рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПУТЬ К СЕБЕ — это редкая возможность получить постоянно пополняю­щийся справочник по здоровому образу жизни

ПУТЬ К СЕБЕ — это редкая возможность получить постоянно пополняю­щийся справочник по здоровому образу жизни - раздел Право,   Л. Каганов Медитация-Путь К Себе Москва 199...

 

Л. КАГАНОВ

МЕДИТАЦИЯ-ПУТЬ К СЕБЕ

МОСКВА 1990


 


С нового года издательство «КОКОН»приступает квыпуску журнала «ПУТЬ К СЕБЕ».

«ПУТЬ К СЕБЕ» — это подробная информация по широкому кругу вопро­сов здорового образа жизни и духовного самосовершенствования.

«ПУТЬ К СЕБЕ» — это сведения о йоге и системе здоровья Порфирия Ива­нова, о ребефинге и знахарстве, о биоэнергетике и натуропатии, о философ­ских взглядах Н. Рериха и Н. Бердяева и многое, многое другое.

«ПУТЬ К СЕБЕ» — это информация о семинарах и лекциях во всех горо­дах страны.

«ПУТЬ КСЕБЕ» — это адреса обществ и клубов, кружков и ассоциаций,пропагандирующих здоровый образ жизни.

«ПУТЬ К СЕБЕ» — это редкая возможность получить постоянно пополняю­щийся справочник по здоровому образу жизни.

Наш журнал будет знакомить читателей со всем интересным, что публику­ется в советской и зарубежной прессе. Через журнал можно подписаться на дайджест советской прессы «Здоровый образ жизни и духовное самосовершен­ствование».

Наш журнал будет сообщать постоянным читателям обо всех книгах изда­тельства «КОКОН» и позволит заказать любую из них.

Подписчики журнала будут иметь возможность воспользоваться услугами библиотеки издательства, где собраны редчайшие книги по нашей тематике. Через журнал можно как купить копии этих книг, так и воспользоваться або­нементным обслуживанием по почте.

Журнал «ПУТЬ К СЕБЕ» это нетрадиционная для советской периодики форма издания. Он сделан по типу широко распространенных во всем мире «писем новостей» (News Letters) и представляет собой скорее информацион­ный бюллетень, чем журнал в традиционном его понимании. Периодичность — один раз в две недели. Журнал распространяется только по подписке.

Чтобы подписаться на журнал с января 1991 года необходимо перевести 24 руб. за один квартал, 48 рублей за полгода или 96 рублей за годовую подписку. Деньги следует отправлять почтовым переводом по адресу: 121059, Москва. 59 отделение связи, а/я № 51. На почтовом переводе следует указать: «Журнал «Путь к себе» и календарныйсрок подписки.

©

Издательство «КОКОН», 1990г. При участии информационного агентства «Семья и младенец»


ВВЕДЕНИЕ

Мое знакомство с медитационными состояниями сознания со­стоялось примерно за два десятка лет до того, как я впервые услыхал слово «медитация». Но расскажу по порядку.

В юные годы самым большим моим увлечением был спорт, а точнее бег на длинные дистанции. Были тому свои причины. В си­лу разных обстоятельств моей биографии я с детства испытывал различные «комплексы», мучился неверием в собственные силы. Успехи, к которым я шел через преодоление колосальных трудно­стей на беговой дорожке, делали меня в собственных глазах луч­ше, мужественней.

Тренировался я обычно в одиночестве, бегая по тропинкам и просекам Сокольнического парка. Время от времени устраивал себе «прикидки» на стадионе: зажав в руке секундомер старался пробежать 5 или 10 км за рекордное для себя время. Боясь сбить­ся со счета кругов не переставая твердил про себя в такт дыха­нию: «первый круг бегу», «первый бегу», «первый бегу». Круг за­вершался и я начинал снова: «второй круг бегу», «второй бегу», «второй бегу». И так все двенадцать с половиной кругов, если бежал на 5 км, или двадцать пять, если на десять.

И вот эти-то «прикидки» неожиданно открыли для меня дверь в мир особых душевных состояний. Даже если установить личный рекорд не удавалось, после бега меня охватывало трудновырази­мое чувство. Исчезали физическая, а за ней и душевная скован­ность, напряженность, и на финише чувствовал я себя новым, вольным, уверенным в себе человеком, способным справиться со всеми жизненными трудностями, свободным от беспокойства, густы.

Новое сознание позволяло иначе взглянуть на свою жизнен­ною ситуацию, оценить ее по новому, не теми мерками, которые были приняты в прошлом, до бега, давало большую свободу вы­бора и принятия решений, а это, в свою очередь, открывало путь к гармонии в отношениях с собой и другими. Появилась особая смелость, позволяющая полнее использовать свои возможности, жизнь ощущалась как интенсивное развитие. В себе, а не в чем-то внешнем, случайном приобретал я способность находить опо­ру, в самом себе черпать силу, на себя самого надеяться.

Нет, то, что я испытывал на финише, не было быстро прохо­дящей эйфорией, опьянением. Чувство реальности не только не


терялось, но даже обострялось, как и другие чувства. Краски цве­тов становились ярче, их аромат — сильнее, формы — прекраснее. Отношение к людям приобретало особую теплоту и искренность. Чувство усталости быстро проходило и сменялось неодолимым же­ланием действовать, трудиться. И не смолкала в душе мелодия счастья.

Обычный тренировочный бег, особенно на лоне природы — в лесу, парке тоже дарил хорошее самочувствие и настроение, но я отчетливо осознавал, что состояние, наступающее во время <прикидок» было качественно другим, и с тех пор постоянно использовал «прикидки» не только для контроля за своей спор­тивной формой, но и для обретения желанного состояния души.

Много позже, будучи за рубежом, я оказался однажды в уют­ном особнячке, именуемом Центром медитации. Здесь смуглоли­цый инструктор принялся обучать меня искусству вхождения в из­мененное состояние сознания, которое одни называют «сатори», другие «самадхи», а третьи «кеншо». Следуя его указаниям я изолируюсь от посторонних мыслей, раз за разом повторяют про себя особое слово — ментру и с удивлением наблюдал возвраще­ние ощущений, испытанных впервые на стадионе ЦСКА в Соколь­никах. Тогда я узнал, что мои «прикидки», требовавшие полной концентрации разума и воли на поставленной цели и подсчета кругов, были в добавок ко всему прочему и своеобразной формой медитации, и что обретение измененного состояния сознания до­ступно практически каждому, а не только тем, кто способен во всю прыть бежать 10 километров.

Тем, что я узнал о медитации и чему научился, я стал делить­ся с другими. Делать это приходилось чуть ли не конспиратив­но, ибо до недавнего времени отношение к медитации со стороны облеченных властью было, мягко говоря, неодобрительным. В уго­ду им один из ученых, вынужденно признавая лечебную и профи­лактическую эффективность методов медитации, писал тем не ме­нее еще три года назад, что «они неприемлемы», ибо, якобы, «ле­жащий в основе таких методов уход в себя... ведет к выключению человека из жизни общества, десоциализации личности, а, следо­вательно, чужд социалистическому образу жизни».

Считалось, что любая медитация непременно связана с тем или иным мистическим учением или религией как способ единения с Богом, слияния с Вселенной, постижения истины путем озарения. Но сегодня уже хорошо известно, что занятия медитацией для преодоления внутренних разладов и расширения знаний о себе возможны вне воякой связи с какими-либо религиозными или философскими убеждениями. Тысячелетиями представители поч­ти всех человеческих культур использовали ту или иную форму

медитации для обретения душевного покоя и гармонии. Благо-

творный эффект медитации обуславливается не ориентированно­стью на религию, а свойствами нервной системы человека.


Опыт свидетельствует о медитации как об эффективной ауто-психотехнике, то есть способе воздействия человека на свою пси­хику и управления ею в целях

— предотвращения душевных надломов,

— преобретения уверенности в себе,

— повышения работоспособности,

— развития и совершенствования личности.

Во многих странах мира, как на Западе, так и на Востоке, медитация успешно применяется для профилактики и лечения гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний. Она по­могает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, де­прессии и повышенной агрессивности. Улучшает концентрацию внимания, повышает работоспособность. Медитация может быть использована также при поиске путей решения сложных жизнен­ных проблем. Под ее влиянием возрастает способность человека использовать творческий потенциал и сделать свою жизнь более целеустремленной.


Часть 1

МЕДИТАЦИЯ С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

Стратегия медитации

Состояние, достигаемое в результате медитации, иногда назы­вают «четвертым состоянием», подчеркивая тем самым, что это и не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями) или медлен­ный (спокойный) сон.

Медитационные упражнения многочисленны и разнообразны. Большинство из них требует от занимающихся пребывания в не­подвижной лозе, но есть и такие, которые в большей или меньшей степени включают движения. В одном случае занимающийся при­стально рассматривает какой-нибудь предмет, в другом же закры­вает глаза и раз за разом повторяет определенные звуки, в треть­ем бывает полностью поглощен наблюдением за собственным ды­ханием, в четвертом прислушивается к шуму ветра в ветвях де­ревьев, в пятам пытается найти ответ на головоломный вопрос и т. д.

Что же общего между этими столь различными приемами? Что дает основание каждый из них считать медитацией?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос следует попы­таться дать определение медитации: это метод саморегулирова­ния, основывающийся на управлении вниманием для изменения психических процессов с конечной целью улучшения самочувствия и здоровья, расширения возможностей по управлению сознанием, развития личности.

Приняв, что в основе медитации лежит управление вниманием, мы сможем понять, почему этим термином — медитация — охва­тывается такой широкий круг не похожих, казалось бы, друг на друга упражнений.

В основе многих упражнений в йоге и дзэне лежит концентра­ция внимания на каком-нибудь одном объекте или процессе. Это может быть наблюдение за "собственным дыханием, рассматрива­ние различных предметов, изображений, рисунков («янтры» в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний («мантры»). 6


Во всех этих случаях внимание на Протяжении сеанса медита­ции бывает направлено на единственный, неменяющийся источник стимуляции (предмет, звук, процесс).

Во всех этих случаях внимание на протяжении сеанса медита­ции бывает направлено на единственный, неменяющийся источник стимуляции (предмет, звук, процесс).

Таков первый тип медитационных упражнений, предусматри­вающий прекращение на определенный период времени обработки всей поступающей в сознание информации за исключением зара­нее выбранной, на которой и концентрируется все внимание. Вот почему такую стратегию медитации называют «концентрирован­ной» или же сосредоточением.

Ей диаметрально противоположна, на первый взгляд, другая стратегия, используемая, в одной из школ дзэна («сото») и назы­вается «шикан-таза», что в переводе с японского означает «про­сто сидеть». Здесь занимающийся старается охватить своим вни­манием, воспринять все без исключения испытываемые ощущения. Вторую стратегию медитации называют «рецептивно» от слова «рецепция» — восприятие. При использовании второй стратегии сознание медитирующего лишено поддержки в виде подсчета ды­хания, изображения и т. п., а потому легко отвлечься, начать блуждать, возвращаться к прошлому, забегать в будущее. Поэто­му здесь задача, стоящая перед вниманием, особенно сложна. Оно должно быть устойчивым, неподвижным, словно скала, но в то же время чутким, гибким, готовым условить любую деталь происхо­дящего, каждый нюанс. Так что «шикан-таза» представляет со­бой, в сущности, высшую форму сосредоточения, исключающую как напряженность, так и, разумеется, всякую несобранность, вя­лость. Обращение ко второй стратегии медитации рекомендуется после того, как занимающийся овладеет методами первой группы, например концентрацией внимания на дыхании.

Именно такого рода сосредоточение как в «шикан-таза» необ­ходимо, в частности, в разного рода боевых искусствах. Не слу­чайно основу одной из древнейших на Дальнем Востоке систем рукопашного боя, известной под названием «Шаолинь-су-цзюань-фа» или «Шаолиньского бокса», составила система упражнений «Ши Па Ло Хан Шо» или «система восемнадцати рук», создан­ная индийским монахом Бодхидрамой, прибывшим в конце V или начале VI века в Китай, чтобы учить медитации.

И сегодня медитация является неотъемлемой частью подго­товки в каратэ, айкидо и других единоборствах, как в далекие времена она применялась самураями, занимавшимися фехтовани­ем на мечах. В боевом единоборстве, лицом к лицу с противни­ком, вы постоянно должны быть бдительным, решительным, гото­вым к действию. Достаточно ослабить внимание хотя бы на мгно­вение, как вы сразу же окажетесь пораженным.


В большинстве школ медитации используются обе стратегии («концентративная» и «рецептивная»), а также их сочетание, ког­да внимание медитирующего переключается с определенных объ­ектов или процессов (предмет, дыхание и т. д.) на чуткое, ничем не ограниченное восприятие всего происходящего, затемвновь воз­вращается к объекту и т. д.

Медитация в повседневной жизни

На вопрос «Сколько времени вы затрачиваете на медитацию?» некоторые мастера отвечают: «Тридцать минут утром на упражне­ния и десять-двенадцать часов… В дзэне считается, что нет такого занятия, какое человек не мог бы… В ходе занятий медитацией вы научитесь определенное время концентрировать свое внимание на одном предмете или…

Три стадии процесса медитации

— расслабление, — сосредоточение, — собственно медитационное состояние, глубина которого мо­ жет быть различной и зависит, в частности, от опыта…

Медитация и психологическое благополучие

ших было всякую надежду. Успешно применяется медитация в борьбе с алкоголизмом и курением. Следует сказать, что состояния подобные «пробуждению» на­ступают обычно у… Основываясь на изучении кожно-гальванических реакций испы­туемых американский исследователь Д. Орме-Дженсон приходит к…

Медитация против наркомании, алкоголизма, курения

номически неблагополучных районов Нью-Йорка, посещаемой в основном детьми из бедных негритянских и пуэрториканских се­мей. Определенные надежды в США возлагаются на медитацию как на средство борьбы с… Аналогичные данные были получены в отношении употребле­ния алкоголя и курения. Из числа приступивших к занятиям…

I


«Тело работало само, без усилия и какого-либо чувства утом­ления и боли» (лыжник).

Японский тренер Кийоски Накамура объясняет успехи своего ученика, одного из сильнейших марафонцев мира Тошихико Секо так: «Посмотрите, как свободно он бежит. Обратите внимание на бесстрастное выражение его лица. Здесь разгадка его необычай­ной выносливости. Это дзэн. Главное заключается в том, чтобы освободить ум от всего и позволить телу работать естественно, без помех в виде мыслей. Этого не понимает большинство амери­канцев и европейцев».

Но Кийоски Накамура не вполне прав: тренеры и психологи ряда стран, преодолевшие косность мышления, охотно берут на вооружение основывающиеся на медитации психотехники, мето­дику восточных боевых искусств. Боксеры Кубы, добившиеся вна­чале 70-х годов больших успехов и потеснившие нашу сборную, готовились под руководством не только специалистов бокса, но и тренера по каратэ.

Приобретя в ходе медитации способность к отключению нега»тивных, снижающих работоспособность мыслей и переживаний, спортсмен на длинной дистанции бега, плавания или велогонки избегает излишних рефлекторных мышечных напряжений, что по­вышает его возможности переносить длительные интенсивные на­грузки.

Такова роль медитации в циклических видах спорта, где почти все зависит от выносливости, умения терпеть. Но и в спортивных играх, где необходима быстрая реакция на действия противника, опыт медитации оказывается весьма полезным. Американский тре­нер по теннису Т. Голлузй предлагает своим ученикам усвоить медитационный принцип «стараться не стараться». По его мне­нию большинство ошибок, совершаемых во время соревнований, происходит от того, что игроки слишком много раздумывают в си­туациях, требующих очень быстрого и четкого реагирования. Из­бежать такого позволяет пассивная фокусировка внимания, лежа­щая в основе медитации. Следует, однако, иметьв виду, что та­кой подход годится лишь для спортсменов, уже достаточно хоро­шо владеющих техникой и тактикой своего вида,но не для нович­ков, лишь начинающих осваивать элементарные приемы.

И еще об одном свойстве медитации необходимо сказать, за­вершая разговор об ее месте в спорте. Она — прекрасное восста­новительное средство после физических нагрузок. Наглядным по­казателем интенсивности проделанной работы служит, как извест­но, концентрация лактатов (солей молочной кислоты) в крови тренирующегося, а по уменьшению этой концентрации судят о хо­де процесса восстановления. Г. Рикерт (ФРГ) установил, что в первые 10 минут трансцендентальной медитации содержание лак­татов в крови уменьшается почти в четыре раза быстрее, чем у человека, отдыхающего в положении лежа.


На основании личного опыта могу рекомендовать в качестве эффективного средства восстановления после тренировочных заня­тий медитацию с концентрацией на дыхании (длинный выдох, при­мерно в два раза превышающий по продолжительности вдох) в течение 10—15 минут.

Медитация и «движение для здоровья»

Физические упражнения служат хорошим средством борьбы с последствиями стресса, профилактики болезней цивилизации. Но при правильном к ним отношении, когда нагрузки не чрезмер­ны, а оптимальны. Между тем люди склонны к соперничеству, оза­боченные вопросами престижа, испытывающие чувство неполно­ценности и стремящиеся преодолеть его проявлениями своего пре­восходства над другими, то есть лишенные внутреннего покоя и уверенности и более других нуждающиеся в релаксации, в откры­тии своего подлинного «я», в выработке нового способа реакции на стресс, обратившись к физическим упражнениям продолжают играть во все ту же, заученную с детства игру: «Докажу, что я лучше тебя». Мотором их занятий физическими упражнениями, спортом становится желание продемонстрировать свое преимуще­ство, и к старым источникам стресса добавляются новые, дья­вольская петля затягивается еще туже.

Как этим несчастным избавиться от саморазрушительных устремлений? Как научиться находить радость в тех ощущениях здоровья, которые дает движение, и перестать жить в напряжен­ном, изматывающем ожидании «славы»?

Медитация могла бы помочь им получить ответы на эти во­просы, встать на путь, ведущий от самоотчуждения к самопозна­нию, к свободному творчеству жизни. Такое творчество обязатель­но охватывает и телесную сторону нашего существования, предпо­лагает настоящую заботу о теле, повышение его возможностей в границах, очерченных природой. В йоге медитация сочетается с асанами, в дзэне — с различными упражнениями и физической работой в соответствии с принципом «день без труда — день без еды».

В наших условиях медитацию целесообразно сочетать с аэроб­ными упражнениями (ускоренная ходьба, бег, лыжи, плавание, велоезда) и хатха-йогой. При преобладании соматических (физи­ческих) симптомов, таких, например, как чрезмерное потение ла­доней, напряженность мышц (в первую очередь шеи, плечевого пояса, лица) хороший эффект дают умеренные физические упраж­нения. Чувства беспомощности, беспокойства, потери контроля над собой легче преодолеваются с помощью медитации. Оптималь­но сочетание медитации с физическими упражнениями. Один из возможных вариантов: утром упражнения зарядки, бег 15—30 ми­нут, вечером упражнения хатха-йоги 15—20 минут, медитация 20—30 минут. 22


Медитацияи обучение

С использованием раджа-йоги, которую он тщательно изучал 20 лет, создал свой получивший известность во всем мире метод обучения иностранным языкам… Суггестопедия (такое название получил метод Г. Лозанова) оказалась способной… Студенты Университета штата Айова (США),занимавшиеся по методу Г. Лозанова, курс испанского языка,рассчитанный на год,…

Г5 , .* , . . ..........................................

Прежде чем перейти к изложению программ медитационных упражнений следует сказать вот что: медитация полезна и прино­сит здоровье, когда сочетается с деятельностью, требующей тела и души. Медитация и акция, то есть активность, дополняют друг друга. Будем помнить, что ключевой вопрос, стоящий сегодня пе­ред нашим обществом — вопрос перестройки сознания, мышления, преодоления косности. Нельзя добиться совершенствования обще­ства без совершенствования составляющих его индивидов. Но че­ловек должен уметь совершенствовать себя. Вот почему нельзяпренебрегать всем тем лучшим, чтоза тысячелетия мировая куль­тура создала в области воспитанияи самовоспитания.


Часть II

ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Место

Важно свести к минимуму внешние помехи, отвлекающие вни­мание. Поэтому желательно медитировать в относительно изоли­рованном от шума, спокойном месте. Вы должны быть также уве­рены в том, что на протяжении сеанса вам никто не помешает. Скажите своим близким: «От 7.10 до 7.30 я медитирую. Прошу в это время мне не мешать». Объясните им, что человек, внезап­но выведенный из состояния медитации резким внешним вмеша­тельством, испытывает неприятные ощущения, своего рода шок. По этой причине желательно выключить телефон.

Время

Медитацией можно заниматься в любое удобное время, но не раньше, чем через 2 часа после приема еды, особенно если она была обильной, поскольку процессы пищеварения помешают вам оставаться во время медитации расслабленным и в то же время не впасть в дремоту.

Лучше всего изо дня в день придерживаться одного и того же времени. Удобно увязывать медитацию с ежедневно повторяющи­мися в вашем расписании «операциями» и делать ее утром после пробуждения или вечером перед ужином. Можно и перед отходом ко сну, если ужин не был особенно плотным и поздним.

Где взять время для медитации в плотно спрессованном рас­порядке дня? Трудно встать на 20 минут раньше, но, поверьте, это окупается. Человек становится более собранным и лучше использует время в течение дня. И по мере того, как образуется привычка, раннее вставание становится уже не в тягость.

Когда работы много, выбрать время для медитации бывает особенно трудно. Но в эти периоды медитация нужна больше, чем когда-либо, и именно тогда важно найти для нее время. В любом случае после работы, физической или умственной, пауза необхо­дима. И если эту паузу заполнить медитацией, человек приобре­тает новые силы.


Возможен вопрос: не эгоизм ли уходить на 20—40 минут в се­бя? И может быть действительно медитация, как еще недавно утверждали ее критики, ведет «к выключению человека из жизни общества, к десоциализации личности?».

Но ведь медитирующий, постоянно совершенствуясь, становит­ся более активным, жизнерадостным, работоспособным, что идет на пользу не только ему самому, но и его окружению. Медита­ция— не побег от мира, а способ лучше функционировать в ми­ре. Медитация — средство достижения такого состояния тела и ду­ши, которое наш замечательный писатель Михаил Пришвин назы­вал собранностью. У него читаем: «Рано встал и росистым утром под звонкую песню соловья собирал в себя радость бы­тия. Вот как отчетливо вижу теперь происхождение тревоги сво­ей и слабости: это бывает, когда забываешь собраться... Способ­ность собирать себя самого и есть вот именно обретение свобо­ды и, конечно, силы. Для этого нечего жалеть времени, потому что собранный в себе человек меньше подвергается случайностям, от­нимающим время».

Метод

Выбор метода медитации определяется индивидуальными осо­бенностями занимающегося. Различия между людьми бывают ве­лики во всех отношениях. Опыт показывает, что одним подходит концентрация на предмете или символе, другим на звуке, третьим на дыхании и т. д. Заранее установить, какой метод лучше рабо­тает именно для вас, трудно. Ниже приводится несколько про­грамм медитации, при разработке которых автор наряду с собст­венным опытом руководствовался как пришедшим из глубины ве­ков наставлениями учителей Востока, так и методиками совре­менных западных специалистов (Э. Эшелмен, М. Маккей и др.). Последовательно ышолняя каждую из программ по 4—6 недель вы сможете через определенное время составить представление о том, какой метод или сочетание методов подходят больше все­го для вас лично.

Возможные реакции

Самым важным условием достижения расслабления, без кото­рого невозможна медитация, является пассивное отноше­ние. На какое-то время следует освободиться от всех дум и за­бот. Сделать это трудно: мысли неизбежно будут возвращаться. Не старайтесь бороться с ними, не испытывайте в этой связи беспокойства. Отметьте их появление и возвратите внимание к объекту его концентрации, тогда ненужные сейчас мысли уйдут. Впрочем, состояние расслабления, в котором вы будете находить­ся, способствует эвристическому мышлению и уже в начальной фазе медитации может вам прийти интересная мысль, неожидан­ное решение. На этот случай следует иметь рядом с собой лист


бумаги и ручку. Запишите и продолжайте свое дело. Мысли бу* дут возвращаться раз за разом, пусть это вас не смущает, точно так же, раз за разом возвращайтесь к «здесь и теперь», будьте в настоящем времени.

Многие советуют отказаться от всяких попыток оценки успеш­ности проведенной медитации, так как чрезмерное старание вы­зывает у занимающегося напряжение и уводит от цели. Но полез­но ознакомиться с возможными реакциями, возникающими вовре­мя сеанса медитации. Согласно Т. Лешу они могут быть отнесены к нескольким типам. (Выбран вариант медитации с концентраци­ей на дыхании).

Тип 0. Трудно концентрироваться.

Тип 1. Головокружение, неприятные ощущения, напоминающие 4 те, какие бывают при анастезии или под воздействием гипноза. Такого рода ощущения могут мешать медити­рующему концентрироваться и способствуют появлению I мыслей. Тип 2. Выраженное чувство покоя. Концентрация внимания мо­жет быть и не особенно устойчивой. Возможно появле­ние в сознании сцен, относящихся к детству.

Тип 3. Расслабление вызывает приятные ощущения в теле. Иногда появляются непривычные ощущения, имеющие эротическую окраску. Медитирующие сообщают, что испытывают «вибрацию» тела или прохождение через него «волн». В других случаях тело ощущается «лег­ким» или «парящим». Если медитация проходит по та­кому типу, то концентрация внимания бывает более устойчивой.

Тип 4. Отличительная черта — дыхание воспринимается очень отчетливо. Часто медитирующий хорошо чувствует дви­жения живота или ощущает себя «наполненным возду­хом». В сеансах этого типа концентрация происходит как бы сама собой, без малейших усилий.

Тип 5. Состояние, дающее большое удовлетворение. Наступает
без каких-либо усилий. Очень яркие впечатления. Меди­
тирующий способен спокойно, как бы со стороны воспри- *
нимать любую мысль, любое чувство. Концентрация да­
ется легко и бывает совершенно полной. Часто происхо­
дит потеря чувства тела. ;

Тип «х». Если вы чувствуете, что сеанс медитации вызвал у вас
более сильную реакцию, чем в случае типа 0, но не со­
ответствует описанию ни одного из приведенных типов,
то вы можете считать, что испытываемое состояние, обо­
значаемое в дзэне как «сатори». Возникает совершенно
новое понимание себя или своего окружения. Ваши по­
пытки рассказать о таком состоянии окажутся очень
эмоциональными. ._


В своем дневнике вы можете фиксировать тип реакции во вре­мя каждого сеанса медитации. Возможно, что реакция будет иметь черты, присущие не одному, а двум типам. В этом случае от­метьте в дневнике оба типа, например 1+2. Польза от ведения подобных записей заключается, в частности, в том, что с помощью их анализа вам будет легче сопоставить влияние различных ви­дов медитации и выбрать тот из них, который более всего соот­ветствует вашим индивидуальным особенностям. Еще лучше по окончании сеанса медитации не ограничиваться фиксацией типа реакции, наступившей в этот раз, а делать более развернутые за­писи, хотя порой выразить словами испытываемые состояния бы­вает непросто.

Поза

Почему рекомендуется медитировать в определенных позах? Потому, что принятие определенной позы поможет вам провести границу между нашей обычной повседневной деятельностью и ме­дитацией, и тем самым облегчит концентрацию.

Вовсе не безразлично, в какой позе медицировать. Давно из­вестно, что каждой позе соответствует определенное внутреннее состояние. Не случайно в армии используется стойка по команде «смирно»: грудь вперед, живот втянут, руки по швам, стой и не шевелись. Именно такая поза создает готовность к восприятию команд и последующего беспрекословного их выполнения.

В медитации поза должна быть удобной, но в то же время оказывать на упражняющегося определенный мобилизующий эф­фект. Почти все восточные школы медитации придают большое значение прямому держанию туловища. Только в трансценден­тальной медитации такого требования нет, здесь считается, что можно заниматься и сидя в мягком кресле. Но каждый, кто меди­тирует, рано или поздно сам приходит к выводу, что успех меди­тации во многом зависит от позы. Если я внешне держусь прямо, то и внутренне скорее буду собранным, внимательным, в то вре­мя как небрежная поза предрасполагает к внутренней лености, вялости. Мягкие кресла не позволяют полностью выцрямить по­звоночник и предрасполагают к сонливости. Лучше всего медити­ровать сидя на полу, подложив коврик или одеяло, но если по той или иной причине вы все же не хотите порывать с привычкой сидеть в кресле или на стуле, то для медитации выберите жест­кий стул. Подойдет и табурет, ибо спинка во время медитации все равно не понадобится, в ней как в опоре мы во время сеанса не будем нуждаться. В парке или саду можно медитировать сидя на скамье.

В любом случае колени не должны располагаться выше тазо­бедренных суставов. Поэтому если стул или скамья слишком низ­кие, то следует скрестить ноги, тогда колени опустятся. Если же высота стула или табурета нормальная (для большинства зани­мающихся она должна быть 45 см), то ноги следует держатьслег-


ка разведенными, а стопы параллельными, опираясь на пол всей подошвой. Садиться лучше ближе к переднему краю сиденья, осо­бенно когда оно, как это иногда бывает, имеет наклон к спинке.

Из-за слабости мышц спины удерживать туловище прямым
большинству занимающихся сначала будет трудно. В первый пе­
риод занятий рекомендуется несколько утрировать позу и сидеть
с прогибом в пояснице. Со временем мышцы окрепнут и прямая
осанка уже не будет вызывать трудностей. Дело, впрочем, не
только в силе мышц, но и в умении поддерживать равновесие те­
ла, тогда понадобятся минимальные мышечные усилия. Но сна­
чала необходимо развить чувство равновесия, научиться принимать
оптимальное положение. Достигается такое практикой. В первый
период занятий в начале каждого сеанса приняв позу, в которой
вы собираетесь медитировать, медленно раскачивайте туловище
вперед, назад и в стороны, а также делайте им круговые движе- I

ния, стараясь уловить наиболее устойчивое положение.

Голова также держится прямо. Подбородок следует слегкавзять на себя, но так, чтобы это не повлекло за собой наклона туловища.

Поза будет оптимальной тогда, когда спина остается прямой, удерживаемая позвоночником, а все остальные мышцы полностью расслаблены. Вышеприведенное требование полнее всего выполня­ется в трех классических позах для медитации, принимаемых на полу:

1) со скрещенными ногами (сидя «по-турецки»),

2) сидя на пятках,

3) «лотос».

Преимущество классических поз заключается также в следую­щем. У медитирующего, сидящего на стуле или табурете, может возникнуть беспокойство или даже страх перед падением в со­стоянии погружения, что мешает процессу медитации. Пол же да­ет чувство безопасности.

Для большинства начинающих скорее всего подойдет поза к

на полу со скрещенными ногами (рис. 1). Иногда это положение
называют «удобной позой». Сидеть так и впрямь приятно, а в ря­
де восточных стран эта поза широко распространена в повседнев­
ной жизни. Собираясь в этой позе медитировать проследите за ♦
тем, чтобы ваша голова, шея и позвоночник составляли прямую
линию.

Как держать руки? Возможны два варианта. Первый заключа­ется в том, что ладони лежат на коленях. С него и следует на­чать. Во втором варианте, к которому можно перейти приобретя некоторый опыт медитации, ладони надо сложить подобно двум чашам, вложенным друг в друга (рис. 2). В индийской традиции правая (активная) рука располагается снизу, левая — сверху. У


левшей — наоборот. Открытость ладоней указывает на то, что в данный момент мы не заняты какой-либо деятельностью, а гото­вимся нечто предпринять. Большие пальцы слегка соприкасают­ся, как бы замыкая электрическую цепь.

Учителя дзэна обращают большое внимание на положение ла­доней своих учеников и на основании того, как они держат боль­шие пальцы, определяют внутреннее состояние человека, его го­товность или, наоборот, неготовность к началу медитации.

Если большие пальцы сильно прижаты друг к другу, так что направлены вверх, то это признак чрезмерного напряжения, кото­рое будет мешать медитации. Опущенные большие пальцы, отсут­ствие контакта между ними свидетельствует о вялости, также не способствующей успеху в предстоящем занятии. Большие пальцы не должны образовывать «гору» или «овраг», им надлежит рас­полагаться строго горизонтально.

Руки опираются на бедра, свободно свешиваться они не долж­ны, так как в этом случае расслабления не получится. Ладони держатся близко к животу, но не давят на него. Желательно лег­кое прикосновение ладоней к животу, по крайней мере во время вдоха.

Вторая классическая поза для медитации — сидя на пятках (рис. 3). Чтобы принять ее нужно встать на сведенные вместе ко­лени, держа носки вместе, а пятки слегка разведенными. Затем опуститься на пятки. Голова, шея и туловище составляют прямую линию.

Эта поза широко распространена в Японии. Здесь в ней не только медитируют, но некоторые и пишут, читают, едят, выпол­няют различную работу. В отличие от японцев, привыкших к этой позе с детства, многим из нас, особенно людям с сильно разви­тыми мышцами бедер, сидение на первых порах покажется не­удобным. Возможно неприятное напряжение в бедрах, боль в ко­ленях. Болевые ощущения можно смягчить, подложив между пят­ками и седалищем подушку, под колени подушку и одеяло под голеностопные суставы, но лучше всего осваивать эту позу очень и очень постепенно, возвращаясь при появлении неприятных ощу­щений в мышцах и связках на некоторое время к уже освоенной позе со скрещенными ногами.

При позе сидя на коленях блокируются крупные кровеносные сосуды бедер, что может оказать неблагоприятное воздействие на людей, склонных к расширению вен. Им следует отдать предпоч­тение позе со скрещенными ногами или позе лотоса.

Поза лотоса (рис. 4)—одна из основных поз йоги — хорошо
подходит для медитации. При опоре на таз и колени поддержива­
ние тела в вертикальном положении требует лишь минимальных
усилий. Сидеть в позе лотоса легко, нет ни малейшего мышечного
напряжения, мешающего полной концентрации.
3—1868 33




 


 


Рис. 1.


Рис. 2.


 




 


 


Рис. 3.


Рис. 4.



Большинству занимающихся", од.нако, освоить «лотос» бывает непросто. Но при последовательной' и целеустремленной работе это удается и в возрасте старше 50 лет. Подчеркну, однако, что овладение позой лотоса не должно сггановиться самоцелью. Меди­тация— не акробатика! Успешно можно медитировать и в других позах.

Тем же, кто решил научиться «лотосу», следует запастись тер­пением и регулярно, ежедневно, а но возможности и два раза в день проводить следующие нодготожительные упражнения.

1. Сесть на пол и как можно больше развести ноги в сторо­
ны. Затем согнуть правую ногу в колене и притянуть к себе пра­
вую стопу, чтобы она оказалась на левом бедре у паха.

Туловище при этом следует держать выпрямленным, а колено должно касаться пола. Зафиксировать положение на несколько секунд, а затем проделать то же «самое левой ногой. Чтобы облег­чить выполнение можно сидеть на небольшой подушке. Освоив это упражнение, переходим к следующему.

2. Сидеть следует на одеяле, сложенном толщиной в ладонь.
Сначала выполняем упражнение 1: при прямой левой ноге сгиба­
ем в колене правую и прижимаем; ее стопой к левому бедру.
Вслед за тем сгибаем также левую ногу и располагаем стопу на
правом бедре так, чтобы пальцы были обращены вверх. Важно
помнить о том, чтобы туловище бы.по выпрямленным, а оба коле­
на касались пола.

В дополнение к трем основным рассмотрим две дополнитель­ные позы для медитации.

Лежа на спине можно хорошо расслабиться, но эта поза рас­полагает ко сну. Она хорошо подходит больным, а также пожи­лым людям, которые могут заниматься медитацией в постели в часы без сна.

Лежать следует без подушки. В отличие от йоговской позы отдыха и расслабления лежа на спине (шавасаны) в позе меди­тации лежа ноги держатся не разведенными в стороны, а почти параллельно. Руки следует положить на живот или сложить, как было описано выше. Глаза закрыты или взгляд направлен в по­толок.

Человек, уже освоивший начало медитации, может использо­вать для занятий его время, которое часто приходится проводить стоя — в очередях, на транспорте и т. д. Для этого следует на­учиться принимать положение для медитации стоя: стопы парал­лельны, на некотором расстоянии друг от друга, ноги слегка со­гнуты в коленях, руки висят расслабленные. В этом положении мы можем выполнять такие из подробно рассматриваемых далее программ медитации, как медитация на дыхании и на мантре. Медитация не только делает стояние неутомительным, но и осве­жает, как бы заряжает энергией. Медитация стоя хорошо подхо­дит также ЛЮДЯ54. сидячих профессий. Для тех, кто долго выпол-


няет медитацию сидя, оно может оказаться полезным переключе­нием.

Расслабление в позе для медитации

Успешной медитация может быть только тогда, когда в приня­той позе мы бываем совершенно расслаблены. Начинать расслаб­ление лучше всего с лица. Улыбнитесь, тогда все мышцы лица расслабятся сами по себе. Улыбнитесь себе или, в мыслях, другу, близкому человеку. Рот при этом остается закрытым или почти закрытым, нижняя челюсть слегка отвисает, зубы разжаты. У не­которых людей озабоченное выражение почти не сходит с лица. Им будет полезно поупражняться в улыбке перед зеркалом.

Глаза можно держать закрытыми или полузакрытыми. При за­крытых глазах многие концентрируются лучше, но в то же время у некоторых медитирующих чаще возникают внутренние образы, а также возрастает вероятность засыпания. В ряде техник дзэ-новской медитации глаза неизменно держатся открытыми, что об­легчает контакт с реальностью. В любом случае глаза не должны быть напряжены. При медитации сидя на стуле это достигается тем, что мы направляем взгляд перед собой на расстояние 1,5 м. Если сидим на полу, расстояние соответственно уменьшается. Взгляд не фиксируется жестко, а как бы покоится в выбранном месте. Тогда глаза действительно отдыхают. В начале они могут иногда слезиться, это свидетельствует, что взгляд еще слишком напряжен. В таком случае глаза следует закрыть, а затем вновь открыть.

У многих очень часто, у некоторых почти всегда бывают на­пряжены мышцы плечевого пояса. Любой стресс или неприятности неизбежно ведут к напряжению, «зажатости» мышц плечевого поя­са. Плечи непроизвольно поднимаются, голова втягивается в них, как бы защищаясь от предстоящего удара. В конце-концов в этой области возникает хроническое напряжение мышц, причиняющее много неприятностей. Избавиться от скованности плеч приступая к медитации можно следующим образом. Поднимите плечи, ощу­щая при этом неприятное напряжение, а затем «бросьте» их. За­фиксируйте возникшее ощущение и постарайтесь сохранить его в памяти.

Полезным может быть и такой образ. При расслаблении плеч представьте длинные ветви дерева, сгибающиеся под тяжестью обрушившегося на них снега. Ветви медленно все больше и боль­ше сгибаются и, наконец, снег соскальзывает с них, освобождая дерево от своего гнета. «Бросая» плечи, давая им «упасть», мы сбрасываем с себя все, что нас тяготит, освобождаемся от бреме­ни забот. Нет, это не политика страуса, мы вернемся к нашим проблемам после медитации. Но для того, чтобы успешно медити­ровать, нам следует обрести спокойное, невозмутимое отношение ко всему, что нас беспокоит. 36


Для расслабления груди, диафрагмы и живота сделайте не­сколько глубоких дыхательных движений, медленно вдыхая и вы­дыхая и с каждым выдохом все более расслабляясь. Проследите, нет ли остаточного напряжения в этой области.

О том, как расслабленно держать руки, говорилось выше.

Затем приходит черед нижней части туловища. Обратите вни­мание, не скована ли поясница, и если заметите следы напряже­ния, избавьтесь от него. Проследите, нет ли напряжения в тазо­вой области, ягодицах.

Затем проконтролируйте состояние бедер, мышц голени и стоп. Несколько раз согните и выпрямите пальцы стоп, сделайте вра­щательные движения стопами, а затем расслабьте их.

В заключение мысленным взором еще раз пройдитесь по все­му телу от головы до стоп, контролируя его расслабление.

Внутренняя настройка на медитацию и возможные феномены

Уже сама поза, принимаемая для медитации, определенным образом влияет на наше внутреннее состояние и способствует по­кою. Но было бы неверно целиком полагаться на позу, отказы­ваясь от определенной внутренней настройки.

Приступая к медитации постараемся отвлечься от всего по­стороннего. Оставим на время также все неприятности, печали. Сейчас пора медитации. Все, что было, уходит на задний план, становится неважным. То, что будет потом, пока нас не интере­сует. Единственное, что принимается в расчет — настоящий мо­мент.

Внутренняя позиция «невовлеченности» необходима для борь­
бы с помехами, неизбежно возникающими во время сеанса. Появ­
ление отвлекающих мыслей неизбежно. Они не должны раздра­
жать нас. Не следует также задерживаться на приятных мыслях
и образах. В медитации нет места оценкам и суждениям, мы на­
ходимся в некотором первоначальном состоянии по ту сторону
добра и зла.
« Мысли, появляющиеся во время медитации, не следует подав-

лять, но и не надлежит их анализировать. Особенно часто воз­
вращающиеся мысли могут быть своего рода ключем к нашим
проблемам. В порядке исключения из правил такие мысли можно
• иногда делать предметом медитации. В этом случае мы не отвле-

каемся от выбранных мыслей и длинной цепочки порождаемых ими ассоциаций.

Приступая к занятиям медитацией люди руководствуются раз­ными соображениями. У каждого свои ожидания в отношении медитации. Некоторые хотят повысить умение концентрироваться, другие — улучшить здоровье, третьи слышали или читали, что во время медитации происходят поразительные вещи, возникают не­обычные состояния и хотят испытать их.


Действительно, каждый более или менее опытный медитирую­щий раньше или позже испытывает удивительные состояния. Он видит, например, серебрянный свет в темноте, неожиданно запол­няющий комнату, в которой он находится. В другом случае узо­ры на ковре вдруг приобретают необыкновенную яркость и пла­стичность. Порой медитирующий видит вокруг себя облака или его окружают фантастические создания, он слышит удивительные звуки. Впервые сталкиваясь с такими необычными явлениями че­ловек может почувствовать себя стоящим выше «повседневного бытия». Поскольку эти состояния обычно бывают очень приятны­ми, медитирующий часто хотел бы продлить, удержать их. И тог­да происходит следующее: в тот самый момент, когда мы осозна­ем происходящее и начинаем размышлять о нем, этому состоянию приходит конец.

Как объяснить такие явления? В какой-то момент медитации мы опустились несколько глубже, чем обычно, в недра нашего со­знания, приоткрыли дверь в подсознание. Мастера дзэна называ­ют такое состояние «макио» — «чертов мир». Они придерживаются правила: не отвлекаться на то, что происходит, вне зависимости от того, приятно или неприятно происходящее. Тот же, кто ищет необычайных явлений и медитирует в их ожидании, обнаружива­ет, что они наступают все реже и исчезают всякий раз тогда, когда он пытается удержать их.

Появление необычных состояний означает, что медитирующий продвинулся в своих занятиях. Но «макио» не может быть конеч­ной целью, дорога идет дальше. Остановиться на этой стадии означало бы потерять из виду цель.

Медитация никогда не бывает непрерывной устойчивой кон­центрацией на объекте внимания: на дыхании, мантре и т. д. Не­избежно, как уже говорилось, приходят мысли и образы, которые воспринимаются нами как «помехи». Мы отвлекаемся от объекта внимания. Точно так же бывают моменты, когда мы приближаем­ся ко сну, начинаем дремать.

Как относиться к такого рода помехам? Принять их. Сказать себе, что они нормальный компонент процесса. Медитация без возникающих мыслей и образов была бы столь неестественна, как сон без сновидений.

Медитацию можно сравнить с удивительным путешествием в неведомую страну, расположенную между сном и повседневным сознанием. Дыхание или мантра — тот экипаж, в котором мы со­вершаем поездку. Сталкиваясь по дороге с мыслью или устало­стью, мы не защищаемся от них, а просто отмечаем их появле­ние и продолжаем наше путешествие, возвращаясь к дыханию, мантре или изображению.

После того, как концентрация будет достигнута и процесс вой­дет в третью стадию, то есть стадию собственно медитации, мы бываем уже не столь привязаны к ритму дыхания или мантре, а


оказываемся подхвачены потоком происходящего, который несет нас и нам остается лишь следовать вместе с ним.

Может случиться, что во время медитации появятся «плохие» мысли, которые прежде не были столь отчетливыми. Дело в том, что при глубоком расслаблении в медитации, связанном с внут­ренним расслаблением, отказом от оценочного подхода к себе, страхи исчезают. Нельзя одновременно быть расслабленным и бояться. Поэтому и возможно появление мыслей, которые обычно не поднимаются на поверхность сознания, так как связаны со страхом. Оживают неудовлетворенные желания, возникают при­митивные чувства. Всплывают воспоминания детства.

Измененное состояние сознания наступает далеко не в каж­дом сеансе. Его трудно выразить словами, оно может ощущаться как «падение в ничто» или как чувство необыкновенной легкости тела, даже избавления от действия силы земного притяжения. На себя, на происходящие в собственном теле процессы медитирую­щий смотрит как бы со стороны.

Для того, чтобы процесс медитации развернулся, необходимо определенное время, поэтому сеансы не должны быть короче тех, которые рекомендуются в приводимых ниже программах. Как узнать, что время занятия истекло? Японцы с этой целью зажига­ют специальные палочки, время горения которых составляет 30 ми­нут. Нам же на первых порах придется время от времени погля­дывать на часы. Но при регулярных упражнениях скоро начина­ет работать внутренний хронометр: прежде чем приступить к ме­дитации вы намечаете время, какое она должна продолжаться, и в нужный момент испытываете чувство: теперь довольно.

Выход из медитации

Выход из медитации должен быть постепенным, особенно если сеанс был продолжительным. Резкое воздействие на находящего­ся в состоянии глубокого погружения человека может вызвать испуг или другие неблагоприятные состояния. По этой причине не следует для обозначения конца сеанса использовать будиль­ник. Его звонок скореевсего будет неприятен занимающемуся, как неприятно бывает, когда вас грубо и резко будят отосна.

Закончив медитацию, следует еше некоторое времянаходить­ся в той же позе, прекратив, однако, повторениемантры или кон­центрацию внимания на дыхании. Не следует такжерезко откры­вать глаза, держите их полузакрытыми. Затемпроделайте мед­ленные движения головой, несколько раз закройте и откройте глаза, разомните слегка плечевые суставы.

Планирование занятий

Удовлетворение от занятий медитацией может появляться по­сле первых же сеансов, но настоящий эффект будет ощутим спу­стя определенное время,-которое… Различные медитационные упражнения оказывают на зани­мающихся неодинаковый… Важно научиться работать целенаправленно и систематически. *

ПРОГРАММА 4

1. На этом этапе каждый сеанс начинайте с упражнения пре­ дыдущей программы. Отведите ему примерно четыре минуты: сна­ чала сосредоточьте внимание… 2. Сосредоточьтесь на одной мысли или одном чувстве, кото­ рые беспокоят вас… 3. Затем отвлекитесь от мыслей о выбранном предмете. Поду­ майте о том, что вы — это нечто большее, чем ваши мысли,…

ПРОГРАММА 5

Медитация с концентрацией внимания на предмете

2. Начните с выбора небольшого предмета. Подберите что-ни­ будь, что вам нравится. Лучше всего начать с природного объек­ та (камень, кусок… 3. В спокойном месте примите позу для медитации. 4. Держите предмет на таком расстоянии, чтобы его удобно было рассматривать. Смотрите на него то приближая, то…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

если эффективность медитации на первых порах может показать­ся небольшой. Не забывайте, что, как и в любом другом упраж­нении, дело мастера боится.… Если же у вас появятся сомнения в правильности выбранного пути, взвесьте все… Опыт показывает, что чаще всего оставляют занятия медита­цией именно те, кто больше всего в медитации нуждается. Это в…

Со


I


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение .................................................................................................................... 3

Часть I

Медитация с птичьего полета

Стратегия медитации ........................................................................................... 6

Медитация в повседневной жизни.................................................................... 8

Механизмы медитации......................................................................................... 10

Полярность нашей психики............................................................................... 10

Три стадии процесса медитации........................................................................... 13

Медитация и психологическое благополучие.................................................. 151

Медитация против наркомании, алкоголизма ■ курения.... 18

Медитация и религия............................................................................................ 19

«Индейский бег».................................................................................................. 20

Медитация и спорт.............................................................................................. 20

Медитация и «движение для здоровья>............................................................. 22

Медитация и обучение...................................................................................... 23

Медитация и ведение дневника......................................................................... 2-')

Часть II Практика медитации

Место..................................................................................................................... 28

Время.................................................................................................................... 28

Метод..................................................................................................................... 29

Возможные реакции............................................................................................. 29

Поза....................................................................................................................... 31

Расслабление в позе для медитации............................................................ 26

Внутренняя настройка на медитацию............................................................. 37

Выход из медитации............................................................................................. 39

Планирование занятий .................................................................................... 39

Программа 1. Медитация с концентрацией на дыхании . ... 40

Программа 2. Медитация с использованием мантры.................................. 41

Программа 3. «Я осознаю»................................................................................ 42

Программа 4. Концентрация на проблеме 44-

Программа 5. Медитация с концентрацией внимания на предмете 46 Программа 6. Медитация с концентрацией внимания на изображении 47 Программа 7. Медитация «Лотос с тысячью лепестков» . ... 47

Программа 8. Медитация «Взгляд со стороны»................................................ 48

Программа 9. Медитация в ходьбе.................................................................... 49

Заключение................................................................................................................... 50


ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ КАГАНОВ

МЕДИТАЦИЯ — ПУТЬ К СЕБЕ

Научныйредактор В. М. Звоников

Сдано в набор 28.08.90. Подп. к печати 7.О9.90.

Формат ...........- Бумага офсетная № 1. Литературная гарнитура.

Высокая печать. Усл. печ. л. 3.5.

Тираж 100 000. Заказ № 11858. Цена 3 р.

Опытно-полиграфическое предприятие ЦНИИТЭИлегпрома, 117335, Москва, ул. Вавилова, 69


Руб.

– Конец работы –

Используемые теги: путь, себе, это, редкая, возможность, получить, постоянно, пополняю, щийся, Справочник, здоровому, образу, жизни0.147

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПУТЬ К СЕБЕ — это редкая возможность получить постоянно пополняю­щийся справочник по здоровому образу жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Формирование здорового образа жизни младших школьников
И.П. Павлов Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2004 г 87 учащихся… До 60 - 70 учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 - хронические заболевания, 60 -…

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
Если учитель будет обращать внимание как дети сидят за партами и, будет делать, сними физические минутки во время урока, то дети будут чаще следить… Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми… Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темп. Специальные исследования показали, что…

Основы здорового образа жизни студентов
Его физиологическая основа формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для… Не зря В. И. Ленин критиковал некоторых представителей интеллигенции за… В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы счетчики времени, согласно которым организм периодически и в…

Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни
Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь — это искусство не… В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики… Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.Жизнедеятельность человека во многом…

Формирование здорового образа жизни средствами ПР "ГУЗ РКДЦ МЗ УР"
Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению… Накопилось много проблем, решение которых требует изменения государственной… Недостаточная финансовая обеспеченность, отсутствие нормативно-правовой основы для реструктуризации здравоохранения и…

Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни студента
В процессе физического воспитания предусматривается решение следующих задач: • Воспитание высоких моральных, волевых и физических качеств,… Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня… Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. Непосредственная…

Основы здорового образа жизни
Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу. И это обеспечить физическое, социальное, эмоциональное, духовное,… Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так 40%…

Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 1996 г 87 %… Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи,…

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента
Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не… История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах… Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования биологических…

Физиологические основы здорового образа жизни
В отличие от большинства медицинских и, прежде всего клинических дисциплин, имеющих дело с одним человеком и его здоровьем, социальная гигиена… В связи с этим можно утверждать, что социальная гигиена - это наука, изучающая… Здоровье. Его критерии и определяющие факторы Слово здоровье, пожалуй, самое частое в повседневном общении людей.Даже…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Основы здорового образа жизни Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу. И это обеспечить физическое, социальное, эмоциональное, духовное,… Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так 40…
  • Физические упражнения - основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе Здоровье помогает нам выполнять наши планы , успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а если придется , то и значительные… К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой… Труд как физический , так и умственный не только не вреден , но , напротив , систематический , посильный ,и хорошо…
  • Изучение отношения населения к здоровому образу жизни Проведено анкетирование респондентов г.Саратова. Одновременно выяснялся уровень информированности по вопросам сохранения здоровья. В анкетировании… Оценка результатов анкетирования показала достаточную осведомленность… Для формирования ЗОЖ населения необходимо учитывать мнение врачей первичного звена здравоохранения, непосредственно…
  • Физическая культура как компонент здорового образа жизни Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением… В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи: 1. Рассмотрение вопроса здорового образа жизни,…
  • Тема: Планирование семьи. Формирование здорового образа жизни Контрацепция предупреждение незапланированной беременности при случайной или регулярной половой жизни Проблемы контрацепции стоят перед... Из женщин репродуктивного возраста не используют никаких...