Собственность как основа жизнедеятельности людей

 

1. Определение. Собственность - всеобъемлющее, исключительное, абсолютное обладание вещами, иными благами, выражающее через соответствующие субъективные права прямую связь ("без посредников") человека с вещью, иным благом. Собственность относится к основе жизнедеятельности людей, во многом определяет саму основу и возможности развития общества, его модернизацию, удовлетворение потребностей общества, прав и интересов людей.

2. Сущность, становление и развитие собственности (философские и экономические аспекты). Собственность есть отношение к вещам "как к своим" (проф. А.В. Венедиктов). С философской стороны собственность представляет собой своего рода распространение (проекцию) абсолютной, исключительной и всеобъемлющей власти человека в отношении своей собственной плоти и ума на внешние предметы. И собственность вследствие этого становится еще одними, притом могущественными "руками" или даже, если угодно, - "частями самого тела" человека - инструментами реализации его активности, творчества, производительной деятельности, жития и досуга.

И вот тут оказывается необходимым право (гражданское право), при помощи которого внешние предметы обретают качества неотъемлемых частиц самого человека, как бы его продолжения - естественных и органически собственных, принадлежащих данному человеку опор и средств для продолжения и интенсификации его деятельности, его жизнедеятельности как разумного существа. Именно здесь, под юридическим углом зрения, внешние предметы (блага) обретают качества "всеобщности", "абсолютности", "исключительности".

Такими предметами и в результате "эффекта права собственности" как бы частицами самой плоти и духа человека и соответствующими правовыми качествами стали:

- сначала сами по себе вещи как частицы материального мира;

- потом объективированные "свершения разума" - так или иначе опредмеченные результаты авторства, изобретательства, профессиональные навыки и умения (предметы и формы интеллектуальной собственности);

- а затем и "знаки" таких предметов и "свершений разума" (ценные бумаги, иные внешне выраженные знаки в электронно-информационном мире).

3. Право собственности в объективном и субъективном смыслах. Вещное право. Необходимо строго различать право собственности как систему юридических норм о собственности (право собственности в объективном смысле) и право собственности того или иного лица как его правомочия в отношении определенных предметов (право собственности в субъективном смысле).

В ходе развития собственности в чем-то такую же роль, как и сама собственность, в той или иной мере стали приобретать некоторые, казалось бы, ограниченные права лиц на отдельные предметы. Это и привело к формированию и развитию отдельных вещных прав. К их разряду относятся не только сервитуты (право проезда, право доступа к водоему и др.), узуфрукт и некоторые другие категории римского права, но и, например, особые права владения и пользования на те или иные природные угодья, утвердившиеся в ряде скандинавских стран (оказавшихся вполне совместимыми с современными товарно-рыночными отношениями), а также явно недооцененные - хотя бы в качестве переходных - виды вещных конструкций, сформировавшиеся в обстановке советского общества при переходе к рыночным отношениям (оперативное управление, полное хозяйственное ведение, пожизненное наследуемое владение).

Эти права, как и соответствующие права собственников, являются субъективными правами. В целом они на уровне юридических норм охватываются понятием вещное право (в объективном смысле), главной и преобладающей частью которого является право собственности.

4. Значение. Каково же социальное значение права собственности, а вместе с ним и вещных прав? Довольно часто это значение понимается так, что при помощи своей "абсолютной власти" - юридических правомочий в отношении тех или иных предметов - носитель права собственности получает наиболее широкие (абсолютные и исключительные, с юридической стороны общедозволительные, - см. дальше) возможности обладания этими предметами, и значит - их свободного использования как материальных и духовных благ.

Но значение собственности в жизни общества, особенно в экономике, не сводится к одному такому обладанию, при всей его большой значимости. Оно более многогранно и весомо.

Благодаря тому, что для собственности характерно широкое, наиболее полное обладание человеком вещами, иными благами, само по себе требующее своего упрочения и развития, собственность становится фактором активности и озабоченности человека за ее использование, судьбу, источником одного из наиболее мощных стимулов предельно интенсивной рисковой деятельности, импульсом, толкающим в сфере экономики не к "проеданию" доходов, а к их обратному вложению в производство, и одновременно его ответственности - "бремени".

Вот почему, по всем данным, собственность, являя собой один из ключевых, поворотных пунктов в самых первых фазах человеческой истории, стала мощным, не имеющим альтернативы источником силы людей, вселенского откровения.

Понятно, что собственность во всем объеме своих качеств и достоинств (впрочем, и негативных, противоречивых сторон, источника корыстолюбия, вещевого эгоизма, страсти к накопительству и др.) - это частная собственность, т.е. собственность человека, конкретного лица (или группы конкретных лиц), полное обладание которого вещами, иными благами напрямую соприкасается, контактирует с его волей, интересами, интенсивной, порой неотвратимо, воздействует на них.

Но именно такая - частная! - собственность во всех ее формах и аналогах только и может служить человеку и сообществу людей. Только частная собственность (абсолютное право на вещи и интеллектуальная собственность - исключительное право на нематериальные блага, "знаки собственности") дает ее субъекту наиболее широкие, общедозволительные права обладания и в этой связи способна оказывать на человека, на его волю и интересы мощное и многообразное воздействие. Такое воздействие, которое активизирует личность, ее творческий потенциал и таким путем приносит благо и самому человеку, и всему сообществу людей. В этих своих качествах частная собственность, хотя и является источником и поприщем ряда негативных сторон в жизни людей, вместе с тем включается, как и опосредствующее ее право, в жесткие механизмы поступательного восходящего развития общества, его совершенствования, модернизации.

На более высоких ступенях человеческой общности ("большом" обществе, государстве) обладание определенными объектами может возводиться в ранг общественной, государственной (публичной) собственности, и в этом случае стимулирующие, активно-побудительные функции собственности стираются, переходят к группам властвующих лиц. Вместе с тем такая (общественная, государственная) собственность фиксирует достояние общества, становится вынужденной необходимостью, нередко вплетается во властную деятельность государства, других публичных образований, порождая многообразные, положительные и негативные, последствия.