Постановка вопроса. Марксистское предположение об отмирании права в коммунистическом обществе послужило для многих юристов буржуазных стран п

Отдел I. Советский Союз
  183. Принцип единства власти. Несходство проявляется прежде всего в политическом плане. Известно различие, которое проводится в буржуазных странах

Отдел II. Другие социалистические страны
  195. Роль закона. Как и в СССР, во всех европейских социалистических государствах основной источник права -- закон. И здесь государственная власть

Отдел I. Советский Союз
  199. Советская концепция. Роль судебной практики в СССР и западных странах оценивается по-разному. Если спросить советского юриста, какова роль су

А. Арбитраж
  210. Виды арбитража. В СССР существует два весьма различных вида арбитража. Первый -- это Государственный арбитраж (его можно назвать публичным),

Б. Общественные организации
  221. Причины обращения к ним. Правосудие в судах осуществляется в соответствии с правом и от имени Советского государства. Однако и государство, и

Отдел 11.Другие социалистические страны
  227. Народные демократии и СССР. Судебная система в социалистических странах Европы построена на тех же принципах, что и в СССР. Здесь стремятся к

Отдел I. Собственность
  249. Буржуазная и социалистическая концепция собственности. Центральным понятием советского права является собственность, и советские юристы с гор

Отдел II. Договоры
  254. Иная функция договора; хозяйственные договоры. Советское право дает договору точно такое же определение, какое принято в романо-германской пр

Часть третья ОБЩЕЕ ПРАВО
  266. Историческое значение английского права. Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания главным образом в процессе

Отдел I. Англосаксонский период
  269. Законы варваров. Есть дата, которая является основополагающей в истории английского права, как и в истории самой Англии и Европы: это 1066 го

Отдел 11. Становление общего права (1066--1485 годы)
  270. Нормандское завоевание (1066 год). Само по себе нормандское завоевание не изменило существовавшего положения. Вильгельм Завоеватель (как неуд

Отдел III. Соперничество с правом справедливости (1485--1832 годы)
  283. Склероз общего права. Выработанное в строгой зависимости от формальной процедуры, общее право было подвержено в силу этого двойной опасности:

Компромисс между общим правом и правом справедливости (1616 год).
  То, что ничего подобного в конце концов не произошло, объясняется различными причинами. Вероятно, сказались противоречия между судами и королевской властью. Суды о

Отдел IV. Современный период
  290. Реформы XIX века. Подобно тому как это произошло в XIII и XVI веках, XIX и XX века также представляют в истории английского права период суще

Отдел I. Система права и правовые понятия
  295. Значение правовых категорий. Первое, о чем спрашивает себя юрист, когда перед ним встает какой-либо правовой вопрос, к какой правовой категор

Общее право и право справедливости
  299. Основополагающий характер различия. Наиболее элементарным с самых первых шагов в изучении права романо-германской семьи для студента является

Цитируются не так, как приговоры и решения судов во Франции. Правильный
способ цитирования таков: Read v. Lyons (1947) А. С. 156. Рид-- истец. Лайонс--ответчик. Буква v., разделяющая эти имена,-- сокращенное "versus"

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги